ПК 4.1.
календарно-тематическое планирование на тему
Выбирать УМК, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы - КТП) на основе нового образовательного стандарта и применять программы с учётом вида образовательного учреждения,особенности класса и отдельных обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.58 КБ |
![]() | 38.24 КБ |
![]() | 35.69 КБ |
![]() | 36.69 КБ |
![]() | 38.74 КБ |
![]() | 35.81 КБ |
![]() | 38.6 КБ |
![]() | 2.09 МБ |
![]() | 31.26 КБ |
![]() | 56.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 1-4 класс.
Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева
1 класс
№ п/п | Тема урока | Цель урока | Планируемые результаты | Музыкальный репертуар | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
1 | Музыка утра | Раскрыть перед учащимися выразительные и изобразительные возможности разных видов искусств в передаче чувств, мыслей, настроения человека от утренней природы. | Исполнять песню с настроением, высказываться о характере музыки, определять, какие чувства возникают при прослушивании музыки; познакомить учащихся с произведениями русского и зарубежного композиторов – Э. Григ «Утро» из пьесы Пер Гюнт и П. И. Чайковского «Зимнее утро» из «Детского альбома»; сделать анализ прослушанных произведений. | Активно участвовать в обсуждении музыкального искусства, его роли в жизни человека. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей. | Выражать эмоции при прослушивании музыки; развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющем себя в музыкально-ценностном отношении к искусству, понимание его функций в жизни человека и общества. | «Утро» (Э. Григ), «Зимнее утро ( П. И. Чайковский,. «Весёлый музыкант» (А.Филиппенко) |
2 | Музыка вечера | Обобщить и закрепить изученное; научиться через музыку видеть картины природы; расширить художественные представления детей о жанре вечернего пейзажа в музыке, живописи, поэзии. | Формирование позитивного отношения к классической музыке по средствам восприятия, образного и ассоциативного мышления, музыкальной памяти и слуха, освоение музыкальных произведений и знаний о музыке посредствам восприятия произведения Гаврилин «Вечерняя музыка», Григ «Утро». | Осуществлять поиск необходимой информации. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Ставить вопросы, обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкального произведения. Формирование внутренней позиции обучающегося. | «Вечерняя музыка» (А. Гаврилин), «Утро» (Э. Григ), «Весёлый музыкант» (А.Филиппенко) |
3 | Музыкальные портреты | Показать учащимся, как своими средствами выразительности музыка рисует портреты сказочных персонажей и людей. | Учить определять тему урока, ставить перед собой задачи; проявление интереса к новому содержанию занятия; выполнять задания творческого и поискового характера; познакомить учащихся с произведениями русских композиторов – С. Прокофьева «Болтунья» и П.Чайковского «Баба-Яга»; сделать анализ прослушанных произведений. | Активно участвовать в обсуждении музыкального искусства, его роли в жизни человека; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей. | Чувствовать связь различных видов искусства: живописи, музыки, поэзии; в исполнении музыкальных произведений выражать свои собственные эмоции и своё отношение к произведению. | «Баба-Яга» (П. И. Чайковский), «Болтунья» (С. С. Прокофьев), «Весёлый музыкант» (А.Филиппенко) |
4 | Разыграй сказку | Познакомить учащихся с образцами русского народного фольклора; выявить изобразительные и выразительные возможности музыки через восприятие музыкального произведения; активизация учебного процесса посредством коллективной деятельности на уроке; воспитывать интерес к русскому фольклору. | Формирование позитивного отношения к классической музыке по средствам восприятия, образного и ассоциативного мышления, музыкальной памяти и слуха, освоение музыкальных произведений и знаний о музыке. | Выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Ставить вопросы, обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. Осуществлять поиск необходимой информации. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкального произведения. Формирование внутренней позиции обучающегося. | «Утро» (Э. Григ), «Баба-Яга» (П. И. Чайковский), «Вместе мы большая сила» |
5 | Мамин праздник | Познакомить детей с историей праздника 8 марта. | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Вместе мы большая сила». | Анализ, сравнение, синтез, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и истории, осознанные построение речевых высказываний | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре России. | «Колыбельная медведицы» (Е. Крылатов), «Вместе мы большая сила» |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 1-4 класс.
Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева
2 класс
№ п/п | Тема урока | Цель урока | Планируемые результаты | Музыкальный репертуар | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
1 | «Детский музыкальный театр. Балет Золушка» | Познакомить учащихся с новым музыкальным жанром - балетом, его характерными особенностями. | Формирование позитивного отношения к классической музыке по средствам восприятия, учиться выявлять отличительные особенности музыкального жанра – балет; совершенствовать умения давать полную и точную характеристику настроению, чувствам, образам музыки по средствам восприятия произведения «Вальс» из балета С.Прокофьева «Золушка». | Выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Ставить вопросы, обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. Осуществлять поиск необходимой информации. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, наличие эмоционального отношения к искусству; воспитание общечеловеческих нравственных ценностей (доброты, отзывчивости, умения сопереживать, трудолюбия) через анализ содержания произведения искусства. | Видеофрагмент: «Вальс» из балета «Золушка» (С. Прокофьев), «Колыбельная медведицы» (Е. Крылатов) |
2 | «Театр оперы и балета. Волшебная палочка» | Формирование у учащихся целостного представления о театре оперы и балета. | Расширить представления учащихся о музыкальном театре, дать определение жанру «опера», познакомить с понятиями симфонический оркестр, дирижер.
| Выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; научиться анализировать прослушанные музыкальные фрагменты; научиться извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя. | Воспитывать у школьников любовь к музыкальному искусству и музыкальному театру; закреплять мотивацию к учебной и творческой деятельности. | Видеозапись «У лукоморья дуб зеленый», Отрывок из оперы «Руслан и Людмила» «Марш Черномора» (М.Глинка), «Колыбельная медведицы» (Е. Крылатов) |
3 | «Симфоническая сказка Петя и волк» | Знакомство детей с инструментами из симфонического оркестра, с биографией С.С. Прокофьева, прослушать и проанализировать темы из произведения «Петя и волк». | Развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, научить распознавать тембры отдельных инструментов посредствам восприятия симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева. | Активно участвовать в обсуждении сущности музыкального искусства и его роли в жизни человека; выражать эмоционально - ценностное отношение к музыке как живому, образному искусству. | Способствовать повышению творческой активности, заинтересованности, восприимчивости, проявляющего себя в эмоционально ценностном отношении к искусству, воспитывать музыкальный, эстетический вкус; воспитывать интерес и любовь к музыке, воспитывать культуру слушания симфонической музыки. | Видеозапись: мультфильм «Петя и волк» (С. Прокофьев), «Симфоническая сказка Петя и волк»: Тема Пети, Тема Птички, Тема Уточки (С Прокофьев), «Дорогою добра» (М.Минков) |
4 | «Симфоническая сказка Петя и волк» | Знакомство детей с инструментами из симфонического оркестра, с биографией С.С. Прокофьева, прослушать и проанализировать темы из произведения «Петя и волк». | Развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, научить распознавать тембры отдельных инструментов посредствам восприятия симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева. | Активно участвовать в обсуждении сущности музыкального искусства и его роли в жизни человека; выражать эмоционально - ценностное отношение к музыке как живому, образному искусству. | Способствовать повышению творческой активности, заинтересованности, восприимчивости, проявляющего себя в эмоционально ценностном отношении к искусству, воспитывать музыкальный, эстетический вкус; воспитывать интерес и любовь к музыке, воспитывать культуру слушания симфонической музыки. | Видеофрагмент сказки «Петя и волк», «Симфоническая сказка Петя и Волк» Тема: Дедушки, Тема Волка, Тема Охотников, Заключительное шествие (С Прокофьев), «Дорогою добра» (М.Минков) |
5 | «Звучит нестареющий Моцарт!» | Познакомить детей с В.А. Моцартом и его творчеством. | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Дорогою добра» (М.Минков) | Сравнение, анализ, обобщение, синетз. | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; уважение к народным традициям, музыкальной культуре других стран. | «Дорогою добра» (М.Минков), «Симфония №40» (В.А. Моцарт), увертюра к опере «Свадьба Фигаро» (В.А. Моцарт) |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 1-4 класс.
Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева
3 класс
№ п/п | Тема урока | Цель урока | Планируемые результаты | Музыкальный репертуар | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
1 | «В современных ритмах» | Сформировать представления учащихся о музыкальном жанре – мюзикл. | Развитие вокально-певческих навыков и умений, музыкального слуха, памяти, мышления, умения слушать и анализировать музыкальные произведения по средствам восприятия фрагментов из мюзикла А.Рыбникова «Волк и семеро козлят»; формировать тонкий музыкальный вкус учащихся. | Выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Ставить вопросы, обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. Осуществлять поиск необходимой информации. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. | Способствовать воспитанию эстетического восприятия музыкальной культуры; развивать способность эмоционально откликаться на музыкальные произведения; воспитывать через музыку разных стран и народов толерантные отношения учащихся. | «Брадобрей» (М.Дунаевский), Фрагменты мюзикла «Волк и семеро козлят»: «Сцена Козы с козлятами», «Сцена Волка с козлятами», «Песня Козы», «Песенка Волка и козлят» (А.Рыбников) |
2 | «Музыкальное состязание» | Знакомство с жанром инструментального концерта и выявление характерных черт жанра. | Развитие вокально-певческих навыков и умений, музыкального слуха, памяти, мышления, умения сравнивать и анализировать; развитие исполнительской культуры; освещение понятий - концерт, композитор, исполнитель, слушатель, через знакомство с произведением «Концерт №1» П. И. Чайковского. | Выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; освоить основные понятия урока путём включения учащихся в различные виды практической деятельности (слушательской, музыкальной, изобразительной); логические действия, работа с информацией. | Способствовать воспитанию эстетического восприятия музыкальной культуры; развивать способность эмоционально откликаться на музыкальные произведения; воспитание уважения к культурному музыкальному наследию. | «Концерт №1» для фортепиано с оркестром (П.И. Чайковский), Укр.н.п. «Веснянка», «Брадобрей» (М.Дунаевский) |
3 | «Музыкальные инструменты. Флейта» | Познакомить детей с музыкальным инструментом — флейтой, рассказать о ее происхождении. | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Ты, да я, да мы с тобой» (В. Шаинский). | Сравнение, анализ, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и истории, решение творческих задач. | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; уважение к народным традициям, музыкальной культуре России и других стран. | «Ты, да я, да мы с тобой» (В. Шаинский), «Тема Птички» из симфонической сказки «Петя и Волк» (С.С. Прокофьев), «Шутка» (И.С. Бах) |
4 | «Музыкальные инструменты. Скрипка» | Познакомить детей с музыкальным инструментом — скрипкой, рассказать о ее происхождении | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Ты, да я, да мы с тобой» (В. Шаинский). | Сравнение, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и истории, взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, анализ. | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; уважение к народным традициям, музыкальной культуре других стран. | «Ты, да я, да мы с тобой» (В. Шаинский), «Каприс» (Н. Паганини) |
5 | «Сюита «Пер Гюнт» | Познакомить детей с симфонической сюитой «Пер Гюнт» | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Ты, да я, да мы с тобой» (В. Шаинский). | Сравнение, анализ, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и истории, музыки и изобразительного искусства, решение творческих задач. | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; уважение к народным традициям, музыкальной культуре других стран. | «Ты, да я, да мы с тобой» (В. Шаинский), «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» (Э. Григ) «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт» (Э. Григ) |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 1-4 класс.
Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева
4 класс
№ п/п | Тема урока | Цель урока | Планируемые результаты | Музыкальный репертуар | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
1 | «Счастье в сирени живёт» | Знакомство с жанром романса на примере творчества С.В. Рахманинова. | Формирование позитивного отношения к классической музыке по средствам восприятия, образного и ассоциативного мышления, музыкальной памяти и слуха. Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке посредствам восприятия Рахманинов «Сирень». | Выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Ставить вопросы, обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. Осуществлять поиск необходимой информации. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства; формирование внутренней позиции обучающегося; воспитание любви и уважения к Родине через творчество С.В. Рахманинова. | «Сирень» (С.В. Рахманинов), «Вместе мы большая сила» |
2 | «Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель)» | Познакомить с тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов: скрипка, виолончель. Уметь определять на слух звучание лютни и клавесина.; познакомить с жанром квартета, ноктюрна. | Формирование позитивного отношения к классической музыке по средствам восприятия, образного и ассоциативного мышления, музыкальной памяти и слуха. Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке посредствам восприятия Бородин «Ноктюрн», Чайковский «Вариации на тему рококо». | Выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Ставить вопросы, обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. Осуществлять поиск необходимой информации. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкального произведения. Формирование внутренней позиции обучающегося. | «Ноктюрн» (Бородин), «Вариации на тему рококо» (Чайковский), «Вместе мы большая сила» |
3 | «Не молкнет сердце чуткое Шопена…» | Сформировать представление об особенностях композиторского творчества Ф. Шопена. | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений. | Анализ, синтез, сравнение, решение творческих задач. | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу, формировать нравственный ценности. | «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка» (Ф. Шопен), «Если с другом вышел (В. путь» Шаинский) |
4 | «Патетическая соната» | Знакомство обучающихся с жанром соната на примере классической «Патетической сонаты» Л.В.Бетховена. | Научатся воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражая своё отношение; научатся проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения – чувства, характер, настроение. | Умение понимать учебную задачу урока; умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии; строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки. | Наличие эмоционального отношения к искусству; формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой. | «Патетическая соната» (Л. Бетховен), «Если с другом вышел (В. путь» Шаинский) |
5 | «Опера Иван Сусанин» | Познакомить детей с понятием «опера», творчеством русского композитора М.И.Глинкой. | Понимание основных закономерностей музыкального оперного искусства; формирование основ музыкальной культуры; умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке и народной песне. | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов оперы; овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения. | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач. | Ария Сусанина «Ты взойдёшь, моя заря, Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» (М. Глинка), «Если с другом вышел (В. путь» Шаинский) |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 5-7 класс.
Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева
5 класс
№ п/п | Тема урока | Цель урока | Планируемые результаты | Музыкальный репертуар | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
1 | «Колокольность в музыке» | Познакомить детей с истоками русской профессиональной музыки, видами колокольного звона. | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; начать разучивание песни «Мир похож на цветной луг». | Проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, анализ, обобщение, сравнение, решение творческих задач, осознанное построение речевых высказываний. | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России. | «Сюита для двух фортепиано» (фрагменты) (С. Рахманинов), Фрески Софии Киевской. «Концертная симфония для арфы с оркестром» (фрагменты) (В. Кикта), «О героях былых времен» из к/ф «Офицеры» |
2 | «Портрет в музыке и изобразительном искусстве» | Познакомить учащихся с жанром портрет, научить учащихся видеть портрет в музыке. | Познакомить с музыкальными портретами посредством восприятия музыки С.С.Прокофьева, П.И.Чайковского; развивать творческое мышление, воображение. | Уметь сопоставлять произведения скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, через сравнение различных интерпретаций музыкальных произведений, эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения. | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, наличие эмоционального отношения к искусству; умение анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом. | «Чакона» (И.С.Бах), «Мелодия» (П.И.Чайковский), «Концерт №1» фрагмент, (А.Шнитке), «О героях былых времен» из к/ф «Офицеры» |
3 | «Волшебная палочка дирижера» | Познакомить с историей возникновения дирижерской палочки, сформировать представление о роли дирижёра в оркестре. | Формирование у учащихся представления о значимости дирижера в исполнении симфонической музыки, посредствам восприятия произведения «Венгерская рапсодия» Брамса, через знакомство с искусством дирижера. | Выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; развивать критическое, образное, рефлексивное мышление, совершенствовать навык работы с информацией; ставить вопросы, обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкального произведения. Формирование внутренней позиции обучающегося. | «Венгерская рапсодия» (И. Брамс) Видеозапись Брамс «Венгерская рапсодия» в исполнении камерного оркестра «Виртуозы Москвы», «О героях былых времен» из к/ф «Офицеры» |
4 | «Образы борьбы и обеды в искусстве» | Познакомить детей с одной из самых знаменитых симфоний мировой музыкальной культуры – Симфонией №5 Л. Бетховена и раскрыть ее образный строй | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Мир похож на цветной луг». | Проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, анализ, обобщение, сравнение, решение творческих задач, осознанное построение речевых высказываний. | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре других стран. | «Симфония №5» фрагменты Часть 3 и Часть 1 (Л.В. Бетховен), «Вместе мы большая сила» |
5 | «Застывшая музыка» | Раскрыть взаимообогащающие связи между различными сферами искусства на примере синтеза музыки и архитектуры. | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; завершить разучивание песни «Мир похож на цветной луг». | Проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, анализ, обобщение, сравнение, осознанное построение речевых высказываний. | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре других стран. | «Вместе мы большая сила», «Аве Мария» (Дж. Каччини), «Богородице, дево радуйся» (С.В. Рахманинов), «Прелюдия Соль-минор» (И.С. Бах) |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 5-7 класс.
Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева
6 класс
№ п/п | Тема урока | Цель урока | Планируемые результаты | Музыкальный репертуар | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
1 | «Инструментальная баллада» | Познакомить детей с жанром инструментальной музыки «баллада» | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений. | Синтез, анализ, проследить взаимосвязь музыки и истории | Развивать культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре других стран. | «Песня о друге» (В. Высоцкий), «Баллада №1» (Ф. Шопен) |
2 | «Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена» | Осознание стилистических особенностей музыки Ф. Шопена, знакомство с жанрами камерной музыки инструментальной миниатюры музыки Ф. Шопена. | Развивать умение размышлять о музыке, об особенностях её воплощения, умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям, умение видеть музыкальные образы, воплощенные в жанрах фортепианной миниатюры Шопена по средствам восприятия произведений Ф.Шопена «Этюд №12», «Прелюдия №24». | Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера. | Прививать любовь к родному краю, родине на примере жизни и творчестве Ф.Шопена; проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений. | «Прелюдия №24», «Этюд №12» (Ф.Шопен), «Песня о друге» (В.Высоцкий) |
3 | «Ночной пейзаж» | Познакомить детей с жанром инструментальной музыки «ноктюрн» | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений. | Синтез, анализ, проследить взаимосвязь музыки и истории | Развивать культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре России и других стран. | «Ноктюрн №20» (Ф.Шопен), Ноктюрн «Двое в кафе» (М. Таривердиев», «Песня о друге» (В.Высоцкий) |
4 | «Космический пейзаж» | Познакомить детей с оркестровой пьесой Ч. Айвза «Космический пейзаж». | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Песня о друге». | Синтез, анализ, проследить взаимосвязь музыки и истории. | Развивать культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре других стран. | «Песня о друге» (В.Высоцкий), «Космический пейзаж» (Ч. Айвз) |
5 | «Г. Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель» | Познакомить детей с музыкальными иллюстрациями Георгия Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель» | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений. | Синтез, анализ, проследить взаимосвязь музыки и истории, музыки и литературы. | Развивать культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре России. | «Песня о друге» (В.Высоцкий), «Тройка» (Г. Свиридов), «Вальс» (Г. Свиридов) |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 5-7 класс.
Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева
7 класс
№ п/п | Тема урока | Цель урока | Планируемые результаты | Музыкальный репертуар | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
1 | «Камерная музыка» | Познакомить детей с камерной инструментальной музыкой и такими жанрами как этюд и транскрипция | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений. | Анализ, синтез, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и литературы. | Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре других стран. | «Революционный этюд №12» (Ф. Шопен), «Метель» (Ф. Лист), «Чакона» (И.С. Бах), «Каприс №24» (Паганини), «Вместе будем на планете», (А. Ермолов) |
2 | «Циклические формы инструментальной музыки» | Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях циклических форм инструментальной музыки. | Развивать умение размышлять о музыке, об особенностях её воплощения, познакомить учащихся с особенностями формы инструментального концерта на основе особенностей музыкального стиля А. Шнитке и И. Баха. | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера. | Воспитывать любовь к музыке, музыкантам, воспитывать эстетический вкус, эмоциональное восприятие музыки. | «Concerto grosso» - 5 часть «Рондо» (А.Шнитке), «Чакона» (И.Бах), «Сюита в старинном стиле» вторая часть «Балет» (А.Шнитке), «Вместе будем на планете», (А. Ермолов) |
3 | «Циклические формы инструментальной музыки» | Обобщить и систематизировать представления семиклассников об особенностях циклических форм инструментальной музыки. | Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки; развивать умение размышлять о музыке, об особенностях её воплощения, познакомить учащихся с особенностями формы инструментального концерта на основе особенностей музыкального стиля Л. Бетховена. | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; извлекать информацию и делать логические выводы; ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни. | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям; воспитывать эстетический вкус, эмоциональное восприятие музыки. | «Вместе будем на планете», (А. Ермолов) «Соната №8», «Соната №14» (Л. Бетховен) |
4 | «Симфоническая музыка» | Обобщить и систематизировать представления семиклассников об особенностях циклических форм инструментальной музыки. | Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки; развивать умение размышлять о музыке, об особенностях её воплощения, познакомить учащихся с особенностями симфонической формы произведений на основе особенностей музыкального стиля Йозефа Гайдна, посредствам слушания произведения «Симфония №45». | Умение слушать музыку и размышлять о ней, развивать способность критически мыслить; уметь ориентироваться в информационном материале, осуществлять поиск нужной информации; умение слушать собеседников и вступать в диалог. | Воспитывать любовь к музыке, музыкантам; воспитывать эстетический вкус, эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям. | «Шёпот ветра», «Симфония №45» (Й. Гайдн) |
5 | «Симфоническая музыка» | Обобщить и систематизировать представления семиклассников об особенностях циклических форм инструментальной музыки. | Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки; развивать умение размышлять о музыке, об особенностях её воплощения, познакомить учащихся с особенностями симфонической формы произведений на основе особенностей музыкального стиля Дмитрия Шостаковича, посредствам слушания произведения «Симфония №7». | Умение слушать музыку и размышлять о ней, развивать способность критически мыслить; уметь ориентироваться в информационном материале, осуществлять поиск нужной информации; умение слушать собеседников и вступать в диалог. | Воспитывать любовь к музыке, музыкантам; воспитывать эстетический вкус, патриотизм, эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям. | «Шепот ветра», «Симфония №7» (Д. Шостакович) |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Выполнила: студентка 40 группы
Карпенко Ольга
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЬНОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Челябинск, 2018
Статья на тему «Современные технологии в школьном музыкальном образовании»
В настоящее время современное музыкальное образование выходит на более высокий технологический уровень. Перед преподавателями стоит задача не только сохранения лучших традиций музыкальной педагогики, но и ведется поиск новых педагогических технологий, что связанно, прежде всего, с отказом от традиционного обучения и воспитания.
Термин «педагогические технологии» появился около сорока лет назад в США и трактуется по-разному:
В узком смысле слова педагогическая технология - это последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей.
В общем виде - это изучение учащихся и состояния учебно-воспитательного процесса, постановка диагностических целей и задач, определение перспективы, предвидение результатов, планирование деятельности, решение задач, организаторская деятельность, коррекция на основе диагностики, разработка программы последующих действий. [1]
Следовательно, развитие педагогических технологий связанно с новым, более качественным уровнем деятельности педагога.
Успешность и эффективность применения педагогических технологий на уроках музыки можно гарантировать только в том случае, когда учитель имеет широкий кругозор и владеет программными средствами, как общего, так и учебного назначения, способен определить место ИКТ в методической системе преподавания предмета. [5]
Виды современных технологий:
- Личностно-ориентированный подход.
В обучении на уроках музыки личностно-ориентированный подход способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминании, внимании, в проявлении инициативы, творчества. При усвоении нового материала каждый ребенок обнаруживает различные интересы и по-разному использует свои знания. [2]
На современном этапе развития педагогической мысли личностно- ориентированный способ обучения является инновационным и повышает эффективность учебно-воспитательного процесса.
- Здоровьесберегающие технологии.
На сегодняшний день перед школой стоит важная задача - создание условий для сохранения здоровья учащихся, т.е. разработка мер по здоровьесбережению.
Одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус учащихся.
К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приемы, методы, технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью учащихся и которые не наносят прямого или косвенного вреда:
- музыкотерапия - особая форма работы с детьми, с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание дисков, игра на музыкальных инструментах, пение и др.)
- вокалотерапия - это метод основан на оздоровительных свойствах классического пения и включает в себя упражнения повышающие адаптационные и интеллектуально-эстетические способности ребенка.
- ритмотерапия - это специфические упражнения под музыку с использованием лексического материала, танцевальных движений.
- арт-терапия - направление в психотерапии, основанное на искусстве и творчестве.
- улыбкотерапия – метод, основанный на положительном влиянии улыбки на учащихся.
- Мультимедийные технологии.
Актуальным для преподавания музыки в общеобразовательной школе становится широкое использование технических средств обучения: музыкального центра, видеомагнитофона, синтезатора, которые могут быть применены на уроках музыки.
В процессе использования ИКТ на уроке музыки дети осваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку. Все это расширяет кругозор учащихся, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развивать музыкальные способности. [4]
- Метод проектов.
Одной из ведущих технологий, используемой на уроках музыки, является метод проектов. Сегодня этот метод применяется каждым педагогом. В его основе лежит умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. Метод всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся.
Таким образом, каждый учитель музыки, используя современные инновационные технологии в преподавании, открывает для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, благодаря чему для учителя - работа, а для его учеников - обучение станут радостнее и увлекательнее.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 2005г. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании», редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г. М.,Просвещение,2000г.
- Волков И.П. Учим творчеству. М., Педагогика, 1982г.
- Современные образовательные технологии, применяемые на уроках музыки. https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2014/02/02/sovremennye-obrazovatelnye-tekhnologii-primenyaemye-na-urokakh
- Современные технологии обучения в музыкальном образовании. https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tehnologii-obucheniya-v-muzykalnom-obrazovanii
- КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tehnologii-obucheniya-v-muzykalnom-obrazovanii
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
Карпенко Ольга Андреевна
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СТРАНАХ ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Челябинск, 2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ОБУЧЕНИЕ МУЗЫКЕ В СТРАНАХ ВОТОЧНОЙ АЗИИ………..……………4
Китай…………………………………………………………………………………..4
Корея………………………………………………………………...........................12
Япония…………………………………………………………………………..……16
Музыкальное образование стран Восточной Азии в сравнении с Россией……...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………...………………………………………………………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….…….24
ВВЕДЕНИЕ
Восточная Азия включает в себя Японские острова, Корейский полуостров, и восточную часть Китая. Именно об этом регионе пойдет речь в данном методическом пособии.
В последние десятилетия расширение учебных программ по музыке за счет включения в них различных образовательных методик мира стало важной чертой западных систем образования. Принято считать, что в странах восточной Азии самая запутанная система образования, подверженная нападкам государственных реформ, но не смотря на это музыкальное образование в Восточной Азии развито на высоком уровне. Поэтому, необходимо подробно изучить тему «Музыкальное образование в странах Восточной Азии», ознакомиться с системой образования, методиками преподавания, так как некоторые методы музыкального воспитания можно внедрить в российскую систему музыкального обучения.
По моему мнению, эта тема интересна и является актуальной для нынешнего образования.
ОБУЧЕНИЕ МУЗЫКЕ В СТРАНАХ ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
Япония
Общее образование в Японии имеет весьма четкую структуру, оно длится 12 лет и делится на 3 этапа:
- Начальная школа (1-6 классы) – сёгакко;
- Средняя школа (7-9 классы) – тюгакко;
- Старшая школа (10-12 классы) - котогакко. [4]
При обучении особое внимание уделяют на то, чтобы дети были образованными и развитыми.
По законам данной страны в школах детей приобщают к труду, это уже их маленькая ответственность. После посещения школы учащихся занимают различными внеклассными кружками.
Музыкальное воспитание, как и у любого народа, составляет важную часть жизнедеятельности японцев. Психологическая глубина менталитета японского народа, стремление к сохранению традиционного искусства, в том числе и музыкального, открытость новым веяниям - все это отразилось на особенностях музыкального образования и воспитания в Японии. [4]
Общие педагогические позиции таковы: все дети равны, среди них нет слабых и сильных, а есть ленивые и прилежные. Эти же положения касаются и музыкального образования: в школах, ориентированных на музыку, «второгодников» нет, репетиторские школы дзюку помогают «выравниванию» детей. Задача средней школы - воспитание, задача старшей школы - передача знаний для поступления в вуз, и практически все поступившие их заканчивают.
В Японии многие с раннего детства получают музыкальное образование, дома, так как родители, знают, что оно дает более широкие возможности в будущей взрослой жизни. Но не все могут позволить учить ребенка музыке, нанимая частных учителей или в музыкальной школе. Это образование очень дорого и доступно не всем. Детская самодеятельность в стране популярна, существуют камерные ансамбли, хоровые группы, оркестры из духовых инструментов.
В школе уроки музыки проводят на протяжении всех 3х этапов обучения. Интересно, что музыка у японцев служит как способ сплочения, формирования духа общности. Например: учитель должен наказать шалуна и в качестве наказания предлагает ему петь не в хоре, а в одиночку. Для школьника отлучение от совместных, общих действий с одноклассниками является наихудшим наказанием.
В начальной школе много внимания уделяется развитию творческих музыкальных способностей и слуха. Здесь ставится задача научить детей тонко чувствовать музыку, понимать ее и самовыражаться в ней. Программы для таких уроков разрабатывает Национальное министерство просвещения. На их основе детей вначале обучают правильно дышать и сидеть во время пения, понимать, что означают взмахи дирижерской палочки. Детей учат петь напевно, легко. Только потом песни разучиваются и исполняются. [5]
У школьников вырабатывается чувство ритма, их учат видеть ритмичный рисунок и темп мелодии. Затем они уже сами пробуют играть на простых музыкальных инструментах: треугольниках, барабанах, бубнах, кастаньетах, тарелках.
В школе происходит подробное знакомство с нотной грамотой и после этого дети играют уже на физгармонии, губной гармошке, металлофоне. Они разучивают слова песен, а потом ее ноты, затем действие происходит наоборот.
В Японии используются системы Кодаи и Орфа. Обе они используют принцип систематического обучения, основанного на музыкальности родного языка. Их применение привело к возникновению в Японии называемого «бума» (японских детских народных песен).
Среди других групп, энтузиазм в создании учебного материала, основанного на детских стишках, прибаутках и народных песнях, проявили союзы учителей. Однако в 1977 году изменение политики, направленное на увеличение гибкости образования привело к сокращению числа японских музыкальных пьес в пятом выпуске «Государственного стандарта». Преподаватели музыки отреагировали уменьшением интереса к традиционной японской музыке и сосредоточились на классном хоровом пении. В соответствии со «Стандартом», действующим сейчас, японская музыка должна изучаться в том объеме, какой возможен: в новом, реформированном «Государственном стандарте» репертуар для прослушивания не регулируется, лишь утверждается, что с 2002 года все ученики средней школы второй ступени должны изучать игру на традиционных японских инструментах.
Музыкальное образование в Японии было ориентировано на западную музыку со времени основания Национального института музыкальных исследований в 1879 году. Его основной целью было «сочинение подходящих для школьного обучения детских песен, в которых сплавлялись бы воедино западные и восточные элементы», однако проблема была в том, как наилучшим образом осуществить сплав этих восточных и западных элементов. Сравнительное музыковедение (этномузыковедение) не было развито в Японии этого времени, и все попытки осуществить это слияние оказались бесплодными. Только сами японские дети нашли наиболее естественный путь смешения западных тональных мелодий и японских детских игровых песен. [5]
Любопытно, что в школах культуры курсы японской традиционной музыки привлекают гораздо больше народа, чем курсы западной музыки. На пример, в школе культуры, управляемой газетной компанией Азахи, преподается большинство стилей традиционной японской музыки - шакухачи, танцы и пение но, игра на сямисэне и фольклорное пение, нагаута, киёмото, джидаю, шиннаи и т. д. Плата за учение сравнительно низка; обучение проводится в группах, а не по отдельности с каждым учеником, как в системе иемото.
Для большинства учащихся занятия японской музыкой - это хобби, поэтому некоторые из педагогов стараются использовать в своей деятельности нотный стан и соответствующие обозначения. Хотя будущий успех этих начинаний еще не очевиден, нет сомнения в том, что новая школьная реформа изменяет традиционную систему обучения. [4]
Корея
Представления корейцев о воспитании и обучении заложены глубоко семейных традициях. Музыкальное образование в Корее опирается на традиционную дисциплину и любовь к пению.
Главной целью музыкального образования в Корее является развитие у учащихся музыкальных и творческих способностей, восприимчивости к музыке путем изучения различных музыкальных стилей и занятиями различными видами музыкальной деятельности.
В Корее музыка является обязательным предметом и в начальной, и в средней школе. В начальной школе ей отводится в среднем два урока в неделю, а в средней - один урок. В двенадцатом классе занятия музыкой уже не проводятся, так как ученики напряженно готовятся к вступительным экзаменам в университет.
В начальной школе музыку преподает учитель общеобразовательных предметов обычно это специалист в области начального образования. В средней школе преподавание музыки поручается профессионалу, имеющему университетскую музыкальную подготовку. С недавнего времени некоторые частные школы нанимают учителей специально для занятий музыкой. Это полезно как для учеников начальных школ, так и для выпускников университетов с профессией музыканта-педагога.
Самый распространенный вид исполнительской деятельности в школе – это хоровое пение. Для корейского народа пение – мощное средство снятия напряжения. В этой стране широко распространены «поющие комнаты» - корейский аналог караоке. Другие направления музыкальной специализации и школе – это камерно-инструментальный ансамбль (ориентированный на западную классическую музыку) и школьные оркестры. Джазовые ансамбли в корейских школах встречаются редко. Кроме пения в хоре, любимыми музыкальными занятиями корейских школьников оказываются, игра в школьном оркестре, пение в церковном хоре, а также частные уроки музыки и фортепианной игры. [6]
Для оценки результатов занятий ученика служит характеристика, которую ему дает педагог, а также разнообразные экзамены (по выбору) по музыкальной грамоте и истории музыки. Некоторые школы, тяготеющие к новациям, недавно стали проводить у себя «профильные» оценки музыкальных успехов учеников. Они включают в себя письменную характеристику успехов ученика в пении, игре на инструменте, музыкальной грамоте, истории музыки, а также оценку его достижений за семестр или за год. Профильные оценки пока не преобладают в корейских школах, но их важность признается некоторыми специалистами в образовании, в том числе и музыкальном. [6]
За последние годы было опубликовано несколько книг по методике преподавания музыки в Корее, так же было переведено много западных. Значительная часть этих авторов предлагают педагогические подходы, специально ориентированные на музыкальные стили XX века и традиционную корейскую музыку.
Эта литература подводит под музыкальное образование в Корее отсутствовавшую ранее теоретическую базу. Распространение западных теорий (например, Пиаже), особых педагогических методов (например, систем Кодаи, Орфа, Далькроза Судзуки) и концептуальных подходов (индивидуальные занятия, когнитивное обучение музыке) привело к постепенной «вестернизации» теоретических основ музыкального образования в Корее. Главная проблема состоит в адаптации этих теорий к корейскому менталитету: ощущается настоятельная потребность в разработке теоретических основ корейского музыкального образования - не в форме имитации западных теорий, но, напротив, с целью адаптации последних к образовательной системе Кореи. [4]
Во-первых, согласно корейскому энциклопедическому словарю, музыкальное образование определяется как «часть художественного образования, которая через понимание красоты музыки и восхищения ею обогащает и развивает личность». То есть музыка в образовательных целях предназначена для совершенствования личности. Еще раз подчеркнем, что цель музыкального образования заключается в разностороннем развитии через эстетический опыт, в обращении к ценностным нравственным качествам человека, а также в развитии музыкальных способностей, обогащении музыкальности и совершенствовании творческих навыков.
Сегодня музыкальное образование в Республике Корея так же является обязательным. Оно, как правило, подразделяется на две категории: на общее и профессиональное. Первое ориентировано на формирование музыкального восприятия и эстетического вкуса. В педагогических целях музыкальному искусству придается важное общеразвивающее значение. Предусматривается комплексное обучение: вокалу и инструментальной музыке, что ведет к пониманию музыкального искусства. Вторая образовательная категория ориентирована на подготовку музыкантов-профессионалов. Она сконцентрирована в специализированных школах, университетах и аспирантуре. Ее конечной целью является подготовка учителей музыки или музыкантов-исполнителей и композиторов.
Музыка не является привилегией определенных социальных слоев и доступна пониманию каждым человеком. Именно этот принцип лежит в основе учебной программы по музыкальному образованию в Республике Корея.
Согласно этой программе музыкальное образование охватывает все классы начальной и средней общеобразовательной школы. Однако система школьного образования в основном ориентирована на сдачу вступительного единого государственного экзамена в вуз. Поэтому в высшей школе (так в Республике Корея называют средние и старшие классы общеобразовательной школы) предметам, которые не относятся к профилирующим, то есть обязательным (таким как корейский и английский языки, математика), не уделяется должного внимания. Часто возникают ситуации, когда уроки музыки заменяются другими – по «основным» дисциплинам.
Существует утверждение, что обязательное музыкальное образование завершается фактически в средней школе (то есть в средних классах общеобразовательной школы). В подобной ситуации корейские школьники не получают полноценных знаний о музыке. Особенно в невыгодном положении оказываются ребята, желающие продолжить музыкальное образование в вузе.
Основные цели музыкального образования заключаются в формировании эстетического сознания, а частные – в развитии музыкальных способностей.
Однако подлинная цель музыкального образования (эта мысль повсеместно декларируется в Корее) должна заключаться в осознании значения и ценности самой музыки, в ее отличии от других предметов. Конечной целью музыкального образования является максимальное развитие индивидуального эстетического потенциала через получение музыкального опыта. Также – выявление индивидуальных врожденных способностей к восприятию музыки посредством разносторонней музыкальной деятельности. [4]
Китай
Цели музыкального образования, сформулированные китайским правительством, показывают, что предпочтение отдается социальным функциям музыки. В указаниях правительства говорится о необходимости:
1. Воспитывать в учениках любовь к своей стране, народу, труду, социализму путем обучения музыке;
2. Совершенствовать знания и эстетическое чувство учеников параллельно с ростом их физического и духовного здоровья;
3. Воспитывать в учениках интерес к музыке и развивать их основные представления навыки игры и пения и умение читать ноты;
4. Воспитывать в учениках национальную гордость и уверенность в себе на представительных примерах китайского фольклора, а также расширять их музыкальный опыт путем знакомства с иностранными сочинениями, чтобы научить их воспринимать и выражать чувства с помощью музыки. [3]
Как и во многих европейских странах, в Китае проявляется тенденция к гуманизации образования, а его приоритетной целью становиться формирование всесторонне развитой, творческой личности, способной быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Музыкальное восприятие, а не активное творчество - ключевая составляющая большинства музыкальных занятий.
Содержание уроков музыки в школах Китая единообразно и в первую очередь состоит из пения и слушания музыки.
Содержание обучения впитало в себя за последнее столетие перспективные европейские методики, однако существенно модернизированные и адаптированные как к современному этапу развития, так и к возможностям качественного преподавания именно в китайской школе. Изучение и адаптация европейского опыта укрепляется через дружественные связи с другими странами, приглашение специалистов-музыкантов - как педагогов, так и музыкантов-исполнителей, в активном строительстве концертных залов, выезде китайской молодежи с целью обучения за рубеж и т.д.
Прогрессивные методики музыкального воспитания, разрабатывавшиеся в России в советский период, ведущие системы музыкального воспитания - Э.Жака-Далькроза, К. Орфа, 3. Кодая, Д. Кабалевского, известная в европейских странах система цифровых нот и многие другие нашли свое преломление в китайском практическом опыте преподавания, опираясь на сложившиеся народные традиции. Особое значение при этом имеет организация учебно-воспитательного процесса в школе, те условия, которые помогают делать работу учителя успешной. С 1 по 4 класс уроки музыки проводятся 2 раза в неделю, с пятого класса - 1 урок в неделю. Курс музыкального образования в начальных классах школ Китая, который проходит как на уроках музыки, так и на занятиях в каникулы, содержит пение песен, слушание музыки, игру на музыкальных инструментах, а также музыкальные игры, закрепление музыкальных знаний. Но главным видом работы все же является пение песен, так как оно способствует передаче искусства пения, без которого не может проявить и выразить себя человек. В классе обычно от 25 до 40 учеников. Из них до 10 учеников платно обучаются игре на инструменте (это может быть организовано при университетах и даже в домашних условиях подобно репетиторству). Одним из самых популярных инструментов является фортепиано. Кроме фортепиано - скрипка, флейта, саксофон, ударные инструменты. [2]
В каждой школе, помимо уроков музыки, есть хоровой коллектив (занятия 2 раза в неделю), который готовит концертные программы и участвует в конкурсе. Хоровые конкурсы проводятся ежегодно. По желанию учителя вместо хора в школе может быть оркестр или танцевальный ансамбль.
Некоторые школы применяют так называемое «двойное обучение», при котором ученики с разным уровнем способностей занимаются в одном классе с одним учителем музыки. Однако это происходит не строго одновременно: пока одна группа занимается музыкой, учитель, владея специальной подготовкой, может излагать другой группе какую-то иную, сравнительно спокойную тему. Через некоторое время группы учеников меняются, так что теперь вторая группа может заняться музыкой.
Притом, что музыка - обязательная часть детского образования (наподобие рисования и физкультуры), для многих она остается второстепенным, неакадемическим предметом. Это сильно влияет на отношение к музыке, как педагогов, так и учеников. Учащиеся направляют усилия на языки, математику, естественные науки - то, что необходимо для поступления в университет. Учителя музыки в образовательной системе оказываются меньшинством, не заслуживающим особого внимания.
Большое внимание в процессе обучения уделяется национальной китайской музыке. Специально начинают учить китайскую песню со второго класса, когда учащиеся подготовлены к различным формам работы. Особое место в школьной программе занимает блок уроков, посвященных китайской опере.
Обучение игре на традиционных китайских инструментах происходит большей частью путем механического запоминания. Такое обучение основано на тесных взаимоотношениях между учеником и учителем. Хотя внешне оно напоминает обучение детей у частных педагогов на Западе, ученик должен питать глубокое уважение к учителю не только как к музыканту, но и как к духовному наставнику.
Специально проведенный опрос в начальных классах школ Пекина показал в целом результативность общего музыкального образования в Китае. Учащимся четырех пекинских школ (157 учащихся) было предложено ответить на простые и понятные вопросы. Опрос продемонстрировал, что учащиеся начальных классов в количестве 127-ми человек (из 157) могут качественно спеть песню, включая 34 учащихся, которые могут петь с помощью учебника. Очень важно было выявить результативность дополнительных видов музыкальной деятельности учащихся, и, как оказалось, большая часть школьников проявила себя и в умении играть на инструменте, хотя чаще всего это был рожок. На вопрос «Учились ли Вы играть на музыкальном инструменте?» 62% от количества опрашиваемых детей ответили «Да». На уточняющий вопрос: «Кто учил Вас играть на инструменте?» ребята ответили: «Школьный учитель - 45%», «Учитель вне школы - 55%». При этом обращалось внимание на мотивацию, выражающуюся в причине учить инструмент. Самостоятельное решение приняли 73% общего количества учащихся, 24% - обучались по настоянию родителей. В основном все дети, попробовавшие обучение на инструменте, хотели бы продолжить обучение, однако на более серьезный вопрос «Хотите ли Вы хорошо научиться играть на инструменте?» 48% учащихся ответили «нет», 52% - «да».
В китайской начальной школе большое внимание уделяется изучению нотной грамоты. Начиная с доступной системы цифровых нот, параллельно подсоединяется система линейных нот. Из 157 опрошенных - 140 учащихся указали, что знают ноты и только 17 указали, что нотная грамота не освоена.
Обобщая ведущие тенденции образовательной политики в школах Китая, следует отметить прогрессивность общей стратегии, открытость европейскому опыту, постоянная позитивная модернизация содержания и условий, методическая обеспеченность учебного процесса, грамотно организованное стимулирование. Все это приводит к популярности музыкального искусства, к «моде» на музыкальное исполнительство среди молодежи, что является одним из гарантов развития духовной культуры нации. [3]
Музыкальное образование в Китае опирается на глубоко укорененную веру в то, что обучение музыке - это средство достижения нравственности, красоты, самоконтроля и добродетельной жизни. Вера эта пришла из философии конфуцианства. Музыкальное обучение и развитие, таким образом, необходимо для благополучия личности, семьи, общества и государства.
Музыкальное образование стран Восточной Азии в сравнении с Россией
В настоящее время образование в России усиливает значение воспитательных задач, утверждает особую роль искусства, и музыкального искусства, в частности, в развитии духовности страны.
В странах Восточной Азии воспитательная направленность музыкального образования существовала изначально, поскольку музыка с древних времён понималась азиатами в тесной связи с нравственными устоями мироздания.
Отсюда следует вывод - музыка способна установить гармонию человека и природы, личности и общества. Это объясняет понимание первоочередности воспитательных задач в музыкальном образовании стран Азии:
– совершенствование эстетических чувств учеников;
– воспитание любви к своей стране, народу;
– воспитание в учениках интереса к музыке, развитие навыков игры и пения, чтения нот;
– воспитание в учениках патриотизма на примерах национального фольклора, а также расширение музыкального кругозора путем знакомства с иностранными сочинениями.
Подобно странам Восточной Азии Россия так же ставит главной целью именно воспитательные задачи. Русские народные песни с детства подсознательно формируют у ребенка представления о вечных человеческих истинах - любви и доброте. Примером чего являются колыбельные, потешки, прибаутки и другие жанры песенного фольклора. Неслучайно авторы одной из программ по музыке, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, - Е.Д. Критская. Г.П. Сергеева. Т.С. Шмагина, перечень задач начинают именно с воспитательных задач:
– воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности.
Как видно, в модели музыкального образования России воспитательные задачи решаются в единстве с обучающими и развивающими. В Восточной Азии наблюдается аналогичное явление: внимание общества привлечено к идее о необходимости эстетического развития детей, и в частности, развития творческих способностей детей. [7]
Анализируя современные программы музыкального образования России, несложно заметить сочетание традиций и инноваций. В России данностью дня стали личностно-ориентированные, мультимедийные, деятельностно-практические технологии, что потребовало реализации компетентностного, дифференцированного подхода, вариативности музыкального образования.
В Восточной Азии аналогично современный этап является этапом реформирования музыкального образования.
Сравнивая образовательные стандарты России и стран Восточной Азии, несложно выявить общее, поскольку обе страны видят результатами общего музыкального образования формирование опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности; музыкальных знаний; музыкальные умения и навыки творческой самореализации в различных видах музыкальной деятельности школьников. [9]
Так, в ФГОС начального общего образования в России результатами освоения основной образовательной программы по предмету «Музыка» являются:
– сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
– сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
– использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации. [7]
В Восточной Азии стандарты музыкального образования в качестве норм выдвигают: обретение вкуса и умения разбираться в музыке, способности собственного суждения о ней; обретение способности разбираться в различных стилях и направлениях музыкального искусства; осознание музыки как элемента общей и художественной культуры; обретение исполнительских и творческих навыков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема данного исследования, безусловно, интересна и актуальна на сегодняшний день, так как музыкальное образование является составляющей всесторонне развитой личности.
В результате исследования, несмотря на то, что методики музыкального образования в России и в странах Восточной Азии берут начало с ведущих систем музыкального воспитания К. Орфа, 3. Кодая мы можем увидеть значительные различия в преподавании материала. В Азиатских странах более глубокое изучение музыки, в школах распространено обучение игре на музыкальных инструментах, так же большое внимание уделяется традиционной культуре. В целом музыкальное образование направлено на совершенствования личности. Цель музыкального образования состоит в разностороннем развитии через эстетический опыт, в обращении к ценностным нравственным качествам человека, а также в развитии музыкальных способностей, обогащении музыкальности и совершенствовании творческих навыков. [8]
Тема методического пособия «Музыкальное образование в странах Восточной Азии» требует дальнейшего изучения, необходимо более детально рассмотреть вопрос и применить знания на практике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Ли Дань На, Сю Най Линь. Карл Орф, теория образования и практика. - Шанхай, 2002.302 с.
- Цзинь Я Вэнь. Методика музыкального образования, новый курс в начальной школе. - Пекин, 2003. 275 с.
- Т. П. Королева Общее музыкальное образование в Китае: тенденции и перспективы
- http://referat911.ru/Iskusstvo/muzykalnoe-obrazovanie-v-kitae/59887-1516731-place1.html
- https://studfiles.net/preview/5638633/page:9/
- http://libed.ru/knigi-nauka/480557-1-i-perspektivi-obschego-muzikalnogo-obrazovaniya-universitetah-respubliki-koreya.php
- Музыка. Программы общеобразовательных учреждений. 1-7 кл./Е.Д Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М., 2010.
- Тенденции современного общего музыкального образования детей http://www.jurnal.org/articles/2013/ped54.html
- Музыкальное образование в России и за рубежом: к проблеме этнопедагогических основ музыкального образования http://www.gramota.net/materials/4/2017/4/1.html