ПК 4.3.
материал по теме

Карпенко Ольга Андреевна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области общего образования, на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКЕ МУЗЫКИ.

Учебник: Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С.

Класс: 1

Тема урока: «Поэт, художник, композитор»

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель: формировать представление о музыкальной культуре, как неотъемлемой части духовной культуры человека; с помощью разнообразной деятельности на уроке подвести учащихся к осознанию связи всех видов искусства; показать особенности изображения одного явления в произведениях поэта, художника, композитора.

Планируемые результаты

Метапредметные: осуществлять поиск необходимой информации. Выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.

Предметные: формирование позитивного отношения к классической музыке, образного и ассоциативного мышления, музыкальной памяти и слуха, освоение музыкальных произведений и знаний о музыке, формирование представления о взаимосвязи всех видов искусства.

 

Личностные: Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкального произведения.

 Оборудование: Компьютер, проектор, музыкальный центр, презентация, ф-но, аудиозаписи произведений.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Организационный момент (1 минута)

Здравствуйте ребята, меня зовут Ольга Андреевна, сегодня я проведу у вас урок музыки. Сегодняшний  наш урок я хотела бы начать со стихотворения:

В небе тают облака,

И, лучистая на зное,

В искрах катится река,

Словно зеркало стальное.

Час от часу жар сильней,

Тень ушла к немым дубровам,

И с белеющих полей

Веет запахом медовым.

Чудный день! Пройдут века -

Так же будут, в вечном строе,

Течь и искриться река

И поля дышать на зное.

Ребята, сегодня на уроке мы будем не одни, к нам придут гости, а какие вы можете увидеть на экране. Попробуйте догадаться, кто они?

Именно о них мы сегодня с вами и будем говорить. Тема нашего урока называется: «Поэт, художник, композитор».

Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют, отвечают на вопросы.

 

Ответы детей.

Поэт, композитор, художник.

Л: проявление эмоциональной отзывчивости.

2.  Актуализация знаний.

(5 минут)

 

Скажите, чем занимаются эти люди?

Этих людей объединяет то, что все они создают произведения искусства: поэт - пишет стихи, художник - картины, а музыкант - сочиняет музыку. И для этого каждый из них использует свой «инструмент». Посмотрите на экран и выберите для каждого из них подходящее слово.

Ребята, как вы считаете, может ли поэт «нарисовать» словами пейзаж? Или композитор звуками «рассказать» о чем-то? А может ли художник изобразить на картине журчание ручья или пение птиц?

Ответы детей.

Дети отвечают на вопросы поставленные учителем.

Ответы детей.

Л: проявление эмоциональной отзывчивости,

П: способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека.

3.  Изучение нового материала.

(5 минут)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что перед нами изображено?

Эту картину нам подарил великий русский художник – Иван Шишкин. Посмотрите внимательно. Как вы думаете, какое время суток изображено на картине? Какое настроение передает эта работа художника? Какие краски он использовал для ее создания?

Эта картина называется «Туманное утро». Скажите, глядя на эту картину, какие звуки мы можем услышать?

Несмотря на то, что картина не умеет петь или говорить, мы все же можем ее «услышать» - представить дуновение ветра, шелест листвы, журчание воды и еще очень много звуков.

А теперь мы посмотрим, как говорит про утро поэт. Внимательно послушайте отрывок стихотворения:

Ярко светит зорька

В небе голубом,

Тихо всходит солнце

Над большим селом.

И сверкает поле

Утренней росой,

Точно изумрудом

Или бирюзой.

Скажите, какое настроение передает это стихотворение?

Ребята, а использовал ли поэт в стихотворении краски?

Как вы думаете, после прочтения этого стихотворения мы сможем нарисовать пейзаж? Какими красками будем пользоваться? Что будет на нашей картине?

Физминутка.

Давайте теперь представим, что мы сами на природе:

Солнце яркое встает (медленно поднимаем руки вверх)

Нам привет передает (наверху машем руками – только кистями)

Льется быстрая речушка -

Будто песенки поет. (руки опускаем, внизу изображаем движение воды)

На горе стоит лесок (круговые движения руками)

Он не низок, не высок (присесть, встать, руки вверх)

Удивительная птица (соединить большие пальцы, остальными помахать, изображая крылья)

Подает нам голосок (глаза и руки вверх, потянуться).

 Ответы детей.

Картина, пейзаж, природа.

 

Ответы детей.

Ответы детей.

 П: научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами,

Л: проявление эмоциональной отзывчивости.

4.Организация слушательской деятельности.

(10 минут)

Ребята, посмотрите на экран, что нам приготовил наш последний гость. Кто он?

Напомните мне, что он использует для создания музыкальных произведений?

Сейчас мы послушаем произведение немецкого композитора Альфреда Шнитке, которое называется «Пастораль в старинном стиле». Пастораль – это слово, использующееся для изображения сельской жизни или природы. Слушайте внимательно, какое настроение у этой музыки.

Что вы можете сказать про эту музыку? Какое у нее настроение? Можно ли услышать здесь звуки природы? Какую картину вы представили в своем воображении?

Сейчас мы еще раз послушаем произведение композитора Шнитке «Пастораль в старинном стиле»

А сейчас мы представим, что мы настоящие художники – под музыку мы будем рисовать пейзаж. Нужно постараться нарисовать его таким же, как он звучит у композитора.

Ребята, подумайте, что общего между картиной, стихотворением, музыкальным произведением?

А в чем же отличия?

Ответы учащихся.

Композитор.

Звуки.

Ответы детей.

Дети рисуют под музыку.

Все эти произведения искусства показывают красоту природы.

Они относятся к разным видам искусств.

П: научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами,

Л: проявление эмоциональной отзывчивости,

Л: импровизировать в характере жанра.

5.  Пение

(8  минут)

Ребята, композиторы пишут не только красивые музыкальные произведения, с одним из которых мы сегодня познакомились, но еще и пишут детские песни. Ребята, на прошлом уроке, вы разучивали песню. Кто может мне сказать, как она называется?

Сейчас мы с вами повторим 1 куплет и припев, а затем разучим 2 куплет. Ребята, кто помнит, с каких слов начинается наша песня?

ВХР

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

замыкание согласных на конце слов «т», «л»

дирижерский жест

«ша-бада-бада-бада»

наглядность, собственный показ

«Лесная песенка»

Шёл по лесу музыкант, трогая берёзы.

 Р: корректировать собственное исполнение;

К: осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве;

Л: личностное отношение при восприятии музыки.

6. Рефлексия     деятельности.   (Итог урока 3 минуты)

Мы с вами сегодня поняли, что поэзия, музыка и живопись тесно связаны друг с другом. И на один сюжет или тему можно написать и стихи, и картины, и музыкальные произведения. И они будут обязательно отличаться, но и иметь что-то общее.

Ребята, а теперь скажите, мне кто пишет картины? А стихи? А кто сочиняет музыку?

Ребята, с помощью чего композитор, художник и музыкант создают свои произведения?

Какое произведение мы с вами сегодня слушали?

Вы сегодня очень хорошо поработали, особенно мне понравилось, как вы рассуждали, отвечали на вопросы, рисовали и пели. До свидания.

Ответы детей.

 

 

 

 Л: Личностное отношение при восприятии музыки.

 



Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКЕ МУЗЫКИ.

Учебник: Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С.

Класс: 1

Тема урока: «Музыка вечера»

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель:  обобщить и закрепить изученное; научиться через музыку видеть картины природы; расширить художественные представления детей о жанре вечернего пейзажа в музыке, живописи, поэзии.

Планируемые результаты

Метапредметные: осуществлять поиск необходимой информации. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Ставить вопросы, обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.

Предметные: формирование позитивного отношения к классической музыке по средствам восприятия, образного и ассоциативного мышления, музыкальной памяти и слуха, освоение музыкальных произведений и знаний о музыке посредствам восприятия произведения Гаврилин «Вечерняя музыка», Григ «Утро».

 

Личностные: Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкального произведения. Формирование внутренней позиции обучающегося.

 Оборудование: Компьютер, проектор, музыкальный центр, презентация, ф-но, аудиозаписи произведений.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

4. Изучение нового материала.

(10 минут)

 

Физминутка

Ребята, посмотрите на экран, какое время суток изображено?

Почему вы так решили?

Ребята, в этом изображении кроется тема нашего  сегодняшнего урока. Как вы думаете, как она может называться?

Да, мы говорили про вечер, но не только. Вспомните, на прошлом уроке вы слушали музыку утра, так что у нас будет связано с вечером?

Так и назовем нашу тему: «Музыка вечера».

Мы уже знаем, как удивителен мир звуков, окружающих нас. Это целый звуковой космос, который является неотъемлемой частью нашей жизни: мурлыкает кот, таинственно шуршат листья под ногами, торжественно «звучат» звезды Вселенной. Все мы знаем, какого цвета небо, огонь, ночь. А как звучит ночь? Как звучит вечер? Все звуки, которые вы слышите вечером – это музыка вечера. Вы обращали внимание на эти звуки?

Вечером солнце уходит отдыхать. Оно забирает свои теплые лучи, которыми освещала нашу землю. Засыпайте, птицы! Засыпайтесь, люди! Вечер наступает. Какой вечер вы услышали в этой музыке?

Так услышали музыку вечера русские поэты:

Летний вечер тих и ясен;

Посмотри, как дремлют ивы;

Запад неба бледно-красен,

И реки блестят извивы. (А. Фет)

В синем небе плывут над полями

Облака с золотыми краями;

Чуть заметен над лесом туман,

Теплый вечер прозрачно-румян. (И. Никитин)

Если бы вы были художниками, какими бы вы пользовались красками, чтобы изобразить вечер? Подойдут ли вам краски, которые описали поэты в своих стихах?

Ребята, а сейчас я предлагаю вам отправиться в путешествие, рассмотреть вечернюю природу, вставайте со своих мест, повторяйте за мной движения и слова:

Ветер веет над полями,

И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.) 

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивания - руки вверх.) 

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья -

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.) 

Там немного отдохнём. (Дети садятся.) 

Ответы детей.

Вечер

Нет солнца, на улице темнеет…

Вечер

Музыка

Ответы детей

 П: научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами,

Л: проявление эмоциональной отзывчивости.

 



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНИВАНИЯ НА УРОКЕ МУЗЫКИ.

Учебник: Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С.

Класс: 1

                                                                                                                                                                                                                                       

Тема урока: «Театр оперы и балета. Волшебная палочка»

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель:  Формирование у учащихся целостного представления о театре оперы и балета.

Планируемые результаты

Метапредметные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; научиться анализировать прослушанные музыкальные фрагменты; научиться извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя.

Предметные: расширить представления учащихся о музыкальном театре, дать определение жанру «опера», познакомить с понятиями симфонический оркестр, дирижер.

 

Личностные: воспитывать у школьников любовь к музыкальному искусству и музыкальному театру; закреплять мотивацию к учебной и творческой деятельности.

Оборудование: Компьютер, проектор, музыкальный центр, презентация, ф-но, аудиозаписи произведений.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

6. Рефлексия     деятельности.   (Итог урока 6 минут)

У меня к вам несколько вопросов, сейчас проверим, кто был самым внимательным на уроке.

Что такое музыкальный театр?

Какие спектакли можно в нем увидеть?

Кто руководит оркестром?

Что использует дирижер, что бы управлять оркестром?

С какой оперой мы сегодня познакомились? Кто ее автор?

А какое произведение прослушали? Как нарисовала музыка Черномора?

А сейчас я предлагаю вам самим оценить свою работу на уроке. Посмотрите на таблицу на слайде и заполните ее:

Я на уроке:

+/-

Внимательно слушал музыкальное произведение

Активно работал

Отвечал на вопросы

Выразительно исполнял песню

Подготовил домашнее задание к уроку

Если у вас в левом столбике все плюсы – оценка 5,

4 плюса – оценка 4, итд..

Спасибо тем, кто сегодня трудился и хорошо поработал. Надеюсь на следующий урок, все будут так же активно участвовать.

Ответы детей

Театр где можно увидеть музыкальные спектакли

Оперу, балет, мюзикл

Дирижер,

Дирижерскую палочку, жесты

«Руслан и Людмила»

М.И. Глинка

«Марш Черномора»

Ответы детей

Л: Личностное отношение при восприятии музыки.