ПК 4.1.
методическая разработка на тему

Вахрушева Лола Александровна

Выбирать УМК, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы - КТП) на основе нового образовательного стандарта и применять программы с учётом вида образовательного учреждения,особенности класса и отдельных обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 1-4 класс.

Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева

1 класс

№ п/п

Тема урока

Цель урока

Планируемые результаты

Музыкальный репертуар

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.

«Музыкальные инструменты»

Окунуться в мир музыкальных инструментов симфонического оркестра, разучивание новой песни «Волшебный смычок» Норвежская народная песня.

Познакомить с музыкальными инструментами симфонического оркестра, сопоставить и определить средства выразительности и изобразительности музыки. Разучить новую песню «Волшебный смычок» Норвежская народная песня, правильно исполнив текст и ритм.

Создать условия для развития умений: анализировать, выделять главное, обобщать; ставить цель, планировать этапы достижения цели, осуществлять самооценку своей деятельности; слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам симфонической музыки (речевое высказывание). Дети должны участвовать в обсуждении прослушанной музыки, размышлять о ней. С помощью наводящих вопросов учителя дети могут размышлять и отвечать; воспитывать любовь и уважение к культуре слушания музыки.

Адажио из балета «Щелкунчик» П.Чайковский, И.С.Бах «Шутка», ноты Н.Паганини «Венецианский карнавал», «Волшебный смычок» Норвежская народная песня

2.

«Мамин праздник»

Познакомить детей с историей праздника 8 марта

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Песенка-капель» (М. Филатова, В. Алексеев).

Анализ, сравнение, синтез, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и истории, осознанные построение речевых высказываний

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя;осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре России.

«Песенка-капель» (М. Филатова, В. Алексеев),  «Колыбельная медведицы» (Е. Крылатов)

3.

«Музыкальные портреты». «Баба Яга» П.И.Чайковского

Показать, как своими средствами выразительности музыка рисует портреты сказочных персонажей на основе восприятия музыкальных и художественных произведений; познакомиться с новой норвежской песней «Волшебный смычок».

Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов, разучить новую песню «Волшебный смычок» Норвежская народная песня, правильно исполнив текст и ритм.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности

Чувствовать связь различных видов искусства живописи и музыки, в исполнении музыкальных произведений выражать свои собственные эмоции и своё отношение к произведению.

«Волшебный смычок» Норвежская народная песня



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 1-4 класс.

Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева

2 класс

№ п/п

Тема урока

Цель урока

Планируемые результаты

Музыкальный репертуар

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.

Опера «Руслан и Людмила»

Формирование представления об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с оперой М.И. Глинки «Руслан и Людмила» - шедевром русского оперного искусства.

Уметь определять тему урока, ставить перед собой задачи; исполнять песню «Мир похож на цветной луг»

музыка А.Шаинского, слова М.Пляцковского с настроением, высказываться о характере музыки, определять, какие чувства возникают при прослушивании музыки, познакомить детей с Увертюрой, 2 песней Баяна из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации, продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками.

Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство, формирование этических чувств доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

Увертюра и 2 песня Баяна из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки, ноты «Мир похож на цветной луг» музыка А.Шаинского, слова М.Пляцковского

2.

Опера «Руслан и Людмила»

Формирование представления об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с оперой М.И. Глинки «Руслан и Людмила» - шедевром русского оперного искусства.

Уметь определять тему урока, ставить перед собой задачи; исполнять песню «Мир похож на цветной луг»

музыка А.Шаинского, слова М.Пляцковского с настроением, высказываться о характере музыки, определять, какие чувства возникают при прослушивании музыки, познакомить детей с 2 песней Баяна из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки.

Сделать анализ прослушанного произведения.

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации, продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками.

Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство, формирование этических чувств доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

2 песня Баяна, «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинка, ноты «Мир похож на цветной луг» музыка А.Шаинского, слова М.Пляцковского



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 1-4 класс.

Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева

3 класс

№ п/п

Тема урока

Цель урока

Планируемые результаты

Музыкальный репертуар

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.

Н. А. Римский – Корсаков. Опера «Снегурочка»

Познакомить детей с оперой «Снегурочка» Римского Корсакова, прослушать фрагменты из оперы, определить средства музыкальной выразительности, разучить песню «Большой хоровод» музыка Б.Савельева, слова Л.Жигалкиной и А.Хайта

Правильно определять муз. средства выразительности (лад, тембр, динамика, ритм, темп); формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки; развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса в разучивании песни «Большой хоровод»

Выполнять задания по инструкции учителя по заданным правилам; готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение; выражать эмоционально – ценностное отношение к музыке как живому, образному искусству.

Проявлять эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания.

Ария Снегурочки – «С подружками по ягоды ходить», 3 песня Леля – «Туча со громом сговаривалась», ноты «Большой хоровод» музыка Б.Савельева, слова Л.Жигалкиной и А.Хайта

2.

«Сюита «Пер Гюнт»

Познакомить детей с симфонической сюитой «Пер Гюнт»

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Все мы просто дети» (А. Ермолов).

Сравнение, анализ, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и истории, музыки и изобразительного искусства, решение творческих задач.

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; уважение к народным традициям, музыкальной культуре других стран.

«Все мы просто дети» (А. Ермолов),  «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» (Э. Григ) «В пещере горного короля»  из сюиты «Пер Гюнт» (Э. Григ)



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 1-4 класс.

Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева

4 класс

№ п/п

Тема урока

Цель урока

Планируемые результаты

Музыкальный репертуар

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.

«Инструменты симфонического оркестра»

Окунуться в мир симфонического оркестра, продолжить разучивание песни «Спой нам, ветер» музыка И.Дунаевского слова В.Лебедева – Кумача.

Отличать разные группы симфонического оркестра по внешнему виду и звучанию; Разучить новую песню, «Спой нам, ветер» музыка И.Дунаевского слова В.Лебедева – Кумача, правильно исполнив текст и ритм.

Анализировать, сравнивать музыкальные произведения и находить общее и различное; овладевать  отдельными специальными терминами в пределах изучаемого курса.

Проявлять эмоциональную отзывчивость при слушании музыки для симфонического оркестра; проявлять личностное отношение при восприятии музыки; проявлять интерес к симфонической музыке и получит возможность для формирования устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

Ф. Шуберт - Фортепианный квинтет Ля мажор "Форель", ноты: «Спой нам, ветер» музыка И.Дунаевского слова В.Лебедева – Кумача

2.

«Инструменты симфонического оркестра. Деревянные – духовые, медные – духовые»

Познакомиться с группами симфонического оркестра: деревянные – духовые, медные – духовые, продолжить знакомство с песней «Спой нам, ветер» музыка И.Дунаевского слова В.Лебедева – Кумача.

Отличать разные группы симфонического оркестра по внешнему виду и звучанию; продолжить разучивание песни «Спой нам, ветер» музыка И.Дунаевского слова В.Лебедева – Кумача, правильно исполнив текст и ритм.

Анализировать, сравнивать музыкальные произведения и находить общее и различное; сотворчеству в процессе восприятия музыки, коллективного, группового или индивидуального музицирования; слушать и слышать собеседника, размышлять вслух, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение

Проявлять эмоциональную отзывчивость при слушании музыки для симфонического оркестра; проявлять личностное отношение при восприятии музыки; проявлять интерес к симфонической музыке и получит возможность для формирования устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

И.С.Бах «Шутка»

 ноты: «Спой нам, ветер» музыка И.Дунаевского слова В.Лебедева – Кумача



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 1-4 класс.

Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева

5 класс

№ п/п

Тема урока

Цель урока

Планируемые результаты

Музыкальный репертуар

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.

Баллада «Лесной царь» Ф.Шуберта

Формировать эмоционально осознанное восприятие музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф.Шуберта; проследить взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий, единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа.

Получение представления о балладе как жанре литературного произведения, который направлен на область чувств, эмоций, определить музыкальный образ в балладе «Лесной царь»

Развивать музыкальную память, внимание, умение слушать и воспринимать произведения; развивать вокальные способности.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Углубление представления о неразрывном единстве музыки и жизни, развивать культуру художественного восприятия.

Ф.Шуберт - Песня-баллада «Лесной царь»,  «Наш край» музыка Д.Кабалевского, слова А.Пришельца

2.

Романс М.И.Глинки «Чудное мгновение» на стихи А.С.Пушкина

Обобщить представления учащихся о взаимосвязи музыки и литературы

Познакомить с судьбой стихотворения А. С. Пушкина, нашедшего новую жизнь в романсе М. И. Глинки, показать взаимозависимость литературного и музыкального произведений; проанализировать романс Глинки «Я помню чудное мгновенье»

Умение выражать свои чувства и отношения в процессе восприятия и исполнения музыкальных произведений; установка на восприятие: прозвучит новое произведение. Мобилизация внимания, организация внимания, формирование эмоционального состояния.

Воспитать потребность общения с музыкой, желание слушать; воспитывать эстетические и нравственные чувства, художественный вкус и любовь к музыке.

Романс «Я помню чудное мгновение» музыка М.И.Глинки, слова А.А.Пушкина; песня «Сказки гуляют по свету» Музыка Е.Птичкина. слова М.Пляцковского



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 1-4 класс.

Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева

7 класс

№ п/п

Тема урока

Цель урока

Планируемые результаты

Музыкальный репертуар

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.

«Ночной пейзаж»

Познакомить детей с жанром инструментальной музыки «ноктюрн»

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Мир похож на цветной луг».

Синтез, анализ, проследить взаимосвязь музыки и истории

Развивать культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре России и других стран.

«Мир похож на цветной луг» (В. Шаинский), аудиозапись произведений «Ноктюрн №20» (Ф. Шопен), ноктюрн «Двое в кафе» (М. Таривердиев»

2.

«Космический пейзаж»

Познакомить детей с оркестровой пьесой Ч. Айвза «Космический пейзаж»

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Мир похож на цветной луг».

Синтез, анализ, проследить взаимосвязь музыки и истории

Развивать культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре других стран.

«Мир похож на цветной луг» (В. Шаинский), аудиозапись произведений «Космический пейзаж» (Ч. Айвз)



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 1-4 класс.

Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева

7 класс

№ п/п

Тема урока

Цель урока

Планируемые результаты

Музыкальный репертуар

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.

«Инструментальный жанр симфония»

Познакомиться с музыкальным жанром симфония

Углубить знакомство с музыкальным жанром – симфонией, расширить представление об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства.

Развивать способность критически мыслить, прислушиваться к другим и помогать им, брать ответственность за себя и других в коллективной работе, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения; уметь ориентироваться в информационном материале, осуществлять поиск нужной информации.

Расширить эстетическое сознание, как результат освоения художественного наследия композитора В.А.Моцарта. Готовность и способность вести диалог и достигать в нем взаимопонимания; формировать основы музыкальной культуры; развивать музыкальные способности: слух, голос, чувства ритма, память, творческую фантазию и инициативу в процессе песенной импровизации, способность нравственно – эстетического оценивания содержания музыкальных произведений.

В. А. Моцарт «Симфония №40» 1 часть, ноты песни Музыка Г. Струве. слова К.Ибряева  «Школьный корабль»

2.

«Инструментальный жанр симфония»

Знакомство с музыкальным жанром – симфонией

Углубить знакомство с музыкальным жанром – симфонией, расширить представление об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства. 

Ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности; готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства.

Расширить эстетическое сознание, как результат освоения художественного наследия композитора В.А.Моцарта. Готовность и способность вести диалог и достигать в нем взаимопонимания; формировать основы музыкальной культуры; развивать музыкальные способности: слух, голос, чувства ритма, память, творческую фантазию и инициативу в процессе песенной импровизации, способность нравственно – эстетического оценивания содержания музыкальных произведений.

В. А. Моцарт «Симфония №40» 1 часть, ноты песни «Родина моя» музыка В.Мурадели слова В.Харитонова



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра музыкального образования

Вахрушева Лола Александровна

СТРУННАЯ МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ВЛИЯНИЯ НА ПОЗИТИВНО – ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Методическое пособие

Челябинск, 2018

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра музыкального образования

Вахрушева Лола Александровна

СТРУННАЯ МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ВЛИЯНИЯ НА ПОЗИТИВНО – ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Методическое пособие

Челябинск, 2018

Вахрушева Л.А. Струнная музыка как средство влияния на позитивно – эмоциональное состояние школьников/ Методическое пособие – Челябинск,        2018 – 20 с.

Методическое пособие посвящено вопросам влияния музыки на позитивно – эмоциональное состояние школьников при слушании струнной музыки. В нем подробно указана история зарождения струнных инструментов, существующая в России музыкотерапия. И, конечно же, влияние струнной музыки на эмоциональное состояние школьников.

Сборник адресован учителям музыки, студентам музыкальных отделений педагогический колледжей, а также всем интересующимся данной темой.

Оглавление

стр

Введение

5

ГЛАВА I. ИСТОРИЯ СТРУННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

1.1 История появления струнных инструментов

6

1.2 Струнные инструменты

7

ГЛАВА II. МУЗЫКОТЕРАПИЯ

2.1 История развития

12

2.2 Направления музыкальной терапии

14

2.3 Влияние струнной музыки на эмоциональное состояние школьников

15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

19

Введение

Давно известно, что музыка может влиять на настроение и некоторые процессы человеческого организма. Но мало кто знает, насколько серьезно это воздействие. У каждого из нас есть свои музыкальные предпочтения, которые отражают внутренний мир, образ жизни и мышление.  С незапамятных времен человек был окружен звуками. И не было никакой музыки, но это была песня птиц, журчание ручья и шелест листьев. Все эти звуки сообщали людям об окружающем пространстве. На основе врожденного и приобретенного опыта, люди могли воспринимать звуки по-разному. 

Но так ли полезна та музыка, которую мы слушаем? Какие композиции и стили благотворно влияют на внутреннее мироощущение, здоровье и эмоциональное состояние. Есть ли музыкальные терапии в России? Музыка может поднять настроение, успокоить, уменьшить боль и даже лечить болезнь. Музыка является мощным источником энергии, который влияет на людей.

В методическом пособии подробно указана история зарождения струнных инструментов, существующие в России музыкальные терапии. И, конечно же, влияние струнной музыки на эмоциональное состояние школьников.

 

ГЛАВА I. ИСТОРИЯ СТРУННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

  1. 1.1 История появления струнных инструментов
  2. Струнные инструменты возникли очень давно, но все же известно, что смычковые инструменты значительно моложе щипковых. “Пан – по верованиям древних греков – бог лесов и рощ, покровитель стад и пастухов – гордился своей игрой на свирели. Однажды он вызвал самого Аполлона (бога искусства света) на состязание. Это было на склонах горы Тмол. Судьей был бог этой горы. В пурпурном плаще, с золотой кифарой в руках и в лавровом венке явился Аполлон на состязание. Пан первый начал состязание. Раздались простые звуки его пастушеской свирели, нежно неслись они по склонам Тмола. Кончил Пан. Когда замерли отзвуки его свирели, Аполлон ударил по золотым струнам своей кифары. Полились величественные звуки божественной музыки. Все стоявшие кругом, как зачарованные, слушали музыку Аполлона.
  3. Торжественно гремели золотые струны кифара, вся природа погрузилась в глубокое молчание, и среди тишины широкой волной лилась мелодия, полная дивной красоты. Кончил Аполлон. Замерли последние звуки его кифары. Бог горы Тмол присудил Аполлону победу. Все славили великого бога – кифареда,  А опечаленный Пан, побежденный Аполлоном, удалился глубже в чащу лесов…” так рассказывает древнегреческий миф. Рассказ этот – о том, как велика сила искусства, о том, что среди всех музыкальных инструментов самым красивым, самым выразительным и волнующим звуком обладают струнные.
  4. Но вот кто-то из древних музыкантов задумался: щипок или удар вызывает короткий звук. А нельзя ли сделать, чтобы звук тянулся? И появился смычок – палочка с натянутым на нее пучком конского волоса, которым вели по струне. При этом струна звучала долго, все время, пока смычок касался ее. Так появилась целое семейство струнных смычковых инструментов: скрипка, альт, виолончель и контрабас. Смычковые наделены способностью, которой лишены многие другие инструменты, – непрерывно тянуть звук благодаря плавным движениям смычка по струнам. Их певучие звуки, взлетая в воздух и растворяясь в нем, словно излучают лунный свет.
  5. А струнные щипковые выступают как сольные, по большей части любительские инструменты. Особенно это относится к гитаре, одному из самых распространенных, самых любимых инструментов в мире. Такие струнные щипковые, как домры, балалайки, гусли входят в состав оркестра народных инструментов. По аналогии с семейством смычковых, домры и балалайки тоже стали изготовлять разных размеров. Сейчас в оркестрах звучат балалайки пикколо, прима, секунда, альт, бас и контрабас, группа домр также от пикколо до контрабаса. В отдельных случаях, когда этого требует художественный замысел, композиторы вводят щипковые инструменты и в симфонический оркестр. [5]
  6. 1.2 Струнные инструменты

Скрипка

Где скрипка, там и смычок. Итак, смычок – это тонкая трость, по преимуществу из дерева, на которую натянута лента из конского волоса. Именно эта “лента” и позволяет извлекать звук из струны, заставляя ее вибрировать и передавать звуковые колебания на резонатор – корпус скрипки. В разные времена форма смычка варьировалась. Первый смычок был, видимо, короче и напоминал лук. Сейчас он слегка вогнут, снабжен колодкой и винтом, что позволяет регулировать натяжение волоса. Длина современного смычка определилась временем и практикой исполнительства – она равна приблизительно 75 см.

  1. Скрипка – струнный смычковый инструмент, самый высокий по звучанию, наиболее богатый по выразительным и техническим возможностям среди инструментов скрипичного семейства. Полагают, что непосредственной предшественницей скрипки была так называемая лира да браччо, ведущая происхождение от старинных виол; подобно скрипке, этот инструмент держали у плеча (итальянское braccio – плечо), приемы игры также были схожи со скрипичными.
  2. С середины XVI века скрипка утверждается в музыкальной практике как сольный и ансамблевый инструмент. Многие поколения мастеров работали над усовершенствованием конструкции и улучшением звуковых качеств скрипки. История сохранила имена Андреа Амати (около 1520-1580), Николо Амати (1596-1684), Андреа Гварнери (1626-1698), Антонио Страдивари (1644-1737) – выдающихся итальянских мастеров конца XVI – начала XVIII века, создавших образцы скрипок, которые до сих пор считаются непревзойденными.
  3. Корпус скрипки имеет характерную овальную форму с выемками по бокам. Обечайка соединяет две деки инструмента (на верхней прорезаны специальные отверстия – эфы). Над грифом натянуты четыре струны, настроенные по квинтам: соль-ре-ля-ми.
  4. Диапазон скрипки охватывает четыре октавы (соль малой октавы – соль 4-й октавы), однако с помощью флажолетов можно извлечь и ряд более высоких звуков. Техника игры на скрипке многообразна. Основной прием звукоизвлечения – ведение смычка по струнам. Из применяемых при этом штрихов, прежде всего, следует указать legato (плавное ведение смычка), detache (направление движения смычка меняется на каждом звуке), spiccato (“прыгающий” смычок) и tremolo (быстрое повторение звуков при помощи “дрожащего” смычка). Особым приемом игры служит pizzicato, т. е. извлечение звука щипком пальцев, без применения смычка.
  5. Скрипка – инструмент преимущественно одноголосный. Однако на ней извлекаются гармонические интервалы и даже четырехзвучные (слегка арпеджированные) аккорды.
  6. Сочетая различные приемы звукоизвлечения – агсо (смычком) и pizzicato – скрипач может исполнять мелодию одновременно с несложным сопровождением. Тембр скрипки певучий, богатый звуковыми и динамическими оттенками, по выразительности приближается к человеческому голосу. Для изменения тембра во время игры иногда применяют сурдину. Скрипке, обладающей исключительной технической подвижностью, часто поручается исполнение трудных и быстрых пассажей, широких мелодических скачков, различного рода трелей, тремоло. Для этого инструмента существует обширная литература, включающая произведения разных жанров – от пьес и этюдов до монументальных концертов. Широкой известностью пользуются сонаты для скрипки И. С. Баха, Г. Генделя, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, И. Брамса, С. Франка, С. Прокофьева и др. Выдающиеся образцы скрипичного концерта созданы Н. Паганини, Ф. Мендельсоном, П. Чайковским, А. Глазуновым, Я. Сибелиусом, Б. Бартоком, Д. Шостаковичем, А. Хачатуряном, Д. Кабалевским и др. Скрипки играют ведущую роль в струнном квартете, камерных ансамблях, симфоническом оркестре.
  7. История скрипичного исполнительства выдвинула большую плеяду блестящих виртуозов. Это – гениальный Н. Паганини, выдающийся мастер скрипичной музыки – Антонио Вивальди, современные скрипачи – Владимир Спиваков, Юрий Башмет.[5]
  1. Гитара
  1. Гитара - это старинный струнный щипковый музыкальный инструмент. В наше время гитара является одним из самых распространённых и популярных музыкальных инструментов во всём мире.
  2. Сегодня можно насчитать более семи видов различных гитар, каждый из которых обладает своей историей, звуком и особенностями. Гитару используют в подавляющем большинстве жанров современной музыке благодаря широкому спектру звучания и возможностям этого инструмента. История создания гитары как музыкального инструмента захватываем века и целые эпохи. Давайте кратко опишем процесс возникновения гитары.
  3. Происхождение гитары имеет множество различных корней. Предки современных гитар появились ещё во 2-м тысячелетии до нашей эры и находят отголоски практически во всех мировых культурах. Один из самых древних родственников гитары -  шумеро-вавилонский инструмент "киннор" (на изображении справа). Он также является прямым родственником еврейского псалтерия или псалтири (в Ветхом Завете Библии есть много упоминаний о гуслях и псалтири - десятиструнном инструменте, на котором царь Давид исполнял свои псалмы).
  4. В Египте и Индии были известны ситар, набла, цитра, вина. В Древней Руси были широко распространены гусли. В Древней Греции и Риме играли на кифаре. В Китае в 3-4 веках нашей эры появились струнные инструменты жуань и юэцинь.
  5. Японские изобретения понравились европейцам, которые также начали экспериментировать со струнными музыкальными инструментами. На формирование облика и характеристик современных гитар повлияли европейские инструменты 6-го века: мавританские и латинские гитары. Позже в 15-16 веках появилась виуэла, которая больше всего похожа на современную классическую гитару.
  6. Вероятно, самым ранним "предком" слова "гитара" стали древнеегипетская "ситра" и индийский "ситар". В Древней Греции и Риме образовалась "кифара", которая перекочевала потом в Европу как латинское "cithara" (читарра). Отсюда пошли современные слова: "guitarra" (исп.), "guitare" (фр.), "guitar" (англ.) и т.п... В разных языках это слово звучит почти одинаково, что говорит об общих корнях и о конечном его оформлении в средневековой Европе.
  7. В 15-м веке в Испании изобретают струнный инструмент с пятью спаренными струнами, которая так и называлась - испанская гитара. ОТ современной гитары её отличал также вытянутый корпус и небольшая мензура. Конечное оформление испанская гитара обретает в 18 веке всё в той же стране. Музыкальный инструмент гитара получил всеевропейское распространение и множество произведений от великих композиторов. Сегодня этот инструмент всё так же популярен и называется классическая гитара.
  8. Классическая гитара попала в Россию в 18 веке и претерпела у нас на родине небольшие изменения. Самое основное: добавилась одна струна и изменился строй гитары. Всё это привело к созданию отдельного вида - русской семиструнной гитары. Она была весьма популярна вплоть до середины 20-го века, но после 2-й мировой войны её влияние ослабло, а в России чаще стали играть на классической шестиструнной гитаре.
  9. Во второй половине 19-го века на первое место в музыке вышло фортепиано, которое на время затмило гитарное первенство. Но 20-й век стал настоящим триумфом для гитары. Её популярность возросла и стала глобальной благодаря возникновению электрогитары и других новых видов.
  10. Электрогитара: Открытие и внедрение электричества в жизнь человека повлияло и на гитару. Идея снятия звука через магнитные датчики и усиления его через колонки возникла у Адольфа Рикенбекера, а первая электрогитара была запатентована в 1936 году. В 50-х годах 20-го века Лестер Уильям Полфусс (знаменитый Лес Пол) представил первую цельнокорпусную электрогитару (без полостей в корпусе). Электрогитара оказала мощнейшее влияние на современную музыку и даже породила несколько новых жанров (рок-н-ролл, рок, металл...).
  11. Американская акустическая гитара: Развитие американской культуры и музыки привели к возникновению отдельного вида акустической гитары - эстрадной / американской / неклассической. Американцы видоизменили классическую гитару: поменяли струны на металлические, сузили гриф и изменили форму корпуса (варианты разные, но все в основном в сторону увеличения). В гриф они вставили анкерный стержень для регулирования прогиба. Эстрадная американская гитара стала родоначальницей жанров "кантри", "блюграсс" и некоторых других. В зависимости от формы корпуса эти гитары называются также "дредноут", "вестерн", "фолк", "джамбо". Помимо вышеперечисленных разновидностей гитар, в мире существуют и другие (гибридные электроакустические, полуакустические, уменьшенные и т.п.).[3]
  1. Фортепиано
  1. Клавишные струнные музыкальные инструменты — пианино и рояль — называют одним словом «фортепиано» (от ит. forte — «громко» и piano — «тихо»). Очень-очень давно, в Древней Греции, еще во времена Пифагора существовал музыкальный инструмент, который называли монохордом (monos — по-гречески один, chorde— струна). Это был длинный и узкий деревянный ящик с натянутой сверху струной. Шли века, инструмент продолжал совершенствоваться. Ящичек стал прямоугольным, а на одной из его сторон разместилась клавиатура, то есть ряд клавиш (от латинского clavis — ключ).
  2. Теперь играющий нажимал на клавиши, а они приводили в движение так называемые тангенты — металлические пластинки. Тангенты касались струн, и те начинали звучать. Этот инструмент стал называться клавикордам (от латинского clavis и греческого chorde). Его должны были ставить на стол и играть стоя. Но был у клавикорда и большой недостаток, большей громкости так и не удалось добиться. Конечно, иметь клавикорд могли только очень богатые люди. Это был предмет роскоши, украшением гостиных и столовых. Клавикорд был не единственным клавишным инструментом. Одновременно, с ним возник и развивался другой, похожий на него клавесин.
  3. Клавесин был не только домашним инструментом. Он включался в различные ансамбли, даже в оркестр, где на нем исполняли партию сопровождения. Звук клавесина – довольно слабый, не очень – то пригодный для исполнения музыки в больших залах. В пьесы для клавесина композиторы включали множество украшений для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяжённо.
  4. Обычно клавесин использовался для аккомпанемента. Все музыкальные инструменты непрерывно совершенствовались. Продолжали поиски и клавирные мастера. И вот в 1711 году в итальянском городе Падуе клавесинный мастер Бартоломео Кристофори изобрел новый инструмент. Звук в нем извлекался деревянными молоточками с обитыми упругим материалом головками. Теперь исполнитель мог играть тише или громче — piano или forte. Отсюда и пошло название инструмента — пианофорте, а позднее— фортепиано. Название это сохранилось до нашего времени и является объединяющим для всех струнных клавишных инструментов. На протяжении XIX века сложились два основных вида фортепиано: горизонтальный — рояль (по-французски royal — королевский) с корпусом в виде крыла и вертикальный — пианино (по-итальянски pianino — маленькое пиано). [2]

ГЛАВА II. МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

2.1 История развития

Музыкотерапия — психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.

Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой». Существует много определений понятия «музыкотерапия». Значительная часть ученых считают музыкотерапию вспомогательным средством психотерапии, средством специфической подготовки пациентов к использованию сложных терапевтических методов. Другие авторы определяют музыкотерапию как:

Контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний.

Системное использование музыки для лечения физиологических и психосоциальных аспектов болезни или расстройства.

Средство оптимизации творческих сил и педагогико-воспитательной работы.

Музыкотерапия в целом развивается как интегративная дисциплина на стыке нейрофизиологии, психологии, рефлексологии, музыкальной психологии, музыковедения и др. Она всё более утверждается в статусе универсальной воспитательной системы, способной оптимизировать процесс личностного развития человека в сложных условиях современной общественной жизни.

Одним из первых людей, утверждавшим значительное влияние музыки на психическое и физическое состояние человека, был греческих ученый и философ Пифагор. Как видно из труда Ямвлиха "О пифагорейской жизни", если некто "слушает прекрасные ритмы и песни, то такой человек начинает музыкальное образование с мелодий и ритмов, от которых излечиваются человеческие нравы и страсти и устанавливается первоначальная гармония душевных сил". Армянский врачеватель XII века Мхитар Гераци также указал на значительную положительную роль музыкотерапии.

В XIX столетии французский психиатр Эскироль начал использовать музыкальную терапию в психиатрических заведениях. Дальнейшее распространение музыкотерапия получила после первой мировой войны. В 1930-х годах опыт военных врачей использовали немецкие терапевты при лечении язвы желудка, швейцарские — при лечении легких форм туберкулеза. Австрийские акушеры с помощью музыки обезболивали роды. Использование музыки и звука как анестезирующего средства стало применяться в стоматологической и хирургической практике. Вся эта практика стала основой развития музыкотерапии после второй мировой войны.

Во второй половине XX века технические возможности в исследовании физиологических реакций, возникающих в организме в процессе музыкального восприятия, значительно возросли. Было показано, что музыка активно влияет на функции всех жизненно важных физиологических систем, интенсивность разных физиологических процессов, дыхание и сердечно-сосудистую систему, кровообращение, приводит даже к определенным гормональным и биохимическим изменениям.

Во многих странах Западной Европы и США возникли и приобрели популярность музыко-психотерапевтические центры: в Швеции и Австрии, Швейцарии, Германии — куда входит 10 членов.

2.2 Направления музыкальной терапии

В музыкотерапии в XX веке сформировалось несколько школ.

Шведская школа (основоположник — А. Понтвик) — выдвинула концепцию психорезонанса, исходящую из того, что именно музыка способна проникнуть в глубинные пласты человеческого сознания, которые могут вступать в резонанс с озвученной музыкальной гармонией и проявляться наружу для анализа и понимания. Лечебный эффект шведского направления музыкальной психотерапии основывается на идеях традиционного психоанализа. Во время сеанса психотерапевт с помощью музыки доводит пациента до катарсисной разрядки и этим облегчает его состояние. В связи с этим большое значение имеет подбор музыкальных произведений, вызывающих необходимые переживания.

Американские музыкотерапевты разработали обширные каталоги лечебных музыкальных произведений самых разных жанров и стилей с учётом стимулирующего или успокаивающего лечебного действия.

Немецкая школа (Швабе, Келер, Кениг), исходя из тезиса психофизического единства человека, основное внимание направила на развитие различных форм комплексного использования целительного воздействия разных видов искусств.

Швейцарская школа музыкотерапии (Институт майевтики им. Дж. Мастропаоло) использует преимущественно вокалотерапию и коллективную игру на флейтах. Дж. Мастропаоло отдаёт предпочтение этому инструменту из-за сильнейшего его воздействия на эмоциональную сферу благодаря тесситуре, а также из-за включённости дыхания в процесс терапии. Дж. Мастропаоло придерживается фрейдистской теории личности. В России, первые научные работы, посвященные механизму влияния музыки на человека, появились в конце XIX-начале XX столетия. В работах В. М. Бехтерева, И. М. Сеченова, И. М. Догеля, И. Р. Тарханова появились данные о благоприятном влиянии музыки на центральную нервную систему, дыхание, кровообращение и газообмен. Оригинальную концепцию музыкально-рациональной психотерапии разработал Валентин Петрушин (Москва). Его практический опыт синтезирует известные древние методики и современные научные достижения. Подходя к человеку целостно, В.Петрушин стимулирует пациентов не только к физическому, но и к психологическому и интеллектуальному выздоровлению (работа с телом, чувствами, мыслями). Ведь заболевания часто имеют причину не в физических слабостях организма, а в особенностях характера, которые в свою очередь являются производными от мировоззрения человека. [4]

2.3 Влияние струнной музыки на эмоциональное состояние школьников

Музыка – это звуки, волны, которые обладают определенными вибрациями. Именно эти вибрации и оказывают влияние на человека. Для начала рассмотрим музыкальные инструменты и их воздействие на состояние человеческого организма. Струнные инструменты, такие как скрипка, гитара, арфа оказывают благотворное влияние на работу сердца и сосудов. А вот на эмоциональном уровне звуки этих инструментов могут воздействовать угнетающе. Долго слушая гитару или скрипку, человек начинает испытывать чувства сострадания, жалости. В нем рождаются ощущения, которые заставляют переживать и задумываться о чем-то серьезном. Для успокоения и расслабления струнная музыка не подойдет.

Звуки духовых инструментов очищают легкие и бронхи, а также оказывают положительное влияние на кровообращение и всю дыхательную систему. На эмоциональном уровне духовая музыка может придать энергию или наоборот, расслабить. Все зависит от ритма и тональности звучания. К примеру, саксофон и флейта могут успокоить и гармонизировать внутреннее состояние. А труба, валторна или фагот, напротив, вызовут беспокойство и призовут человека к действию.

Ударные инструменты помогут привести в норму работу сердца, а также поспособствуют в лечении заболеваний печени и кровеносной системы. Звуки барабана воздействуют и на настроение человека. Чтобы активизировать свои силы, достаточно несколько минут послушать музыку с использованием ударных.

Звуки фортепиано воздействуют на человека успокаивающе. Они придают внутреннюю уверенность, гармонию и безмятежность. Фортепиано положительно влияет на здоровье. Мелодия этого инструмента лечит заболевания щитовидной железы, а также нормализует работу почек и мочеполовой системы. Есть еще одна особенность фортепианной музыки. Те, кто ощущает нехватку любви, необходимо каждый день слушать звуки этого музыкального инструмента, тогда любовные чакры человека откроются, и любовь войдет в его жизнь.

По-разному влияют на нас и стили музыки. Начнем с классики. Музыка в стиле барокко (Бах, Корелли, Вивальди и Гендель) отлично подходит для работы и активных действий. Она дарит ощущение безопасности и стабильности.

Музыка в стиле романтизма (Лист, Чайковский, Шуберт, Шуман) подойдет для тех, кому не хватает внимания со стороны противоположного пола. Такая музыка способствует привлечению любви, улучшает настроение и дарит положительные легкие эмоции.

Музыка импрессионистов (Дебюсси, Фавр, Равель) дает импульс к творчеству и новым идеям. Под звуки этих композиторов могут родиться оригинальные идеи.

Особого внимания заслуживают произведения Моцарта и Гайдна. Под музыку этих великих творцов хорошо учиться и усваивать новые знания.

Африканские мотивы в музыке (джаз, регги, блюз) поднимают настроение, дарят ощущения легкости и безмятежности. Кроме того, эти стили способствуют развитию чувства юмора и помогают стать более коммуникабельными.

Поп-музыка дает энергию движения и дарит чувство внутреннего благополучия.

Рок по-разному воздействует на людей. Для кого-то такая музыка становится источником вдохновения и способом снять нервное напряжение и стресс. А для других – это источник раздражения и агрессии. В некоторых случаях, рок-музыка даже способна снять физическую боль.

Музыка в стилях панк, рэп и хип-хоп действует возбуждающе и побуждает к активности.

Этническая музыка (фолк) помогает снять стресс, восстанавливает энергию, способствует омоложению организма и нормализации всех процессов.

Для того, чтобы влияние музыки действительно было благотворными, в звуки необходимо вслушиваться, пропускать их через себя. Это можно сделать в танце, подпевая или релаксируя. Только в этих случаях, музыка может творить настоящие чудеса! [1]

  1. Заключение

Изучив материал по данной теме, можно сделать заключение, что тема: влияние струнной музыки на эмоциональное состояние школьников актуальна в наше время. Произведения различных музыкальных стилей действительно по-разному влияют на эмоциональное состояние человека; а классическая музыка особенно положительно влияет на умственную деятельность и поведение школьников.

Классическая музыка помогает при выполнении различных заданий. Для того, чтобы влияние музыки действительно было благотворными, в звуки необходимо вслушиваться, пропускать их через себя. Это можно сделать в танце, подпевая или релаксируя. Только в этих случаях музыка может творить настоящие чудеса!


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Влияние музыки на здоровье и эмоциональное состояние человека. https://dailyhoro.ru/article/919/
  2. Из истории возникновения музыкальных инструментов. http://doshkolnik.ru/musika/13229-iz-istorii-vozniknoveniya-uzykalnyh-instrumentov.html
  3. История и возникновение гитары. http://dreamguitars.ru/stati/stati-o-gitare/istoriya-i-vozniknovenie-gitary.html
  4. Музыкотерапия – википедия.  https://ru.wikipedia.org/wiki/Музыкотерапия
  5. Систематизировать знания о струнных инструментах, об известных композиторах и исполнителях струнной музыки. http://открытыйурок.рф/статьи/582384/


Предварительный просмотр:

Вахрушева Лола

«ПУТИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ»

Чтобы разобраться и понять, какие пути развития существуют, ответим на вопрос: что же такое музыкальное мышление?

Музыкальное мышление — это процесс моделирования отношений человека к реальной действительности в интонируемых звуковых образах. Оно возникает в процессе и как результат активного, эстетически окрашенного взаимодействия со звуковой реальностью. Эстетически окрашенным может быть отношение ко всему окружающему миру (природа, быт). Однако, для формирования музыкального мышления, первостепенную роль играет звуковая реальность, уже несущая в себе эстетическую организацию. Это – музыкальное искусство. [1]

Специфика, своеобразие музыкального мышления зависят от степени развитости музыкальных способностей, а также условий той музыкальной среды, в которой живет и воспитывается человек. [2]

Виды музыкального мышления:

  • Наглядно-образное мышление (слушатель);
  • Наглядно-действенное мышление (исполнитель);
  • Абстрактно-логическое (композитор).

Для музыкального мышления важно использовать определенные пути развития.

  1. В восприятии музыки:

· выявить в произведении главное интонационное зерно;

· определить на слух стилевое направление музыкального произведения;

· найти фрагмент музыки определенного композитора в ряду других (например, найти фрагмент с музыкой Чайковского в ряду фрагментов с музыкой Шопена, Бетховена, Рахманинова);

· выявить особенности исполнительского стиля при интерпретации разными музыкантами одного итого же произведения;

· определить на слух гармонические последовательности;

· подобрать к музыкальному сочинению произведения литературы и живописи в соответствии с его образным строем.

  1. В исполнительской деятельности:

· сравнить исполнительские планы музыкальных произведений в их различных редакциях (например, сонаты Бетховена в редакциях А. Гольденвейзера и Э. Петри);

· найти в музыкальном произведении ведущие интонации и опорные пункты, по которым развивается музыкальная мысль;

· составить несколько исполнительских планов одного и того же музыкального произведения;

· исполнить произведения с различной воображаемой оркестровкой;

· исполнить одно и то же произведение в различном воображаемом цветовом освещении (в синем, красном, фиолетовом).

  1. При сочинении музыки:

· мелодически развить гармонические последовательности на основе генерал-баса; подобрать по слуху знакомые песни;

· импровизировать пьесы тонального и атонального характера на заданное эмоциональное состояние или художественный образ. [3]

Чтобы развивать музыкальное мышление, можно использовать различные игры, которые не только заинтересуют ребенка, но и окажут действенный результат.

Основное назначение игр – формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме, помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух.

Примеры игр для развития музыкального мышления:

  1. Игра для развития динамического слуха:

Игра «Громко - тихо»

Наша Таня громко плачет -форте

Уронила в речку мячик

Тише, Танечка, не плачь - пиано

Не утонет в речке мяч.

  1. Игра на развитие певческих способностей:

«Напой песню» - из коробки или мешочка поочередно вытаскивать картинку или игрушку и напеть куплет из песни, где встречается этот предмет (зайчик, гномик, волк, мышь и т.д.)

  1. Игра на восприятие музыкальных произведений:

Игра – загадка «Расскажи мне о музыке»

Учитель предлагает прослушать песню или музыкальное произведение и быть готовым ответить на любой вопрос. Например: ваше впечатление о прослушанной музыке (песне); какой лад?; композиторская или народная музыка (песня)? и т.д. Выслушав выступления учеников, учитель называет детей (награждает), у которых были самые интересные ответы.

Примечание. Эту игру можно использовать на уроках во время различных видов деятельности. Количество вопросов зависит от подготовленности класса, репертуара и темы урока.

  1. Игра на развитие ладового чувства:

Игра «Клоуны»

Игровой материал: два клоуна в разноцветных костюмах. Один клоун грустный, а другой веселый. Фланелеграф. (Иллюстрации прилагаются).

Учитель исполняет произведение Д.Б.Кабалевского «Клоуны». Учащиеся, слушая музыку, должны определить музыка какого клоуна звучит и выложить на фланелеграфе самого клоуна в определенном костюме. Если музыка мажорная, веселая, то клоун веселый, в ярком костюме и наоборот.

Примечание. Играя в эту игру, можно использовать музыку на усмотрение учителя. Для закрепления ладового чувства и определения характера музыки.

  1. Игра на развитие звуковысотности:

Детям раздаются карточки (по числу играющих). Звучат мелодии «Зайчик» М.Старокадомского, «Медведь» В.Ребикова, «Воробушки» М.Красева. Дети узнают мелодию, поднимают нужную карточку, т.е. закрепляется понятие «регистр» - верхний, низкий, средний. и мн.др. [4]

По всему вышеизложенному можно сделать небольшой вывод, что музыкальное мышление тесно связано с общими психологическими процессами: восприятием, ощущением, вниманием, памятью, представлением и воображением; и не может быть развито без них. В процессе восприятия музыкального искусства мышление опирается не только на собственно музыкальный, но и весь жизненный опыт личности. В результате этого процесса, сопряженным с эмоциональностью, человек познает, прежде всего, самого себя.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Музыкальное мышление. http://pandia.ru/text/78/093/7728.php

2. Музыкальное мышление. http://helpiks.org/3-74116.html

3. Развитие музыкального мышления. http://poznayka.org/s14670t1.html

4. Развивающие игры на уроках музыки. https://infourok.ru/razvivayuschie-igri-na-urokah-muziki-579294.html