ПК 4.3.
методическая разработка на тему

Вахрушева Лола Александровна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области общего образования на основе изучения самоанализа и анализа деятельности других педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вахрушева Лола Александровна

Здоровьесберегающие технологии

1. Подготовка артикуляционного аппарата. Технологию можно применять с 1 по 5 класс

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД (конкретно)

1. Организация исполнительской деятельности – Распевание, пение (15минут)

Подготовим наш артикуляционный аппарат к работе с помощью упражнений.

- покусывание языка, губ,

- язык свернуть трубочкой,

- воздушный шар (набрать воздуха в щеки и резко выдохнуть),

- лай маленькой и большой собаки,

- открытие двери (штрубас),

- катание с горки на звуки: а, у, о, ы, э.

Распевание на одном звуке: да-дэ-ди-до-ду;

Распевание на 3-х звуках: «у кота Варкота колыбелька хороша»;

Распевание на 5-ти звуках: дождик дождик кап-кап-кап.

Сейчас вспомним знакомую нам песню «Куда уходит детство»

ВХР трудности

Методы и приемы

Ритмический рисунок: залигованные ноты, половинные, паузы

Повышенный знак: ми бекар, фа диез

Четкое проговаривание звуков: «й,т,ль,к».

Высокие скачки: квинты, сексты, септимы

прохлопать ритм;

дирижерский жест;

показ звуковысотности;

собственное исполнение;

помощь инструмента, показ звуковысотности

Распевание

Пение

«Куда уходит детство» музыка А.Зацепина, слова Л.Дербенева

Л: навыки правильного пения, подготовки своего голосового аппарата

П: выделение познавательной цели – узнать и разучить песню

К: взаимодействие учителя и учеников, а также учеников между собой.

2. Пальчиковые игры. Технологию можно применять в начальных классах.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД (конкретно)

1. Изучение нового материала – Слушание (17 минут)

Пальчиковые игры (3 минуты)

5. Рефлексия (5 минут)

Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте и скажите, о чем оно?

Оркестр — инструмент живой,
Он самый громкий и большой.
С душою, трепетом, огнем
Играет дирижер на нем.

Он славный музыки ценитель,
Ее он первый исполнитель,
Он предан музыке всецело,
И сердцем, и душой, и телом.
Он совершенный слух имеет
И музыкой дышать умеет.
Он — дух вливает в оркестрантов,
Он — открыватель их талантов.

Как вы уже поняли сегодня, мы поговорим об оркестре, а именно о симфоническом оркестре. Знаете ли вы что такое симфонический? Симфонический оркестр — большой коллектив музыкантов, играющих на струнных - смычковых, духовых и ударных инструментах.

Какие инструменты оркестра вы знаете? Сейчас мы прослушаем фрагмент музыкального произведения, попытайтесь вспомнить, как оно называется, и какой инструмент вы услышали?

Арфа - щипковый струнный музыкальный инструмент. Звук которой извлекается щипком пальцев. Именно в Адажио Щелкунчика слышны переливы мелодии арфы. Как вы думаете, на что похожа мелодия арфы? Правильно, молодцы!

Перед тем как мы продолжим знакомство со следующим инструментом, немного разомнемся

«Шарик»                                

Пальцы обеих рук собраны в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них – пальцы принимают форму шара. Выдох –

шарик сдулся и пальчики принимают исходное положение. Варианты выдоха – через букву «ф», «с». 

                 Надуваем быстро шарик.

                 Он становится большой.

                 Вдруг шар лопнул,

                 Воздух вышел -

                 Стал он тонкий и худой.

«Цветок»                                

Ладони сомкнуты и чуть округлы – бутон цветка. Детям предлагается глубоко втянуть его аромат. При этом губы мягко сомкнуты, а крылья носа раздуты, поток воздуха проходит высоко, до лба. Игра направлена на выработку ощущения «высокого вдоха». Эта же игра может быть

использована для снятия  мышечного напряжения при пении в высокой    

тесситуре. Утром восходит солнце, лепестки цветка начинают медленно раскрываться (пальцы расходятся в стороны), трепещут от ветерка. Вечером

цветок начинает закрывать лепестки и засыпает. Каждый раз можно представлять себя новым цветком.

                     Наши красные цветки

                     Расправляют лепестки.

                     Ветерок чуть дышит,

                     Лепестки колышет.

                     

                     Наши красные цветки

                     Закрывают лепестки.

                     Головой качают,

                     Тихо засыпают.

«Берёза моя, берёзонька»        

                     Берёза моя кудрявая (руки вверх, вдох)

                     Стоишь ты, берёзонька (опустить руки, выдох)

                     Посреди долинушки (подъём рук, вдох)

                     На тебе, берёзонька (опустить руки, выдох)

                     Листья зелёные (подъём рук, вдох)

                     Под тобой, берёзонька (опустить руки, выдох)

                     Трава шёлковая (подъём рук, вдох)

                     Вокруг тебя, берёзонька (опустить руки,  длительный выдох)  

                     Девицы красные

                     Венки вьют, плетут.

Молодцы ребята!

Следующий инструмент, с которым мы познакомимся - это флейта. Это деревянный духовой музыкальный инструмент, считающийся одним из самых древних на земле. К группе деревянных инструментов флейта относится, поскольку первоначально эти инструменты изготавливались из дерева. Флейта состоит из трубочек разной длины, их делают из камыша, бамбука, тростника, металла, дерева или даже из пластика. Сейчас мы с вами прослушаем, как же звучит этот прекрасный инструмент. И.С.Бах «Шутка» - запишите в тетрадь. Послушайте и ответьте на вопрос: Что вы представляли при слушании, на что похожа мелодия, какая она? С каким существом вы могли бы сравнить звучание флейты?

В начале урока мы с вами разучили песню, как она называется? Волшебный смычок, третий инструмент с которым мы познакомимся это скрипка. Это струнный – смычковый инструмент. «Смычковый», потому что для игры на инструменте необходимо вести по его струнам специальным предметом – смычком, небольшой палочкой с натянутыми волосками. Смычок обычно делают из дерева и настоящего конского волоса. Скрипка имеет 4 струны. Я сама играю на скрипке, поэтому решила принести свою скрипочку, показать, и сыграть вам. Сейчас я вам сыграю музыкальное произведение, а вы послушайте и подумайте, какое название бы вы ему дали, что чувствовал композитор при написании мелодии?

Сегодня, мы окунулись в мир музыкальных инструментов симфонического оркестра, домашним заданием будет, нарисовать любой из трех инструментов, с которыми мы сегодня познакомились. Назовите их. Спасибо за урок, до свидания!

Волшебные звуки, волны моря и т.д.

Разминают ножки и ручки

Отвечают на вопросы

Звучание похоже на птичку

Отвечают на вопросы

Подведение итога

Адажио из балета «Щелкунчик» П.Чайковский

Муз. фрагмент

И.С.Бах «Шутка»

Н.Паганини «Венецианский карнавал»

Организовать свое рабочее место. Введение в

урок 

П: расширять свои представления о музыке;

Р: участие в учебном диалоге;

Л: эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению музыкальные произведения.

К: взаимодействие учителя и учеников, а также учеников между собой

Л: выражение своих чувств и настроений в музыкальном слушание, понимание настроения других людей.

Р: оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

3. Ритмотерапия. Технологию можно применять как в начальном, так и среднем звене.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД (конкретно)

1. Актуализация знаний (3 минуты)

2. Изучение нового материала – Слушание (17 минут)

Ритмотерапия (3 минуты)

Здравствуйте ребята! Меня зовут Лола Александровна, сегодня я проведу у вас урок музыки. Урок мы начнем с загадки:

В театре очень интересно,

Когда в спектакле все поют.

И музыку играл оркестр.

Спектакль как же назовут? (опера)

Что же такое опера? Откройте тетради и запишите определение. Опера – это музыкальный спектакль, где действующие лица не говорят, а поют в сопровождении оркестра. В каждом крупном городе России есть театр оперы и балета. Например, в Москве это известный во всем мире Большой театр. Лучшие музыканты, дирижеры, певцы, режиссеры, художники участвуют в постановке опер и балетов. Какие театры нашего города вы знаете?

Сегодня мы познакомимся с замечательной оперой, которая называется «Руслан и Людмила». Оперу написал известный композитор М.И.Глинка. Еще при жизни А.С.Пушкина Глинка задумал оперу по его юношеской поэме «Руслан и Людмила», но, к сожалению, трагическая гибель Пушкина помешала осуществлению этой мечты.  Опера была написана после смерти поэта. На основе сказочной поэмы М.И. Глинка создал произведение о победе добра над злом, любви над предательством и коварством, воплотил народную веру в торжество света над тьмой. Опера с большими перерывами была написана за пять лет. Премьера состоялась в 1842 г. на сцене Большого театра в Петербурге.

Сейчас я расскажу 1 действие оперы. Шумит весельем свадебный пир в гриднице великого киевского князя Светозара. Светозар выдает свою дочь Людмилу за храброго витязя Руслана. Вещий певец Баян в своей песне предсказывает судьбу Руслана и Людмилы: им уготованы разлука и тяжкие испытания. Неудачливые соперники Руслана - хвастливый Фарлаф и пылкий, мечтательный Ратмир - втайне радуются предсказанию. Однако Баян всех успокаивает: незримые силы защитят влюбленных, и на смену печали придут радость и счастье. Гости поднимают заздравные чаши, славят молодых. Грустно расставаться Людмиле с отцом, с родным Киевом. Шутливо утешая Фарлафа и Ратмира, она просит простить за отказ, и со словами привета обращается к избраннику сердца Руслану. Светозар благословляет молодых. Внезапно раздаются удары грома, наступает мрак, все поражены: «Какое чудное мгновенье! Что значит этот дивный сон?» Таинственный мрак постепенно рассеивается, но Людмилы нигде нет: она похищена. В награду тому, кто спасет княжну, Светозар обещает руку дочери и полцарства. Витязи отправляются на поиски.

Сейчас мы послушаем увертюру оперы, Увертюра – это музыкальное оркестровое сочинение, служащее началом или вступлением оперы. Прослушайте и скажите, какая музыка в начале опере, что она нам повествует? О чем хочет рассказать?

В начале оперы вещий певец Баян в своей песне предсказывает судьбу Руслана и Людмилы: уготованы разлука и тяжкие испытания, однако Баян всех успокаивает: незримые силы защитят влюбленных, и на смену печали придут радость и счастье. Сейчас мы послушаем 2 песнь Баяна. Прослушайте и ответьте, какой характер у этого произведения? Чем увертюра отличается от песни Баяна? Молодцы!

Сейчас мы все вместе побудем настоящими дирижерами.

Попробуем услышать и повторить ритм увертюры. С помощью карандашей нужно будет простучать ритм для увертюры, эмоционально разрядиться и получить удовольствие, пофантазируйте и может быть, у кого - то получится необычный ритм.

Отвечают на вопросы

Записывают определение

Слушают, анализируют

«Увертюра» из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинка

2 песнь Баяна «Есть пустынный край» из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинка

Организовать свое рабочее место. Введение в

урок 

П: расширять свои представления о музыке;

Р: участие в учебном диалоге;

Л: эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению музыкальные произведения.

К: взаимодействие учителя и учеников, а также учеников между собой

Л: выражение своих чувств и настроений в музыкальном слушание, понимание настроения других людей.