ПК 4.5
материал по теме

Прыткова Анастасия Андреевна

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Научное исследование – это особый вид познавательной деятельности, отличающийся от стихийного познания, от диагностики и от познания в искусстве. Целью научного исследования является получение новых данных, либо моделирование известных решений.

Основная цель данной работы – помочь начинающим исследователям – школьникам освоить форму научного произведения при написании исследовательской работы.

Алгоритм составления исследовательской работы

Любая исследовательская работа состоит из следующих частей:

  • Актуальность (почему выбрана данная тема, что заинтересовало).
  • введение (где отражены цель и задачи, актуальность проблемы)
  • основная часть (в которой раскрывается содержание работы: теоретическая и практическая часть)
  • заключение (в котором содержатся итоги работы, выводы и рекомендации)
  • список литературы (представляет собой перечень использованных книг и статей)
  • приложение (наглядное представление опытных данных в виде таблиц, схем, диаграмм,  и т.д.)

Если перечисленные части работы выстроить в определенной последовательности, то получится алгоритм составления научно-исследовательской работы.

Алгоритм – это определённая программа действий.

Когда у учащегося возникает интерес к какой-либо ситуации, предмету,  то первое, что он делает  -  формулирует гипотезу, т.е. научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений и требующее подтверждения.

Тема – это предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества.

Определив тему исследования, объект и предмет изучения, формулируют гипотезу и приступают к ее проверке. Для этого необходимо поставить цель. Цель – предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить

Цель есть планируемый, ожидаемый результат.

Цель может начинаться со следующих слов:

  • Выявление…
  • Исследование…
  • Оценка…
  • Анализ…
  • Разработка…
  • Цель достигается через решение определенных задач.

Задачи, поставленные в научно-исследовательской работе – это план (этапы) достижения цели исследования. Формулировка задачи должна начинаться с глагола:

  •  Выявить…
  •  Разработать…
  •  Провести…
  •  Решить…
  •  Проанализировать…

 Обобщить…

Решение задач связанно с использованием определенных методик. Методика – совокупность методов практического выполнения какой-либо работы. Метод – способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо.

Любой метод изучения предполагает использование материально - технического обеспечения.

Заключительной частью работы являются выводы, к которым пришел автор и его рекомендации.

Вывод – умозаключение, содержит аналитическую оценку ситуации, намечает перспективы исследования.  

И в завершении необходимо указать список источников информации.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: Прыткова А. 46 группа

Слайд 2

«Свет познания-2018» Конкурс исследовательских работ «Свет познания – весна 2018» проводится с целью развития интеллектуально-творческого потенциала школьников и совершенствования их исследовательских навыков.

Слайд 3

Перечень номинаций. Исследовательская работа: астрономия и космонавтика Исследовательская работа: биология Исследовательская работа: география Исследовательская работа: искусствоведение и МХК Исследовательская работа: иностранные языки Исследовательская работа: информационные технологии Исследовательская работа: история Исследовательская работа: краеведение Исследовательская работа: литература Исследовательская работа: математика Исследовательская работа: музыка Исследовательская работа: окружающий мир Исследовательская работа: психология Исследовательская работа: робототехника Исследовательская работа: русский язык Исследовательская работа: социология Исследовательская работа: технология Исследовательская работа: физическая культура Исследовательская работа: экология Исследовательская работа: экономика

Слайд 4

Требования. Один материал может иметь не более 3 соавторов. Если конкурсная работа имеет более 3-х соавторов, то требуется согласование с Оргкомитетом. Материалы, присылаемые участниками конкурса, должны быть отнесены хотя бы к одной номинации Конкурса, носить учебный характер, не противоречить общепризнанным научным фактам, этическим нормам и законодательству Российской Федерации. Участник не может представить на Конкурс ту же работу, которая уже принимала участие в другом туре конкурса «Свет познания».

Слайд 5

Критерии оценки: соответствие заявленной теме, актуальность, оригинальность; логичность построения работы, полнота раскрытия темы; практическая значимость работы; наличие самостоятельных суждений и обоснованных выводов; качество и эстетичность оформления работы.

Слайд 6

«Грани науки» Цель конкурса: повышения качества образования и эффективности обучения учащихся средствами проектной и исследовательской деятельности. Предмет конкурса: на конкурс представляются проектные и исследовательские работы школьников 1-11 классов и студентов 1-2 курсов (на базе 9 классов)

Слайд 7

Задачи: развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся; предоставление учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки образовательного учреждения и региона; выявление одаренных детей через проектную и исследовательскую деятельность.

Слайд 8

Требования к конкурсным материалам: 1. Материалы на Конкурс принимаются в электронном виде на русском языке. 2. Работы младших школьников могут быть представлены в бумажном (сканированном) виде. 3. Работа должна содержать: название, ФИО автора, должность, наименование образовательного учреждения, местонахождение образовательного учреждения, ФИО научного руководителя. 4. Материал подготавливается в формате MS WORD, имя файла — ФамилияИО автора работы (например, ПетровНН); также могут быть приложены файлы поддержки, необходимые для представления проектной или исследовательской работы. 5. Для пересылки по электронной почте конкурсный материал желательно архивировать. Максимальный размер архива с конкурсной работой – 100 Мб.

Слайд 9

«Учусь исследовать. Учу исследовать» Основными целями и задачами конкурса являются: поддержка интеллектуального, исследовательского и проектного творчества детей и педагогов; содействие обмену опытом учителей; формирование у учащихся и педагогов представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности; содействие развитию творческой исследовательской активности; содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с младшими школьниками; пропаганда лучших методических разработок по учебно-исследовательской работе дошкольников и младших школьников.

Слайд 10

«Открытие» Цель конкурса: стимулирование познавательной, творческой, экспериментально – исследовательской, проектной, интеллектуальной деятельности младших школьников. Задачи конкурса: повышение уровня творческой и исследовательской активности младших школьников; развитие у младших школьников интереса к фундаментальным и прикладным наукам; ознакомление научной и педагогической общественности с результатами исследовательской и творческой деятельности учащихся младших классов; обмен опытом работы и установление творческих контактов между обучающимися и педагогами образовательных учреждений России и зарубежных стран.

Слайд 11

Номинации: юный натуралист; юный психолог; юный писатель; юный краевед; юный математик; юный художник; юный языковед.

Слайд 12

«Блестящая идея» Цели: популяризировать науку; воспитывать у школьников интерес и тягу к научным знаниям; вдохновлять на научные открытия и инновационные решения.

Слайд 13

Номинации. • Астрономия и космонавтика; • Техномир будущего: техническое творчество и изобретательство; • Математика и информационные технологии; • Биология, зоология; • Экология; • История; • Краеведение; • География • Лингвистика (языки: русский, английский); • Литературоведение; • Искусствоведение; • Здравоохранение; • Социология; • Право; • Экономика;

Слайд 14

Критерии. Актуальность работы: Новизна и эвристичность, теоретическая и практическая значимость, исследовательский характер работы, собственный поисково-исследовательский опыт автора. 10-20 баллов Содержание работы: Соответствие содержания работы заявленной теме исследования, логичность и грамотность изложения, корректное раскрытие темы в соответствии с поставленными целями и задачами, описание результатов эксперимента, прозрачность выводов, наличие самостоятельных размышлений. 30-60 баллов Оформление работы: Наличие Содержания (Плана), Основной части, Списка литературы, наглядных материалов (Приложений). Оценка оформления работы с эстетической точки зрения. 5-10 баллов О бщее впечатление от работы: Мнение всех членов жюри. 5-10 баллов Максимальное количество 100 баллов.

Слайд 15

«Моя исследовательская работа» Цель конкурса: Способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей школьников и дошкольников. Задачи: формирование у детей исследовательских умений и навыков; развитие критического и аналитического мышления при исследовании теоретического вопроса, при поиске путей решения конкретной проблемы; поддержка творческой активности детей; предоставление возможности всем участникам конкурса проявить творчество, стимулировать творческую активность.

Слайд 16

Требования к содержанию и оформлению конкурсных работ. На всероссийский конкурс «Моя исследовательская работа» принимаются работы, которые являются авторским материалом. В текстах не должно содержаться ошибок, все тексты печатаются только на русском языке. На первом слайде или титульном листе указывается название работы, фамилия, имя, отчество автора, место работы, учебы. Далее указываются цели, задачи, пути поиска решений проблемы

Слайд 17

Критерии оценки: соответствие заявленной тематике; полнота раскрытия темы; содержание (объем работы, наличие приложений); достоверность представленной информации; качество оформления; грамотность; оригинальность; проявление творческой индивидуальности; возможность широкого использования материала в дальнейшем.



Предварительный просмотр:

Темы исследовательских работ и проектов общей тематики:

  • Математика на кухне.
  • Влияет ли зубная паста на прочность зубов?
  • Маленькая история о моей большой семье
  • Откуда в хлебе столько дырочек?
  • Спать или не спать? Вот в чем вопрос!

Темы исследовательских работ о природе:

  • Этот мексиканский незнакомец – авокадо!
  • Мой любимый фрукт апельсин.
  • О вершках и корешках, или Почему ветви тянутся к солнцу, а корни в землю.
  • Почему в яблоке не прорастают семена?
  • Я садовником родился!

Темы исследовательских работ о животных:

  • Мой щенок: первый месяц жизни
  • Зачем ежу яблоко?
  • Крокодиловы слезы
  • Кулинарные пристрастия белочки
  • Я за любовь ко всем собакам.
  • Усы, лапы и хвост, или Что хочет сказать нам кошка?
  • У кого длиннее хвост?
  • Хвостатые гидростроители.
  • По следам уссурийского тигра
  • Нора – это дом. Жилища животных

Темы исследовательских работ о растениях:

  • Можно ли использовать растение одуванчик в пищу?
  • Почему не из каждого семени зарождается новая жизнь?
  • Природное сообщество – луг
  • Лечат ли комнатные растения простуду?
  • Почему листья на деревьях осенью желтеют, а на комнатных растениях нет?
  • Роль растения в жизни человека

Темы исследовательских проектов о грибах:

  • Грибное лукошко
  • О чём говорят нам названия грибов?
  • Плесень — это тоже гриб!
  • Что за гриб на тонкой ножке?
  • Ты, лисичка, рыжий гриб!

Темы исследовательских проектов о птицах:

  • Кто же в гнёздышке живёт?
  • Курица - птица не простая!
  • Может ли учащийся начальной школы держать дома страуса?
  • Почему крик петуха раздается на рассвете в одно и то же время?
  • Почему зимой птичка стучит в окно?



Предварительный просмотр:

Творческие проекты:

«Волшебное тесто».

Использованная бумага — мусор или добро?

История русской игрушки.

Мир в открытках.

Загадки. Где живут отгадки?

Информационные проекты:

Экономика Челябинской области.

Что такое витамины?

Почему вымери динозавры?

Профессия будущего.

Мир новой начальной школы .

Учебные проекты:

Весёлая азбука.

Моя будущая профессия.
Зачем нужны жаргонизмы?

Куда зимой улетают птицы?

В царстве чисел-великанов.

Исследовательские проекты:

Мобильный телефон: друг или враг?

Далеко ли от нас солнце?

Почему кровь красная?

Может ли вода течь вверх?

Как животных цвет защищает?



Предварительный просмотр:

  1. Проказова О.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся в системе работы школы / О.Г. Проказова // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. : Педагогические науки. — 2010.
  2. Меренкова, О.А. научно-исследовательская работа в школе: в помощь учителю, классному руководителю. Методическое пособие. – М.: УЦ Перспектива, 2011.
  3. Головизнина Н. Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности // Дополнительное образование. – 2002. 
  4. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013.
  5. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000.
  6. Исследовательская работа школьников». Научно-методический и информационно-публицистический журнал. Редакция «Народное образование». 
  7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003.


Предварительный просмотр:

С чего начинается проектная деятельность?

Выбор темы проектной работы.

Работа над проектом начинается с выбора темы. Здесь возможны варианты: либо учитель предлагает тему и находит детей, которым это интересно, либо ученик, интересующийся каким-то вопросом, начинает консультироваться с педагогом и фактически избирает его руководителем своего проекта. В обоих случаях возникает ситуация сотрудничества, обусловленная высоким уровнем мотивации учащихся. В этот период очень важным моментом является бережное отношение куратора к ведомому. Формулировка концепций, выдвижение гипотез - это должно быть прерогативой разработчика проекта. Неосторожное навязывание идей педагогом может остудить желание учащегося самому разобраться в интересном для него вопросе.

Составление плана действий.

Далее составляется план действий по реализации идей проекта. На этом этапе важно направить ученика на собственный поиск необходимой ему информации. Количество подсказок учителя должно быть адекватно возрастным и психологическим особенностям каждого ребенка. Дополнительное образование, в рамках которого осуществляется работа над проектом, позволяет учителю лучше узнать индивидуальные особенности его подопечного и обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса.

Одна из важнейших задач, которые решает проектная технология обучения, - формирование умений и навыков отбора необходимой информации.

Творческое переосмысление собранных материалов, выстраивание их в систему в зависимости от принятых гипотез, оформление, наглядность иллюстративного материала - все это в итоге приводит к созданию оригинального "конечного продукта".

Презентация проекта.

Презентация проектов может проходить в рамках классно-урочной системы, внеклассной работы, научно-практической конференции. Подготовка к презентации - процесс творческий. Ребята должны уметь коротко и лаконично объяснить суть своей работы, продемонстрировать ее достоинства, проанализировать возникшие в ходе работы затруднения, наметить возможные направления совершенствования "конечного продукта". Немаловажную роль играет эмоциональная окраска выступления учащегося на конференции, а также иллюстративный материал, представленный в виде слайдов, таблиц, плакатов, видеосюжетов и пр.

Алгоритм проектной деятельности.

Этап 1. Представление темы проекта. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких к ним областей.

На этом этапе выявляются знания детей, которые определяют возможность выполнения проекта, идёт ознакомление школьников с необходимыми понятиями и терминами. Осуществляется поиск идей, которые помогут решить проблему, лежащую в основе проекта.

Этап 2. Выбор проблемы. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьника в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся. На этом этапе дети отвечают на вопрос: что мы хотим узнать? Важны ли для нас такие вопросы.

Этап 3Формулировка подтем (мелких проблем). Эта работа идет в группах. Дети определяют все подтемы, которые войдут в план решения проблемы. Проводятся консультации.

Кроме того, важно ставить вместе учебные цели по овладению приемами проектирования как общеучебными умениями.

Этап 4. Планирование работы. В рабочих группах обсуждается план предстоящей работы, определяются пути поиска необходимой информации. Принимается решение: в какой форме будет представлен проект.

Этап 5. Осуществление проекта. Самостоятельная работа участников проекта по группам (сбор информации, исследование проблемы, выбор вариантов решения, оформление работ).

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуются особый такт, деликатность, чтобы не "навязать" ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск. На этом этапе можно задать ученикам такие вопросы: "Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться (Интернет, справочники, художественная литература, учебники)?".

Этап 6. Представление проекта (защита). Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности - презентация (защита) проекта.

Этап 7. Оценка проекта. Весьма важный вопрос - оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер.

Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект "победил" в "какой-либо" номинации.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: Прыткова А. 46 группа КОНКУРСЫ И ФЕСТИВАЛИ ПРОЕКТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Слайд 2

«Первые шаги в науку» Уровень: федеральный. Источник: http://pochemu4ka.ru/publ/konkursy/konkursy_na_quot_pochemuchke_quot/ii_vserossijskij_konkurs_detskikh_issledovatelskikh_proektov_pervye_shagi_v_nauku/246-1-0-10917 . Направления: гуманитарные науки, математика и информатика, культурология, искусствознание, естествознание.

Слайд 3

«Первые шаги» Уровень: муниципальный. Направления: - о ткрываем тайны нашей речи (литература, языкознание, фольклор ); - м атематика; - история; - экология и жизнь (экология, влияние природы на жизнь и здоровье человека, сохранение природы ); - сохраним своё здоровье ( валеология , психология ); - э кономика; - мир моих увлечений (музыка, изобразительное искусство, театр ); - из чего это сделано (технология, конструирование ).

Слайд 4

«Изменим мир к лучшему!» Уровень: федеральный. Направление: социальное.

Слайд 5

Международный конкурс проектов Уровень: международный. Направления: 1. Математический цикл (математика); 2. Общественно-научный цикл (окружающий мир или мир вокруг нас); 3 . Филологический цикл ( ч истописание, р одной язык, р усский язык, чтение, и ностранный язык); 4 . Трудовое обучение (технология); 5 . Искусство ( м узыка, и зобразительное искусство )

Слайд 6

«Экология-забота каждого!» Уровень: федеральный. Направление: формирование экологической культуры.