Экспериментальное исследование рисуночных психодиагностических методик
тест на тему

Рисунок -изображение.......

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rezultaty_testa_4_kl.docx29.96 КБ

Предварительный просмотр:

II Глава. Экспериментальное исследование особенностей рисуночных психодиагностических методик.

2.1. Характеристики рисунков детей.

     Рисунок – изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств (контурной линии, штриха, пятна или их различных сочетаний). В изобразительной культуре человечества рисунок складывался, имея в каждый период развития свои особенности, характерные признаки времени, неся на себе печать поколений, но всегда сохраняя для нас индивидуальность автора. Существуют многочисленные разновидности рисунка, различающиеся по методам рисования, темам и жанрам, по назначению, технике и характеру исполнения. 

      Среди диагностических средств, используемых в психологической практике, рисуночные методы стоят на первом месте. По ним  можно определить склад его личности, понять его отношение к разным сторонам действительности. Рисунки позволяют оценивать психологическое состояние и уровень умственного развития, диагностировать психические заболевания. Во всем мире рисуночные тесты стали главным инструментом практических психологов. Применение рисуночных тестов для выявления личностных особенностей человека основано на принципе проекции, т.е. на вынесении вовне своих переживаний, представлений, стремлений. Рисуя тот или иной объект, человек невольно, а иногда и сознательно передает свое отношение к нему. Вряд ли он забудет нарисовать то, что кажется ему наиболее важным и значимым; а вот тому, что он считает второстепенным, будет уделено гораздо меньше внимания. Если какая-то тема его особенно волнует, то при ее изображении проявятся признаки тревоги. Рисунок – это всегда какое-то сообщение, зашифрованное в образах. Задача наша состоит в том, чтобы расшифровать его, понять, что говорит ему обследуемый.

   Для диагностического использования рисунков очень важно, что они отражают не сознательные установки человека, а его бессознательные импульсы, переживания. Именно поэтому рисуночные тесты трудно «подделать», представив в них себя не таким, какой ты есть в действительности.

В отличие от большинства других тестов, рисуночные методики могут проводиться многократно, не утрачивая своего диагностического значения. Чтобы успешно проводить психологическую диагностику, недостаточно знать значение тех или иных тестовых показателей. Необходимо еще и владеть общей логикой анализа, позволяющей рассматривать эти показатели в их взаимосвязях.

Разумеется, рисуночные методы не лишены недостатков. Главный из них – относительно невысокая надежность получаемых результатов, связанная с субъективностью интерпретации, рисуночные тесты, как правило, не позволяют количественно измерить оцениваемые психические свойства.   Заключение не должно основываться на отдельных признаках рисунка, взятых изолированно, вне их связи друг с другом. Интерпретация может быть относительно надежной лишь в том случае, если она базируется не на одном отдельном признаке, а поддержана, по меньшей мере, двумя-тремя признаками, обнаруживающимися в рисунках.

Каждый тест выполняют на отдельном листе нелинованной бумаги. Тесты выполняют простым карандашом. Карандаш должен быть не слишком твердым. Удобно использовать карандаш с ластиком. Или его дают отдельно, но специально привлекать к нему внимание не следует. Некоторые авторы не рекомендуют давать обследуемому резинку, чтобы были видны все пробные действия во время рисования. Но опыт показывает, что у многих обследуемых, особенно при повышенном уровне тревожности, отсутствие резинки вызывает серьезные затруднения.

В структуре самосознания личности обычно выделяют главные компоненты: когнитивный - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т. д. и эмоциональный - самоотношение, самооценка и т. л Иногда эти составляющие рассматривают как собственно самосознание и самоотношение, интегрируя их в рамках "Я- концепции", адекватное формирование которой является условием для оптимальной адаптации человека к социальному окружению.

В то же время важнейший вопрос о том, как человек формирует то или иное представление о себе, на основе каких эталонов, суждений, умозаключений, образов, при всей громадной значимости и большом интересе к нему остается все еще мало изученной психологической проблемой.

Одной из причин такого положения является то, что проблема самосознания на эмпирическом уровне решается главным образом с помощью вербальных методик (опросников, интервью с испытуемым и т.п.), и это является весьма односторонним подходом. Анализ рисунка, «изобразительного языка» в целом не только расширяет диагностические возможности, но и способствует более глубокому пониманию душевного состояния человека, его видения мира и социальной ориентации.

Для практического изучения особенностей самосознания, само- отношения, самооценки личности мог бы весьма полезным стать тест "Автопортрет".

Тест «Автопортрет»

     Проективный рисуночный тест «Автопортрет» применяется в целях диагностики бессознательных эмоциональных компонентов личности  (самооценка, актуальное состояние, невротические реакции тревожности, страха, агрессивности).

Проективные рисуночные тесты человека первоначально использовались для диагностики уровня интеллектуального развития детей и подростков (F. Goodenough, 1926), далее возможности данной методики были расширены для интерпретации специфических личностных особенностей человека, его социальных взаимодействий и адаптации (K. Machover, 1949).

По определению автопортрет – это изображение человека, созданное им самим. Изображая себя, человек воссоздает основные черты собственных телесных нужд и внутренних конфликтов. Богатая проекция личностной динамики, проявляющаяся в рисунке, открывает для метода возможность анализа достоинств и конструктивных потенций, равно как и анализа нарушений.

В процессе интерпретации «схемы тела» можно судить, полностью ли соответствует полученная графическая продукция физическим и  психологическим переживаниям человека, какие органы тела несут определенный смысл, каким образом соматически закреплены и обозначены желания человека, его конфликты, компенсации и социальные установки.

Характеристики:

Голова. Рисунок большой головы обычно предполагает большие интеллектуальные претензии или недовольство своим интеллектом. Рисунок маленькой головы обычно отражает чувство интеллектуальной или социальной неадекватности.

Глаза. Большие глаза на рисунке предполагают подозрительность, а также проявление озабоченности и гиперчувствительности по отношению к общественному мнению. Маленькие или закрытые глаза обычно предполагают самопоглощенность и тенденцию к интроверсии.

Уши и нос. Большие уши предполагают чувствительности к критике. Акцент, смещенный на нос, предполагает наличие сексуальных проблем. Выделенные ноздри свидетельствуют о склонности к агрессии.

Рот. Выделенный рот предполагает примитивные оральные тенденции или возможную затрудненность с речью. Отсутствие рта означает либо депрессию, либо вялость в общении.

Руки. Символизируют контакт личности с окружающим миром, скованные руки предполагают жесткую, обязательную, замкнутую личность. Вяло опущенные руки предполагают неэффективность. Хрупкие, слабые руки предполагают физическую или психологическую слабость. Длинные, сильные руки предполагают амбициозность и сильную вовлеченность в события внешнего мира. Очень короткие руки предполагают отсутствие амбициозности и чувство неадекватности.

Ноги. Длинные ноги означают потребность в независимости. Большие ноги подразумевают потребность в безопасности. Рисунок без ног означает нестабильность и отсутствие основы Дезертиры, например, часто рисуют людей без ног.

     Нашей задачей стала разработка теста «Автопортрет» для выявления индивидуально-типологических особенностей человека, его представлений о себе, своей внешности, личности и отношения к ней.

Цель методики: выявление индивидуально-типологических особенностей человека. Материал: карандаш или ручка, лист бумаги. Инструкция: «Нарисуйте свой портрет».

При анализе рисунков выделяются признаки изображения, на основе которых все рисунки можно объединить следующим образом.

1. Эстетическое изображение — выполняется лицами, имеющими художественные способности. По графическим тестам и по тесту «Автопортрет», в частности, всегда можно различить лиц, обладающих «рукой художника». Легкость, гибкость линий, выразительность черт, лаконичность образа, отличают рисунки этих людей.

2. Схематическое изображение — в виде схемы лица, тела и бюста, нарисованных в профиль и анфас; чаще к такому типу изображения тяготеют лица интеллектуального склада (мыслители, по И. П. Павлову), для которых важно получить наиболее общие представления о явлении. Частности и детали их интересуют по мере надобности. По-видимому, схематическое изображение соответствует синтетическому когнитивному стилю с тенденцией к обобщению.

3.Реалистическое изображение — выполненное с более тщательными подробностями, то есть прорисовкой лица, волос, ушей, шеи, одежды. Обычно так рисуют люди, отличающиеся большой педантичностью, склонные к детализации, аналитичному когнитивному стилю.

4. Метафорическое изображение — человек изображает себя в виде какого-либо предмета, например, чайника или химической пробирки, спортивного снаряда, животного, растения, литературного персонажа и т. д. Такое изображение выполняют лица художественного склада, обладающие развитой фантазией воображения, творческими способностями и, разумеется, известной долей чувства юмора.

5. «Автопортрет в интерьере» — изображение человека в окружении каких-либо предметов, на фоне пейзажа, комнаты и т. д.

По-видимому, к такого рода изображению склонны лица, обладающие способностью к сюжетному описанию, а также направленностью на внешнее предметное окружение.

6. Эмоциональный автопортрет — человек отразил себя в каком-либо эмоциональном состоянии, часто является шаржем или напоминает его. По-видимому, лица, обладающие более высокой эмоциональностью, рефлексирующие собственное состояние, склонны к такого рода рисунку. Причем переживаемая эмоция может быть часто противоположна той, которая изображается. Например, грустный человек часто рисует улыбающееся лицо и т. п.

7. Изображение позы или движения — человек изображает себя в период совершения какого-либо действия. По-видимому, такой тип изображения свойствен лицам с выразительными движениями, увлеченностью спортом, танцами и т. п.

8. Изображение автопортрета со спины — вместо лица рисуется затылок; обычно такое изображение свойственно людям, обладающим противоречивостью в отношении к инструкции, например, экспериментатору и т. д., либо при нежелании рисовать лицо и другие изображения.

 Рисуночная методика, насколько показывает  опыт, выявляет дезадаптацию ребенка в обществе.  Можно  проверить  ребенка, пусть это будет для него игрой, подключить знакомых и близких. Но нужно знать, что умение рисовать в этом деле не имеет никакого значения.

2.2.Результаты исследования.

С тестом «Автопортрет»   справились 4 учащихся (2 девочки, 2 мальчика)  10-ти лет. Цель: выявление индивидуально-типологических особенностей учащихся. Материал: карандаш, лист бумаги размером 10х15 см.

Инструкция: «Нарисуйте свой портрет».

Обобщая разнообразие форм автопортретов, мы выделили следующие:

-все испытуемые нарисовали себя в центре картины;

-один испытуемый нарисовал себя в интерьере;

- есть сюжетный автопортрет, выполненный в обычной, вполне реальной ситуации;

Интерпретация 1. 

Голова. Из 4- х испытуемых большую голову нарисовали 2 мальчика,что предполагает  интеллектуальные претензии или недовольство своим интеллектом.
Глаза. Большие глаза на рисунке предполагают подозрительность, а также проявление гиперчувствительности по отношению к общественному мнению. Такой рисунок наблюдается у 1-го мальчика.  Одна девочка нарисовала себя с закрытыми глазами.
Уши и нос. Большие уши предполагают чувствительность к критике. У одного мальчика рисунок с большими ушами. А выделенные ноздри и нос, что свидетельствует агрессивность у всех отсутствует.
Рот. У одного испытуемого выделенный рот, что предполагает примитивные оральные тенденции или затрудненность с речью.
Руки. Хрупкие, слабые руки нарисовали девочки, возможно это предполагает физическую слабость. Мальчики акцент на руки не делали. 
Ноги. Длинные ноги означают потребность в независимости. Девочки нарисовали себя с длинными ногами, а мальчики нарисовали себя без ног,что означает  нестабильность и отсутствие основы.

Интерпретация II (интегративно-оценочная).

 Нашей задачей стала разработка теста «Автопортрет» для выявления индивидуально-типологических особенностей человека, его представлений о себе; своей внешности, личности и отношения к ней.
Цель методики: выявление индивидуально -типологических особенностей человека.
При анализе рисунков выделяются признаки изображения, на основе которых все рисунки можно объединить следующим образом.
1. Эстетическое изображение — выполняется лицами, имеющими художественные способности. Рисунки девочек отличаются эстетическим изображением,сюжетом.
2. Схематическое изображение — в виде лица, схемы тела, бюста, нарисованных в профиль и анфас. Рисунки мальчиков сделаны схематично. К такому типу изображения тяготеют лица интеллектуального склада.

3. Реалистическое изображение — выполненное с более тщательными подробностями, т.е. прорисовкой лица, волос, ушей, шеи, одежды. Из испытуемых девочки нарисовали более тщательно, с одеждой, с украшениями и т.д. Обычно так рисуют люди, отличающиеся большой педантичностью.
4. Метафорическое изображение — человек изображает себя в виде какого-либо предмета, например, чайника. Такое изображение выполняют лица художественного склада, обладающие развитой фантазией воображения, творческими способностями и, разумеется, известной долей чувства юмора. У наших испытуемых таких рисунков нет.
5. «Автопортрет в интерьере» — изображение человека в окружении каких-либо предметов, на фоне пейзажа, комнаты и т.д. У одного испытуемого наблюдается такой рисунок.

6. Эмоциональный автопортрет — человек отразил себя в каком-либо эмоциональном состоянии, часто является шаржем или напоминает его. По-видимому, лица, обладающие более высокой эмоциональностью, рефлексирующие собственное состояние, склонны к такого рода рисунку. Такой рисунок отсутствует.

7. Изображение позы или движения — человек изображает себя в период совершения какого-либо действия. У наших испытуемых такой рисунок не наблюдается.

8. Изображение автопортрета со спины — вместо лица рисуется затылок; обычно такое изображение свойственно людям, обладающим противоречивостью в отношении к инструкции, например, экспериментатору и т.д., либо при нежелании рисовать лицо и другие изображения. Такие рисунки в данном тесте тоже отсутствуют.
   
Выделенные группы рисунков позволяют выполнить первый этап обработки материала. Способы обработки данного теста могут быть самые различные — от поверхностного соотнесения с тем или иным типом изображения до сложных и точных измерений и сопоставления с фотографией.
Для обработки этого теста нами разработана специальная схема, которая позволяет выявить как качественные, так и количественные показатели изображения.

Обработка результатов теста «Автопортрет»

1.Изображение в виде одного лица -2

2.В виде бюста-1

3.В полный рост-2

4.Анфас -4

5.Схематическое изображение-2 

6.Реалистическое изображение-2

7.Метаморфозное изображение-0

8.Автопортрет в интерьере-1

9.Более одного изображения-0

10.Автопортрет на фоне пейзажа-0

11.В декоративной рамке-0

12.Эмоциональном состоянии-0

13.В виде литературного персонажа-0

14.Выполненный в виде движущегося изображения-0

15.С предметом в руках-0

Степень прорисовки лица

Наличие глаз-4

Наличие носа-4

Наличие рта-4

Наличие бровей-4

Психологическое состояние детей после проведенного теста «Автопортрет»

Критерии признаков

%

1. Агрессивность

Сильный нажим

 

25%

Жирный контур рисунка

25%

Ноги расставлены

25%

Выделены ноздри, рот

50%

Наличие оружия, др. подобных предметов

0%

Глаза – пустые глазницы

50%

2. Депрессивность

Очень маленькие рисунки

 

25%

3. Фиксация на своей проблеме

Стирание фигур(ы) без улучшения качества

 

0%

4. Трудности адаптации в социуме

Отсутствие частей тела у фигур

 

                 50%

5. Заниженная самооценка

- Расположение фигур в нижней части рисунка

- Рисунок  маленький

- Руки за спиной или отсутствие руки, ноги

- Непропорциональные руки, ноги

 

50%

25%

50%

0%

8. Враждебность в семье

- Руки раскинуты в стороны

- Пальцы длинные, подчеркнутые

 

25%

0%

9. Тревожность

- Много стираний

- Интенсивно затушеванные волосы

- Выделение отдельных частей тела:

туловище

голова

руки

ноги

 

0%

25%

 

0%

50%

0%

0%

Вывод по 2-й главе.

 Анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы:

  1. Самооценка у всех испытуемых средняя.
  2. У мальчиков преобладает высокие интеллектуальные и социальные притязания.
  3. У 75% адекватный (сбалансированный) контроль над телесными влечениями, у 25% потребность в защитном контроле
  4. У мальчиков повышенная чувствительность к критике.
  5. Агрессивность наблюдается у трех испытуемых (девочка, мальчики).
  6. Выраженной защите нуждаются двое испытуемых (мальчики).
  7. Эгоизм у 50% (мальчики)
  8. У 25% замечается депрессия, низкий жизненный тонус.
  9. Мальчики зависят от матери.
  10. У мальчиков выделяется эмоциональная незрелость.
  11. Девочки стремятся к демонстративности.

Материал, полученный в тесте «Автопортрет», можно также упорядочить по схеме Рида:

1) перечисляющий рисунок — изображение нескольких автопортретов при инструкции нарисовать один — мыслительный экстраверт. У наших испытуемых такие рисунки отсутствуют.

2) органический рисунок — на фоне изображения живой природы, в окружении растений, животных и т. д. — мыслительный интроверт. У наших испытуемых такие рисунки отсутствуют.

3) гаптический рисунок — изображение себя в неком состоянии, часто в состоянии болезни «болит зуб», «болит голова» и т. д. — сенсорный интроверт. У наших испытуемых такие рисунки отсутствуют.

4) эмфатический рисунок — изображение себя в какой-либо эмоциональной атмосфере, идущей извне, — сенсорный экстраверт. У наших испытуемых такие рисунки отсутствуют.

5) декоративный рисунок — изображение портрета в явно приукрашенном виде, в красивой рамочке, с присутствием цветов и другого декора — эмоциональный экстраверт. У испытуемых 50% наблюдается такие рисунки.

6) имажинарный рисунок — изображение себя в виде какого-либо персонажа из литературно-художественного произведения, а также созданного в собственном воображении — эмоциональный интроверт. У наших испытуемых такие рисунки отсутствуют.

Психологический

тип

Личностный тип

Виды рисунков

Результат %

Мыслительный тип

Экстраверт

Интроверт

Перечисляющий

Органический

0%

Чувствующий

(эмоциональный)

Экстраверт

Интроверт

Декоративный

Имажинарный

25%

0%

Ощущающий(сенсорный)

Экстраверт

Интроверт

Эмфатический

Гаптический

0%

0%

Интуитивный

Экстраверт

Интроверт

Ритмический

Структурный

50%

50%

Таким образом, данный тест может быть полезен для практического изучения особенностей самосознания, самоотношения, самооценки личности учащихся. По результатам теста нужно составляется индивидуальный план работы с учащимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика экспериментального исследования математических представлений обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Комплекс  направлен на изучение навыков счета. Для каждого задания была разработана балльная система оценки, в которой отражались качественные характеристики выполнения заданий. Первое задание пр...