ПК 4.2. Предметно-развивающая среда учебного кабинета начальных классов
материал (3 класс) на тему

Важенина Ирина Сергеевна

«Методические рекомендации по оформлению и содержанию учебного кабинета начальной школы»

     А. Дистервейг подчеркивал необходимость «… принимать во внимание различные моменты или предметы, определяющие преподавательскую деятельность. А именно: 1) человека, подлежащего обучению, ученика-субъекта; 2) предмет учения и обучения – учебный предмет – объект; 3) внешние условия, в которых находится ученик, время, место и т.д.; 4) обучающего учителя».

     Подробнее остановимся на третьем направлении в этой классификации – «внешние условия, в которых находится ученик», т.е. комфортная внутришкольная среда как внутреннее пространство школы или учебного класса, а также система ее (среды) условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье учащихся; способствующих их оптимальной вовлеченности в образовательную деятельность (ОД) и успешной самореализации.

     Поэтому, работа по оформлению и содержанию учебного кабинета для младших школьников возможна по следующим направлениям:

     Эстетическое оформление кабинета:

    а) цветовое:

  • 6,5 – 8 лет – предпочитают красный, пурпурный и розовый цвета;
  • 9-11 лет – оранжевый и желто-зеленый цвета.
  • зеленый цвет – успокаивает, клонит ко сну;
  • желтый цвет – веселое и радостное настроение;
  • коричневый – жесткий;
  • фиолетовый и синий – неуверенность, мрачный настрой;
  • голубой – легкий;
  • желтый и красный цвета желательно использовать в небольших дозах;
  • зеленая передняя стена при желтых боковых стенах создает благоприятные условия

для работы;

  • красный – сила, активность;

б) Зеленая зона:

  • многообразие декоративных цветов, желательно в отдельно отведенном месте;
  • информационные карты о цветах (название цветка, семейство и т.д.).

По данным психологов и медицинских работников – Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». – 2-е издание, переработанное и дополненное. – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 544 с.

     Уголок здорового образа жизни:

     - Здоровый образ жизни.

     - ПДД.

     - ОБЖ.

     Содержание направлений:

  • наличие соответствующих стендов, информационных уголков, видеотеки,

справочных материалов, рекомендаций, наглядных пособий, инвентаря;

  • наличие тренажеров для глаз (в электронном и бумажном варианте), софитов

над доской;

  • мебель в соответствии с ростом (цветовая маркировка);
  • правила поведения в чрезвычайных ситуациях (плакаты, схема эвакуации из

здания и т.п.).

     Документация кабинета:

     Паспорт кабинета:

     1) Функциональное назначение имеющегося в нем оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, учебников, методических пособий, дидактических материалов и т.д.

     2) Инвентарная ведомость на имеющееся оборудование.

     3) Правила пользования учебным кабинетом для учащихся.

     4) План работы на учебный год и перспективу (для учащихся, родителей, коллег).

     Соблюдение санитарно-гигиенических норм:

  • освещенность, состояние мебели;
  • размеры проходов, расстояния между предметами: между рядами двухместных

столов – не менее 60 см, от столов до продольной стены – не менее 50-70 см, от первой парты до учебной доски – 2,4-2,7 м, наибольшая удаленность последнего места учащегося от учебной доски – 860 см, высота нижнего края учебной доски над полом–80-90 см.

     Источник: СанПиН 2.4.2.1178-02, утвержденные и введенные в действие Постановлением главного санитарного врача РФ от 28.11.2002 г. № 44, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 г., рег. № 3997.

      Кабинет позволяет развивать общеучебные умения и навыки:

     Учебно-организационные: оптимальная организация ученических мест, места педагога, наличие ТСО (может входить и Интерактивная доска).

     Учебно-интеллектуальная: схемы, модели, занимательные стенды по предметам или темам; ребусы, кроссворды, уголок «Почемучка», «Вопросы и ответы», «Занимательная математика» (и др. предметы), «А знаете ли вы?..».

     Учебно-информационные: 

     Наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов:

  • рекомендации по планированию учебной деятельности;
  • по организации и выполнению домашней работы;
  • по тестированию, контролю и оценке;
  • доска результативности;
  • Памятки для учащихся, справочники, энциклопедии.

     Учебно-коммуникативные: 

  • памятки или стенды по формированию речевых стереотипов;
  • памятки по написанию сочинений, изложений, работе с текстом и т.д.

     Кабинет позволяет активизировать содержание образования на разных уровнях:

     Репродуктивном: раздаточный систематизированный материал для упражнений тренировочного характера.

     Редуктивном (частично-поисковом): разнообразный систематизированный дидактический и раздаточный материал.

     Продуктивном (творческом): разнообразный систематизированный дидактический и раздаточный материал.

     Самостоятельная работа: материалы для организации дифференцированной работы на уроках и во внеурочное время, организации самоподготовки в ГПД, дома.

     Организация деятельности во внеурочное время (ГПД, кружки, факультативы):

     Библиотека «Почемучки»:

  • классификация по жанрам или по темам;
  • рекомендации, привлекающие учеников к чтению литературы («Прочитай, это

интересно…», «Из книги … ты сможешь узнать…», «Чтение по интересам» и т.п.;

  • доступное, удобное пользование библиотекой.

     Зона релаксации (отдыха): 

  • наличие специально отведенного места в классе;
  • создание условий (мягкая мебель (желательно из кожи или кожзаменителя для

удобства обработки, ковровый настил или ковер, игровые наборы, музыкальная   релаксация (муз. центр и подборка кассет, дисков, пластинок по  темам), питьевая вода (куллер, обработка посуды!), цветы, рыбки и т.д.).

     Кабинет должен помогать реализовывать цель:

     Образовательную и развивающую: наличие комплекта дидактических материалов, тестов, раздаточных материалов, таблиц, учебников.

     Воспитательную: Российская атрибутика, материалы и стенд по кубановедению, информационный материал по нравственным темам;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetno-razvivayushchaya_sreda.pptx1.29 МБ
Microsoft Office document icon pasport_kabineta.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Предметно-развивающая среда

Слайд 2

Учебный кабинет – это учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводиться учебная, факультативная и внеклассная работа с учащимися и методическая работа по предмету.

Слайд 3

учебная зона; игровая зона; информационная зона; зеленая зона; бытовая зона; двигательная зона; творческая зона. Необходимые зоны в кабинете начальных классов:

Слайд 4

В учебной зоне расположены парты, учительский стол, учебная доска, телевизор и видеомагнитофон, книжный шкаф. Пространство должно сочетать строгость и комфорт, которые обеспечиваются определенным расположением предметов и подбором цветовых предпочтений . Учебная зона

Слайд 6

Организация и использование игровой зоны является необходимым условием для сохранения и улучшения здоровья младших школьников. Занятия в игровой зоне благоприятно влияют на общий тонус ребёнка, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, создают положительный настрой и снимают статическое, психо-эмоциональное напряжение. Компоненты : крупное организующее игровое поле, игровое оборудование, игрушки, игровая атрибутика разного рода, игровые материалы, необходимые для игровой деятельности детей. Все эти игровые средства находятся обычно не в каком-то абстрактном игровом пространстве, а в игровой комнате Игровая зона

Слайд 8

Информационная зона располагается по периметру классной комнаты и представлена стендами на стенах. Содержание стендов отражает жизнь России, края, класса, воспитывая патриотические чувства у младших школьников. Стенды оформляются в таком цветовом варианте, что притягивает взор детей, вызывая желание познакомиться с информацией. На передней стене класса-кабинета (выше досок) расположен алфавит, таблицы по русскому языку и математике, экспонируемые постоянно. На боковой стене слева размещаются экспозиционные стенды со сменной информацией по предметам и символика государства, округа. Стенды по организации научной организации труда школьников: «Проектная деятельность». Информационная зона

Слайд 10

Способствует развитию многих качеств. С раннего детства прививается любовь к природе. 1) все растения должны быть подписаны на кашпо.(будет способствовать получению новых знаний) 2) поливать нужно не реже 2 раз в неделю (способствует развитие таких личностных качеств: трудолюбие ,любовь к природе, дисциплина) 3) убирать пыль с растений необходимо убирать водой и каждый день (способствует развитию качества трудолюбия) 4) проконсультироваться с мед. Работниками на счет аллергических заболеваний детей. Зеленая зона

Слайд 12

Должна содержать: раковину для мытья рук, санитарно-гигиенические средства(жидкое мыло), туалетная бумага, полотенце, предметы для влажной уборки кабинета(ведра, половые тряпки, веники, мусорные ведра и т.д.), место для питья детей. Бытовая зона

Слайд 14

Творческая зона

Слайд 15

Расстояние между рядами парт не менее 60 см, от столов до стены-50-70 см,от первой парты до доски 2 / 4-2 / 7. Правильное освещение. Положительное состояние мебели. Кабинет должен отвечать всем санитарно-гигиеническим условиям, синтетическим и техническим требованиям. Требования к кабинету начальных классов



Предварительный просмотр:


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Каратабанская СОШ»

ПАСПОРТ КОМПЛЕКСНОГО

МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

КАБИНЕТА № 9

Начального образования

Дата оформления паспорта:19 февраля 2018

ФИО заведующего кабинетом: Рыжкова Татьяна Васильевна

Учебная площадь: 51 кв. м

Число посадочных мест: 25

ПОСТОЯННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ КАБИНЕТА

№ п/п

Наименование

Количество

Дата укомплектования

1

Стол рабочий (преподавательский)

1

2013

2

Стол ученический 2-х местный

12

2013

3

Стул ученический 1 местный

24

2013

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНАЩЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ АППАРАТУРОЙ

№ п/п

Наименование ТСО

Инвентарный номер

Дата укомплектования

1

ноутбук

№117368187

2013

2

Мультимедийный проектор

№115744505

2013

3

Экран

№110106012

2013

4

Аудиоколонки

-

2013

5

Принтер

-

-

ПРОГРАММНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

№ п/п

Наименование

Дата утверждения (год)

Примечание

1

Федеральный государственный образовательный стандарт

2012

1 экземпляр

2

Рабочие программы

2012

1 рабочая программа, разработанная на основе ФГОС

3

Контрольно-измерительные материалы по учебным дисциплинам, МДК

2012

4

Инструкции по технике безопасности

2014

5

План работы кабинета на учебный год

2014

        УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

№ п/п

Наименование

Автор

Издательство

Год издания

Кол-во экземпляров

1

Русский язык в 2 ч.

Тетрадь по РЯ для 3  класса: в 2 частях  

Канакина В.П. Горецкий В.Г.

Просвещение

2014

1

2

Литературное

чтение

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г Голованова М.В. и др.

Просвещение

2014

1

3

Математика в 2 ч.

Тетрадь по математике для 3  класса: в 2 частях  

Моро М.И. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др

Просвещение

2015

1

4

Окружающий мир

Плешаков А.А.

Просвещение

2015

1

5

Изобразительное искусство

Горяева Н.А. Неменская Л.А., Питерских А.С.

Просвещение

2017

1

6

Технология

Лутцева Е.А., Зуева Т.П

Просвещение

2017

1

7

Музыка

Критская Е. Д., Сергеева Г. П.

Просвещение

2017

        МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

№ п/п

Наименование

Автор

Вид

Год разработки

Кол-во экземпляров

1

Русский язык

Дмитриева О.И.

Поурочные разработки по русскому языку:

2015

1

2

Чтение

Кутявина С.В.

Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс.

2015

1

3

Математика

Ситникова Т.Н.

С.И. Волкова

Поурочные разработки по математике: 3 класс: к учебнику М.И. Моро и др. Проверочные работы

2015

2014 

1

1

4

Окружающий мир

Васильева Н.Ю.

Поурочные разработки по курсу окружающего мира. 3 класс.

2015

1

5

Изобразительное искусство

Неменский Б.М.

Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы.

2016

1

6

Технология

Шипилова Н.В.

Поурочные разработки по технологии: 3 класс.

2013

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПК 4.2. Предметно - развивающая среда учебного кабинета начальных классов

Предметно-развивающая среда в кабинете начальных классов....

ПК 4.2. Предметно - развивающая среда учебного кабинета начальных классов

Работу по оформлению и  оборудованию закончить нельзя. Надо постоянно обновлять и совершенствовать свой учебный кабинет – это пространство для  творчества!...

ПК 4.2. Предметно-развивающая среда учебного кабинета начальных классов

Создать в кабинете предметно - развивающюю среду...

ПК 4.2 Предметно-развивающая среда учебного кабинета начальных классов

Большое внимание в стандарте уделяется предметно - пространственной среде, которая должна соответствовать запросам современного общества и удовлетворять потребности всех участников образовательного пр...

ПК 4.2 Предметно-развивающая среда учебного кабинета начальных классов

Создавать в кабинете предметно-развивающую среду....

ПК 4.2. Предметно-развивающая среда учебного кабинета начальных классов

Создавать в кабинете предметно-развивающую среду...