ПК 4.5.
методическая разработка по теме

Лукиных Надежда Николаевна

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения исследовательской работы в начальной школе

Актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.

Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы.

Научное исследование – это особый вид познавательной деятельности, отличающийся от стихийного познания, от диагностики и от познания в искусстве. Целью научного исследования является получение новых данных, либо моделирование известных решений.

Основная цель данной работы – помочь начинающим исследователям – школьникам освоить форму научного произведения при написании исследовательской работы.

Алгоритм составления исследовательской работы

Любая исследовательская работа состоит из следующих частей:

  • Актуальность (почему выбрана данная тема, что заинтересовало).
  • введение (где отражены цель и задачи, актуальность проблемы)
  • основная часть (в которой раскрывается содержание работы: теоретическая и практическая часть)
  • заключение (в котором содержатся итоги работы, выводы и рекомендации)
  • список литературы (представляет собой перечень использованных книг и статей)
  • приложение (наглядное представление опытных данных в виде таблиц, схем, диаграмм,  и т.д.)

Если перечисленные части работы выстроить в определенной последовательности, то получится алгоритм составления научно-исследовательской работы.



Предварительный просмотр:

Список конкурсов исследовательских работ младших школьников

Название конкурса

Электронный адрес

Региональному конкурсу исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников "Я - исследователь"

https://www.ctrigo.ru

Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки»

http://pedakademy.ru

Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся «Свет познания - весна 2018»

https://open-hands.ru

Международной конкурс научно-исследовательских работ «Большой прогресс»

http://visioneuromedia.com

Международный конкурс научно-исследовательских работ «Старт в науке»

https://school-science.ru



Предварительный просмотр:

Список тем исследовательских работ в области начального образования

  1. Генеалогическое дерево моей семьи
  2. Из истории детских обязанностей
  3. Имя в жизни человека
  4. Моя родословная
  5. Лента времени моей семьи
  6. Мир растений на подоконнике
  7. Кто живет у нас в лесу?
  8. Кто как приспосабливается к окружающему миру
  9. Люблю тебя, мой друг мохнатый!
  10. Образ жизни и поведение домашних животных
  11. Содержание и воспитание домашних животных
  12. Удивительное царство грибов
  13. Птицы за моим окном
  14. Чье это гнездо?
  15. Аквариум и его обитатели
  16. Рыбы наших вод
  17. Насекомые моего двора
  18. Удивительный мир бабочек
  19. Охранять природу - значит охранять мир
  20. Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором?



Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения проекта в начальной школе

Стадия работы над проектом

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1. Подготовка

Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта.

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников.

2. Планирование

а) Определение источников необходимой информации.

б) Определение способов сбора и анализа информации.

в) Определение способа представления результатов (формы проекта).

г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.

д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы.

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают критерии успеха проектной деятельности.

Предлагает идеи, высказывает предложения. Наблюдает за работой учащихся.

3. Исследование

1. Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.).

2. Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

3. Выбор оптимального варианта хода проекта.

4. Поэтапное выполнение исследовательских  задач.

Поэтапно выполняют задачи проекта.

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся

4. Выводы

Анализ информации. Формулирование выводов.

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект.

Наблюдает, советует (по просьбе учащихся).

5. Представление (защита) проекта и оценка его результатов

 

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.

Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников,  потенциал продолжения проекта.



Предварительный просмотр:

Список конкурсов, фестивалей проектов в начальной школе

Название

Электронный адрес

Всероссийский конкурс проектов для школьников и студентов
«Проекториум»

http://obrazshkola.ru

Международный конкурс проектов в сфере образования Interclover-2017

http://scipro.ru/contest/interclover.html

VI региональный Фестиваль проектов "Планета Знаний – 2018»

http://www.openclass.ru/node/534150

Всероссийский конкурс социально-значимых проектов учащихся «Изменим мир к лучшему!»

http://pedakademy.ru/?page_id=2705

Всероссийский фестиваль проектов «Созидание и творчество»

http://future4you.ru



Предварительный просмотр:

Список тем проектов по направлениям

Социальные проекты:

  1. «Книжкин дом»;
  2. «Ветеран живет рядом»;
  3. «Дорогою добра»;
  4. «О дружбе и друзьях».

Творческие проекты:

  1. «Матрешка — игрушка или сувенир»;
  2. «Мы иллюстрируем произведения С.Я. Маршака»;
  3. «Наши имена»;
  4. «Сказка рядышком живет».

Информационные проекты:

  1. «Русский народ: обычаи, обряды»;
  2. «Русский народ – суеверия, предания»;
  3. «Влияние газированных напитков на наш организм»;
  4. «Самые красивые места нашей страны».

Учебные:

  1. «Полезные ископаемые родного края»;
  2. «Экономика родного края»;
  3. «Лес – наш друг»;
  4. «Моя малая Родина».

Исследовательские:

  1. «А прочно ли куриное яйцо?»
  2. «Влияет ли зубная паста на прочность зубов?»
  3. «Компьютерные игры – хорошо это или плохо?»
  4. «Математика на кухне»



Предварительный просмотр:

Список рекомендуемой литературы для учителя

  1. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).
  2. Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. - № 2. – С. 94-117
  3. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996
  4. Бородкина, Э. Н. Реализация целевых образовательных проектов школы и семьи как форм соуправления образовательным учреждением на основе партнерства и сотрудничества // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. – 2013. - № 3. – С. 50-57
  5. Бухвало В.А. Общая методика развивающего обучения. – Рига, 2001.
  6. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.