ПК 4.3
учебно-методический материал (3 класс) по теме

Ларина Анастасия Алексеевна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ

В современном обществе ребенок живет в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и ее преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Ведь кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен  не только усваивать содержание, но находит нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать.

В  достижении результатов, о которых говорится в новых стандартах, ведущая роль отводится технологии продуктивного чтения. Технология универсальна, может применяться на любых уроках. Эта технология направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных.

Целью технологии является формирование  правильной читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст. 

Понимание  текста - это вычитывание трех видов текстовой информации:  

  • фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде);
  • подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается "между строк");
  • подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»);
  • концептуальной (основная идея текста, его главный смысл);

При работе с текстом важно научить детей различным видам чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее.

Просмотровое

Цель: самое общее представление о содержании и смысле текста, решение: читать его дальше или нет.
Ознакомительное

Цель: извлечение основной информации (в зависимости от задачи чтения ее может быть достаточно или потребуется дополнительная информация).
Изучающее

Цель: проникновение в смысл через анализ текста, понимание всех

видов текстовой информации.
Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь учитель организовывает исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником.

Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

Структура технологи продуктивного чтения представляет собой трёхступенчатый процесс: работа с текстом до чтения; работа с текстом во время чтения; работа с текстом после чтения.

I этап. Работа с текстом до чтения.

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

2. Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

3. Постановка целей урока, с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение текста.

2. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

3. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).

4. Анализ текста. Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию текста.

5. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

6. Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

2. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

3. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя.

4. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

5. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.

6. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.

7. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.

В условиях перенасыщенности информационной среды самостоятельная работа с текстом требует новых подходов.

На своих уроках я использую технику активно-продуктивного чтения.

Техника активно-продуктивного чтения представляет собой ряд технологических приёмов, направленных на активизацию мыслительной деятельности учеников и не позволяет свести к шаблонному проведению уроков.

Главное преимущество данной техники – активная позиция ученика к содержанию текста. Учебный текст становится средством для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций.



Предварительный просмотр:

Школа: МАОУ СОШ №130                                                                                                                                              Учитель: Швечкова С.Б

Класс: 3                                                                                                                                                                              Методист:  Кондратьева И.И

                                                                                         Конспект урока русского языка                       Студентка:Ларина Анастасия 42гр

Тема: «В.Астафьев «Капалуха»


Цели деятельности учителя:

  • знакомить учащихся с творчеством Б. С. Житкова; расширять кругозор учащихся; учить детей гуманному отношению к животным; работать над развитием мышления, речи учащихся.

Планируемые результаты

        - предметные

  • учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать произведение на слух; определять жанр произведения;

        - личностные:

  • прививать интерес к чтению; выбирать виды деятельности на уроке;

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование: учебник, проектор.

Этап урока, методы и приемы

Время

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

Мотивационный

Словесный:

Эмоциональный настрой на работу.

1 мин

Ну, теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё в порядке,

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Приветствовать учителя;

Настраиваться на работу

Л : Учиться уважать себя, сверстников и старших.

Актуализация знаний

Словесный:

Слово учителя.

9 мин.

Сегодня мы продолжим путешествовать по разделу «Люби живое» и отправляемся в удивительную Зеленую страну, которую населяют удивительные жители. Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу. У нас есть все для путешествия в эту страну:

Ноги, чтобы идти.

Уши, чтобы слышать.

Глаза, чтобы видеть.

И сердце, чтобы все это понять.

- А поможет нам все это увидеть и услышать рассказ В.П. Астафьева, прочитав который вы откроете для себя то, что ранее не знали и не замечали.

Подготовительная беседа

Родился В.П. Астафьев 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края. Село стоит на берегу Енисея. Мальчиком Астафьев много времени проводил в лесу, на реке и навсегда полюбил их. Виктор Астафьев писал о том, что отлично знал. Именно поэтому произведения его по-настоящему правдивы и достоверны. Он писал об Урале, Сибири, их природе, о людях. У него внимательный и зоркий глаз, отзывчивое сердце.

- Прочитайте название рассказа. Можно ли по названию рассказа предположить о ком или о чем пойдет речь? (Нет.)

- Почему? (Непонятно слово.)

Капалуха – так сибирские охотники называют глухарку.

- Сформулируйте цели урока.

Внимательно слушают учителя

Формулировать цели урока

Р: принимать и сохранять уч. задачу

Р: адекватно воспринимать оценку учителя

П: осуществлять подвед. под понятие

П: строить речевое высказывание

Р: принимают и сохраняют уч. задачу

Р: формулируют цели урока

Решение частных задач

Сл.: монолог

Сл: ответы на вопросы

Работа с книгой: прогнозирование текста

Сл.: диалог

Практический:

Комбинированное чтение;

12 мин.

Откройте страницу учебника 98

 Сегодня мы с вами опять окунёмся в удивительный, полный тайн мир живой природы. Мы попадём в лес, а поможет нам в этом произведение Виктора Астафьева. Но чтобы лес открыл вам свои тайны, вы должны вести себя тихо, быть внимательными, уметь слушать и слышать. Соблюдая эти несложные правила, вы сможете много увидеть и узнать.

- Прежде чем мы приступим к работе с этим произведением, давайте проведём речевую разминку.

Прочитайте загадку, записанную на обратной стороне вашего теста:

Рано-рано по утру,

Я танцую на току.

Брови алые вразлёт,

Потеснись лесной народ,

Хвост как веер у меня,

И обут в ботфорты я.

Правда, всё вокруг, друзья,

В тот момент не слышу я!

- Кто догадался о ком эта загадка? (тетерев)

(на доске вывешивается изображение)

- Прочитайте в парах через строчку.

- Как вы думаете, почему я приготовила сегодня эту загадку?

- В ходе чтения вам предстоит проверить ваши предположения.

- Ну а теперь возвращаемся к нашему произведению. Откройте учебники на стр. 98.  Прочитайте ещё раз его название. (Капалуха)

- Можно по названию определить о ком или о чём пойдет речь? (нет)

- Почему (незнакомое и непонятное слово)

- Поэтому какая задача стоит перед нами в ходе чтения (в ходе чтения нам нужно определить значение слова капалуха).

Словарная работа

В тексте вам встретятся незнакомые слова. Давайте их прочитаем и разберём

  • альпийские уральские луга; луг - это территория, на которой произрастают преимущественно травы; альпийские луга – это луга, расположенные высоко в горах, уральские по названию гор;
  • валежник - сухие сучья, деревья, упавшие на землю;
  • коряга - суковатое дерево или часть его, лежащая на земле.
  • просека - узкая полоса, дорога в лесу, очищенная от деревьев;
  • черничник - заросли черники;
  • пастьба – луг, где пасут скот.
  • Космы - 1. Пряди волос, обычно спутанные,

Чтение произведения с остановками

- Приступаем к чтению. Читать мы будем с остановками и в ходе чтения попробуем составить план произведения.

Чтение 1 части (до слов «Я поспешил к бугорку…»).

- Как можно озаглавить эту часть? (У черничного бугорка, в тайге)

- Что могло вызвать такой переполох?

- Давайте проверим наши предположения.

Чтение 2 части (до слов «А что будет с капалухой?»)

- Итак, кто такая капалуха?

- Что главное в этой части?

- Как озаглавим эту часть (Гнездо! Находка!)

- Как могли поступить ребята?

Чтение 3 части (до слов «И все весело побежали...)

- Что главное хотел показать автор в этой части (волнение капалухи)

- Как озаглавим? (Тревога капалухи!)

Чтение 4 части (до конца)

-Что главное в этой части?

-Как озаглавим? (Снова в гнезде!)

После чтения

- Итак, ребята, кто такая капалуха?

(на доске появляется изображение капалухи)

Принимать учебную задачу

Читают и отгадывают загадку

Отвечать на вопросы

Отвечать на вопросы

Словарная работа

Читать произведение

Отвечать на вопросы

Читать произведение

П: строят речевое высказывания

Р: Оценивание характера героя, его поступки и их мотивы, сравнение своих ответов с ответами одноклассников

К: высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Р: Оценивание характера героя, его поступки и их мотивы, сравнение своих ответов с ответами одноклассников

П: осуществлять подвед. под понятие

П: строить речевое высказывание

Физминутка Пр.: физические упражнения

1-2 мин

видео

Выполнять упражнения

Л: ориентировка на ЗОЖ

Решение частных задач

Сл.: Беседа по тексту; учебный диалог

Словесный:

Ответы на вопросы

Практический:

Комбинированное чтение

Словесный:

Ответы на вопросы

Практический:

Работа над характеристикой

героя

Пр.: чтение по ролям; поиск части

12 мин.

Похожа она на самца глухаря? (Самка меньше и окрашена весьма пёстро, светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Ее даже и не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев)

- Какой жанр этого произведения? (рассказ)

- Это не просто рассказ. Эта история случилась с автором в школьном возрасте, когда он со своими друзьями выпасал молодых телят.

- Сколько частей мы с вами выделили?

- Какие чувства вы испытывали, когда читали это произведение? (чувство грусти, тревоги, жалость к капалухе, гнева на ребят)

Самостоятельная работа учащихся в парах с текстом произведения (Приложение 2)

- Сейчас вы поработаете в парах и выполните предложенные задания. На всю работу вам 10 минут.?

Проверка выполненной работы

- Итак, проверяем ваши работы

1. Как называется лес, в котором происходит действие рассказа? (тайга)

2. Какие деревья росли в тайге? (ели, пихты и лиственницы, кое-где берёзки и осинки)

- Делаем вывод: тайга – это  ….

3. Какое растение очень подробно описывает автор? (черничник)

- Прочитайте эти строчки.

4. Где было расположено гнездо капалухи? Ответьте словами из текста? (посреди просеки, под упруго выдавшимся из-под земли корнем)

5. Сколько яиц было в гнезде. (4)

- Прочитайте строчки, в которых автор описывает гнездо и яйца капалухи.

6. Прочитайте, как вела себя капалуха, когда люди приблизились к гнезду?

- Какие образные выражения использует автор, описывая поведение капалухи? (Металась в стороне. Мела землю. Закостенели от неподвижности.)

- Почему она хотела улететь?

(Мать героически защищает свое потомство, и часто обманывает любителей полакомится птенцами (куниц, лисиц и др.), притворяясь раненой. Пока она отвлекает внимание на себя, птенцы уже успеют спрятаться)

- Что особенно поразило ребят, прочитайте.

7. Какие чувства испытывала в этот момент капалуха?

- Почему ребята решили не трогать гнездо?

8. Прочитайте как изменилось поведение капалухи после ухода людей?

9. Какие слова, характеризующие капалуху вы почеркнули?

(Заботливая, бесстрашная, смелая, глупая, трусливая, самоотверженная)

- Как вы понимаете слово самоотверженная? (готовая пожертвовать жизнью ради будущих птенцов)

10. Итак, какая же главная мысль этого рассказа. Что нам хотел сказать автор?  (Люби живое! Вокруг много интересного».  Лес – дом животных, веди себя в нём как гость!)

11. Какая пословица больше всего подходит к рассказу

Материнская ласка конца не знает

Всякая пташка хлопочет своего гнезда хочет

Мала пташка и та своё гнездо бережёт

Отвечать на вопросы

Доказывать свою точку зрения

Отвечать на вопросы

Работать в парах

Проводить взаимопроверку

Отвечать на вопросы

П:слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;

П: работать с текстом: выделять в нём тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

П:строят речевое высказывание

П: работать с текстом: выделять в нём тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

Итог урока

Сл.: ответы на вопросы

Рефлексия

Словесный:

ответы на вопросы, самоанализ

5 мин.

С каким произведением мы познакомились?

 Кто его автор?

Понравилось ли тебе это произведение?

Что бы вам хотелось сделать после этого урока?

- Хотелось бы вам иметь такую обезьянку?

- Как вы думаете, справитесь ли вы с ней?

Делать  нравственный выбор.

Оценивать свои достижения.

П: строят речевое высказывание

П: осуществляют синтез

П: строят рассуждения

Р: осуществляют итоговый контроль.



Предварительный просмотр:

Игровые технологии в начальной школе

Игровые технологии

Человеческая культура возникла
и развертывается в игре, как игра.
Й.Хейзинга

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

  • развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
  • коммуникативную: освоение диалектики общения;
  • самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
  • игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  • функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
  • межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
  • социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):

  • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
  • ворческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

Р.Г.Хазанкина, К.В.Маховой и другие.

  • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
  • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;
б) игровые действия как средство реализации этих ролей;
в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
г) реальные отношения между играющими;
д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

По предметной области выделяются игры по всем школьным дисциплинам.

И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Особенности игровых технологий

Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний -общественно полезная, старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс



Предварительный просмотр:

Школа: МАОУ СОШ №130                                                                                                                                              Учитель: Швечкова С.Б

Класс: 3                                                                                                                                                                              Методист:  Кондратьева И.И

                                                                                         Конспект урока литературного чтения                       Студентка:Ларина Анастасия 42гр

Тема: «Б.Житков «Про обезьянку»».


Цели деятельности учителя:

  • знакомить учащихся с творчеством Б. С. Житкова; расширять кругозор учащихся; учить детей гуманному отношению к животным; работать над развитием мышления, речи учащихся.

Планируемые результаты

        - предметные

  • учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать произведение на слух; определять жанр произведения; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая слова-определения его поступков и характера;

        - личностные:

  • прививать интерес к чтению; выбирать виды деятельности на уроке; придумывать свои рассказы о животных; использовать разные виды чтения: беглое, выразительное, выборочное;

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование: учебник, проектор.

Этап урока, методы и приемы

Время

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

УУД

Мотивационный

Словесный:

Эмоциональный настрой на работу.

1 мин

- Здравствуйте, ребята!

- Посмотрите на цитату, которую вы видите на доске:

«Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития». (В.А. Сухомлинский)

- Как вы понимаете это высказывание? (мнения детей).

- Сегодня мы будем с вами читать произведение. Я желаю вам хорошего настроения и ясных мыслей.

Приветствовать учителя;

Настраиваться на работу

Л : Учиться уважать себя, сверстников и старших.

Актуализация знаний

Словесный:

Слово учителя.

Практический:

Артикуляционное упражнение

Сл.: ответы на вопросы

9 мин.

-  Прочитайте стихотворение про себя. Подготовьтесь к речевой разминке.

Берегите эти воды, эти земли.

Даже малую былинку любя.

Берегите всех зверят внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя

Чтение стихотворения.

- Как вы понимаете эти строки?

- О каких зверях внутри себя говорит автор? (Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень...)

- К чему призывает автор? (Автор призывает нас беречь и любить природу, всё то, что нас окружает)

- Прочитайте медленно

- Прочитайте быстро

- Прочитайте выразительно.

Дидактическая игра « Хлопни».

Я буду называть различные слова. Как только я назову животное, вы должны хлопнуть, при произнесение других слов, хлопать нельзя. Мы узнаем, кто из вас оказался самым внимательным.

( Слон, камень, стол, мышка, кошка, цветок, машина, киска, миска, рысь, звезда, лиса, ленивец, обезьяна, макака).

.

– Сегодня мы познакомимся еще с одной обезьянкой. А рассказал о ней Борис Степанович Житков.

Борис Житков был большим другом животных, прекрасно понимал их и очень любил. И животные это хорошо чувствовали своим безошибочным чутьем. Любовь к животным и давала ему способность так замечательно понимать и описывать их в своих рассказах.

Выполнять указания учителя

Слушать учителя

Делать свои предположения

Р: принимать и сохранять уч. задачу

Р: адекватно воспринимать оценку учителя

П: осуществлять подвед. под понятие

П: строить речевое высказывание

Р: принимают и сохраняют уч. задачу

Решение частных задач

Сл.: монолог

Сл: ответы на вопросы

Работа с книгой: прогнозирование текста

Сл.: диалог

Практический:

Комбинированное чтение;

12 мин.

- Найдите в учебнике имя писателя. Как полностью звучит его имя?

-Что вы знаете об этом писателе?

- Рассмотрите внимательно портрет Бориса Степановича.

- Как вы думаете,  какой он был человек?

Слово об авторе:

Б.С. Житков был одним из родоначальников современной литературы для детей. Писал Житков только о том, что видел сам, что сам хорошо знал, чем ему приходилось заниматься. А знал он десятки ремесел. Писатель К. Федин считал Б. С. Житкова мастером. Но не только потому, что тот многое умел делать руками, а еще и потому, «что у него можно учиться письму; он писал, как никто другой, и в его книгу входишь, как ученик – в мастерскую». Каждый его рассказ, каждая книга – это опыт, поиск. 

- Как вы думаете, когда, в какое время года будут происходить события в этом произведении? Почему?

-- Предположите, каков жанр этого произведения: рассказ или сказка?

-Какие цели на урок мы можем поставить?

-Открываем страницу 83.

Я начну читать, а вы продолжите.

Слушать монолог учителя об авторе

Открыть учебники

Читать произведение

П: строят речевое высказывания

Р: Оценивание характера героя, его поступки и их мотивы, сравнение своих ответов с ответами одноклассников

К: высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Физминутка Пр.: физические упражнения

1-2 мин

- Повторяйте за мной движения

- Садитесь

Выполнять упражнения

Л: ориентировка на ЗОЖ

Решение частных задач

Сл.: Беседа по тексту; учебный диалог

Словесный:

Ответы на вопросы

Практический:

Комбинированное чтение

Словесный:

Ответы на вопросы

Практический:

Работа над характеристикой

героя

Пр.: чтение по ролям; поиск части

12 мин.

- Понравилось ли вам произведение? Чем?

- К какому литературному жанру это произведение относится? (Сказка о животных)

От чьего имени ведется рассказ?

- Как попала обезьянка к мальчику? (мальчику эту обезьянку дал товарищ - одноклассник)

- Прочитайте этот диалог по ролям. (распределить роли: автор, мальчик, товарищ)

- Как произошло первое знакомство мальчика с Яшкой? Почему он сказал: «Я глазам своим не верил»?

- Расскажите, как выглядела обезьянка.

Как встретили обезьянку в семье мальчика?

- Прочитайте, как Яшка провел вечер в новой семье.

- Как решили оставить Яшку на ночь? (его решили привязать за жилет к кровати)

- Прочитайте о том, как ловили Яшку.

- Где переночевал Яшка? (он спал в кровати мальчика, а тот даже об этом не знал. Видимо, он замерз на полу ночью, вот и забрался под одеяло).

-Что мальчик сделал, когда пошел в школу? (он привязал Яшку к двери)

А почему он это сделал, как вы думаете? (оставшись один, он мог наделать много бед в квартире)

Найдите эти эпизоды, в которых автор рассказывает о проделках обезьянки.

- Что означает выражение «отец поймал и отдул Яшку»? (он его наказал)

Расскажите как Яшка вел себя с наступлением зимы. (Когда началась настоящая зима, Яшка стал грустным. Он постоянно мерз. Мордочка стала печальная, обвисшая, он повизгивал и жался к мальчику. Так мальчик и носил его на себе.)

- Расскажите, пользуясь текстом, как Яшка примирился с отцом.

- Что Яшка делал, когда хотел понравиться? (он становился очень ласковым, залезал на плечи и начинал в голове искать. Это значит – он вас уж очень любит.)

- Что начинал искать в голове?

- Прочитайте выразительно отрывок о даме, которая приходила в гости.

- Что вам особенно понравилось в рассказе.

Отвечать на вопросы

Доказывать свою точку зрения

Называть героев произведения

Анализировать поступок героя

Читать по ролям

Подбирать к иллюстрация слова из текста

П:слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;

П: работать с текстом: выделять в нём тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

П:строят речевое высказывание

Информация о домашнем задании

1 мин

 Сочинить историю о том, как у вас появилась в доме обезьянка. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.

Записывать домашнее задание

Р: самоконтроль

Итог урока

Сл.: ответы на вопросы

Рефлексия

Словесный:

ответы на вопросы, самоанализ

5 мин.

С каким произведением мы познакомились? Кто его автор? Понравилось ли тебе это произведение? Что бы вам хотелось сделать после этого урока? - Хотелось бы вам иметь такую обезьянку?- Как вы думаете, справитесь ли вы с ней?

Делать  нравственный выбор.

Оценивать свои достижения.

П: строят речевое высказывание

П: осуществляют синтез

П: строят рассуждения

Р: осуществляют итоговый контроль.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Здоровье ученика в норме, если: в физическом плане в социальном плане в эмоциональном плане; в интеллектуальном плане; в нравственном плане

Слайд 3

В структуре урока, учителями начальной школы применяются следующие элементы здоровье сберегающих технологий: положительный эмоциональный настрой на уроке ; оптимальный темп ведения урока; подача материала доступным рациональным способом; наглядность ; смена видов деятельности; физкультминутки , динамические паузы;

Слайд 4

дифференцированный подход в обучении; групповая работа, работа в парах; игра , игровые моменты; гимнастика ; воспитательные моменты на уроке (беседы) и во внеурочной деятельности; санитарно – гигиенические условия;

Слайд 11

8

Слайд 12

9



Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Школа: «МАОУ СОШ №130»                                                                                                                                                                                                                                                                                              Учитель: Швечкова С.Б

Класс: 3                                                                                                         Методист: Кондратьева И.И.                                                                                                                                                                   Студентка: Ларина Анастасия., 42гр.

                                                                                         

Тема: «Род имен прилагательных».

Цель: познакомить с изменением имен прилагательных по родам; развивать умение определять род имен существительных.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся согласовывать имя прилагательное с именем существительным; изменять прилагательные по родам, определять род имён прилагательных;

Личностные:  прививать интерес к языку, к данной части речи; научатся быть терпимым и внимательным к мнению и высказываниями других учащихся.

Оборудование: В. П. Канакина учебник русского языка 3 кл. 2  часть, презентация.

Тип урока: Открытие нового знания 

Этап урока. Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока.

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

1.Организационный этап

1 мин

Проверьте готовность к уроку русского языка. Наведите порядок на партах. Давайте настроимся на совместную работу. Улыбнитесь сначала соседу по парте, затем мне. Можете садиться.

Приветствовать учителя

Р.: способность к мобилизации сил и энергии.

2. Актуализаци я опорных знаний

6 мин

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют.

И, галдя, его клюют. ( Рябина)

Осень в сад к нам пришла,

От

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют.

И, галдя, его клюют. ( Рябина)

Запишите слова. Обозначьте опасное место.

Спозаранку за окошком

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома. (Трамвай)

Ромашка, растенине, Трамвай, пятница, Около, солома, потом, вокруг, приветливо, Рябина

- Скажите, с какой частью речи мы познакомились? Что вы о ней знаете?

- Какова роль имен прилагательных в тексте?

Сохранять учебную задачу

Рассказывать об имени прилагательном

П.:структурирование знаний;

выбор способов решения задач.

3. Мотивационный этап

Сл.: беседа

2 мин

Посмотрите на экран. Какой частью речи являются данные слова? (заяц, сахар, помидор, сирень, брюки, перец)

-К данным именам существительным  вы должны подобрать имена прилагательные в соответствии с их признаком.
(Заяц    маленький, сахар белый, помидор красный, сирень душистая, брюки чёрные, перец  горький)

Допишите ещё одно существительное  утро (сегодня  оно было какое?) солнечное

- Укажите над именами существительными род. Как узнать род имени существительного?

-У какого существительного вы не смогли определить род? (у существительного  брюки) Почему?

(так как  это существительное употребляется только во множественном числе обозначает парный предмет)

 -У имён прилагательных выделите окончания.

-Что вы заметили в окончаниях имён прилагательных? Почему окончания имён прилагательных разные?

- Как вы думаете, как будет называться тема нашего урока? (Род имён прилагательных) 
- Какие цели поставим перед собой?

- Молодцы!

Подбирать им. прил. К им. сущ.

Определять род им. сущ.

Выделять окончания им. прил.

Определять тему и цель урока

П.:

структурирование знаний;

моделирование; сравнение;

установление причинно-следственных связей;

Р.:  контроль;

коррекция;

Р.: целеполагание; планирование.

Гимнастика для пальцев рук

«Замок»

 На двери висит замок — Кто его открыть бы смог? (Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули… (Тянем кисти в стороны.)

Покрутили… (Волнообразные движения.)

Постучали… (Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли! (Пальцы расцепились.)

Выполняют гимнастическую паузу

Л: установка на ЗОЖ

4. Постановка учебной задачи и ее решение

10  мин

- Итак, давайте определим род у им. прилагательных, которые мы записали.

- Что заметили? (прил. Стоят в том роде, что и сущ.)

- Какой вывод можем сделать? (им. прил. Согласуется с им. сущ. в роде).

- Хорошо. Обратимся к учебнику на стр. 72.

- Прочитайте правило.

- Верно ли мы с вами сделали вывод?

- Что еще вы узнали нового из этого правила? (им. прил. в ед. ч. изменяется по родам)

- Молодцы!

- Переверните страницу. Найдите упр. 125. Прочитайте задание. Кто попробует по этой таблице рассказать нам об изменении имен прилагательных по родам?

- Итак, что вам нужно обязательно запомнить? Что поможет вам определить род имен прилагательных? (окончания).

- Так же обратите внимание на то, что у имен прилагательных мужского рода, отвечающий на вопрос какой? Окончание –ой всегда ударное, а окончания –ый, -ий, всегда безударное.

- А сейчас потренируемся в определении рода им. сущ. Упр. 126. 

- Что нужно сделать?

- Посмотрите на образец, какой вопрос зададим к слову детское? (какое).

- Значит это какой род? (ср. р.)

- Ваша задача записать словосочетания в тетрадь, выделить окончание у им. прил. и определить у него род. Приступайте.

- Закончили, начинаем проверять.

Определять род им. прил.

Делать вывод

Искать нужную информацию в учебнике

Понимать и запоминать правило

Проверять свои знания

Выполнять упражнение

П.: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

П.:

структурирование знаний;

подведение под понятие, выведение следствий; построение логической цепи рассуждений;

К.:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Физминутка

2 мин

Пора отдохнуть, Мы читали и писали

И немножечко устали,

Физкультминутку проведём

И все вместе отдохнём.

Руки в стороны возьмите

И на пояс опустите,

Шаг на месте, раз, два, три,

Плечи шире разверни,

Проведём одну игру,

Все присядем, скажем: «у»,

Быстро встанем, скажем: «а»,

Нам пора уж за дела!

Повторять движения

Л: установка на ЗОЖ

5.

Решение частных задач

Сл.: беседа;

Практ.: работа с учебником,

Письмо по памяти

10  мин

Упражнение 127

- Прочитайте задание. Перед вами загадки. Отгадайте их.

- Подготовьтесь записать одну из загадок,  по памяти.

- Прочитайте имена прилагательные. Выделите окончания им. прил. и определите род.

- Как определить род имени прилагательного?

- Выполните задание самостоятельно. А затем проверим.

УПРАЖНЕНИЕ 128

Выполнять упражнение

Записывать по памяти

Определять род им. прил.

П.:

структурирование знаний;

поиск и выделение необходимой информации; выбор эффективных  способов решения задач.

6.Инф. о д.з.

1 мин

карточки

Записывать в дневник

П.: осмысление информации

7. Итог урока. 

Рефлексия

Сл.: опрос;

3 мин

- Скажите, как называлась тема нашего урока? Какие цели мы ставили перед собой?

- Кто достиг этих целей?

- Что нового узнали?

- Как определить род имен прил.? Что еще узнали о им. прил.?

- Оцените свою работу на уроке.

- Урок окончен, отдыхайте.

Обобщать полученные знания

Оценивать свою работу на уроке

Р.:

контроль, оценка деятельности и самооценка.