ПК 4.1.
календарно-тематическое планирование на тему

Рахмангулова Альбина Рашитовна

Выбирать УМК, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы - КТП) на основе нового образовательного стандарта и применять программы с учётом вида образовательного учреждения,особенности класса и отдельных обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 1-4 класс.

Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева

1 класс

№ п/п

Тема урока

Цель урока

Планируемые результаты

Музыкальный репертуар

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.

«У каждого свой музыкальный инструмент»

Познакомить детей с разнообразием музыкальных инструментов

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; начать разучивание песни «Песенка-капель» (М. Филатова, В. Алексеев)

Анализ, сравнение, синтез, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и истории, осознанные построение речевых высказываний

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре России.

«Песенка-капель» (М. Филатова, В. Алексеев),  «У каждого свой музыкальный инструмент» (эстонская народная песня)

2.

«Музыкальные инструменты»

 Познакомить детей с инструментом фортепиано, динамическими оттенками («форте», «пиано»)

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; начать разучивание песни «Песенка-капель» (М. Филатова, В. Алексеев).

 Анализ, сравнение, синтез, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и истории, осознанные построение речевых высказываний

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре России.

«Песенка-капель» (М. Филатова, В. Алексеев), «Итальянская песенка» (П. И. Чайковский)

3.

«Мамин праздник»

Познакомить детей с историей праздника 8 марта

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Песенка-капель» (М. Филатова, В. Алексеев).

Анализ, сравнение, синтез, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и истории, осознанные построение речевых высказываний

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре России.

«Песенка-капель» (М. Филатова, В. Алексеев),  «Колыбельная медведицы» (Е. Крылатов)

4.

«Эта чудесная лютня»

Познакомить с разными тембрами инструментов; формировать эмоциональный отклик на прослушиваемую музыку; воспитывать духовные и нравственные принципы через любовь к музыке. 

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Песенка-капель» (М. Филатова, В. Алексеев).

Анализ, сравнение, синтез, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и истории, осознанные построение речевых высказываний

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре других стран.

«Песенка-капель» (М. Филатова, В. Алексеев), «Кукушка» (Л.К. Дакен), «Менуэт» (И.Г. Конради), «Тамбурин» (Ж.Ф. Рамо)



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 1-4 класс.

Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева

2 класс

№ п/п

Тема урока

Цель урока

Планируемые результаты

Музыкальный репертуар

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.

«Опера «Руслан и Людмила»

Познакомить детей с музыкальным миром оперы «Руслан и Людмила»

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; начать разучивание песни «Все мы просто дети» (А. Ермолов).

 Сравнение, анализ, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства.

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; уважение к народным традициям, музыкальной культуре России.

«Все мы просто дети» (А. Ермолов),  «Марш Черномора» (М.И. Глинка), «Первая песня Баяна»  (М.И. Глинка), заключительный хор оперы «Слава великим богам!» (М.И. Глинка)

2.

«Петя и Волк»

 Продолжить знакомство с творчеством С.С. Прокофьева и его симфонической сказкой «Петя и Волк», анализ фрагментов «Тема дедушки», «Тема охотников», «Тема Волка»,

Прослушать и проанализировать темы: «Дедушки», «Волка», «Охотников». Познакомить и разучить с детьми песню «Все мы просто дети». Поработать над ВХТ данной песни.

Охарактеризовать образцы творчества русского композитора С.С. Прокофьева, активно участвовать в обсуждении сущности музыкального искусства и его роли в жизни человека; выражать эмоционально - ценностное отношение к музыке как живому, образному искусству;

Формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие музыкально - эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

«Все мы просто дети» (А. Ермолов), аудиозапись произведений «Тема Дедушки», «Тема Волка», «Тема Охотников»,

3.

«Звучит нестареющий Моцарт!»

Познакомить детей с В.А. Моцартом и его творчеством.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Все мы просто дети» (А. Ермолов).

Сравнение, анализ, обобщение, синетз.

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; уважение к народным традициям, музыкальной культуре других стран.

«Все мы просто дети» (А. Ермолов),  «Симфония №40» (В.А. Моцарт), увертюра к опере «Свадьба Фигаро»  (В.А. Моцарт)

4.

«Картинки с выставки»

Познакомить детей с циклом фортепианных пьес «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Все мы просто дети» (А. Ермолов).

Сравнение, анализ, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства.

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; уважение к народным традициям, музыкальной культуре России.

«Все мы просто дети» (А. Ермолов), аудиозапись произведений «Балет невылупившихся птенцов» (М.П. Мусоргский), «Богатырские ворота»  (М.П. Мусоргский)



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 1-4 класс.

Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева

3 класс

№ п/п

Тема урока

Цель урока

Планируемые результаты

Музыкальный репертуар

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.

«Музыкальное состязание»

Познакомить детей с жанром инструментального концерта

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; начать разучивание песни «Все мы просто дети» (А. Ермолов).

Синтез, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и литературы, анализ, сравнение.

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России и других стран.

«Все мы просто дети» (А. Ермолов),  «Концерт №1. Часть 1» (П. И. Чайковский), «Концерт №1. Часть 3» (П.И. Чайковский)

2.

«Музыкальные инструменты. Флейта»

Познакомить детей с музыкальным инструментом — флейтой, рассказать о ее происхождении.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Все мы просто дети» (А. Ермолов).

Сравнение, анализ, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и истории, решение творческих задач.

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; уважение к народным традициям, музыкальной культуре России и других стран.

«Все мы просто дети» (А. Ермолов), «Тема Птички» из симфонической сказки «Петя и Волк» (С.С. Прокофьев), «Шутка»  (И.С. Бах)

3.

«Музыкальные инструменты. Скрипка»

 Познакомить детей с музыкальным инструментом — скрипкой, рассказать о ее происхождении

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Все мы просто дети» (А. Ермолов).

Сравнение, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и истории, взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, анализ.

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; уважение к народным традициям, музыкальной культуре других стран.

«Все мы просто дети» (А. Ермолов),  «Каприс» (Н. Паганини)

4.

«Сюита «Пер Гюнт»

познакомить детей с симфонической сюитой «Пер Гюнт»

выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Все мы просто дети» (А. Ермолов).

сравнение, анализ, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и истории, музыки и изобразительного искусства, решение творческих задач.

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; уважение к народным традициям, музыкальной культуре других стран.

«Все мы просто дети» (А. Ермолов),  «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» (Э. Григ) «В пещере горного короля»  из сюиты «Пер Гюнт» (Э. Григ)



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 1-4 класс.

Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева

4 класс

№ п/п

Тема урока

Цель урока

Планируемые результаты

Музыкальный репертуар

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.

«Балет «Петрушка»

Познакомить детей с балетом «Петрушка» И.Ф. Стравинского, с помощью теста выявить уровень сформированности нравственных ценностей

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; начать разучивание песни «Если с другом вышел в путь» (М. Танич, В. Шаинский).

Проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, анализ, синтез, сравнение, решение творческих задач.

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России и других стран, формировать нравственный ценности

«Если с другом вышел в путь» (В.Шаинский, М.Танич), «1 картина из балета «Петрушка» (И.Ф. Стравинский), фрагменты оперы Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок» (Тема Петушка, Тема царя Дадона)

2.

«Театр музыкальной комедии»

Познакомить детей с понятием «оперетта», «мюзикл», через знакомство с творчеством И. Штрауса и Ф. Лоу. Продолжить работу по формированию нравственных ценностей у детей

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Если с другом вышел в путь» (М. Танич, В. Шаинский).

Сравнение, анализ, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и истории, решение творческих задач.

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; уважение к народным традициям, музыкальной культуре России и других стран, продолжать формировать нравственный ценности, уметь различать добро и зло.

«Если с другом вышел в путь» (М. Танич, В. Шаинский),  «Вальс» из оперетты «Летучая мышь» (И. Штраус), «Я танцевать хочу» сцена из мюзикла «Моя прекрасная леди» (Ф. Лоу), ноты песни «Если с другом вышел в путь» (М. Танич, В. Шаинский), видеофрагменты из мультфильма с использованием музыки Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (Тема Ткачихи, Поварихи, сватьи бабы Бабарихи, тема Гвидона)

3.

«Прелюдия. Исповедь души»

Познакомить детей жанром прелюдии, через знакомство с произведениями С.В. Рахманинова и Ф. Шопена, продолжить формирование нравственных ценностей через обращение к сказкам Пушкина в русской музыке.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Если с другом вышел в путь» (М. Танич, В. Шаинский).

Проследить взаимосвязь музыки и истории, анализ, сравнение, осмысленное построение речевых высказываний.

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России и других стран.

«Если  другом вышел в путь» (М. Танич, В. Шаинский),  «Прелюдия до-диез минор» (С.В. Рахманинов), «Прелюдия №7», «Революционный этюд №12» (Ф. Шопен)

4.

«Мастерство исполнителя»

Познакомить детей с разными образами, созданными музыкой разных композиторов с позиции: композитор-исполнитель-слушатель; продолжить формирование нравственных ценностей через обращение к сказкам Пушкина в русской музыке.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Если с другом вышел в путь» (М.Танич, В. Шаинский).

Анализ, синтез, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, решение творческих задач.

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России и других стран, формировать нравственные ценности

«Если с другом вышел в путь» (М. Танич, В. Шаинский),  «Шутка» (И.С. Бах), «Симфония №40» (В.А, Моцарт), ноты песни «Если с другом вышел в путь» (М. Танич, В. Шаинский), фрагменты оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» (Ария Руслана, Марш Черномора)

5.

«В интонации спрятан человек»

Проверить знания детей о нравственности и нравственных ценностях, через музыкальную викторину по материалу музыкальных сказок Пушкина

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; проанализировать прослушанные музыкальные произведения; проанализировать персонажей пушкинских сказок, завершить разучивание песни «Если с  другом вышел в путь» (М.Танич, В. Шаинский).

Проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, музыки и кинематографии, анализ, сравнение, решение творческих задач, осмысленное построение речевых высказываний.

 Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России, закрепить формирование нравственных ценностей.

«Если с другом вышел в путь» (М. Танич, В. Шаинский), «Тема Петушка», «Тема царя Дадона» из оперы «Золотой петушок» (Н.А. Римский-Корсаков), «Ариозо Наташи», «Каватина Князя», «Ария Царицы Днепра» из оперы «Русалка» (А. С. Даргомыжский), «Марш Черномора», «Ария Руслана» из оперы «Руслана и Людмилы» (М. И. Глинка), видеофрагменты «Сказка о царе Салтане» (Н.А. Римский-Корсаков)



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 5-7 класс.

Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева

5 класс

№ п/п

Тема урока

Цель урока

Планируемые результаты

Музыкальный репертуар

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.

«Колокольность в музыке»

Познакомить детей с истоками русской профессиональной музыки, видами колокольного звона

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; начать разучивание песни «Мир похож на цветной луг».

Проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, анализ, обобщение, сравнение, решение творческих задач, осознанное построение речевых высказываний.

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России.

«Мир похож на цветной луг» (В. Шаинский, М. Пляцковский), «Сюита для двух фортепиано» (фрагменты) (С. Рахманинов), Фрески Софии Киевской. «Концертная симфония для арфы с оркестром» (фрагменты) (В. Кикта)

2.

«Портрет в музыке и изобразительном искусстве»

Познакомить детей с историей развития скрипки как инструмента через обращение к произведениям Н. Паганини.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Мир похож на цветной луг».

Проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, анализ, обобщение, сравнение, осознанное построение речевых высказываний.

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России и других стран

«Мир похож на цветной луг» (В. Шаинский, М. Пляцковский),  «Чакона» (И.С. Бах), «Каприс №24»  (Н. Паганини), «Вариации на тему Паганини» (фрагменты) (С. Рахманинов)

3.

«Волшебная палочка дирижера»

Познакомить детей с профессией «дирижер», со знаменитыми дирижерами мира

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Мир похож на цветной луг».

 Проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, анализ, обобщение, сравнение, осознанное построение речевых высказываний

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России.

«Мир похож на цветной луг» (В. Шаинский, М. Танич), аудиозапись произведений «Траурный марш» из Симфонии №3 (Л.В. Бетховен)

4.

«Образы борьбы и победы в искусстве»

Познакомить детей с одной из самых знаменитых симфоний мировой музыкальной культуры – Симфонией №5 Л. Бетховена и раскрыть ее образный строй

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Мир похож на цветной луг».

Проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, анализ, обобщение, сравнение, решение творческих задач, осознанное построение речевых высказываний.

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре других стран.

«Мир похож на цветной луг» (В. Шаинский), аудиозапись произведений «Симфония №5» фрагменты Часть 3 и Часть 1 (Л.В. Бетховен)

5.

«Застывшая музыка»

Раскрыть взаимообогащающие связи между различными сферами искусства на примере синтеза музыки и архитектуры.

 Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; завершить разучивание песни «Мир похож на цветной луг».

Проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, анализ, обобщение, сравнение, осознанное построение речевых высказываний.

 Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре других стран.

«Мир похож на цветной луг» (В. Шаинский, М. Танич), аудиозапись произведений «Аве Мария»  (Дж. Каччини), «Богородице, дево радуйся» (С.В. Рахманинов), «Прелюдия Соль-минор» (И.С. Бах)



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 5-7 класс.

Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева

6 класс

№ п/п

Тема урока

Цель урока

Планируемые результаты

Музыкальный репертуар

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.

«Инструментальный концерт. Итальянский концерт»

Познакомить детей с жанром инструментального концерта, разобрать, что такое программная музыка

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; начать разучивание песни «Мир похож на цветной луг».

 Синтез, анализ, проследить взаимосвязь музыки и истории

Развивать культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре других стран.

«Мир похож на цветной луг» (В. Шаинский),  «Зима» из цикла «Времена года» (А. Вивальди) в аранжировке джаз-оркестра Р. Фола, «Весна»  (А. Вивальди) в аранжировке джаз оркестра Р. Фола, «Итальянский концерт» (С.И.С. Бах)

2.

«Инструментальная баллада»

Познакомить детей с жанром инструментальной музыки «баллада»

  Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Мир похож на цветной луг».

Синтез, анализ, проследить взаимосвязь музыки и истории

 Развивать культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре других стран.

«Мир похож на цветной луг» (В. Шаинский), аудиозапись произведений «Баллада №1» (Ф. Шопен)

3.

«Ночной пейзаж»

Познакомить детей с жанром инструментальной музыки «ноктюрн»

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Мир похож на цветной луг».

 Синтез, анализ, проследить взаимосвязь музыки и истории

Развивать культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре России и других стран.

«Мир похож на цветной луг» (В. Шаинский), аудиозапись произведений «Ноктюрн №20» (Ф. Шопен), ноктюрн «Двое в кафе» (М. Таривердиев»

4.

«Космический пейзаж»

Познакомить детей с оркестровой пьесой Ч. Айвза «Космический пейзаж»

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Мир похож на цветной луг».

 Синтез, анализ, проследить взаимосвязь музыки и истории

Развивать культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре других стран.

«Мир похож на цветной луг» (В. Шаинский), аудиозапись произведений «Космический пейзаж» (Ч. Айвз)

5.

«Г. Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель»

Познакомить детей с музыкальными иллюстрациями Георгия Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Мир похож на цветной луг».

 Синтез, анализ, проследить взаимосвязь музыки и истории, музыки и литературы.

 Развивать культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре России

«Мир похож на цветной луг» (В. Шаинский), аудиозапись произведений «Тройка» (Г. Свиридов), «Вальс» (Г. Свиридов)

6.

«Г. Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель»

Продолжить знакомство детей с музыкальными иллюстрациями Георгия Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Мир похож на цветной луг».

Синтез, анализ, проследить взаимосвязь музыки и истории, музыки и литературы.

Развивать культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре России.

«Мир похож на цветной луг» (В. Шаинский), аудиозапись произведений «Весна и осень» (Г. Свиридов), «Романс» (Г. Свиридов),  «Побудь со мною» (Н. Зубов)



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 5-7 класс.

Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева

7 класс

№ п/п

Тема урока

Цель урока

Планируемые результаты

Музыкальный репертуар

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.

«Религиозная и светская музыка»

Познакомить детей с двумя направлениями музыкальной культуры: религиозной и светской музыкой.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; начать разучивание песни «Маленькие и большие».

 Анализ, синтез, обобщение, сравнение, осознанное построение речевых высказываний

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России и других стран.

«Маленькие и большие» (Барбарики), хор «Kyrie, eleison!» из «Высокой мессы» (И.С. Бах), «Не отвержи мене во время старости»  из 1-ой части духовного концерта (М. Березовский), «Каприс №24» (Н. Паганини), «Вальс №7» (Ф. Шопен)

2.

«Камерная музыка»

Познакомить детей с камерной инструментальной музыкой и такими жанрами как этюд и транскрипция

 Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Маленькие и большие».

Анализ, синтез, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и литературы.

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре других стран.

«Маленькие и большие» (Барбарики),  «Революционный этюд №12» (Ф. Шопен), «Метель» (Ф. Лист),  «Чакона» (И.С. Бах), транскрипция «Чакона» (Ф. Бузони), транскрипция «Лесной царь» (Ф. Лист), «Каприс №24» (Паганини)

3.

«Симфоническая музыка»

Проверить знания детей о жанре «симфония» в инструментальной музыке через обращение к произведениям В.А. Моцарта, Л.В. Бетховена

 Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Маленькие и большие».

 Анализ, синтез, обобщение, сравнение, осознанное построение речевых высказываний

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре других стран.

Маленькие и большие» (группа Барбарики), аудиозапись произведений «Симфония №40» (В. Моцарт), «Симфония №5» (Л. Бетховен)

4.

«Циклические формы инструментальной музыки»

Познакомить детей с циклическими формами инструментальной музыки через обращение к произведениям А. Шнитке

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Маленькие и большие».

 Анализ, синтез, обобщение, сравнение, осознанное построение речевых высказываний

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре других стран.

«Маленькие и большие» (Барбарики), аудиозапись произведений «Кончерто гроссо» (А. Шнитке), «Сюита в старинном стиле» (А. Шнитке)

5.

«Соната»

Проверить знания детей о жанре «соната», через обращение к произведениям Л.В. Бетховена, В.А, Моцарта, С.С. Прокофьева.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Маленькие и большие».

 Анализ, синтез, обобщение, сравнение, осознанное построение речевых высказываний

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России и  других стран.

«Маленькие и большие» (группа Барбарики), аудиозапись произведений «Патетическая соната №8» (Л. Бетховен), «Соната №11» (В. Моцарт), «Соната №2» (С.С. Прокофьев)



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра музыкального образования

Обучение игры на фортепиано для начинающих

Методическое пособие

Выполнила: студентка 40 группы

Рахмангулова Альбина

Челябинск, 2018


Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра музыкального образования

ОБУЧЕНИЕ ИГРЫ НА ФОРТЕПИАНО ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

Методическое пособие

Выполнила: студентка 40 группы

Рахмангулова Альбина

Челябинск, 2018


Рахмангулова А.Р. Обучение игры на фортепиано для начинающих/ Методическое пособие —Челябинск, 2018 — 18 c.

Тема данного методического пособия: обучение игре на фортепиано для начинающих. В нем указан план обучения игры на фортепиано, как лучше и понятнее донести информацию для будущих музыкантов.

Сборник адресован учителям музыки, студентам музыкальных отделений педагогический колледжей, а также всем интересующимся данной темой

Оглавление

Введение

ГЛАВА I. ОСНОВЫ

1.1. Система обучения игре на фортепиано 

1.2. Специфика клавишных инструментов

1.3. Знакомство с музыкально-исполнительскими средствами

 ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ КЛАВИАТУРЫ

2.1. Первое прикосновение к инструменту

2.2. Знакомство с нотной грамотой

2.3. Длительности

ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИЯ ПИАНИСТИЧЕСКОГО АППАРАТА

3.1. Между рукой и клавиатурой

3.2. Legato

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

Фортепианная педагогика - это бездна тайн. Обучение игре на фортепиано – это планомерный процесс, начальный этап которого делится на два периода: донотный и нотный. Что делать на первых уроках и как ввести начинающего музыканта в тайны музыкального мира, в этом поможет мой сборник.

Особое  место  в  музыкальном  образовании  ребенка  играет  обучение  игре  на фортепиано. «Игра на фортепиано – движение пальцев; исполнение на фортепиано – движение души. Обычно мы слышим только первое», писал А. Рубинштейн.


ГЛАВА I.  ОСНОВЫ

1.1. Система обучения игре на фортепиано

«Пианист должен быть всесторонне образованным музыкантом - это означает, что он должен хорошо знать музыкальную литературу, уметь хорошо читать с листа, уметь аккомпанировать, знать камерную музыку и исполнять её, уметь делать всевозможные переложения, и, что особенно важно, иметь хорошую педагогическую подготовку».

      Фортепианная педагогика за время своего существования выработала цельную систему обучения игре на фортепиано. Одними из достижений русской системы музыкального образования являются:

1.  отсутствие дилетантизма в занятиях с детьми

2. постепенность и последовательность в работе

3. разумный и сбалансированный репертуар

4. внимание к содержанию музыкального произведения

Богатейший опыт известных педагогов – пианистов прошлого,  таких как:  А.Г.Рубинштейн, И. Гофман, а так же многолетняя работа выдающихся музыкантов и педагогов А.Б.Гольденвейзера,  А.Николаева,  Я.Мильштейна,  Г.Ройзмана, В. Натансона,  Т.Николаевой,  В.Горностаевой и других,  позволили сформировать цельную методику обучения игре на фортепиано.

Исследование  общей  системы  дополнительного  образования  позволяет

определить следующие задачи, решению которых способствует обучение игре на фортепиано:

Общественная (социальная):

• раскрытие заложенных, в т.ч. генетически творческих способностей ребенка;

• совместный поиск ребенка с педагогами и родителями направлений для развития его творческого потенциала;

• социальная адаптация ребенка, в т.ч. формирование в нем духовно- нравственных начал,  позволяющих  принимать  окружающих  и  свободно реализовывать  свои интересы;

• обеспечение заинтересованной занятости ребенка, что особо важно особенно в

периоды физиологической и психологической перестройки организма подростка;

•  посредством  обращения  при  обучении  игре  на  фортепиано  к  различным

произведениям  обеспечение культурного  развития  ребенка,  в  т.ч.  познания

особенностей развития культуры в различные эпохи, изучение биографических

сведений выдающихся людей мира музыки;

• формирование навыков самостоятельного обучения, в т.ч. числе посредством

отработки  домашних  заданий,  аудио  прослушивания  и  видео  просмотра

музыкальных  перфомансов  как  классических,  так  и  современных.

Педагогических:

•  раскрытие  и  развитие  творческого  потенциала  ребенка,  индивидуальных

способностей;

• обучение навыкам игры на фортепиано, постановка техники исполнительского

мастерства;

• обращение внимания ребенка на слуховой контроль, мускульную и психическую свободу,   необходимость   понимания   сиюминутных   настроений;

• формирование и поддержание рабочей дисциплины как во время занятия в классе, так и  во  время  самостоятельной  подготовки  ребенка  к  уроку;

•  воспитание  в  ребенке  таких  качеств  как  точность,  целеустремленность,

филигранность,  профессионализм  в  исполнении  музыкальных  произведений,  а также артистизм, импровизация, ассоциативность и конечно,ответственность за свой   труд,   и   труд,   вложенный   в   него   другими   людьми.

1.2. Специфика клавишных инструментов

   В первую очередь обучающимся нужно рассказать об истории возникновения клавишных инструментов. Объяснить: почему фортепиано – это и пианино, и рояль. Показать внутреннее устройство пианино, доказать, что звук инструмента, зависит от нажатия. От того с каким настроением прикоснётся к клавише исполнитель, так фортепиано ему и ответит. Пусть ученик в этом убедиться — он уже с первого урока почувствует себя «играющим». Первые нажатия – это возможность познакомить ученика с регистрами и октавами инструмента.

Одновременное  обучение  различным   составляющим   искусства               фортепианной игры требует значительного повышения интенсивности труда преподавателя.

1.3. Знакомство с музыкально-исполнительскими средствами

      Начинающие музыканты, приходя на первый урок, уже проявляют музыкальную грамотность – знают и определяют простые жанры музыки, различают тембры инструментов. Задача педагога не учить начинающего музыканта узнавать жанры музыки на слух, а разгадать механизм создания музыкальных произведений. Пусть ученик ответит на вопросы «Как это сделано? Почему марш – это марш и под него хочется ровно шагать, а под музыку вальса танцевать?»

        Нужно объяснить юному музыканту что музыка – это информация, переданная специфическим языком — средствами музыки, а музыкант – это переводчик. Создайте музыкально-художественную коммуникацию. Поиграйте в музыкальную игру-загадку: ученик придумывает образ, а вы исполняете мелодию-отгадку и анализируете звучание. 

       Посмотрите видео детских фортепианных концертов. Поразмыслите вместе о том, как исполнитель сидит, держит корпус и руки. Объясните правила посадки за фортепиано. Ученик должен не только запомнить свое положение за фортепиано, но и научиться так сидеть за домашним инструментом.

ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ КЛАВИАТУРЫ

2.1. Первое прикосновение к инструменту

Начинающий музыкант горит желанием играть. Зачем ему отказывать в этом. Основное условие для ученика – это правильное нажатие. Пианист должен знать:

  • чем нажать клавишу (кончиком пальца)
  • как нажать (почувствовать «дно» клавиши)
  • как снять звук (кистью)

Без специальных упражнений – сразу вряд ли получится. Перед тем как играть на клавишах, научите ученика метко попадать кончиком пальца на резиновый кончик карандаша.

Многие проблемы постановки решит обычный тениссный мячик в ладошке ученика. Пусть ученик поиграет с ним на клавишах – с мячиком в руке чувствуется не только «дно», но и кисть.

Разучите с малышом знаменитую пьеску «Два кота» на клавишах, но уже правильным нажатием. Транспонируйте ее от всех семи клавиш фортепиано. Вы изучите не только их названия, но и знаки альтерации. Теперь известные нотки-клавиши нужно найти в разных «домиках – октавах».

2.2. Знакомство с нотной грамотой

Ученики абсолютно естественно учатся читать ноты, то есть овладевают сложнейшим видом символического письма, а затем легко переходят к озвучиванию нотного текста. Вначале своей работы я рассказывала о том, как ученик знакомится с черными и белыми клавишами. Сначала он обращает внимание на черные клавиши, узнавая группы из 2-х и 3-х черных клавиш и легко находят нужную. Он не только определяет на ощупь, какие группы клавиш находятся под пальцами, но с их помощью находят на клавиатуре другие. Это позволяет удерживать в поле зрения нотный текст, не отвлекаясь на поиски клавиш глазами, и подключить слуховой контрольСамый проверенный метод – рассказать сказку про двух сестричек и трех братиков.

Через несколько уроков дети свободно находят все нужные клавиши. 

2.3. Длительности

Параллельно с изучением клавиатуры, знакомимся с длительностями нот. Самый распространенный метод – приносим на урок большое, красивое яблоко. Целое яблоко – целая нота, разрезаем на две половины – две половинные ноты, каждую половинную на две четвертные ноты, каждую четвертную на две восьмые ноты. С шестнадцатыми длительностями знакомимся позже. Одновременно с длительностями нот изучаем паузы. Рассказывая сказки про (двух сестричек) и (трех братиков) учимся писать ноты на нотоносце. Для начинающих писать в нотных тетрадях неудобно, поэтому рисуем нотоносец в альбоме для рисования, или оформляем на компьютере в удобном для ребенка формате.


ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИЯ ПИАНИСТИЧЕСКОГО АППАРАТА

3.1.  Между рукой и клавиатурой

          Г.Г. Нейгауз писал: “Важно практически знать, что анатомическое устройство человеческой руки, с точки зрения пианиста, идеально разумное, удобное, целесообразное, дает богатейшие возможности для извлечения из фортепиано самых разнообразных звуков. …. Симбиоз между рукой и клавиатурой у хороших пианистов полнейший!”. Но мы работаем не только “с хорошими пианистами”. Музыке нужно учить всех детей – и тех, у кого существует “полнейший симбиоз”, о котором писал Г.Г. Нейгауз, и тех, у кого его нет. Начиная работать с маленьким учеником, не могу заранее однозначно решить, кто передо мной, обыкновенный ребенок или выдающийся музыкант. Нельзя ориентировать ребенка на руку педагога. У всех людей природа рук разная. Несмотря на то, что одни педагоги требуют от детей держать кисть высоко, другие низко, все равно у каждого есть свой индивидуальный способ ведения кисти.

          Я думаю это подсказано природой и индивидуальными особенностями строения ладоней и пальцев. В монографии В. Николаева “Шопен-педагог”, описано как великий Шопен относился к этой проблеме. Исходя из различий строения пальцев, Шопен предлагал не портить их индивидуальность, а старался развивать естественные качества. Среднему “третьему” пальцу он отводит наряду с крайними пальцами роль опоры свода руки. Четвертый палец им образно назван “сиамским близнецом” третьего. Проставленное многоточие после слова “второй” объясняется тем, что Шопен не нашел определение. которое бы соответствовало назначению указательного пальца, своего рода “лоцмана”, направляющего движение руки. Внимательно слежу за положением кисти, что очень важно слегка, незаметно дотрагиваюсь до локтей ребенка, проверяю, не напряжены ли они, поскольку как только локти напрягаются, сразу напрягается кисть и правый палец.

      Учить детей играть на фортепиано – все равно, что учить малыша ходить. Детским пальцам нужно дать время, чтобы они научились играть, а в начале им требуется всего лишь помощь.

3.2. Legato

     Многие великие музыканты рекомендуют начинать игру на фортепиано с легато. Более того рекомендуется высокое поднятие пальцев. А. Б. Гольденвейзер называет “трижды ересью” педагогический метод, который использует нон легато для первоначального обучения. Он считает, что с этим методом нужно всеми силами бороться. Ф. Шопен советовал начинать упражнения с приема легкого стаккато, оберегающего все части рук, и прежде всего, запястья от зажатости. Я предпочитаю начинать обучение с трех штрихов – нон легато портаменто (не полное легато), стаккато. Малыш начинает играть штрихи стаккато и нон легато только третьим пальцем. Игра всех трех штрихов с дугообразными переносами рук на разные расстояния, в разные стороны очень нравится ребятам и дает неплохие результаты.

    У малыша не развита в достаточной мере двигательная ориентация, и для того чтобы от него не ускользнула эмоциональная сторона музыки, стоит как можно чаще привлекать его к совместной игре с педагогом. Постепенно переходим к игре легато. Всякая торопливость в этом переходе может перечеркнуть все достигнутое ранее. Чтобы добиться независимости пальцев друг от друга, необходимо не только участие крупных мышц но и готовность ладонных мышц к плавному переходу от пальца к пальцу при игре легато. Сначала в игру легато вводятся наиболее сильные пальцы. Например “Осенняя песенка” Ю. Абелева в которой используется легато для 2.3 пальцев, где в левой руке квинта, а в правой легато.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В  системе  дополнительного  образования  детей  педагоги

дорожат индивидуальным творчеством ребят. Все раскрытые способности и полученные знания для учеников личностно значимы. Через открытие себя они открывают мир и находят свое место в нем.

На практике много внимания уделяется школьному образованию, а система дополнительного образования часто считается чем-то второстепенным, хотя на самом деле дополнительное образование – это важнейший инструмент воспитания и образования, так как позволяет с одной стороны выявить талантливых детей, а с другой стороны – развивать талант.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Методическая разработка Методика обучения игре на фортепиано http://docplayer.ru/26862497-Metodicheskaya-razrabotka-metodika-obucheniya-igre-na-fortepiano.html

2. «Развитие фортепианных навыков у учащихся первого года обучения»

3. Википедия. Свободная энциклопедия ru.wikipedia.org

4. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд.3 – М.:Музыка, 1978

5. Богино Г.К. Игры – задачи для начинающих музыкантов. М.: Музыка, 1974



Предварительный просмотр:

Выполнила: студентка 40 группы

Рахмангулова Альбина

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО МУЗЫКЕ: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ

Челябинск, 2018


Статья на тему «Проектная деятельность по музыке проблемы и возможности»

Метод проектов  относится к группе методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, принадлежит к виду проблемного обучения. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

Метод проектов – это обладание знаниями, позволяющими судить о чём-либо, высказывать веское авторитетное мнение. Проект – замысел, план. Метод - это система приёмов и способов овладения определёнными практическими и теоретическими знаниями. В результате метод проектов - это совокупность приёмов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определённых практических заданий с обязательным представлением результатов.

В современных условиях гуманистической философии образования реализуется с помощью разнообразных технологий, целью которых является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности. Одной из таких технологий и является проектная методика.

Программа Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой предлагает тематическое планирование  уроков музыки, которое позволяет использовать проектно исследовательскую  деятельность. Работая учителем,  приходится  думать о том, как заинтересовать учеников музыкальным искусством. Уроки музыки нужно выводить на новый уровень. 

Проектная деятельность неоднородна на разных этапах школьной жизни ребенка; она выполняет разные функции, служит разным целям, строится по-разному.

Цель проектной деятельности в школе не является получение продукта. Для школьника проектная деятельность мотивирована стремлением к  самостоятельности, для педагога она является средством решения педагогических задач. Однако проектная деятельность не может и не должна заменять собой учебную деятельность и быть единственной деятельностью в школе.

Когда мы употребляем словосочетание «проектная деятельность», мы имеем в виду особую деятельность, которая ведет за собой развитие школьника. Современное представление о результатах образования – это самостоятельность – учебно-практическая, социальная; компетентности в разрешении проблем, в принятии решений и т.д.; ответственность и инициативность. Такие результаты недостижимы иначе как через проектную деятельность школьников. И в этом смысле проектная деятельность имеет место на протяжении всего школьного обучения. Само слово «проект» можно перевести с латинского на русский язык как «брошенный вперед». А девизом к проектному методу вполне может служить древняя китайская поговорка: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь».

В 1905 году  Станислав Теофилович Шацкий – русский педагог и последователь идей Джона Дьюи пытался использовать проектный метод в преподавании. В отечественной и зарубежной педагогике метод проектов получил широкое распространение и развитие в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем в совместной деятельности учащихся.  Станислав Теофилович Шацкий называл метод проектов, как «подход к обучению, согласно которому ученик в своей работе должен исходить из факта и его восприятия, а наблюдение и эксперимент – обязательная часть процесса обучения».

В 30-е годы метод проектов был осужден в постановлении ЦК ВКП (б) от 5 сентября 1931 года “О начальной и средней школе”. После этого постановления был сделан вывод о том, что этот метод не дает глубоких знаний по предметам. В результате идея проектной методики не получила своего развития и исследования в этом направлении прекратились.

В отличие от полного забвения идеи проектов в отечественном образовании все развитые страны продолжали совершенствовать и развивать теорию и практику этого метода. Нельзя допустить, чтобы эта идея вновь оказалась несостоятельной.

Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновленном виде. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной, учебной и исследовательской деятельности.
Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение обучающимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.

Главные цели введения метода проектов в практику преподавания музыки:

- показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;

- реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем;

- продемонстрировать уровень обученности и знаний в области музыки;

- подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.

Отличительная черта проектной методики - особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий: 

- тематика музыкального проекта должна быть актуальной;

- проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации;

- необходимо вовлечь в работу всех обучающихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его музыкальных компетенций.

Проекты предполагают активизацию обучающихся: они должны сами добывать новые знания, общаться с другими людьми, искать фотографии и рисунки, и даже самостоятельно монтировать музыку и записывать ее. И, наконец, обучающиеся,  имеющие  разный уровень музыкальной компетенции,  могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который обладает недостаточными музыкальными познаниями, может прекрасно владеть  компьютером и.т.д.

Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту. Проект, который выполняют ученики, должен вызывать в них интерес, увлекать их, идти от сердца. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сайт учителя музыки Шайнуровой Зили Радисовны) https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2016/09/01/sovremennye-tendentsii-muzykalnogo-obrazovaniya-i

2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Щукиной Г.И. М., 1984. - 176 с.

3. Из научной работы Батруковой Земфиры Пачаевны

4. Осеннева М.С. Теория и методика музыкального воспитания. – М., 2012.

5. Х. Инайят Хан. Мистицизм звука. М., 1997. С. 188.

6. Музыка. Программы общеобразовательных учреждений. 1-7 кл./Е.Д Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М., 2010.

7. Примерные программы начального общего образования (Стандарты второго поколения). В 2 ч. – М., 2008.

8. Лукьянова Актуальные проблемы музыкального образования детей http://vestnik.yspu.org/releases/pedagoka_i_psichologiy/13_8/.