ПК 4.3.
рабочая программа на тему

Рахмангулова Альбина Рашитовна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области общего образования на основе изучения самоанализа и анализа деятельности других педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovaya_tehnologiya.doc43 КБ
Microsoft Office document icon problemno-dialogovaya_tehnologiya.doc64.5 КБ
Microsoft Office document icon tehnologii_0.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Игровая технология «Музыкальное рисование» на уроке музыки.

Класс: 4

Тема урока: «Музыкальные инструменты: скрипка и виолончель»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Планируемые результаты:

Метапредметные: исследовать многообразие жанровых воплощений музыкальных произведений. Развивать эмоциональную отзывчивость на произведения классической музыки.

Предметные: формирование позитивного отношения к классической музыке по средствам восприятия, образного и ассоциативного мышления, музыкальной памяти и слуха. Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке посредствам восприятия Бородин «Ноктюрн».

Личностные: Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкального произведения. Формирование внутренней позиции обучающегося.

Оборудование: муз. центр, фортепиано, компьютер, проектор, флеш-накопитель, аудиозаписи произведений

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1. Организационный момент (1 минута)

2. Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации. (5 минут)

3. «Открытие нового знания». (7 мин)

4. Организация слушательской деятельности (10 мин)

Здравствуйте ребята, меня зовут  Альбина Рашитовна, сегодня я проведу у вас урок музыки.

На этом уроке нас ждет много интересного, но сначала послушайте загадки и скажите, о чём идет речь?

В симфоническом оркестре её голос самый главный,
Самый нежный и певучий, коль смычком проводишь плавно.
Голос трепетный, высокий узнаём мы без ошибки.
Назовите-ка, ребята, инструмент волшебный ...

Смычком по струнам проведу и сразу в сказку попаду.

Мне дивный инструмент поможет по – разному звучать он может:

То нежно, ласково, легко, то низко, сочно, глубоко.

Он звуком бархатным поёт и сразу за душу берёт,

Не контрабас и не свирель, зовут его…

Верно! Молодцы! Сегодня мы с вами поговорим о двух музыкальных инструментах.

А к какой группе симфонического оркестра относятся эти инструменты?

И скрипка, и виолончель относятся к струнно-смычковым инструментам, а струнные инструменты – это основа оркестра.

Скажите, а что такое виолончель и скрипка, какого тема нашего урока?

 «Музыкальные инструменты: скрипка и виолончель»

Виолончель и скрипка – родственные музыкальные инструменты, которые вместе с альтом и контрабасом составляют семейство струнных. Родились виолончель и скрипка в Италии почти 500 лет назад.

Скрипка - наиболее распространенный смычковый струнный инструмент, пользующийся невероятной популярностью еще с XVI века. ( запишите в тетрадь )

Виолончель - струнный смычковый музыкальный инструмент, известный с первой половины XVI века, такого же строения, что и скрипка, но значительно бо́льших размеров.

Давайте, послушаем и вспомним, как играли музыканты- медведь, осёл, козел и мартышка на инструментах. И ответите мне на вопрос: получилась ли у них красивая музыка? Почему? (нет, у них получилась бессмыслица; А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.)

А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, самая разнообразная музыка – звучит красиво, выразительно, увлекательно. Поэтому мы прослушаем профессиональное исполнение музыкального произведения, вторую часть струнного квартета А. Бородина – «Ноктюрн» (что в переводе с французского – ночной). Внимательно послушайте и подумайте: Какое состояние души передает «Ноктюрн»? Какие чувства вызывает эта музыка? А сейчас мы поиграем в игру «Музыкальное рисование. Представте, что вы художники, и держа в руках кисточку или просто кистью руки «рисуйте» в воздухе картины, соответствующие  звучащему музыкальному образу.

Дети заходят в класс и садятся на места.

Ответы детей.

Скрипка

Виолончель

К инструментам симфонического оркестра

К струнно-смычковым

Эта напевная, лирическая пьеса печального, мечтательного характера. Её мелодия звучит в разных регистрах – сначала у виолончели, а затем у скрипки

Оркестр русских народных инструментов — оркестр, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а также гусли, баяны, жалейки и другие русские

народные инструменты

П (получение новых знаний)

К (сотрудничество с учителем, ответы на вопросы)

П (новый материал по теме)

Л (развитие воображения и фантазии школьников)

-



Предварительный просмотр:

Проблемно-диалоговая технология

                                                                                                             

                                                                                                               

Тема урока: «Образы камерной музыки»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель: Обращение к известным произведениям камерных жанров Ф.Шопена с целью повторения; Продолжение знакомства с творчеством Ф. Шопена, создателем гениальных произведений камерных жанров.

 Метапредметные: активно участвовать в обсуждении сущности музыкального искусства и его роли в жизни человека; выражать эмоционально - ценностное отношение к музыке как живому, образному искусству; закрепить знания о певческих голосах, жанрах вокальной музыки.

Предметные: Эмоционально откликаться на музыку и эмоционально выражать свое отношение к прослушанному произведению. Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведениям Ф.Шопена.

Личностные: Формирование музыкального вкуса, умения слушать и анализировать музыкальный образ, созданный композитором средствами музыкальной выразительности;

Оборудование: муз. центр, фортепиано, компьютер, проектор, флеш-накопитель, ноты песни.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1. Организационный момент  (2 минуты)

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Альбина Рашитовна.

Сегодня я проведу урок музыки.

(музыкальное приветствие)

Л (Проявление эмоциональной отзывчивост

2. Актуализация знаний. (3 мин)

Какие два способа исполнения музыкальных произведения вы знаете? Что означает программная симфоническая музыка?

- Вокальное и инструментальное

-Написанное на литературный сюжет

П (усвоение знания материала прошлого урока)

3.Изучение

нового

материала. (15

минут)

 Сегодня нас ожидает удивительное погружение в мир музыкальных образов камерной музыки. Но для начала я хотела бы вас спросить, а что такое камерная музыка? Камерная музыка – (итальянское camera, буквально – комната). Музыка, написанная для небольших вокальных и инструментальных ансамблей, или солирующих инструментов, также для пения, предназначенная для исполнения в небольшом помещении. Многие из известных нам композиторов, как русских, так и зарубежных сочиняли произведения камерных жанров. Может быть, кто-нибудь мне поможет вспомнить их имена? Только давайте условимся, что, называя композитора, Вы приводите пример музыкальных произведений камерного жанра.  Все ответы абсолютно правильные, но у нас сегодня встреча, с не менее прекрасными произведениями камерных жанров. Мечтатель пылкий, благородный,
Властитель фортепьянных сцен,
Поэт мелодии народной –
Все это …

Уже в детские годы Шопен проявил необыкновенные музыкальные способности. Он был окружён особым вниманием и заботой. Подобно Моцарту, он поражал окружающих музыкальной «одержимостью», неиссякаемой фантазией в импровизациях, прирождённым пианизмом.

Молодого Шопена учили музыке, возлагая на него большие надежды, которые, как показало время, он оправдал. Его учителя всегда восторженно о нём отзывались. Так, пианист Войцех Живный, который начал заниматься с 9-летним мальчиком отмечал, что исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам. В итоге, Живный отказался от занятий с юным виртуозом, заявив, что ничему больше не может научить его.

В 16 лет Шопен был принят в Варшавскую консерваторию, по окончании которой, в 1829 году директор консерватории и педагог Шопена Юзеф Эльснер сделал следующую запись: «Удивительные способности. Музыкальный гений».

Стремясь познакомить со своим искусством издателей и публику, Шопен дал два концерта в Вене, где критики высоко оценили его произведения. В 1830 Шопен сыграл три концерта в Варшаве, а затем начал собираться в поездку по Западной Европе.

Казалось бы, что всё в творческой карьере молодого композитора и пианиста складывается как нельзя лучше, но, что мы читаем в его так называемом «Штутгартском дневнике»?

 «… нет у меня сил назначить день отъезда; мне представляется, что я уезжаю, чтобы умереть, – а как должно быть, горько умирать на чужбине, не там, где жил».

Как вы думаете, почему Шопена одолевают такие мрачные мысли?

Каждый из Вас по-своему прав. Какое же решение принимает Шопен?

Дата отъезда была назначена. Состоялся прощальный вечер с друзьями. Товарищи дарят Фридерику серебряный кубок, наполненный польской землей. Об этом событии очень проникновенно написал в своих стихах поэт Ашот Граши (дети читат)  Находясь в Штутгарте, Шопен узнал о подавлении русским царским правительством польского восстания и взятии Варшавы. Тогда в Штутгарте, Шопен ничего не знал о судьбе своих родных.

Только в Париже Шопену стало известно, что его семья и друзья не пострадали при взятии Варшавы. Но Польша… Фридерик решил вернуться на родину, но отец Шопена настоял на том, чтобы сын оставался за границей и не возвращался в Варшаву. Патриотическому делу он будет служить своим искусством. Шопен в отчаянии. И вновь обратимся к записям в его дневнике.

Камерная музыка – это музыка, которая звучит в небольшом помещении. Камерная музыка сочиняется для солирующего инструмента или небольшого коллектива исполнителей. К камерной музыке относятся небольшие произведения.

Пётр Ильич Чайковский – цикл для фортепиано «Детский альбом»; Пётр Ильич Чайковский – цикл для фортепиано «Времена года»; Франц Шуберт «Баркарола»

-   Он не хочет расставаться со своими родными А, возможно, его интуиция подсказывала ему, что в этом путешествии его ожидает что-то трагическое.

Для молодого и талантливого музыканта важнее всего признание публики, причём не, только на родине в Польше, но и за рубежом. Я, думаю, что Шопен всё-таки поехал в Западную Европу.

Л (Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека)

П (открытие новых знаний, нового материала)

4. Организация слушательской деятельности (15м.)

«Я проклинаю час своего отъезда. Я не могу поступать, как мне хочется… В гостиных притворяюсь спокойным, а вернувшись домой, бушую на фортепиано».

(Звучит Этюд 12 «Революционный») Какое название бы вы дали только, что прозвучавшему произведению?

А какие особенности музыкального языка Вы хотели бы подчеркнуть особенно?

Один из известных музыковедов, Асафьев Борис Владимирович, характеризуя образный строй прелюдий Шопена сказал следующее: «… сердце его волнуется, трепещет, страдает, негодует, ужасается, томится, нежится, изнывает, стонет. Озаряется надеждой, радуется ласке, восторгается, снова печалится, снова рвётся и мучается, замирает и холодеет от страха, немеет среди завываний осенних вихрей, чтобы через несколько мигов опять поверить солнечным лучам и расцвести в звучаниях весенней пасторали». 

Как Вы думаете, можем ли мы найти в этом высказывании эпитеты соответствующие образному строю этюда?

Я прошу Вас объединиться в группы и сделать творческую работу, а именно написать синквейн. Думаю, что высказывание Б.Асафьева Вам поможет.  Я хочу поблагодарить Вас за творчество и задать ещё один вопрос: а что же такое этюд?

«Негодование»; «Польша, я с тобой»; «Порыв»; «В борьбе рождается истина»

Быстрый, стремительный темп, как сметающий всё на своём пути. Лавина звуков сверху вниз, как будто сердце оборвалось. Призывные интонации в верхнем регистре, как боевой клич: «Не сдаваться»

Это произведение, в котором композитор ставит технические задачи.

Этюд 12 «Революционный»

Фридерика Шопена

Р (Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости)

5. Организация певческой деятельности (7 мин)

Сейчас мы познакомимся с новой песней «Песня о России» Музыка В. Локтева

ВХР трудности

Методы и приемы

Произношение согласных «Р», «Б», «Ч», «Й»

Ритм мелодии

Высокие скачки. (На б6, ч5)

Замыкание фраз.

Проговаривание текста. Дирижерский жест, прохлопываение ритма Графический показ

Показ учителя

Дирижерский жест, снятия. Графический показ.

«Песня о России» а В. Локтева

Л (развитие эмоциональной отзывчивости, развитие памяти для запоминания мелодий и текстов песен)

6.Рефлексия (2 мин)

О каком гениальном композиторе мы говорили сегодня? Какое его произведение слушали? Какую песню пели?

До свидания.

Р (оценка собственной работы, подведение итогов)



Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроке музыки.

Класс: 1

Тема урока: «Знакомство со свирелью»

Тип урока: Урок первичного изучения знаний

Планируемые результаты:

Метапредметные: анализ, синтез, обобщение, сравнение, взаимосвязь музыки и кинематографа.

Предметные: Познакомить детей с музыкальным инструментом, вызвать желание научиться на нём играть.

Личностные: прививать любовь к русской музыке, мультфильмам, формировать эстетические чувства у ребенка.

Оборудование: фортепиано, компьютер, музыкальный центр, видеофрагменты советских мультфильмов, аудиозапись песни «Во поле берёза стояла».

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1. Организационный

(2 мин)

2.Актуализация знаний (4 мин)

3. Моделирование проблемной ситуации (6 мин)

4. Физминутка (5 мин)

5 Организация слушательской деятельности

6. Организация исполнительской деятельности

- Сегодня мы познакомимся вот с таким музыкальным инструментом. Он называется «свирель». С давних пор пастухи и подпаски очаровывали сердца мелодичными напевами своих рожков и свирелей. Помните такую песню: «Я пойду, пойду, погуляю, Белую берёзу заломаю! Срежу я с берёзы три пруточка, Сделаю из них я три гудочка…»?

Теперь не надо заламывать берёзки. Теперь у нас есть вот такие дудочки. Это свирель. Давайте, внимательно её рассмотрим. Состоит свирель из мундштука или свистка (снять, посвистеть) и ствола. На стволе есть отверстия. Давайте, посчитаем, сколько их. Правильно, шесть. С другой стороны есть подставочки для больших пальцев. Для того, чтобы научиться играть на свирели, надо правильно дышать. Сначала подышим, как паровозики (мелкое очищающее дыхание) А теперь очень легко подуем на свечку, чтобы пламя не потухло (вдох носом, задержка дыхания, долгий выдохМолодцы, все постарались! Я вам сейчас сыграла песню «Во поле берёза стояла». А вы обратили внимание, что мои пальцы закрывали отверстия на стволе свирели? Чтобы играть на свирели, нужны сильные и ловкие пальцы. (Дети выполняют пальчиковые упражнения) Очень хорошо. А теперь возьмите свирели и поиграйте на них. Видите, ничего не получается… Чтобы свирель заиграла, надо знать несколько правил: Звуки, которые вы сейчас создадите, не простые, волшебные! Они умеют дружить и ссориться, они могут быть лёгкими и тяжёлыми. Надо только научиться различать их, слышать их голоса. Будьте осторожнее, звук – он живой! И рождается он только в тишине.

Свирель не любит, когда в неё сильно дуют, она начинает плакать, кричать, визжать. Достаточно лёгкого дыхания, и она ответит вам так же ласково.

Отверстия должны быть плотно закрыты мягкими подушечками пальцев, чтобы в них не проходил воздух. И сила тут не нужна, только сноровка и находчивость. Закройте 3 отверстия. Прижмите посильнее пальцы… А теперь переверните руку, посмотрите на отпечатки. Если у вас на пальцах кружочки, то задание выполнено правильно, звук будет красивым.

Поиграв на свирели, надо её хорошенько вымыть теплой водой – от воды звук становится красивее, чище. Затем вытереть свирель насухо.

У всех получилось? Давайте, вспомним песенку «Андрей-воробей», прохлопаем её.

- Молодцы, ребята. Наш голосовой аппарат готов к работе!

 

Дети встают и повторяют за учителем.

Дети изучают свирель

Дети подготавливают свой голосовой аппарат к пению с помощью дыхательной гимнастики (для правильного дыхания во время пения) и распевания (для ровного ведения звука и правильной интонации)

П (получение новых знаний)

К (сотрудничество с учителем, ответы на вопросы)

-