ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
материал на тему

Клявлина Татьяна Владимировна

Предварительный просмотр:

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

І этап. Подготовка к исследовательской работе (проекту)
1. Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать.
2. Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;
3. Опиши актуальность исследовательской работы, т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;
4. Сформулируй цель исследовательской работы и поэтапно распиши задачи исследовательской работы;
5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы;
6. Составь вместе с учителем план работы для реализации своего исследовательского проекта.

ІІ этап. Планирование исследовательской работы
1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;
2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;
3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео-записи наблюдений, опытов, этапов эксперемента и конечного результата);
4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);
5. Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.

ІІІ этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)
1. Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и инструменты для эксперимента и т.д.
2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую работу.

ІV этап. Выводы
1. Проведи анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;
2. Дай экономико-экологическое обоснование (затратно, экономически выгодно, экологично ли выполнение твоей исследовательской работы);
3. Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).

V этап. Отчет и защита работы
1. Оформи и подготовь представление результатов своей работы:
защиту в виде устного отчета, устный отчета с демонстрацией, письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией;
2. Проведи защиту своей исследовательской работы (проекта) и прими участие в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопроссы.

VІ этап. Оценка процесса и результатов работы
1. Поучаствуй
в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения и самооценки.



Предварительный просмотр:

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1. Выбор темы.

Тема – предмет рассмотрения; это то главное, о чём сообщается, что обсуждается, исследуется, изображается.

Возможно, на помощь придут следующие вопросы:

*Что мне интересно больше всего?

*Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

2. Формулировка темы проекта.

Примеры тем: «Любимый портфель», «Язык и речь – это одно и то же?», «Какими были школы в древности?», «Что может компьютер?» и др.

3. Определение цели проекта.

Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достичь, что нужно осуществить, решить; это главная задача. Но для того, чтобы была решена эта главная задача (то есть была достигнута цель), нужно много всего выполнить, нужно решить много разных задач.

Формулировка цели - это одно предложение, являющееся ответом на вопрос: зачем нам нужен этот проект?

Обычно формулировка цели начинаться с таких слов: «узнать», «выяснить», «обобщить», «разработать» (например, разработать алгоритм …), «расследовать», «создать», «сравнить», «нарисовать», «сочинить».

4. Постановка задач проекта.

Задача – это то, что необходимо решить, выполнить. В задачах определяется, как достичь цели.

В формулировках задач выражается то, что надо сделать по порядку, чтобы достичь цели.

Обычно формулировка задач начинаться с таких слов: «изучить», «собрать информацию», «выяснить», «выявить особенности», «подготовить», «придумать», «рассказать», «найти», «составить», «создать», «нарисовать», «определить роль (значимость)», «освоить алгоритм…», «сделать вывод».

5. Работа с информацией.

Информация – это сведения об окружающем мире, сообщения о чём - либо.

Сбор информации.

Постараться узнать как можно больше о предмете исследования.

Может быть устная информация. Например, вам кто – то о чём – то рассказал, сообщил (родители, одноклассники, учителя, соседи, продавец в магазине и т.д.).

Но может быть и письменная информация, или текстовая информация (статья в журнале или газете, рекламные листы, книги и др.)

К информации относятся не только устные сообщения и тексты, но и изображения – фотографии, картинки, графика. Это визуальная информация.

6. Методы исследования.

Зададим себе вопрос: как мы можем узнать что – то новое о том, что исследуем? Для этого надо определить, какими методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку.

Метод (греч.) – способ, приём познания явлений окружающего мира; способ действия.

Методов много. Для своего исследования выбирайте только те, которые нужны.

Методы исследования:

Эксперимент – это опыт, ставится для изучения, исследования чего – либо.

Изучение источника исследования.

Опрос.

Интервью.

Поиск информации (в книгах, словарях, энциклопедиях, интернете и т.д.).

Анализ информации.

Наблюдение. Наблюдение может включать в себя три возможных действия: описание, измерение, сравнение, а также сравнение явлений между собой.

Мозговой штурм.

Фонетический анализ (размышление: какие звуки мы слышим, какова их характеристика), морфемный анализ (анализ частей слова).

Анализ – всесторонний разбор, рассмотрение явления.

Синтез – это обобщение данных, добытых анализом.

Сравнение.

Обобщение.

Дедукция – способ рассуждения, при котором новое положение выводится чисто логическим путём, от общих положений к частным выводам.

Этим методом пользовался Шерлок Холмс. Из общей картины преступления он делал частные выводы о внешности преступника, его поведении, привычках.

Индукция – способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам. Чтобы вам легче было запомнить слово «индукция», воспользуемся образным сравнением: и один факт, и второй, и третий помогают сделать общий вывод. При разработке проекта мы собираем много информации, по которой нужно сделать вывод. Нам нужен индуктивный метод исследования.

Аналогия - сходство между явлениями, предметами, понятиями. Метод аналогия обозначает: выполни действие так же.

Анкетирование.

Тестирование.

7. Результаты исследования.

Все проекты предполагают создание информационного или творческого продукта.

Творческий продукт – это всё, что придумано и сделано, создано, изготовлено.

Виды творческого продукта: сказка, песня, стихотворение, конспект, плакат, поделка, алгоритм, презентация.

8. Вывод.

Вывод - это логический итог рассуждений, умозаключение.

Защита проекта.

Теперь проект нужно оформить и представить публично, то есть показать, ознакомить с ним других. Но ведь вы не только продемонстрируете, покажете, представите собравшимся свою работу. Вы будете рассказывать, чтобы всех убедить: ваши исследования верные, ваши выводы правильные. Вы будете защищать то, что сделали.



Предварительный просмотр:

КОНКУРСЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1. Дистанционный конкурс  научно- исследовательских работ «Блестящая идея» для учащихся 1-4 классов

Учебные предметы: математика, русский язык, литературное чтение, изо

http://konkursgrad.ru/выберите-конкурсы/конкурс-блестящая-идея 

2. Всероссийский дистанционный конкурс «Моя исследовательская работа 2018» для учащихся 1-4 классов.

Направление: по выбору учащихся

http://www.klassnye-chasy.ru/konkursy/deiskih-proektov-moya-issledovatelskaya-rabota-2018 

3. Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ  «Грани науки» для учащихся 1-4 классов.

Направление: по выбору учащихся

 http://pedakademy.ru/?page_id=119 

4. Всероссийский конкурс исследовательских работ для учащихся 1- 4 классов «Свет познания – весна 2018».

Учебные предметы: математика, русский язык, литературное чтение, музыка

https://open-hands.ru/svet-poznaniya

5. Всероссийский дистанционный конкурс “Исследовательские работы и проекты”  Таланты России для учащихся 1-4 классов.

Направление: – Теоретическая – изучение и обобщение фактов и материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, фильмах и т.д.;

– Связанная с практикой – проведение собственных экспериментов и наблюдений за людьми, живой и не живой природой;

– Фантастическая – разработка, придумывание, описание несуществующих, фантастических явлений и объектов.

http://dk-talant.ru/?p=101 



Предварительный просмотр:

КОНКУРСЫ, ФЕСТИВАЛИ, ПРОЕКТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

  • Всероссийский конкурс детского творчества, посвященный безопасности дорожного движения «СВЕТОФОР»

Направление: творческое

  • Международный конкурс детского творчества «СКАЗОЧНАЯ КАРУСЕЛЬ» к Международному Дню детской книги

Направление: творческое

  • Всероссийский конкурс изобразительного искусства «ПЕЙЗАЖИ РОССИИ»

Направление: творческое

  • Международный конкурс детского творчества «ПЛАНЕТА ДЕТСТВА» к Дню защиты детей

Направление: творческое

  • Областной конкурс юных чтецов «Живая классика»

Направление: социальное

  • Всероссийский конкурс рисунков «Китай глазами российских детей»

Направление: творческое

  • Конкурс для учащихся  "Осенние фантазии", уровень региональный

Направление: экологическое

  • Проект «Города России», уровень областной

Направление: интеллектуальное

  • Конкурс-фестиваль "Русская дорога", уровень федеральный

Направление: творческое

  • Проект «Роль книги в жизни современного школьника», уровень региональный

Направление: интеллектуальное

  • Конкурс «Знаника», уровень федеральный

Направление: интеллектуальное.



Предварительный просмотр:

ТЕМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ В ОБЛАСТИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  1. А прочно ли куриное яйцо?
  2. Влияет ли зубная паста на прочность зубов?
  3. Детские фантазии
  4. Загадка клавиатуры
  5. Искусство создания книги
  6. Компьютерные игры – хорошо это или плохо?
  7. Краски в нашей жизни
  8. Маленькая история о моей большой семье
  9. Математика на кухне
  10. Метеоцентр «Народные приметы» сообщает...
  11. Мультфильмы: что это?
  12. Мир ребёнка: взгляд сквозь время
  13. Молодежный жаргон в речи современных школьников
  14. Образ дракона в детской литературе
  15. О некоторых способах выжить в природе
  16. О чем рассказывают следы на снегу
  17. Оригами и математика
  18. Откуда в хлебе столько дырочек
  19. Откуда хлеб на стол пришёл?
  20. Польза бумаги
  21. Почему вода в небольших водоемах зеленая?
  22. Почему высохла лужа
  23. Почему корабли не тонут
  24. Почему море солёное
  25. Почему мы плачем? Откуда берутся слезы?



Предварительный просмотр:

ТЕМЫ ПРОЕКТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Творческие:

«Автомобиль – наш друг»

«Аквариум и его обитатели»

«Бывают ли растения-хищники?»

«Влияние газированных напитков на организм человека»

«Во что играли наши предки?»

«Вся правда о Египетских пирамидах»

«Выращивание кристалла»

«Генеалогическое дерево моей семьи»

«Глиняные игрушки»

«Действующие вулканы нашей планеты»

«Детские фантазии»

«Для чего человеку нос?»

«Жизнь пчел»

«Жизнь растений в воде»

«Загадки воды»

«Загадки Греции»

«Загадки соли»

«Загадки. Где живут отгадки?»

«Загадочные звуки»

«Зачем нужны фонтаны?»

«Здоровый образ жизни»

«Зоопарки мира»

«Из чего сделаны ракушки?»

«Искусство оригами»

«Исландия – сказочная страна»

«Использованная бумага — мусор или добро?»

«История возникновения шоколада»

«История косы»

«История олимпийских игр»

«История русской игрушки»

«История шахмат»

Информационные

«Что можно сделать из ненужных вещей?»

«Что думают учителя о шпаргалках?»

«А прочно ли куриное яйцо?»

«Влияет ли зубная паста на прочность зубов?»

«Космос – невиданная сила»

Учебные

«Тайна имени»

«Кто нас защищает?»

«Числа вокруг нас»

«Мои домашние питомцы»

«Моя любимая книга»

Социальные

«Добрые дела»

«Экопром»

«Братья меньшие»

«Мой школьный двор»

«Дорожная азбука»

Исследовательские

«Зачем растениям нужна вода»

«Соль: польза или вред?»

«Как составить правильное питание?»

«В чем польза сна»

«В какие компьютерные игры играть?»



Предварительный просмотр:

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М. И., Сасова И.А. «Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя.

2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.

3. Н.М. Конышева Проблемы современного урока практического труда.

4. Рыжова Н.А. Экологический проект «Мое дерево»

5. Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С. Младшие школьники проводят исследования.

6. Белонин И.В. Организация фронтальной работы при выполнении проектов.

7. Савенков А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников».

8. Савенков А. И. «Я исследователь», рабочая тетрадь.

9. Олейник О.В., Кабанюк Л.П. Проектная деятельность: методика обучения. Проекты по русскому языку. 2 – 4 классы.

10. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.

11. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования.

12. Прокофьев Л.Б. Открытые образовательные технологии: исследовательская деятельность школьников.

13. Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников. Управление современной школой.

14. Глазкова К.Р. Уроки-исследования: формирование творческой, критически мыслящей личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Подбор олимпиад для обучающихся начальной школыОлимпиада - форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического мат...

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования...

ПК 4.5.Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....