ПК 4.4
учебно-методический материал на тему

Лебедева Анастасия Сергеевна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

     Согласовано:                                                                                    Утверждено:

     Зам. директора по ВР                                                                        Директором

     ГБПОУ «ЧПК №1»                                                                           ГБПОУ «ЧПК №1»

     _______________                                                                                _______________

Программа внеурочной деятельности начального общего образования

«Умелые ручки»

Направление: общекультурное

                      Составители:

Вид: познавательная деятельность

                      студентки 34 группы

Возрастная группа: 8-10 лет

                      Лебедева Анастасия,

Срок реализации: 2 года

                      Гудкова Марина

Челябинск, 2017


ОГЛАВЛЕНИЕ

СТР.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

7

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

11

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

13

МОНИТОРИНГОВАЯ КАРТА

17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

21

ПРИЛОЖЕНИЯ

22

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического  образования федеральных образовательных стандартов.

Курс «Умелые ручки» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.

Содержание программы «Умелые ручки» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник  искусства. Программа учит детей работать с различным материалом (природный материал, бумага, тесто, пластилин, нитки, ткань и т.д.). Дети знакомятся с различными техниками выполнения работ (аппликация, лепка, бисероплетение, вязание и т.д.). Все виды искусства готовят обучающихся к пониманию художественных образов, знакомят их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной  деятельности. Оно способствует изменению отношения  ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что является базовыми ориентирами предметных областях. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Программа способствует:

  • развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
  • помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни - формированию  понятия о роли и месте декоративно - прикладного искусства в жизни;
  • освоению современных видов декоративно - прикладного искусства;
  • обучению практическим навыкам художественно - творческой деятельности, пониманию связи художественно - образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
  • созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;
  • знакомству с историей пластилина, бисероплетения, бумагопластики, народными традициями и праздниками в России;
  • проведению внеаудиторных занятий (экскурсии, походы в театр, на выставки).

Цели программы:

  • развитие творческих способностей, мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации;
  • овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы;
  • воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Цели могут быть достигнуты при решении ряда задач:

  • Расширить представления о многообразии видов декоративно - прикладного искусства.
  • Познакомить обучающихся с разными видами искусства, с различными техниками выполнения работ.
  • Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно - прикладным искусством.
  • Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
  • Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
  • Воспитывать художественно - эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

Содержание программы определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с изготовлением новой поделки. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор по изготовлению поделок. Проявить фантазию, а также развить творческие способности. Курс занятий построен таким образом, что предоставляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей.

Программа «Умелые ручки» разработана на один год занятий с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной  деятельности.

Основной формой работы являются аудиторные и внеаудиторные занятия. На занятиях  предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество, экскурсии.

Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала.

Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.

На реализацию курса «Умелые ручки» отводится 65 ч за 2 года (1 час в неделю). В учебном году будет проводиться апробация данного курса. В дальнейшем планируется  расширение изучаемого материала во 3-4 классах.

Примерное содержание занятий

Тема

Содержание

Деятельность ученика

Сбор природного материала (экскурсия)

Экскурсия в парк. Сбор различных природных материалов (занятные веточки и корешки различных растений, еловые и сосновые шишки, мох, цветы, семена, листья и т.д.). Правила просушивания и хранения природных материалов, необходимых для поделок.

Сбор природного материала, наблюдение за природой осенью, анализировать и сравнивать объекты природы и природный материал с целью выделения у них существенных признаков.

Поделка «Ежик» из семечек и пластилина

Организация рабочего места. Технология выполнения животных из пластилина, приёмы лепки. Правила личной гигиены. Составление плана работы. Выполнение изделия.

Планирование последовательности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата. Сравнение изделий.

Поделка «Кораблик» из грецких орехов

Организация рабочего места. Анализ деталей будущего изделия. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Выполнение изделия.

Исследовать доступные материалы. Планирование последовательности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата.

Экскурсия «Наблюдение за природой, осенним пейзажем»

Вводная беседа о правилах поведения на экскурсии. Беседа об осенней природе. Выявление характерных признаков для данного времени года. Наблюдение за природой осенью. Проведение игры «Угадай по описанию».

Наблюдение за природой осенью.

Анализировать и сравнивать существенные признаки осени с другим временем года.

Аппликация из листьев «Природа осенью»

Понятие «аппликация». Анализ деталей будущего изделия.  Подбор материалов для изготовления изделия. Выполнение изделия.

Выставка работ.

Создание композиции изделия.

Осуществление самоконтроля и корректировки хода работы. Сравнение и анализ изделий.

Игрушка из фетра

Понятие «фетр». Приемы работы с фетром. Выполнение игрушки из фетра.

Планирование последовательности практических действий. Отрабатывать приемы работы с фетром.

Поделка «Цветы» из салфеток

Знакомство с разными видами бумаги и картона. Приемы работы с бумагой. План изготовления изделий. Выполнение изделия.

Планирование последовательности практических действий. Отрабатывать приемы работы с бумагой.

Экскурсия «Наблюдение за природой, зимним пейзажем»

Вводная беседа о правилах поведения на экскурсии. Беседа о природе зимой. Выявление характерных признаков для данного времени года. Наблюдение за зимним пейзажем. Проведение различных игр.

Наблюдение за природой в зимний период.

Анализировать и сравнивать существенные признаки осени с другим временем года. Находить отличия между осенней и зимней природой.

Отрывная аппликация «Природа Зимой»

Описание зимнего пейзажа. Свойства бумаги.

Знакомство с техникой отрывной аппликации. Выполнение изделий. Выставка готовых работ.

Освоение нового вида деятельности. Планировать практическую деятельность: подобрать материалы, сделать детали, расположить их на основе, приклеить детали. Сравнить и оценить результат деятельности.

Поделка «Ёлочка» из салфеток или бумаги

Беседа о хвойных деревьях. Выделение характерных признаков елки. План изготовления изделий. Выполнение изделия.

Планирование последовательности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата.

Поход в театр

Вводная беседа о правилах поведения в театре. Поход в театр. Беседа и анализ увиденного спектакля.

Участие в диалоге и анализе по увиденному спектаклю.

Ёлочная игрушка          «Ангел»

Беседа на тему «История Нового года». Анализ деталей будущего изделия. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Выполнение изделия.

Планирование последовательности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата. Сравнение изделий.

Поделка из теста «Мышка и сыр»

Знакомство с новым материалом для лепки – соленое тесто. Техника приготовления теста и его окрашивания. Выделение частей изделия. Изготовление изделий. Выставка готовых изделий.

Планирование последовательности практических действий. Вылепливание деталей и их соединение. Сравнение и оценка результат деятельности.

Поделка из теста «Ежик с яблоком»

Организация рабочего места. Анализ деталей будущего изделия. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Выполнение изделия.

Создание композиции изделия.

Осуществление самоконтроля и корректировки хода работы. Сравнение и анализ изделий.

Поход в театр

Вводная беседа о правилах поведения в театре. Поход в театр. Беседа и анализ увиденного спектакля.

Участие в диалоге и анализе по увиденному спектаклю

Панно из соленого теста к 8 марта

Вводная беседа о празднике 8 марта. Понятие «панно».

Изготовление деталей. Составление композиции для панно. Сборка изделия. Окраска изделия. Выставка готовых изделий.

Планирование последовательности практических действий. Вылепливание деталей и их соединение. Создание композиции изделия.

Осуществление самоконтроля и корректировки хода работы. Сравнение и анализ изделий.

Праздник масленицы

Знакомство учащихся с праздником «Масленица», традициями своего народа, историей славянских обрядов, развивать творческие способности каждого ребёнка, воспитывать любовь и уважение к традициям, семье.

Коллективная деятельность, взаимопомощь,  обобщение нового.

Поделка из теста «подставка под яйцо или свечу»

Организация рабочего места. Анализ деталей будущего изделия. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Выполнение изделия.

Планирование последовательности практических действий. Вылепливание деталей и их соединение. Создание композиции изделия.

Транспорт из коробок

Вводная беседа «Что можно сделать из коробок». Анализ деталей будущего изделия.

Выполнение изделия.

Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата.

Аквариум из коробки

Организация рабочего места. Правила работы с инструментами. Анализ деталей будущего изделия. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Выполнение изделия. Выставка готовых изделий.

Планирование последовательности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата. Сравнение и анализ изделий.

Экскурсия по городу

Вводная беседа о правилах поведения на экскурсии. Экскурс об истории города.

Ознакомление с историей возникновения города. Сравнение города в разное время.

Изготовление города из коробок

Вводная беседа о Городе и его истории. Составление плана работы. Коллективное выполнение работы. Выставка городов.

Планирование последовательности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата.

Подставка под карандаши

Анализ деталей будущего изделия. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Выполнение изделия.

Планирование последовательности практических действий. Сравнение и анализ изделий.

Обеспечение программы

  1. Материально-техническое оснащение

Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения программы

Техническое оснащение:

1

Доска

2

Мультимедийный комплекс

3

Проектор

4

Компьютер

5

Презентации

6

Видео

7

Фотоаппарат

8

Принтер

Оборудование для учащихся:

1

Необходимый материал, соответствующий теме занятия

Оборудование класса (компьютерный класс):

1

Учительский стол, стул

2

Ученические столы, стулья

3

Доска

  1. Учебно – методический комплекс

Для ученика:

Обязательные:

1. Энциклопедия терминов и понятий по технологии/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001

2. Сопер П.Л. Работа с иглой. – М., 1992

3. О.И. Лепилкина, Е.Ю. Умнова, А.Е. Зимин, И.А. Горюнова. Азбука рукоделия. ИЦ «Вентана - Граф», М., 2006.

Дополнительные:

1. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Работа с бумагой. – М., 1988

2. Т.В. Солнцева, «Фетр». Издательство «Феникс» Р-н-Д. 2006.

Для педагога:

Обязательные:

1. Лазутина Г. Основы творческой деятельности – М., (издательство московского университета), 2000

2. Аврамов Д. Профессиональная игла. – М., 2000

3. Горохов В. Основы мастерства. – М., 1989

4. Тертычный А.Рукоделие – М., «Аспект-пресс», 2000

5. Отт У. Ножницы + фантазия = поделка. – М., 1993

6. Методы творчества; под ред. Горохова В.М. М., 1982

7. Паркер П. Как сделать красиво на бумаге. Серия «Библиотека дизайна». «Символ-плюс». Санкт-Петербург, 1998

8. Питер Уорд «Композиция цветов». Издательство ГИТР., 2005

9. Питер Брук «Творчество», издательство Прогресс, 1976

10. Корогодский З. «Изделие игрушек». М.: издательство «Советская Россия», 1975.

Для родителей:

1. Уроки рукоделия для начинающих. Электронная библиотека.

http://www.rukodel-lessons.com/teh.html

Учебно-тематическое планирование

Раздел, тема

Общее количество часов

Часы внеаудиторных занятий

Часы аудиторных занятий

Форма организации деятельности учащихся при проведении занятия

Поделки из природного материала.

6

3

3

Рассказ, беседа, практическая деятельность

Сбор природного материала (экскурсия)

2

2

0

Экскурсия

Поделка «Ежик» из семечек и пластилина

1

0

1

Рассказ, беседа, практическая деятельность

Поделка «Кораблик» из грецких орехов

1

0

1

Рассказ, беседа, практическая деятельность

Экскурсия «Наблюдение за природой, осенним пейзажем»

1

1

0

Экскурсия

Аппликация из листьев «Природа осенью»

1

0

1

Рассказ, беседа, практическая деятельность

Игрушки из фетра

8

4

4

Рассказ, беседа, практическая деятельность

Поделка «Цветы» из салфеток

1

0

1

Рассказ, беседа, практическая деятельность

Экскурсия «Наблюдение за природой, зимним пейзажем»

1

1

0

Экскурсия

Отрывная аппликация «Природа Зимой»

1

0

1

Рассказ, беседа, практическая деятельность

Поделка «Ёлочка» из салфеток

1

0

1

Рассказ, беседа, практическая деятельность

Поход в театр

3

3

0

Поход в театр

Ёлочная игрушка «Ангел»

1

0

1

Рассказ, беседа, практическая деятельность

Лепка из соленого теста

10

5

5

Рассказ, беседа, практическая деятельность

Поделка из теста «Мышка и сыр»

1

0

1

Рассказ, беседа, практическая деятельность

Поделка из теста «Ежик с яблоком»

1

0

1

Рассказ, беседа, практическая деятельность

Поход в театр

3

3

0

Поход в театр

Панно из соленого теста к 8 марта

3

0

3

Рассказ, беседа, практическая деятельность

Праздник масленицы

2

2

0

Праздник

Поделка из теста «подставка под яйцо или свечу»

1

0

1

Рассказ, беседа, практическая деятельность

Поделки из коробок

8

4

4

Рассказ, беседа, практическая деятельность

Транспорт из коробок

1

0

1

Рассказ, беседа, практическая деятельность

Аквариум из коробки

2

0

2

Рассказ, беседа, практическая деятельность

Экскурсия по городу

3

3

0

Экскурсия

Изготовление города из коробок

1

0

1

Рассказ, беседа, практическая деятельность

Подставка под карандаши

1

0

1

Рассказ, беседа, практическая деятельность

Предполагаемые результаты:

  • Развитие интереса к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • Развитие адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
  • Развитие умения планировать свои действия;
  • Возможность осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • Умение учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • Умение формулировать собственное мнение и позицию;
  • Умение анализировать объекты, выделять главное;
  • Умение осуществлять синтез (целое из частей);
  • Умение проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • Умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • Расширение кругозора о применении различных поделок.
  •  заинтересованность в развитии своих способностей;
  • Возможность попробовать свои силы в различных областях самостоятельной и коллективной деятельности, способность  добывать новую информацию из различных источников.
  • Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств;
  •  Заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
  • Развивать  фантазию, воображения, художественную интуицию, память.

Мониторинговая карта результатов освоения программы внеурочной деятельности «Умелые ручки»

 Главное назначение мониторинга – обеспечить всех участников образовательного процесса обратной связью, которая позволяет вносить последовательные изменения в ходе реализации учебной программы для повышения качества ее результатов. Для успешной реализации программы «Умелые ручки» выработаны следующие критерии оценки деятельности учащихся:

- желание получать новую информацию, общаться;

- наличие знаний и умений в практической деятельности в создании какой-либо поделки.

           

Проведение мониторинга позволяет выявить уровни познавательной активности учащихся в процессе организованной деятельности в кружке «Умелые ручки»:

 высокий, если учащийся самостоятельно использует полученные теоретические знания на практике, формирует собственный взгляд на проблему;

 выше среднего, если учащийся использует теоретические знания с опорой на базовый практический материал, предложенный педагогом- руководителем, умеет грамотно выполнять изделие;

 средний, если учащийся имеет средние навыки работы с материалом, не видит  ошибок, может исправить их, при написании работы использует только базовый практический материал, предложенный педагогом-руководителем, всегда применяет теоретические знания;

 ниже среднего, если учащийся использует только теоретический материал, имеет первоначальные навыки работы с материалом, проявляя творческую активность только под контролем педагога.

 низкий уровень, если учащемуся постоянно требуется не только контроль педагога за его работой, но и направляющая и подсказывающая помощь при выполнении любых поручений.

Результат контроля позволяет определить эффективность проводимых занятий, обсудить вместе с учащимися результаты совместной деятельности, внести коррективы в учебно-практическую деятельность.

Критерии

Показатели

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, уме.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной форме;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);

- подводить под понятие;

- устанавливать аналогии;

- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- владеть монологической и диалогической формой речи.

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Список литературы

  1. Сейш В. Поделки из коробок / Мнемозина, 2006
  1. Разноцветные поделки из природных материалов С. Гардт., 2005
  2. Игрушки – помпоны своими руками А. Блондель, С. Деон., 2006
  3. Солёное тесто И. Хананова, 2008
  4.  Чудесная мастерская Н. М.Конышева, 2005
  5.  Природный материал и фантазия автор - составитель Л. И. Трепетунова, 2009
  6. Белякова О. В. Большая книга поделок / О. В. Белякова. — М., 2009
  7. Гульянц Э. К. Что можно сделать из природного материала / Э. К. Гульянц. — М., 1991
  8. Нагибина М. И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры / М. И. Нагибина. — Ярославль, 1997
  9.  Детям о традициях народного мастерства Н. М. Конышева, 1998
  10.  Журнал “Школа и производство”, 2002
  11.  Журнал “Детское творчество”, 2001
  12.  Е. Каменева “Какого цвета радуга”. М., 1994
  13.  Прекрасное своими руками, М., Детская литература, 1989
  14.  А.С. Хворостов Декоративно-прикладное искусство в школе М., Просвещение, 1981
  15.  Т.Федотов Сухие травы, М., 1999
  16.  Уроки ремесла. АСТ Астрель, 2001
  17.  Модульное оригами. М., Мир книги, 2010
  18.  Волшебная изонить. М., Мир книги, 2010

Интернет ресурсы:

  1.  http://alenushka.opendev.ru/u/programma_krujka_yunyiy_rukodel.pdf
  2.  http://www.rukodel-lessons.com/teh.html