ПК 4.5
консультация по теме

Громакова Елена Генадьевна

Предварительный просмотр:

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

  1. Выделение и постановка проблемы

Тема исследования – следуем его интересами.

На данном этапе мы определяем актуальную тему  исследования (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование, соц.опрос и т.д) и  конкретную цель. Определить цель исследования – значит ответить на вопрос, зачем мы его проводим.

  1. Выработка гипотез

Гипотеза исследования – это предположение, догадка, еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом. Обычно гипотеза начинается со слов: предположим, допустим, возможно. 

  1. Поиск путей решения (обоснование гипотезы, сбор и изучение материалов)

Это непосредственно работа самого будущего исследователя  под руководством учителя и при помощи консультантов (родители). В своей практике  на данном этапе использую «карточки – помощники юного исследователя».

Важно помнить следующие моменты:

  • планирование работы;
  • работа с различными источниками информации (книги, средства массовой информации, справочный материал, энциклопедии, словари).
  • опыты и эксперименты
  • наблюдения (как способ получения ответов на вопросы)
  • проведение анкет, опросов, интервью, и .т.д
  1. Формулирование выводов (обобщение, классификация, систематизация)

Структурирование полученного материала, анализ информации,  формулировка выводов, оформление результатов.

  1. Представление результатов исследовательской деятельности.

Представить результат своей работы  можно в разнообразных формах :

1.отчеты ( устные, письменные)

2. презентации, макеты, сборники и др.;

  1. Завершающий этап исследовательской работы – это защита.

Свои работы дети  представляют на школьных, районных, городских и областных конференциях ( на праздниках, выставках достижений)



Предварительный просмотр:

Темы исследовательских работ в области начального образования:

Профессии и хобби

Автомобили современные и старинные.
Календарь семейных профессий.

Математика

Задачи на свежем воздухе
Искусство отгадывать числа
Математика в жизни кошки.
Мое любимое число

Русский язык
Поиск слов-глаголов, которые с не пишутся слитно.

Имена двенадцати месяцев

Физкультура и основы здоровья
Мой режим питания
Молоко полезно детям

Шоколад – вред или польза.

Экология
Бездомные животные - проблема каждого из нас

Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором?

Какую воду мы пьём

Животные

Мои домашние питомцы
Мои загадочные кошки
Мои любимые кролики
Мои питомцы
Мои четвероногие друзья
Мой верный друг – собака



Предварительный просмотр:

Список конкурсов исследовательских работ младших школьников:

  1. РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ "АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК"

Цель: Создание условий для развития творческого потенциала, научного мышления личности ребенка младшего школьного возраста

Задачи:

  • стимулирование у младших школьников интереса к исследовательской и проектной деятельности
  • содействие формированию умения самостоятельно добывать знания
  • содействие развитию читательской активности учащихся
  • содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с младшими школьниками и повышению квалификации педагога.
  1. ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ «ТАЛАНТ. НАУКА. ИНТЕЛЛЕКТ.»

Цели и задачи конкурса исследовательских работ:

  • содействие формированию и развитию универсальных учебных действий учащихся;
  • раскрытие способности к саморазвитию в процессе исследовательской деятельности;
  •  создание условий для развития мышления учащихся, их самообразования, стимулирования самостоятельной познавательной деятельности.
  1. КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «БУДЬ ЭКСПЕРИМЕНТАТОРОМ!»
  • Цель конкурса: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка младшего школьного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

  • Задачи конкурса:
  • формирование у учащихся и педагогов представления об исследовательском обучении, как ведущем способе учебной деятельности;
  • содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с младшими школьниками;
  • содействие развитию творческой исследовательской активности детей;
  • стимулирование у младших школьников интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
  • содействие формированию у детей научной картины мира.
  1. ДИСТАНЦИОННЫЙ КОНКУРС НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ, СТУДЕНТОВ И ПЕДАГОГОВ «БЛЕСТЯЩАЯ ИДЕЯ»
  • Цель: развитие интеллектуально-творческого потенциала детей путем приобщения к исследовательской деятельности, вовлечения детей и взрослых в совместную исследовательскую деятельность.
  • Номинации конкурса:
  • «Русский язык и литература»;
  • «Окружающий мир»;
  • «Математика»;
  • «Искусство»;
  • «Физическая культура и спорт»;
  • «Технология».
  1. ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ДЕТСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ И ПРОЕКТОВ «МОИ ОТКРЫТИЯ»
  • Номинации:
  • Астрономия и космонавтика;
  • Физика;
  • Техномир будущего: техническое творчество и изобретательство;
  • Математика и информационные технологии;
  • Биология, зоология;
  • Экология;
  • История;
  • Краеведение;
  • География, этнография;
  • Лингвистика (языки: русский, английский);
  • Литературоведение;
  • Искусствоведение;
  • Здравоохранение;
  • Социология;
  • Право;
  • Экономика;
  • Философия.
  • Принимаются как индивидуальные работы, так и коллективные.



Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения проекта в начальной школе: 

Этап 1. Представление темы проекта. 

На этом этапе выявляются знания детей, которые определяют возможность выполнения проекта, идёт ознакомление школьников с необходимыми понятиями и терминами. Осуществляется поиск идей, которые помогут решить проблему, лежащую в основе проекта.

Этап 2. Выбор проблемы. 

Проблема проект, обеспечивающая мотивацию включения школьника в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся. На этом этапе дети отвечают на вопрос: что мы хотим узнать? Важны ли для нас такие вопросы.

Этап 3Формулировка подтем (мелких проблем). 

Эта работа идет в группах. Дети определяют все подтемы, которые войдут в план решения проблемы. Проводятся консультации.

Этап 4. Планирование работы. 

В рабочих группах обсуждается план предстоящей работы, определяются пути поиска необходимой информации. Принимается решение: в какой форме будет представлен проект.

Этап 5. Осуществление проекта. 

Самостоятельная работа участников проекта по группам (сбор информации, исследование проблемы, выбор вариантов решения, оформление работ).

На этом этапе можно задать ученикам такие вопросы: "Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться (Интернет, справочники, художественная литература, учебники)?".

Этап 6. Представление проекта (защита). 

Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности - презентация (защита) проекта.

Этап 7. Оценка проекта. Подведение итогов.

Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект "победил" в "какой-либо" номинации.



Предварительный просмотр:

ТЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

  • Как помочь семьям?
  • Праздник Великой Победы
  • Дети-инвалиды
  • Становимся мастерами

ТЕМЫ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ

  • Школа светофорных наук
  • Бабушкин сундучок
  • Традиции народа по русским народным сказкам
  • Путь к успеху

ТЕМЫ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ

  • В словари - за частями речи!
  • О чём может рассказывать школьная библиотека
  • Математика вокруг нас. Узоры на посуде
  • Родословная

ТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

  • Наши герои
  • О чём рассказывают энциклопедии
  • Редкое животное
  • Наша армия

        ТЕМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ

        

  • Моя малая Родина
  • Дорогие сердцу улицы
  • Лента времени моей семьи
  • Цветок Солнца



Предварительный просмотр:

Список рекомендуемой литературы для учителя по организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе.

  1. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).
  2. Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. - № 2. – С. 94-117
  3. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.
  4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. -80с.
  5. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Олимпиады для учащихся начальной школы

Слайд 2

Русский Медвежонок - языкознание для всех международная игра-конкурс по русскому языкознанию величина организационного взноса в Российской Федерации в 2017 году составляет 70 российских рублей. rm.kirov.ru

Слайд 3

Золотое руно важнейшая особенность конкурса «Золотое руно» – семейный формат, который предполагает решение вопросов участниками дома в выходные дни. стать участником может ученик 2-11 класса, оплативший регистрационный взнос. Право бесплатного участия может быть предоставлено детям-сиротам, учащимся детских домов, школ при больницах и санаториях. runodog.ru

Слайд 4

konkurskit.org «Кит – компьютеры, информатика, технологии» творческий конкурс по информатике и компьютерным наукам Рекомендованная величина регистрационного взноса составляет 65 рублей.

Слайд 5

Кенгуру – математика для всех международный математический конкурс-игра Организационный сбор за участие в любом «Кенгуру» составляет 30 рублей с человека mathkang.ru

Слайд 6

«Эрудит» всероссийская дистанционная олимпиада по отдельным предметам для учащихся 1-11 классов Участие + Электронные наградные документы + Оригиналы наградных документов = 80 руб. yi-erudit.ru