ПК 4.5
учебно-методический материал на тему

Лебедева Анастасия Сергеевна

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения проекта в НОО

  1. Тема (предметная область)
  2. Проблемная ситуация
  3. Проблема \ определение типа проекта
  4. Мозговая атака \ выдвижение гипотез
  5. Исследовательская поисковая работа
  6. Обсуждение в группах
  7. Оформление результатов
  8. Защита проектов

Модель проекта можно представить как 5 «П»

  1. Проблема
  2. Проектирование
  3. Поиск информации
  4. Продукт
  5. Презентация проекта

Проект – индивидуальное или групповое предприятие, тщательно спланированное и предназначенное для достижения конкретной цели.

Чтобы грамотно организовать проектную деятельность, важно знать ее технологию. Представим основные этапы:

  1. Выявление и постановка проблемы;
  2. Формулировка темы проекта;
  3. Постановка цели и задач;
  4. Организация совместной деятельности по решению проблемы;
  5. Защита или презентация проекта;
  6. Подведение итогов, анализ работы.



Предварительный просмотр:

Любая исследовательская работа состоит из следующих частей:

  • актуальность (почему выбрана данная тема, что заинтересовало).
  • введение (где отражены цель и задачи, актуальность проблемы)
  • основная часть (в которой раскрывается содержание работы:

теоретическая и практическая часть)

  • заключение (в котором содержатся итоги работы, выводы и

рекомендации)

  • список литературы (представляет собой перечень

использованных книг и статей)

  • приложение (наглядное представление опытных данных в виде

таблиц, схем, диаграмм,  и т.д.)

Алгоритм выполнения исследовательской работы с младшими школьниками:

1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).

2. «Инкубационный период». Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).

3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования).

4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные — провокационные идеи).

5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).

6. Разработать методику проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).

8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).

9. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования и др.).

10. Доклад (защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

11. Обсуждение итогов завершенной работы. Рефлексия.



Предварительный просмотр:

Список примерных тем проектов для младших школьников.

Социальные:

1. Возрождение старых спортивных игр.
2. Проактивность - моя жизненная позиция.
3. Свайная конструкция против оползней для болот и зон вечной мерзлоты.
4. Утилизация пластиковых пакетов.
5. Помощь бедным (или больным ) людям.

Творческие:
1. "Выигра-выигра".
2.Робот манипулятор для отбора грунта с поверхности Марса.
3. Интересные фокусы по математике и русскому языку.
4.Видео-эссе.
5.Клуб общения на английском. Придумываем конкурсы для всей школы.

Учебные:
1. Как заинтересовать одноклассников в учебе
2. Школьная форма.
3. Клуб дебатов.
4. Учу публично выступать.
5. Учу писать статьи.

Исследовательские:
1. Сколько можно сэкономить, изменив шрифт в официальных документах
2. Ветроэнергетика.
3. Менора и Ханакия. В чем разница.
4. Как музыка влияет на рост растений.
5. Делай сначала то, что необходимо делать сначала.

Информационные:
1.Как стать пилотом.
2. О том как стать миллиардером.
3. "Узнай Москву".
4. Развитие средств связи. Насколько сейчас мы "быстрее" живем.
5.Учу родителей английскому - учу английский сам.



Предварительный просмотр:

Темы исследовательских работ и проектов общей тематики:

  • А прочно ли куриное яйцо?
  • Влияет ли зубная паста на прочность зубов?
  • Детские фантазии
  • Загадка клавиатуры
  • Искусство создания книги

Темы исследовательских работ о природе:

  • Кто красит листья в зеленый цвет?
  • Отчего осенью листья меняют цвет?
  • О вершках и корешках, или Почему ветви тянутся к солнцу, а корни в землю
  • Почему в яблоке не прорастают семена?
  • Что такое береста?

Темы исследовательских работ о животных:

  • Жизнь и гибель динозавров на планете Земля
  • Зачем ежу яблоко?
  • Кто живет у нас в лесу?
  • Кто как приспосабливается к окружающему миру
  • Кто под бугорком живёт?
  • Кто строит дом на реке?
  • Кто такие ежи и что мы знаем об их жизни?

Темы исследовательских работ о рыбах:

  • Аквариум и его обитатели
  • Аквариумные рыбки - какие они?
  • Мы создали аквадом, веселятся рыбки в нем
  • Наблюдение за поведением обыкновенного карася при содержании его в аквариуме
  • Наблюдение за рыбками-попугаями



Предварительный просмотр:

Список мероприятий проектного характера в начальной школе

  1. Всероссийский конкурс социально-значимых проектов учащихся «Изменим мир к лучшему!» (1-4 кл.)

Социальный проект помогает учащимся проверить себя через включение в разрешение жизненных ситуаций, способствует самоопределению, пониманию своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни.

Цель конкурса: формирования гражданского сознания и социальных инициатив учащихся.

Задачи конкурса:

- развитие социально-творческой активности учащихся, потребности в самосовершенствовании и саморазвитии;

- активизация общественной деятельности школьников, создание условий для самореализации и самоутверждения в активной социальной роли;

- выявление и развитие духовных, творческих и организаторских потенциалов личности школьников;

- стимулирование общественно-значимых инициатив школьника, развитие интереса к общественной работе.

2. Конкурс творческих проектов «Учусь исследовать. Учу исследовать» (1-4 кл.)

Основными целями и задачами конкурса являются:
- поддержка интеллектуального, исследовательского и проектного творчества детей и педагогов;
- содействие обмену опытом учителей;
- формирование у учащихся и педагогов представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
- содействие развитию творческой исследовательской активности;
- содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с младшими школьниками;
- пропаганда лучших методических разработок по учебно-исследовательской работе младших школьников.

3. Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки»  (1-4 кл.)

Цель: повышения качества образования и эффективности обучения учащихся средствами проектной и исследовательской деятельности.

Задачи: развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся; предоставление учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки образовательного учреждения и региона; выявление одаренных детей через проектную и исследовательскую деятельность.

4. Всероссийский конкурс сочинений  «Золотое перо»  (1-4 кл.)

Цель: активизация творческой деятельности учащихся.

Задачи: развитие письменной речи и творческого потенциала учащихся; повышение их социальной активности школьников, создание условий для самореализации; предоставление учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки образовательного учреждения и региона.

5. Всероссийский конкурс детских исследовательских проектов "Первые шаги в науку" (1-4)

Цели конкурса:

- развитие творческих и интеллектуальных способностей детей дошкольного и школьного возрастов;

- формирование исследовательских и коммуникативных умений и навыков;

- формирование аналитического и критического мышления в процессе творческого поиска;

- формирование способности самоутверждения и самоанализа через достижение поставленных целей и полученных результатов;

- воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности.



Предварительный просмотр:

Список конкурсов исследовательских работ младших школьников:

  1. Региональный конкурс проектно - исследовательских работ младших школьников "Аленький цветочек"

Цель: Создание условий для развития творческого потенциала, научного мышления личности ребенка младшего школьного возраста

Задачи:

  • стимулирование у младших школьников интереса к исследовательской и проектной деятельности
  • содействие формированию умения самостоятельно добывать знания
  • содействие развитию читательской активности учащихся
  • содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с младшими школьниками и повышению квалификации педагога.
  1. Всероссийский конкурс исследовательских работ школьников и студентов «Талант. Наука. Интеллект.»

Цели и задачи конкурса исследовательских работ:

  • содействие формированию и развитию универсальных учебных действий учащихся;
  • раскрытие способности к саморазвитию в процессе исследовательской деятельности;
  •  создание условий для развития мышления учащихся, их самообразования, стимулирования самостоятельной познавательной деятельности.

Предмет конкурса исследовательских работ

Исследовательские и научно-исследовательские работы школьников и студентов.

  1. Конкурс исследовательских работ младших школьников «Будь экспериментатором!»

Цель конкурса: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка младшего школьного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Задачи конкурса:

  • формирование у учащихся и педагогов представления об исследовательском обучении, как ведущем способе учебной деятельности;
  • содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с младшими школьниками;
  • содействие развитию творческой исследовательской активности детей;
  • стимулирование у младших школьников интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
  • содействие формированию у детей научной картины мира.
  1. Дистанционный конкурс научно – исследовательских работ для школьников, студентов и педагогов «Блестящая идея»

Цель: развитие интеллектуально-творческого потенциала детей путем приобщения к исследовательской деятельности, вовлечения детей и взрослых в совместную исследовательскую деятельность.

Номинации конкурса:

  • «Русский язык и литература»;
  • «Окружающий мир»;
  • «Математика»;
  • «Искусство»;
  • «Физическая культура и спорт»;
  • «Технология».
  1. Всероссийский конкурс детских исследовательских работ и проектов «Мои открытия»

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ ПРИНИМАЮТСЯ
ПО СЛЕДУЮЩИМ НОМИНАЦИЯМ:

  • Астрономия и космонавтика;
  • Физика;
  • Техномир будущего: техническое творчество и изобретательство;
  • Математика и информационные технологии;
  • Биология, зоология;
  • Экология;
  • История;
  • Краеведение;
  • География, этнография;
  • Лингвистика (языки: русский, английский);
  • Литературоведение;
  • Искусствоведение;
  • Здравоохранение;
  • Социология;
  • Право;
  • Экономика;
  • Философия.

Принимаются как индивидуальные работы, так и коллективные.

ЦЕЛИ КОНКУРСА «БЛЕСТЯЩАЯ ИДЕЯ»:

а) Популяризировать науку;
б) Воспитывать у школьников интерес и тягу к научным знаниям;
в) Вдохновлять на научные открытия
и инновационные решения.



Предварительный просмотр:

Список рекомендуемой литературы для учителя теоретического и методического характера по организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе

  • Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986. - 326с.
  • Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
  • Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования;
  • Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников
  • Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2004.