ПК. 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
учебно-методический материал на тему

Симирикова Анастасия Андреевна

Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения исследовательской работы в начальной школе

І этап. Подготовка к исследовательской работе (проекту)
1. Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать.
2. Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;
3. Опиши актуальность исследовательской работы, т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;
4. Сформулируй цель исследовательской работы и поэтапно распиши задачи исследовательской работы;
5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы;
6. Составь вместе с учителем план работы для реализации своего исследовательского проекта.

ІІ этап. Планирование исследовательской работы
1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;
2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;
3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео-записи наблюдений, опытов, этапов эксперимента и конечного результата);
4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);
5. Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.

ІІІ этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)
1. Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и инструменты для эксперимента и т.д.
2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую работу.

ІV этап. Выводы
1. Проведи анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;
2. Дай экономико-экологическое обоснование (затратно, экономически выгодно, экологично ли выполнение твоей исследовательской работы);
3. Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).

V этап. Отчет и защита работы.
1. Оформи и подготовь представление результатов своей работы: защиту в виде устного отчета, устный отчета с демонстрацией, письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией;
2. Проведи защиту своей исследовательской работы (проекта) и прими участие в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопросы.

VІ этап. Оценка процесса и результатов работы
1. Поучаствуй в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения и самооценки.



Предварительный просмотр:

Список конкурсов исследовательских работ младших школьников:

  1. Конкурс исследовательских работ младших школьников «Будь экспериментатором!»

Цель конкурса — развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка младшего школьного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Задачи конкурса:

  • Формирование у учащихся и педагогов представления об исследовательском обучении, как ведущем способе учебной деятельности;
  • Содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с младшими школьниками;
  • Содействие развитию творческой исследовательской активности детей;
  • Стимулирование у младших школьников интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
  • Содействие формированию у детей научной картины мира.

Участники конкурса.

Участниками конкурса могут стать юные исследователи в возрасте до 10 лет

Электронный адрес: http://pandia.ru/text/80/090/32616.php

  1. КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И НАУЧНЫХ РАБОТ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «НАЧАЛО»

Цель конкурса: узнать историю моей семьи, ее традиции, причину возникновении традиций .

Задачи:

1 .Что такое традиции.

2. Какие традиции ест в моей семье.

3.Как традиции влияют на взаимоотношения  в семье.

Методы исследования: наблюдения, опрос , работа со словарями, поиск информации в сети Интернет.

Электронный адрес: https://multiurok.ru/blog/konkurs-issliedovatiel-skikh-i-nauchnykh-rabot-mladshikh-shkol-nikov-nachalo.html

  1. Конкурс  исследовательских работ учащихся младших классов «Грани науки»

Цель: повышения качества образования и эффективности обучения учащихся средствами проектной и исследовательской деятельности.

Задачи:

  • развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся;
  • предоставление учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки образовательного учреждения и региона;
  • выявление одаренных детей через проектную и исследовательскую деятельность.

Электронный адрес: http://pedakademy.ru/?page_id=119

  1. «Моя исследовательская работа»

Цель конкурса: Способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей школьников и дошкольников.

Задачи конкурса: «Моя исследовательская работа»:

  • формирование у детей исследовательских умений и навыков;
  • развитие критического и аналитического мышления при исследовании теоретического вопроса, при поиске путей решения конкретной проблемы;
  • поддержка творческой активности детей;
  • предоставление возможности всем участникам конкурса проявить творчество, стимулировать творческую активность.

Электронный адрес: http://www.klassnye-chasy.ru/konkursy/deiskih-proektov-moya-issledovatelskaya-rabota

  1. Всероссийский заочный конкурс исследовательских работ

"Шаги в науку"

Цели конкурса: развитие творческих и интеллектуальных способностей детей дошкольного и школьного возрастов; формирование исследовательских и коммуникативных умений и навыков; формирование аналитического и критического мышления в процессе творческого поиска; формирование способности самоутверждения и самоанализа через достижение поставленных целей и полученных результатов; воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности.

Электронный адрес: http://ya-uchitel.ru/publ/konkursy_dlja_uchitelej_vospitatelej_detej/konkursy_partnerov/iii_vserossijskij_konkurs_detskikh_issledovatelskikh_proektov_pervye_shagi_v_nauku/3-1-0-5329



Предварительный просмотр:

Темы исследовательских работ в области начального образования

  1. Были о пыли.
  2. Бездомные животные – проблема каждого из нас.
  3. Живи, родник!
  4. Как спасти нашу реку?
  5. Какую воду мы пьём?
  6. Каким воздухом мы дышим?
  7. Как мультфильмы влияют на психику ребенка?
  8. Охранять природу - значит охранять мир?
  9. Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором?
  10. Экология моего поселка?
  11. Экология нашего водоёма.
  12. Экопродукты моего огорода.
  13. Что значит «здоровый человек»
  14. Мой режим питания
  15. Шоколад – вред или польза.
  16. Матрешка и ее история
  17. Телевидение и дети;
  18. Как в разных странах учат в школе;
  19. Откуда в хлебе столько дырочек
  20. Откуда хлеб на стол пришёл?



Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения проекта в начальной школе.

Этап 1. Представление темы проекта.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких к ним областей.

На этом этапе выявляются знания детей, которые определяют возможность выполнения проекта, идёт ознакомление школьников с необходимыми понятиями и терминами. Осуществляется поиск идей, которые помогут решить проблему, лежащую в основе проекта.

Этап 2. Выбор проблемы.

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьника в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся. На этом этапе дети отвечают на вопрос: что мы хотим узнать? Важны ли для нас такие вопросы.

Этап 3. Формулировка подтем (мелких проблем).

Эта работа идет в группах. Дети определяют все подтемы, которые войдут в план решения проблемы. Проводятся консультации.

Кроме того, важно ставить вместе учебные цели по овладению приемами проектирования как общеучебными умениями.

Этап 4. Планирование работы.

В рабочих группах обсуждается план предстоящей работы, определяются пути поиска необходимой информации. Принимается решение: в какой форме будет представлен проект.

Этап 5. Осуществление проекта.

Самостоятельная работа участников проекта по группам (сбор информации, исследование проблемы, выбор вариантов решения, оформление работ).

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуются особый такт, деликатность, чтобы не "навязать" ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск. На этом этапе можно задать ученикам такие вопросы: "Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться (Интернет, справочники, художественная литература, учебники)?".

Этап 6. Представление проекта (защита).

Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности - презентация (защита) проекта.

Этап 7. Оценка проекта.

Весьма важный вопрос - оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер.

Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект "победил" в "какой-либо" номинации.



Предварительный просмотр:

Список конкурсов, фестивалей проектов
в начальной школе:

  1. ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС ДЕТСКИХ ПРОЕКТОВ «МОЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА»

Положение о всероссийском интернет-конкурсе детских проектов «Моя исследовательская работа»

Всероссийский интернет-конкурс детских проектов «Моя исследовательская работа» проводится порталом Классные-часы.ру. От участников принимаются рефераты, доклады, проекты, научно-исследовательские работы, в которых исследуется какая-либо проблема или проверяется научная гипотеза.

Цель конкурса: способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей школьников и дошкольников.

Задачи конкурса «Моя исследовательская работа»:

  • формирование у детей исследовательских умений и навыков;
  • развитие критического и аналитического мышления при исследовании теоретического вопроса, при поиске путей решения конкретной проблемы;
  • поддержка творческой активности детей;
  • предоставление возможности всем участникам конкурса проявить творчество, стимулировать творческую активность.

Электронный адрес: http://makarieshkola.ucoz.ru/news/vserossijskij_internet_konkurs_detskikh_proektov_moja_issledovatelskaja_rabota_2018/2018-02-20-35

  1. ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПРОЕКТОВ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ
    «ПРОЕКТОРИУМ»

Цели и задачи Конкурса: содействие формированию и развитию универсальных учебных действий учащихся, раскрытие способности к саморазвитию в процессе исследовательской деятельности; создание условий для развития мышления учащихся, их самообразования, стимулирования самостоятельной познавательной деятельности.

Участники Конкурса: обучающиеся общеобразовательных учреждений всех ступеней образования, студенты колледжей: школьники в 4-х возрастных категориях: 1-4 кл, 5-6 кл., 7-8 кл., 9-11 кл.; студенты колледжей, попадающие в возрастную категорию 9-11 классы

Электронный адрес: http://obrazshkola.ru/?page_id=840

  1.  ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС «ДЕТСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ»

Главные задачи проведения конкурса:

  • стимулирование познавательного интереса воспитанников ДОУ и учащихся начальной и средней школы, совершенствование их исследовательских способностей;
  • выявление и информационная поддержка детей, проявивших способности в области создания исследовательских проектов;
  • выявление, обмен и распространение педагогического опыта в области создания детских  исследовательских проектов 

Электронный адрес: https://www.o-detstve.ru/competition/9181.html

  1. ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ДЕТСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ "ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ"

Цели конкурса:

  • развитие творческих и интеллектуальных способностей детей дошкольного и школьного возрастов;
  • формирование исследовательских и коммуникативных умений и навыков;
  • формирование аналитического и критического мышления в процессе творческого поиска;
  • формирование способности самоутверждения и самоанализа через достижение поставленных целей и полученных результатов;
  • воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности.

Электронный адрес: http://pochemu4ka.ru/load/konkursy/konkursy_na_quot_pochemuchke_quot/iv_vserossijskij_konkurs_detskikh_issledovatelskikh_proektov_pervye_shagi_v_nauku/529-1-0-12538

5.Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся 1-11 классов и дошкольников старших групп

«Свет познания - весна 2018»

Цель: развития интеллектуально-творческого потенциала школьников и совершенствования их исследовательских навыков.

Электронный адрес: https://open-hands.ru/svet-poznaniya



Предварительный просмотр:

Список тем проектов для младших школьников.

  • Учебные:

1. Изучение связей в живой и неживой природе

2. Наша Родина

3. Как научиться считать быстро

4. Образ животных в литературных произведениях

5. Необычные свойства воды

  • Социальные:

1. Дети-инвалиды  

2. Книжкина больница

3. Помощь однокласснику и другим людям  

4. Чистота – залог здоровья

5. Подарки для детей из приюта

  • Творческие:

1. Зачем нужны фонтаны?

2. Игры-хороводы

3. Значение глины в нашей жизни

4. Животные будущего

5. Как доктор слышит, что мы дышим?

  • Информационные:

1. Профессии моих родителей

2. Забытые глаголы

3. Дети Сталинграда

4. Как рождаются новые слова

  • Исследовательские:

1. Школа будущего

2. Дом, в котором я мечтаю жить

3. Сказочный город

4. Необычные растения в природе

5. Твое имя



Предварительный просмотр:

Список рекомендуемой  литературы для учителя

  1. Савенков А.И, Психологические основы исследовательского обучения школьников // Школьные технологии. – 2008. - № 1.
  2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
  3. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
  4. Баранова Е.В. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью. / Е. В. Баранова, М. И. Зайкин // Математика в школе. - 2004 - N 2 - С. 213
  5. Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. // Издательство "Учитель" Волгоград. - 2010

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Подбор олимпиад для обучающихся начальной школыОлимпиада - форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического мат...

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования...

ПК 4.5.Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....