ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования.
методическая разработка на тему

Полуян Анна Николаевна

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Научное исследование — процесс изученияэкспериментаконцептуализации и проверки теории, связанной с получением научных знаний.

1 этап. Подготовка к исследовательской работе

  1. Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать.
  2. Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;
  3. Опиши актуальность исследовательской работы, т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;
  4. Сформулируй цель исследовательской работы и поэтапно распиши задачи исследовательской работы;
  5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы;
  6. Составь вместе с учителем план работы для реализации своего исследовательского проекта.

2 этап. Планирование исследовательской работы

  1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;
  2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;
  3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео-записи наблюдений, опытов, этапов эксперимента и конечного результата);
  4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);
  5. Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.

3 этап. Исследование

  1. Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и инструменты для эксперимента и т.д.
  2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую работу.

4 этап. Выводы

  1. Проведи анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;
  2. Дай экономико-экологическое обоснование (затратно, экономически выгодно, экологично ли выполнение твоей исследовательской работы);
  3. Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).

5 этап. Отчет и защита работы

  1. Оформи и подготовь представление результатов своей работы:
  2. защиту в виде устного отчета, устный отчета с демонстрацией, письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией;
  3. Проведи защиту своей исследовательской работы (проекта) и прими участие в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопросы.

6 этап. Оценка процесса и результатов работы

  1. Поучаствуй в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения и самооценки.



Предварительный просмотр:

Список конкурсов исследовательских работ младших школьников

  1. Всероссийский конкурс для детей «Рассударики»

http://rassudariki.ru/?yclid=2615467909906178080

Всероссийский творческий конкурс «Рассударики» направлен на то, чтобы мотивировать детей открывать в себе новый творческий потенциал. Конкурс проходит на постоянной основе, Материалы могут быть любыми — начиная от рисунка, заканчивая кроссвордами. Также на сайте представлено огромное количество номинаций на выбор участников. В общем, каждый здесь сможет найти то, что ему по душе!

  1. Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки».

http://pedakademy.ru/?page_id=119

Направлен на поддержку творческого потенциала педагогических работников.

Цель: повышения качества образования и эффективности обучения учащихся средствами проектной и исследовательской деятельности.

Задачи: развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся; предоставление учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки образовательного учреждения и региона; выявление одаренных детей через проектную и исследовательскую деятельность.

  1. Международный дистанционный конкурс научно-исследовательских работ для школьников «Блестящая идея»

http://konkursgrad.ru

Конкурс «Блестящая идея» проводится:
• Среди школьников в возрастных категориях:
1-4 классы,
5-8 классы, 

9-11 классы

Принимаются как индивидуальные работы, так и коллективные.

ВНИМАНИЕ! Научно-исследовательские работы, представленные на конкурс могут выполняться совместно: Ребенок + Ребенок, Ребенок + Родитель, Ребенок + Педагог.

Конкурс «Блестящая идея» проводится ежемесячно.
Прием научно-исследовательских работ ведется:
с 1го числа по 30 (31) ое число текущего месяца.
Подведение итогов 10-го числа последующего месяца.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

а) Актуальность работы: Новизна и эвристичность, теоретическая и практическая значимость, исследовательский характер работы, собственный поисково-исследовательский опыт автора. 10-20 баллов
б) 
Содержание работы: Соответствие содержания работы заявленной теме исследования, логичность и грамотность изложения, корректное раскрытие темы в соответствии с поставленными целями и задачами, описание результатов эксперимента, прозрачность выводов, наличие самостоятельных размышлений.
30-60 баллов
в) 
Оформление работы: Наличие Содержания (Плана), Основной части, Списка литературы, наглядных материалов (Приложений).
Оценка оформления работы с эстетической точки зрения.
 5-10 баллов
г) О
бщее впечатление от работы: Мнение всех членов жюри. 5-10 баллов

Максимальное количество 100 баллов.

  1. Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ обучающихся «Открытие – 2018»

https://eduopenru.ru/index.php/konkurs/1122-vserossijskij-konkurs-proektno-issledovatelskikh-rabot-obuchayushchikhsya

Задачи конкурса:

  • повышение мотивации к познавательной активности обучающихся;
  • развитие творческих способностей обучающихся;
  • предоставление обучающимся возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки образовательного учреждения и региона;
  • выявление одаренных детей через проектную и исследовательскую деятельность;
  • выявление наиболее эффективно действующих моделей педагогической работы на всех уровнях общего образования.

Для обучающихся начальной школы выделяются следующие номинации:

  1. Юный натуралист.
  2. Юный писатель.
  3. Юный краевед.
  4. Юный математик.
  5. Юный художник.
  6. Юный языковед.
  7. Юный техник.
  8. Юный эколог.

Предметом Конкурса являются проектные и исследовательские работы обучающихся. Конкурсные разработки должны быть авторскими, т.е. разработанными непосредственно участником Конкурса.

Конкурс проводится в заочной форме.

Реферативные работы не могут участвовать в Конкурсе.

  1. Городской конкурс исследовательских и проектных работ учащихся 1-х – 8-х классов «Интеллектуалы XXI века» (г. Челябинск.)

Основные задачи Конкурса:

создание условий для предъявления результатов исследовательской и проектной деятельности учащихся;

формирование и развитие интеллектуальной деятельности учащихся;

формирование исследовательской культуры учащихся;

развитие коммуникативных компетенций учащихся;

привлечение научного сообщества города Челябинска к работе с младшими школьниками и подростками.

Организаторами конкурса являются:

Комитет по делам образования города Челябинска;

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Дворец пионеров и школьников им. Н.К. Крупской г. Челябинска» (далее – МАУДО

вузы города Челябинска.

В городском туре Конкурса принимают участие учащиеся, которые вляются победителями районного этапа Конкурса.  Для участия в Конкурсе принимается не более одной работ на каждое направление по каждой возрастной группе от образовательных организаций города и не более двух работ на каждое направление по каждой возрастной группе от школ - филиалов НОУ по итогам Конкурсов районного этапа.

Конкурсная работа может быть индивидуальной или коллективной,

коллектив авторов не должен превышать двух учащихся.

 https://www.chel-dpsh.ru/index.php/meropriyatiya-munitsipalnogo-urovnya



Предварительный просмотр:

СПИСОК ТЕМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ В ОБЛАСТИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  1. Семь чудес света;
  2. Семь чудес России;
  3. Вечнозелёная красавица леса;
  4. Жизнь леса;
  5. Маленькая история о моей большой семье
  6. Мои четвероногие друзья;
  7. Почему вода на Земле не иссякает?;
  8. Роль растения в жизни человека;
  9. «Маленькая история о моей большой семье»;
  10. Мир растений на подоконнике;
  11. О комнатных растениях;
  12. Каким воздухом мы дышим?
  13. Мир забавных животных;
  14. Нора – это дом. Жилища животных;
  15. Потерянный мир динозавров;
  16. Удивительное царство грибов;
  17. Аквариум и его обитатели;
  18. Достопримечательности нашего города;
  19. Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором?»;
  20. Бездомные животные – проблема каждого из нас.


Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения проекта в начальной школе.

  1. Определение проблемы. Определение актуальной  проблемы для исследования, которая соответствовала бы возрасту, способностям и знаниям младших школьников, была интересна для детей.
  2. Определение цели и задач. Учитель помогает детям определить цели исследования, направить их на достижение результата.
  3. Подготовка и планирование. Помощь  ученику в  подборе форму выполнения проекта в соответствии с тематикой, а также определение  средства и методы организации деятельности. Важным является и определение, в течение какого времени будет выполняться проект. Если это проект групповой, то учитель должен составить инициативные (рабочие) группы учеников, которые будут совместно работать над проектом. Важно сориентировать учеников в поиске нужных материалов, помочь в обработке информации.
  4. Реализация проекта. Работа над проектом всегда начинается со сбора информации, анализа (обсуждения), выдвижения идей. Как только нужная информация будет собрана и проведены все экспериментальные работы, осуществляется оформление проекта. На этом этапе педагог должен оказывать консультационную помощь ученикам, учить их анализировать и обобщать факты, учить оформлению и презентации, при необходимости находить способы стимулирования их интереса к творческому процессу, развивать умственные способности. Необходимо также проверять промежуточные результаты проектной работы.
  5. Подведение итогов. Итогом проекта является презентация. Она может проходить в виде оформления стенгазет или стендов, выступления с докладом, подготовки отчёта или защиты проекта. Желательно — обсуждение, что вышло, а что нет, какие проблемы возникли при работе над проектом


Предварительный просмотр:

Мероприятия проектного характера для младших школьников

  1. Всероссийский заочный конкурс проектных работ «Созидание и Творчество»

Направление: творческое

Номинации:

  • научные проекты;
  • учебные проекты;
  • образовательные проекты;
  • благотворительные проекты;
  • социально-значимые проекты;
  • экологические проекты;
  • культурно-просветительские проекты;
  • интернет-проекты, сайты;
  • здоровый образ жизни;
  • образовательный туризм;
  • проекты о своём крае (мультимедийные экскурсии по своему краю);
  • межнациональное сотрудничество;
  • обряды, костюмы, традиции моего народа;
  • традиции моей семьи;
  • праздники дворов, улиц, сёл;
  • традиционные ремёсла и народные промыслы моего края.

URL:  http://www.future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3848&Itemid=992

  1. Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки»

URL: http://pedakademy.ru/?page_id=119

  1. Городской конкурс исследовательских и проектных работ учащихся 1-х – 8-х классов «Интеллектуалы XXI века» (г. Челябинск.)

Организаторами конкурса являются:

 - Комитет по делам образования города Челябинска;

- Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Дворец пионеров и школьников им. Н.К. Крупской г. Челябинска» (МАУДО «ДПШ»);

- вузы города Челябинска.

URL: https://www.chel-dpsh.ru/index.php/meropriyatiya-munitsipalnogo-urovnya

  1. Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся 1-11 классов и дошкольников старших групп «Свет познания - весна 2018»

URL: https://open-hands.ru/svet-poznaniya

  1. Всероссийский конкурс детских исследовательских проектов «Первые шаги в науку»

http://pochemu4ka.ru/publ/konkursy/konkursy_na_quot_pochemuchke_quot/ii_vserossijskij_konkurs_detskikh_issledovatelskikh_proektov_pervye_shagi_v_nauku/246-1-0-10917

Цели:

  • развитие творческих и интеллектуальных способностей детей дошкольного и школьного возрастов;
  • формирование исследовательских и коммуникативных умений и навыков;
  • формирование аналитического и критического мышления в процессе творческого поиска;
  • формирование способности самоутверждения и самоанализа через достижение поставленных целей и полученных результатов;
  • воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности.

  • Конкурс бесплатный;

  • Конкурс всероссийский, в нем могут принять участие жители Российской Федерации;

  • Коллективные работы на конкурс принимаются, но соавторов материала должно быть не более 2-х. В этом случае в документах указываются оба автора, отдельный документ на каждого ребёнка не оформляется.

  • На конкурс принимаются только уникальные работы, уникальность не менее 65%



Предварительный просмотр:

Список тем проектов по направлениям

Социальные:

  1. Спасём лес от грязи!
  2. «Тимур и его команда»
  3. Создание домиков для птиц.
  4. Что нужно, чтобы помочь бездомным животным?

Творческие:

  1. «Мир моими глазами»
  2. «Азбука для первоклашек»
  3. «Книжка-малышка по мотивам сказки»
  4. «Детская площадка будущего»

Информационные:

  1. «Вода в жизни человека»
  2. . Роботы будущего
  3. . Автомобили прежних времен и современные.
  4. Каким был первый фотоаппарат?

Учебные:

 1. «Моя родословная»

 2. «Мое имя»

 3. «Цифры мира»

 4. «Путешествие по моему родному краю»

Исследовательские:

  1. «Ветераны моего района»
  2. «Петр I: Великий или тиран?»
  3. «Молоко. Молочные продукты»
  4. «История моей семьи»



Предварительный просмотр:

Список рекомендуемой литературы для учителя

  1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2006.
  2. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Составитель Щербакова С.Г. - Волгоград: ИТД "Корифей".
  3. Макаров Ю. Метод проектов//Начальная школа. Первое сентября, 2006, №10, с.4-7
  4. Савенков А.И. Исследования на дому. Методические рекомендации // Исследовательская работа школьников, 2002, №1 с.34-45, №2 с.73-78.
  5. Филатикова С. В. Проектная деятельность в начальной школе // Школьная педагогика. — 2016. — №4. — С. 58-60
  6. Братанова Т.А. Методика организации игр – исследований с младшими школьниками. Начальная школа.
  7. Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.
  8. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации.
  9. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. Журнал «Начальная школа».
  10. Полат Е.С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования.
  11. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников».
  12. Проказова О.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся в системе работы школы / О.Г. Проказова // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. : Педагогические науки. — 2010.
  13. Меренкова, О.А. научно-исследовательская работа в школе: в помощь учителю, классному руководителю. Методическое пособие. – М.: УЦ Перспектива, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Подбор олимпиад для обучающихся начальной школыОлимпиада - форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического мат...

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования...

ПК 4.5.Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....