Главные вкладки

    ПК 4.5. Участие в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования
    материал по теме

    Участие в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Этапы выполнения исследовательской работы

    1 этап. Подготовка к исследовательской работе (проекту)


    1. Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать;

    2. Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;

    3. Опиши актуальность исследовательской работы, т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;

    4. Сформулируй цель исследовательской работы и поэтапно распиши задачи исследовательской работы;

    5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы;

    6. Составь вместе с учителем план работы для реализации своего исследовательского проекта.

    2 этап. Планирование исследовательской работы

    1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;

    2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;

    3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео-записи наблюдений, опытов, этапов эксперемента и конечного результата);

    4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);

    5. Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.

    3 этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)


    1. Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и оборудование для эксперимента, опыта, наблюдения и т.д.

    2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую исследовательскую работу, поисковую работу, научно-исследовательскую работу.

    3. При использовании лабораторного оборудования, инструментов, при выходе на природу и т.д. соблюдай правила техники безопасности, пожарной безопасности, будь внимателен и осторожен.

    4 этап. Выводы

    1. Проведи анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;

    2. Дай экономико-экологическое обоснование (затратно, экономически выгодно, экологично ли выполнение твоей исследовательской работы);

    3. Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).

    5 этап. Отчет и защита исследовательской работы (проекта)

    1. Оформи и подготовь представление результатов своей работы:
    защиту в виде устного отчета, устный отчета с демонстрацией, письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией;

    2. Проведи защиту своей исследовательской работы (проекта) и прими участие в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопросы.

    6 этап. Оценка процесса и результатов проекта

    1. Поучаствуй в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения и самооценки.



    Предварительный просмотр:

    Список конкурсов исследовательских работ младших школьников

    Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки»

    http://pedakademy.ru/?page_id=119 

    Всероссийский конкурс реферативных работ учащихся «Новый горизонт»

    http://pedakademy.ru/?page_id=120

    Конкурс исследовательских проектов дошкольников и младших школьников «Человек и Природа. Первые шаги»

    http://teacher.msu.ru/node/12599

    ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ КОНКУРС

    «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

    https://www.new.future4you.ru/

    Всероссийский интернет-конкурс детских проектов Моя исследовательская работа

    http://www.klassnye-chasy.ru/konkursy/deiskih-proektov-moya-issledovatelskaya-rabota



    Предварительный просмотр:

    Проект - это «продукт», созданный как результат проектной деятельности; разработанный план решения проектных задач с представлением его реализации, описанием исследований, изложением выводов и рекомендаций.

    Алгоритм разработки проекта таков: проблема – цель – результат.

    После того как выявлена проблема и намечена цель, необходимо сделать следующее:

    1. Установить наличие имеющихся ресурсов и определить недостающие ресурсы. (Что уже есть для выполнения предстоящей работы – информация, умения. Чего пока нет, но нужно иметь: найти информацию, научиться делать. )
    2. Поставить задачи. (Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта. )
    3. Наметить этапы работы. (Разделить всю работу на части)
    4. Выбрать способы решения задач на каждом этапе.
    5. Определить сроки выполнения работы (поэтапно и в целом).

    Структура проекта такова: введение, основная часть, заключение.

    Введение – часть, в которой необходимо указать тему, цель и задачи, гипотезу и способы проверки.

    Основная часть – описание поэтапного решения задач.

    Можно использовать фразы – клише:

    Я начал свою работу с того, что …

    Потом я приступил к …

    Я завершил работу тем, что …

    В ходе работы я столкнулся с такими проблемами …

    Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен план) …

    План моей работы был нарушен, потому что …

    Мне удалось достичь цели проекта, потому что …

    Заключение – часть, в которой нужно подвести итоги работы, перечислив то, что удалось, а что нет, сделать выводы, сформулировать рекомендации.

     Проект может быть индивидуальным и групповым.

    Этапы работы над проектом

    1. Выбор темы.

     Тема – предмет рассмотрения; это то главное, о чём сообщается, что обсуждается, исследуется, изображается.

     Возможно, на помощь придут следующие вопросы:

    • Что мне интересно больше всего?
    • Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

    2. Формулировка темы проекта.

    Примеры тем: «Любимый портфель», «Язык и речь – это одно и то же?», «Какими были школы в древности?», «Что может компьютер?» и др.

    3. Определение цели проекта.

    Цель – это то, к чему стремятся, чего хотят достичь, что нужно осуществить, решить; это главная задача. Но для того, чтобы была решена эта главная задача (то есть была достигнута цель), нужно много всего выполнить, нужно решить много разных задач.

    Формулировка цели - это одно предложение, являющееся ответом на вопрос: зачем нам нужен этот проект?

    Обычно формулировка цели начинаться с таких слов: «узнать», «выяснить», «обобщить», «разработать» (например, разработать алгоритм …), «расследовать», «создать», «сравнить», «нарисовать», «сочинить».

    4. Постановка задач проекта.

     Задача – это то, что необходимо решить, выполнить. В задачах определяется, как достичь цели.

    В формулировках задач выражается то, что надо сделать по порядку, чтобы достичь цели.

    Обычно формулировка задач начинаться с таких слов: «изучить», «собрать информацию», «выяснить», «выявить особенности», «подготовить», «придумать», «рассказать», «найти», «составить», «создать», «нарисовать», «определить роль (значимость)», «освоить алгоритм…», «сделать вывод».

    5. Высказать одну или несколько гипотез.

    Гипотеза (греч. ) – это предположение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом.

    Обычно гипотезы начинаются такими словами: «предположим, что …», «допустим, что…», «возможно, что…», «что, если …».

    Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать: самую важную поставит на первое место, менее важную - на второе и т. д.

    Варианты гипотез к проекту «Как возник язык».

    1. Предположим, что прилетели инопланетяне и научили людей разговаривать.
    2. Допустим, что люди нашли волшебный говорящий камень.
    3. Возможно, что в джунглях люди встретили говорящего попугая.
    4. Люди договорились друг с другом дать названия разным предметам.

    Образец

    Тема проекта: «Мир слов».

    Цель: Выяснить, как толковый словарь помогает в жизни.

    Задачи:

    1. Изучить строение словаря.
    2. Определить, когда и где можно использовать словарь.
    3. Придумать рекламу для толкового словаря.

    Гипотеза: В наше время невозможно обойтись без толкового словаря



    Предварительный просмотр:

    Список тем исследовательских работ в области начального образования

    Темы исследовательских работ по русскому языку и литературе:

    • Маршрут доктора Айболита в сказке К.И. Чуковского «Айболит».
    • Несказочные размышления о сказке (анализ основных черт характера героев сказок о животных).
    • По тропинкам Басни
    • Поиск слов-глаголов, которые с не пишутся слитно.
    • Сказка о царе Салтане.

    Темы исследовательских работ по математике:

    • Арифметика — наука о числе.
    • Веселые задачки
    • Веселый математический поезд
    • Весёлые задачи "Лесная математика".

    Темы исследовательских работ по окружающему миру:

    • Охранять природу - значит охранять мир
    • Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором?
    •  Нежность ромашки — для души и тела
    •  Как мультфильмы влияют на психику ребенка

    Темы исследовательских работ по физкультуре: 

    • Здоровый образ жизни
    • История лыж
    • Мой режим питания
    •  Если хочешь быть здоров

    Темы исследовательских работ по музыке: 

    • Ложки как музыкальный инструмент.
    • Любимые песни моей бабушки.
    • Музыкальные краски
    •  История происхождения балалайки.



    Предварительный просмотр:

    Список рекомендуемой литературы для учителя

    1. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).

    1. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. 

    1. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47.

    1. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.

    1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003.

    1. Хуторской, А.В. Метод проектов и другие зарубежные системы обучения // Школьные технологии. – 2013. - № 3. – С. 95 – 100



    Предварительный просмотр:

    Темы исследовательских работ и проектов младших школьников общей тематики


    1. Почему вода в небольших водоемах зеленая?

    2. Почему подушка мягкая, а пол твёрдый?

    3. Мой райский сад

    4. Новогодняя красавица

    5. Отчего осенью листья меняют цвет?

    6. О вершках и корешках, или Почему ветви тянутся к солнцу, а корни в землю

    7. Путешествие косточки

    8. Русская берёзка

    9. Что мы знаем о древесной коре?

    10. Этот мексиканский незнакомец – авокадо

    11. Янтарь — волшебные слезы деревьев.

    1. Почему хлеб бывает чёрный и белый?

    2. Почему чай заваривают в горячей воде?

    3. Русский богатырь: воплощение моей мечты

    4. Сказка – ложь, да в ней намёк...

    5. Спать или не спать? Вот в чем вопрос!

    6. Цвет и дети

    7. Что такое эксперимент?

    8. Что у нас в солонке и в сахарнице?

    9. Чудесные превращения, или Что такое сыр?



    Предварительный просмотр:

    Список конкурсов, фестивалей проектов в начальной школе

    Всероссийский конкурс проектов для школьников и студентов
    «Проекториум»

    http://obrazshkola.ru/?page_id=840

    Всероссийский конкурс для школьников и студентов
    «Экология — забота каждого»

    http://obrazshkola.ru/?page_id=842

    Всероссийский конкурс сочинений учащихся «Мастер слова»

    http://obrazshkola.ru/?page_id=841

    Всероссийский литературный конкурс чтецов «Живое слово»

    http://obrazshkola.ru/?page_id=844

    Всероссийский детско-юношеский творческий конкурс «Жар-птица»

    http://obrazshkola.ru/?page_id=843


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПК 04.05. (исследовательская и проектная деятельность в области начального образования)

    Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

    ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования

    Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования...

    ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования

    Участие в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

    ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования

    Участие в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

    П.К 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

    Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

    П.К. 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

    Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....