ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
статья по теме

Лапина Екатерина Фёдоровна

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

Основные этапы исследовательской работы (по Савенкову А.И.):  

  1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).
  2. Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).
  3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования).
  4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи).
  5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).
  6. Определить последовательность проведения исследования.
  7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).
  8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).

9.    Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).

10. Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).



Предварительный просмотр:

Список конкурсов, проектно-исследовательских работ в начальной школе

1. Всероссийский конкурс социально-значимых проектов учащихся «Изменим мир к лучшему!»

На конкурс представляются социальные проекты учащихся. http://pedakademy.ru/?page_id=122

2. Международный конкурс исследовательских и творческих работ младших школьников "ОТКРЫТИЕ". http://kpfu.ru/psychology/mezhdunarodnyj-konkurs-issledovatelskih-i-323841.html

3. Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки», ссылка:http://pedakademy.ru/?page_id=119

4. Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки».http://pedakademy.ru/?page_id=119

5. Всероссийский конкурс детских исследовательских проектов «Первые шаги в науку».http://pochemu4ka.ru/publ/konkursy/konkursy_na_quot_pochemuchke_quot/i_vserossijskij_konkurs_detskikh_issledovatelskikh_proektov_pervye_shagi_v_nauku/246-1-0-10078



Предварительный просмотр:

Темы исследовательских работ для младших школьников

Темы исследовательских проектов для начальной школы о природе:
1. А у нас ананас!
2. "Белая береза под моим окном"
3.Береза моя, березонька!
4. Вечнозелёная красавица леса.
5. Жизнь леса
6. Кто красит листья в зеленый цвет?
7. Лес - наш друг
8. Мой райский сад
9. Мой любимый фрукт апельсин.
10. Новогодняя красавица
11. Отчего осенью листья меняют цвет?
12. О вершках и корешках, или Почему ветви тянутся к солнцу, а корни в землю.
13. Полезные свойства калины.
14. Портрет яблони
15. Почему в яблоке не прорастают семена?
16. Путешествие косточки
17. Почему листья на деревьях осенью желтеют, а на комнатных растениях нет?
18. Почему у елки колкие иголки?
19. Русская берёзка
20. Что мы знаем о древесной коре?
21. Что такое береста?
22. Что такое листопад?



Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения проектных работ

 в начальной школе

Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.

1 этап. Подготовка к исследовательской работе (проекту)
- Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать.
- Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;
- Опиши актуальность исследовательской работы, т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;
- Сформулируй цель исследовательской работы и поэтапно распиши задачи исследовательской работы;
- Выбери оптимальный вариант решения проблемы;
- Составь вместе с учителем план работы для реализации своего исследовательского проекта.

2 этап. Планирование исследовательской работы

- Определись, где планируешь искать и найти информацию;

- Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;
- Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео-записи наблюдений, опытов, этапов эксперемента и конечного результата);
- Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);
- Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.

3 этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)
- Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и инструменты для эксперимента и т.д.
- Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую работу.

4 этап. Выводы
- Проведи анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;
- Дай экономико-экологическое обоснование (затратно, экономически выгодно, экологично ли выполнение твоей исследовательской работы);
- Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).

5 этап. Отчет и защита работы
- Оформи и подготовь представление результатов своей работы:
защиту в виде устного отчета, устный отчета с демонстрацией, письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией;
- Проведи защиту своей исследовательской работы (проекта) и прими участие в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопроссы.

6 этап. Оценка процесса и результатов работы
1. Поучаствуй в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения и самооценки.



Предварительный просмотр:

Список рекомендуемой литературы для учителя по организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе

  1. Всероссийский конкурс научно-технических и творческих проектов «Луна: город первых». Направление: творческое.
  2. VII Всероссийский конкурс детских анималистических проектов имени В.М. Смирина. Направление: творческое, исследовательское.
  3. Всероссийский конкурс социально-значимых проектов учащихся «Изменим мир к лучшему!». Направление: социальное.
  4. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования;
  5. Прокофьев Л.Б. Открытые образовательные технологии: исследовательская деятельность школьников;
  6. Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников. Управление современной школой.
  7. Глазкова К.Р. Уроки-исследования: формирование творческой, критически мыслящей личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Подбор олимпиад для обучающихся начальной школыОлимпиада - форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического мат...

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования...

ПК 4.5.Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....