Главные вкладки

    Методическая разработка по теме:
    ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования.

    Горнеева Дарья Александровна

    Предварительный просмотр:

    Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину, традиционно рассматриваются как важнейшие индикаторы детской одарённости.

    Этапы выполнения исследовательской работы

    І этап. Подготовка к исследовательской работе (проекту)
    1. Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать.
    2. Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;
    3. Опиши актуальность исследовательской работы, т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;
    4. Сформулируй цель исследовательской работы и поэтапно распиши задачи исследовательской работы;
    5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы;
    6. Составь вместе с учителем план работы для реализации своего исследовательского проекта.

    ІІ этап. Планирование исследовательской работы
    1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;
    2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;
    3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео-записи наблюдений, опытов, этапов эксперемента и конечного результата);
    4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);
    5. Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.

    ІІІ этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)
    1. Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и инструменты для эксперимента и т.д.
    2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую работу.

    ІV этап. Выводы
    1. Проведи анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;
    2. Дай экономико-экологическое обоснование (затратно, экономически выгодно, экологично ли выполнение твоей исследовательской работы);
    3. Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).

    V этап. Отчет и защита работы
    1. Оформи и подготовь представление результатов своей работы:
    защиту в виде устного отчета, устный отчета с демонстрацией, письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией;
    2. Проведи защиту своей исследовательской работы (проекта) и прими участие в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопроссы.

    VІ этап. Оценка процесса и результатов работы
    1. Поучаствуй в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения и самооценки.

    Обоснование актуальности исследования

    При обосновании актуальности исследования в разделе Введение исследовательской работы необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать.
    Актуальность исследования – это степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса.
    Актуальность проблемы исследования — это востребованность изучения и решения данной проблемы в обществе.

    Обоснование актуальности исследования — это объяснение необходимости изучения данной темы и проведения исследования в процессе общего познания.
    Обоснование актуальности темы исследования является основным требованием к исследовательской работе.

    Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:

    • восполнение каких-либо пробелов в науке;
    • дальнейшеё развитие проблемы в современных условиях;
    • своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого мнения;
    • обобщение накопленного опыта;
    • суммирование и продвижение знаний по основному вопросу;
    • постановка новых проблем с целью привлечения внимания общественности.

    Актуальность исследовательской работы может состоять в необходимости получения новых данных, проверки совсем новых методов и т.п.
    Часто в исследовательском проекте вместе со словом «актуальность» используют слово «новизна» исследования.

    Цель исследовательской работы

    Грамотная формулировка цели в проекте очень важна.
    Цель исследовательской работы — это желаемый конечный результат, который планирует достичь учащийся в итоге своей работы.

    Цель описывается учащимся во Введении исследовательской работы простыми словами и одним-двумя предложениями!

    Простая схема составления цели исследовательской работы (проекта):

    1. Выберите одно из слов типа:
      изучить, исследовать, выяснить, выявить, определить, проанализировать, установить, показать, проверить, привлечь к проблеме, обосновать, обобщить, описать, узнать и др.
    2. Добавьте название объекта исследования

    Примеры полученных формулировок цели исследовательской работы:

    • Исследовать названия улиц нашего города и продемонстрировать уличные достопримечательности.
    • Исследование содержания железа и меди в продуктах питания, употребляемых нами ежедневно.
    • Исследование истории и роли города в истории страны.
    • Исследовать значение пластиковых бутылок в жизни человека и природы.
    • Изучить процесс выращивания кристаллов из соли и медного купороса
    • Изучить поведение детенышей серых балтийских тюленей в условиях вольерного содержания в зоопарке.
    • Изучить пищевой рацион школьников.
    • Изучить жизнь пчёл, их поведение, взаимоотношения и деятельность.
    • Изучить особенности соли, её свойства, качества и применение.
    • Изучить силу трения и ее влияние на жизнь человека.
    • Изучить виды грибов и их значение в окружающей среде.
    • Изучить использование чисел в пословицах и поговорках.
    • Изучение рациона питания школьника.
    • Изучение пищевых добавок в продуктах питания и их влияние на здоровье человека.
    • Выявить влияние СМС-мании на психику человека.
    • Выявить влияние веса рюкзака школьника на состояние его здоровья.
    • Выявить условия, необходимые для произрастания спор плесневого гриба.
    • Выявить закономерности явления …
    • Определение продуктов, не содержащих вредных пищевых добавок и продуктов, содержащих вредные пищевые добавки.
    • Определение качества продуктов быстрого приготовления.
    • Определить роль птиц в жизни людей.
    • Определение причин нарушения осанки у детей.
    • Определить зависимость от СМС среди учащихся и учителей школы.
    • Узнать, что такое Солнце и показать его значение в жизни человека.
    • Узнать, почему именно орёл изображён на гербе России.
    • Узнать, почему хамелеон считается необычным животным.
    • Узнать тайну невидимок и почувствовать себя волшебницей.
    • Выяснить секреты создания мультипликационных фильмов.
    • Выяснить, какими свойствами обладают магниты и как их используют люди.
    • Показать содержание нитратов и нитритов в продуктах питания.
    • Показать отражение исторических событий страны в творчестве моего прадедушки.
    • Привлечь к проблеме бездомных животных нашего города.
    • Привлечь внимание учащихся к проблеме сохранения здоровья глаз и хорошего зрения.
    • Доказать, что среди растений встречаются хищники.
    • Познакомиться с историей развития города, её жителями, традициями.
    • Проверить: мороженое — это польза или вред?
    • Прогнозирование вероятности заболевания при неправильном питании.
    • Обоснование оправданного употребления компьютерного сленга и выявление его распространения в речи современной молодёжи.
    • Обобщить материал по истории марок

    Задачи исследовательской работы

    После формулировки цели проекта укажем конкретные задачи, которые предстоит решать в процессе исследования.

    Задачи исследовательской работы — это все последовательные этапы теоретической и экспериментальной работы учащегося с начало до конца.

    Чтобы определить задачи исследовательской работы, нужно последовательно отвечать себе на вопрос: «Что мне сделать, чтобы достичь цели исследования?»

    Задачи записываются во Введении исследовательской работы сразу после цели.

    Обычно задачи творческого проекта перечисляются и начинаются словами: выяснить, изучить, провести, узнать, проанализировать, исследовать, определить, рассмотреть, найти, предложить, выявить, измерить, сравнить, показать, собрать, сделать, составить, обобщить, описать, установить, разработать, познакомиться и т.п.

    Примеры задач исследовательской работы:

    Выяснить историю создания и применения пластиковых бутылок
    Выяснить значение исторических памятников, связанных с жизнью города
    Выяснить историческую значимость людей города, которые оставили след в истории области
    Выяснить, что такое магнит и магнитная сила
    Выяснить, каким образом люди используют магниты в жизни.

    Изучить химические свойства пластиковых бутылок
    Изучить историю родного города
    Изучить историю создания мультипликации
    Изучить процесс создания мультфильма
    Изучить исторические сведения о соли
    Изучить состав мороженого
    Изучить заболеваемость по медицинским карточкам
    Изучить способы поедания корма
    Изучить молодёжный сленг как лингвистическое явление
    Изучить требования к школьному рюкзаку
    Изучить упражнения для сохранения и улучшения зрения
    Изучить биографию моего прадедушки
    Изучить литературу о жизни пчёл
    Изучить условия Центра социальной помощи семье и детям города
    Изучить научно-методическую и справочную литературу по вопросу создания программ в среде программирования Borland Delphi.

    Провести анкетирование учащихся класса
    Провести опыты с солью
    Провести эксперимент «Шпионская записка»
    Провести качественный анализ продуктов быстрого приготовления

    Узнать какие пчёлы бывают и чем они занимаются
    Узнать значение соли в жизни человека
    Узнать сколько лет фантику и кто его придумал
    Узнать где фантик можно использовать, когда конфета уже съедена
    Узнать историю мороженого
    Узнать виды мороженого
    Узнать какими свойствами обладают магниты.

    Проанализировать полученные результаты
    Проанализировать творческое наследие А.С. Пушкина
    Проанализировать экологическое состояние смешанного леса в зеленой зоне поселка
    Проанализировать проблему экологической индикации почв

    Исследовать вес рюкзаков школьников
    Исследовать экологическое состояние почвы на пришкольной территории
    Исследовать плотность заселения леса муравьями
    Исследовать распространение применения компьютерного сленга среди различных социальных групп

    Определить калорийность исследуемых продуктов питания
    Определить вес рюкзаков школьников
    Определить художественную цель, которой руководствовался писатель

    Рассмотреть значение грибов в окружающей среде
    Рассмотреть возможные дефекты зрения

    Найти информацию о соли
    Найти информацию о пользе и вреде минеральной воды
    Найти полезное применение исследуемому предмету
    Найти информацию о невидимках в научной, художественной литературе и интернете.

    Предложить свои способы по улучшению состояния почвы
    Предложить возможную замену продуктам быстрого приготовления

    Выявить учащихся с нарушениями осанки
    Выявить процент учащихся в моей школе, имеющих различные заболевания глаз.

    Показать роль деятелей, живших в нашем городе

    Собрать материал о различных видах грибов
    Собрать легенды и мифы о …
    Собрать материал о плесневом грибе мукоре, изучив литературные источники.

    Сделать сравнительный анализ …
    Сделать вывод по результатам работы.

    Составить краткий словарь наиболее часто употребляемых слов молодежного компьютерного сленга
    Обобщить полученные результаты

    Описать практический эксперимент

    Установить основные причины ухудшения зрения.

    Методы исследования

    Методы исследования — это способы достижения цели исследовательской работы.

    Обоснование методов исследования описывается в разделе Введение в исследовательскую работу учащихся. Часто в этом разделе проводится простое перечисление методов исследовательской работы.

    В обосновании методов проведения исследования нужно указать:
    — методы исследования, которые использовались в исследовательской работе;
    — желательно пояснить Ваш 
    выбор методов исследования, т.е. почему именно эти методы лучше подойдут для достижения цели.

    На каждом уровне работы исследователь определяет используемые методы исследования.

    Виды методов исследования:

    • наблюдение
    • интервью
    • анкетирование
    • опрос
    • собеседование
    • тестирование
    • фотографирование
    • счет
    • измерение
    • сравнение

    С помощью этих методов исследования изучаются конкретные явления, на основе которых формируются гипотезы.

    Методы экспериментально-теоретического уровня:

    • эксперимент
    • лабораторный опыт
    • анализ
    • моделирование
    • исторический
    • логический
    • синтез
    • индукция
    • дедукция
    • гипотетический

    Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.

    Методы теоретического уровня:

    • изучение и обобщение
    • абстрагирование
    • идеализация
    • формализация
    • анализ и синтез
    • индукция и дедукция
    • аксиоматика

    Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.



    Предварительный просмотр:

    Темы исследовательских работ младших школьников выбираются и выполняются с консультациями учителя и помощью родителей.

    Я и моя семья

    Темы исследовательских работ и проектов младших школьников о семье:
    Война и наша семья
    Генеалогическое дерево моей семьи
    Имя в жизни человека
    Моя родословная
    Лента времени моей семьи
    Награда в нашем доме
    Праздники нашей семьи
    Письмо моей бабушки внуку
    Семейные традиции
    Семейные реликвии
    Спортивная жизнь моей семьи
    Наш дом. Наш двор

    Окружающий мир

    Деревья и кустарники

    А у нас ананас!
    «Белая береза под моим окном»
    Береза моя, березонька!
    Вечнозелёная красавица леса
    Жизнь леса
    Кто красит листья в зеленый цвет?
    Лес — наш друг
    Мой райский сад
    Мой любимый фрукт апельсин
    Новогодняя красавица
    Отчего осенью листья меняют цвет?
    О вершках и корешках, или Почему ветви тянутся к солнцу, а корни в землю
    Полезные свойства калины
    Портрет яблони
    Почему в яблоке не прорастают семена?
    Путешествие косточки
    Почему листья на деревьях осенью желтеют, а на комнатных растениях нет?
    Почему у елки колкие иголки?
    Русская берёзка
    Что мы знаем о древесной коре?
    Что такое береста?
    Что такое листопад?
    Этот мексиканский незнакомец – авокадо
    Яблоня и яблоко
    Янтарь — волшебные слезы деревьев
    Я садовником родился


    Растения и ягоды

    В гостях у белой кувшинки
    Можно ли использовать растение одуванчик в пищу?
    Мой маленький мир дикорастущих растений
    Одуванчик — маленькое солнышко
    Портрет земляники
    Посмотрите, одуванчик!
    Почему не из каждого семени зарождается новая жизнь?
    Почему подсолнух называют цветком солнца?
    Почему растёт растение
    Про вершки и корешки
    Природное сообщество – луг
    Роль растения в жизни человека
    Что за ягода малина?
    Что мы знаем о подсолнухе?
    Ягодная азбука
    Ягода Арбуз

    Комнатные растения

    Выращивание кактусов в домашних условиях
    Зелёный подоконник в школе
    Кактус – колючий друг
    Кто ты, кислый лимон?
    Лечат ли комнатные растения простуду?
    Мир кактусов
    Мир растений на подоконнике
    Можно ли вырастить в домашних условиях кактус большого размера?
    Можно ли вырастить растение в закрытой стеклянной банке?
    Мои зеленые друзья
    Мой любимый цветок — бегония
    Мой цветник
    Мой сад
    Мой чудо-цветок
    Моё увлечение — кактусы
    О комнатных растениях
    Почему листья на деревьях осенью желтеют, а на комнатных растениях нет?
    Секреты «бабушкиной герани»
    Удивительные кактусы
    Фиалка для мамы
    Фиалки в подарок бабушке
    Что мы знаем о лимоне?

    Огород

    Аптека на грядке: бабушкина капуста
    Ах, картошка, картошка!
    Ах, морковка, объеденье!
    Без окон, без дверей полна горница людей
    «Весёлая фасоль»
    Где лучше растет лук?
    Где растут мочалки?
    Загадки про овощи и фрукты
    Кто его раздевает, тот слезы проливает
    Любимая картошка в жизни нашей семьи
    Лук от семи недуг
    Наблюдение за развитием лука
    Наш друг — лук порей
    Нужна ли подкормка рассаде кабачков?
    Обитатели приусадебного участка
    Опыт с фасолью. Проращивание
    Органическое земледелие
    Откуда к нам пришли помидоры и почему их так назвали
    Подбор растений для альпинария
    Польза картофеля для здоровья человека
    Помидор — плод здоровья
    Праздник картофеля — Бульба
    Сеньор-помидор
    Фасоль — хороший или плохой сосед на грядке?
    Раз горох, два горох…
    Что наша жизнь? Игра? Нет – кабачковая икра!
    Ступеньки жизни. История жизни фасолевого семечка

    Лекарственные растения

    Бабушкина аптека
    Крапива. Что я знаю о ней?
    Лекарства- сорняки
    Лечат ли комнатные растения простуду?
    Нежность ромашки — для души и тела
    Отчего крапива жжется?
    Польза алоэ
    Я не степью хожу, я хожу по аптеке…

    Цветы

    Выгонка гиацинта к 8 Марта — «Подарок маме»
    Вырастим тюльпаны сами, а потом подарим маме
    Мои любимые розы
    Подари цветок маме
    Наблюдение за ростом и развитием садовых и сортовых тюльпанов
    Подсолнух – солнечный цветок
    Почему пахнут цветы?
    Почему у бабушки на даче самые красивые цветы
    Путешествие по царству цветов. Ландыш
    Путешествие по царству цветов. Лотос
    Путешествие по царству цветов. Одуванчик
    Путешествие по царству цветов. Подснежник
    Сохрани ландыш майский!
    Тюльпан для мамы
    Цветок Солнца
    Цветок для мамы
    Цветы для дома и души
    Цветы в саду и дома
    Чудесный мир ароматов
    Я маме букет подарю…

    Грибы

    Грибное лукошко
    Его величество боровик
    О чём говорят нам названия грибов?
    Плесень — это тоже гриб!
    Ты, лисичка, рыжий гриб!
    Удивительное царство грибов
    Удивительная находка
    Угадай-ка грибок!
    Что за гриб на тонкой ножке?

    Животные

    Жизнь и гибель динозавров на планете Земля
    Крокодиловы слезы
    Кролики
    Кто живет у нас в лесу?
    Кто как приспосабливается к окружающему миру
    Кто под бугорком живёт?
    Кто строит дом на реке?
    Кто такие ежи и что мы знаем об их жизни?
    Кто такой слон?
    Кто ты, собака?
    Кулинарные пристрастия белочки
    Любимое домашнее животное
    Люблю тебя, мой друг мохнатый!
    Любознательный зверёк — белка
    Люди и кошки
    Люди и дельфины
    Мамонты — древние и могучие
    Медведь сказочный и настоящий
    Мир забавных животных
    Мир зебр
    Мир китов
    Мир лошадей
    Мир собак
    Может ли хомяк заменить байбака, а байбак хомяка?
    Мой пудель
    Мой кот
    Мое домашнее животное — немецкая овчарка
    Мое любимое животное — дельфин
    Можно ли подружиться с лошадью?
    Мои домашние питомцы
    Мои загадочные кошки
    Мои кошки
    Мои любимые кролики
    Мои любимые лошадки
    Мои любимые хомячки
    Мои питомцы
    Мои четвероногие друзья
    Мой верный друг — собака
    Мой домашний питомец — сирийский хомячок
    Мой домашний питомец — скотч-терьер
    Мой любимчик — морская свинка
    Мой пушистый ласковый кот Рыжик
    Мой рыжий непоседа — кот
    Мой щенок: первый месяц жизни
    Морская свинка — идеальное животное для детей любого возраста
    Моя любимая кошка
    Моя любимая собака
    Моя удивительная встреча с дельфинами
    Наблюдение за бобрами
    Наблюдение за золотистыми хомячками
    Наблюдение за развитием крольчонка при искусственном вскармливании
    Наблюдения за домашними и дикими мышами
    Нам не страшен серый крыс!
    Наш любимый зоопарк
    Необычные факты про обычного ежика
    Нора – это дом. Жилища животных
    О леопардах
    Образ жизни и поведение моего кота
    Образ жизни летучих мышей
    Один день из жизни хомяка
    О кошках
    Олени — наши друзья
    Отличие в поведении больших и маленьких собак
    Очень длинношеее животное под чудным названием — жираф
    Поведение домашних свиней
    Поведение кошек
    Потерянный мир динозавров
    Почему вымерли динозавры?
    Почему киты всплывают на поверхность и выпускают фонтан воды?
    Почему корова даёт молоко?
    Почему на Земле вымерли динозавры
    Почему скрипит косатка
    Почему тигр полосатый?
    Почему у Хомки толстые щечки?
    Почему у кошки в темноте светятся глаза?
    По следам уссурийского тигра
    Привычки и повадки моих кошек
    Про зайцев…
    Пушистые чудики
    Рядом с нами живут белки…
    Свинья ли свинья?
    Собака — друг человека
    Собака друг человека или человек друг собаки?
    Собака — настоящий друг
    Содержание и воспитание щенка
    «Существа, любящие нас больше, чем самих себя»
    У кого длиннее хвост?
    У кого язык на ноге?
    Удивительные кошки
    Удивительные дельфины
    Удивительный мир динозавров-великанов
    Умели ли динозавры летать?
    Умеют ли животные считать?
    Умственные способности кошки
    Усы, лапы и хвост, или Что хочет сказать нам кошка?
    Хвостатые гидростроители
    «Хвостик, хвост, хвостище»
    Хомяк в поисках истины
    Хомячки-пуховички
    Хорёк. Может ли он заменить кошку?
    Царь динозавров
    Чей нос лучше?
    Чем заяц отличается от кролика
    Чем лечатся слоны?
    Что я знаю о дельфинах
    Что я узнал о кошках
    Что мы знаем о кошках?
    Ягуар — величественный хищник
    Я за любовь ко всем собакам

    Птицы

    Как зимует воробей
    Кто же в гнёздышке живёт?
    Кто такие птицы?
    Кто такие амадины?
    Курица — птица не простая!
    Ласточка — вестник добра и счастья
    Ласточкино гнездо
    Мир наших увлечений. Волнистые попугайчики
    Мир птиц
    Может ли учащийся начальной школы держать дома страуса?
    Мои журавлики
    Мои любимые пингвины
    Мои наблюдения за деревенской ласточкой
    Мои певчие канарейки
    Мои пернатые друзья
    Мой волнистый друг
    Мой домашний любимец — попугай Кеша
    Мудрый ворон
    Мы учили попугая
    На крыльях весну принесли…
    Наблюдение за птицами, посещающими кормушку
    Наблюдение за образом жизни домашней песчанки и изучение влияния температуры на форму её гнезда
    Наблюдение за поведением и размножением кряквы обыкновенной в домашних условиях
    Наблюдения за популяцией городской ласточки
    Наблюдения за трясогузкой
    О воробьях
    Пернатые архитекторы
    Поведение птиц зимой
    Поведение синицы зимой
    Покормите птиц зимой!
    Поможем зимующим птицам
    Попугай корелла. Мое маленькое исследование
    Почему зимой птичка стучит в окно?
    Почему крик петуха раздается на рассвете в одно и то же время?
    Почему многие грачи зимой не улетают?
    Почему попугайчик волнистый
    Почему птицы летают?
    Почему птицы осенью улетают?
    Почему у снегиря грудка красная?
    Птицы – наши друзья
    Птицы двора нашей школы
    Птицы за моим окном
    Птицы — наши друзья
    Что за птица воробей?
    Что за птица эта галка?
    Чудо из яйца
    Чье это гнездо?
    Чьи гнезда лучше?

    Земноводные

    Кто такие змеи?
    Лягушка с душою царевны
    Мир моей черепахи
    Мой друг — черепаха
    Моя домашняя черепаха
    Наблюдение за развитием лягушки остромордой, болотной (Rana arvalis Nilsson) в аквариуме
    Необычные ящерицы
    О черепашках
    Опасны ли змеи?
    Полезны ли ящерицы?
    Почему лягушки зеленые?
    Почему у ящерицы хвост обрывается?
    Царевна-лягушка, или Как я вырастила лягушку сама
    Это сказочное существо – лягушка

    Рыбы

    Аквариум и его обитатели
    Аквариумные рыбки — какие они?
    Ловись, рыбка, большая и маленькая…
    Мой аквариум
    Мы создали аквадом, веселятся рыбки в нем
    Наблюдение за поведением обыкновенного карася при содержании его в аквариуме
    Наблюдение за рыбками-попугаями
    Обитатели водоёмов
    Обитатели пресных водоемов
    Рыбы наших вод
    Хищнее щуки рыбы нет…
    Что случилось с кетой?

    Насекомые

    Комар: казнить нельзя, помиловать…
    Кто живет в компьютере?
    Кто как приспосабливается к окружающему миру
    Кто такая медведка
    Кто такие пауки?
    Маленький, да удаленький, или Как двигаются насекомые
    Медовая братва
    Мир жуков
    Мир стрекоз
    Моё открытие о мухе
    Моя коллекция насекомых
    Муравьи и их царство
    Муравьиная жизнь
    Наблюдение за циклом развития бабочки павлиний глаз
    Наблюдение за особенностями жизни и поведения богомола в неволе
    Наблюдение за циклом развития колорадского жука
    Наблюдения за развитием муравейника
    Насекомые моего двора
    Насекомые. Какие они?
    О пауках
    Откуда пришли рыжие и куда они нас ведут?
    Ох уж эти комары!
    Ох уж эти шершни!
    Паук – человеку друг
    Покровительственная окраска животных (Почему кузнечик зеленый?)
    Понимаем ли мы животных, или как привлечь бабочек в свой сад
    Порхающие цветы



    Предварительный просмотр:

    Конкурсы исследовательских работ младших школьников

    Всероссийский конкурс « Рассударики » для детей, воспитателей, учителей, педагогов дополнительного образования и родителей с ускоренными сроками подведения итогов. Каждый участник может принять участие в любом количестве номинаций и в каждой номинации предоставить любое количество работ. Работы оцениваются жюри в течение двух рабочих дней. После чего результаты можно будет увидеть на странице.

    Номинации 1.Свободное направление работы, тема на усмотрение участника (портфолио дошкольника, школьника, детские исследовательские и научные работы, проекты и т.д.). 2.Заданное направление работы, тема на усмотрение участника.

    В номинациях на конкурс можно предоставлять любые материалы (проекты, методические разработки, исследовательские работы, сценарии, мастер-классы, презентации, сочинения, рассказы, стихи, фотографии, видео материалы, рисунки, поделки, песни, танцы и т.д.).

    http://rassudariki.ru/?yclid=2185259149066772630 

    Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов «Учусь исследовать. Учу исследовать»  https :// idfedorov.ru/contests/article=6078/ 

    Цели и задачи конкурса: - поддержка интеллектуального, исследовательского и проектного творчества детей и педагогов;

     - содействие обмену опытом учителей;

    - формирование у учащихся и педагогов представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

     - содействие развитию творческой исследовательской активности;

     - содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с младшими школьниками;

     - пропаганда лучших методических разработок по учебно-исследовательской работе дошкольников и младших школьников.

    Участниками конкурса могут стать:

    - ученики 1-4 классов совместно с куратором-учителем – в номинации «Учусь исследовать»;

    - учителя начальных классов в номинации «Организатор проектно-исследовательской деятельности».

    К участию в конкурсе допускаются как индивидуальные участники, так и коллективы.

     «Солнечный свет» Портал для участия в конкурсах исследовательских работ на: всероссийском, международном и межрегиональном уровнях https://idfedorov.ru/contests/article=6043 

     «Дорогами ДОБРА…» Всероссийский конкурс исследовательских, научно-методических и творческих работ Тематика работ:

    -Добровольческая (волонтерская) помощь различным категориям граждан (пожилые, дети, мигранты и пр.)

    - Добровольческие и волонтерские инициативы Год Добровольца в России Я – доброволец (волонтер)

    -Добрые дела Добровольчество – основа патриотизма Добровольческое движение: история и современность Добровольчество в период Великой Отечественной Войны и др.

    К участию в конкурсе допускаются дети дошкольного и школьного возраста

    -(3-18 лет); учащиеся учреждений среднего профессионального образования Российской Федерации и др. http://creation.miroznai.ru/contest/94 

    Всероссийский конкурс детских исследовательских работ и проектов «Мои открытия» В конкурсе детских исследовательских работ и проектов могут принимать участие учащиеся начальных классов (младшие школьники, 1-4 классы).

     К участию в Конкурсе допускаются индивидуальные участники .

     Номинации :

    «Русский язык и литература»;

     «Окружающий мир»;

    «Математика»;

    «Искусство»;

    «Физическая культура и спорт»;

    «Технология». http://sorvin.ru 



    Предварительный просмотр:

    АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ 

    Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.

    Стадии работы над проектом:
    1. Подготовка;
    2. Планирование;
    3. Исследование;
    4. Выводы;
    5. Представление (защита) проекта и оценка его результатов.

    Ниже приведена таблица, в которой подробно рассмотрены стадии работы над проектом:

    Стадия

    работы над проектом

     

    Содержание работы

     

    Деятельность

     учащихся

     

    Деятельность

    учителя

     

    Подготовка

    Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы

    Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию.

    Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников.

    Планирование

    а) Определение источников необходимой информации.

    б) Определение способов сбора и анализа информации.

    в) Определение способа представления результатов (формы проекта)

    г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.

    д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы

    Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности.

    Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся.

    Исследование

    1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)

    2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

    3.Выбор оптимального варианта хода проекта.

    4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта

    Поэтапно выполняют задачи проекта.

    Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся

    Выводы

    Анализ информации. Формулирование выводов

    Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект.

    Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)

    Представление (защита) проекта и оценка его результатов

    Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого

    Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.

    Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта

     



    Предварительный просмотр:

    СПИСОК ПРИМЕРНЫХ ТЕМ ПРОЕКТОВ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    1. Почему воздушные шарики летают?
    2. Как растет лук?
    3. Как приготовить краски?
    4. Как растет сосулька?
    5. Есть ли жизнь на Марсе?
    6. Чист ли белый снег?
    7. Как растет дерево?
    8. Почему муха ходит по потолку?
    9. Какие птицы живут в городе?
    10. Что такое иней?
    11. Как вырастить цветок?
    12. Почему разноцветная радуга?
    13. Загадки воды
    14. Как приготовить травяные шампуни?
    15. Почему Луна разная?
    16. Как сохранить запах Новогодних праздников?
    17. Умный невидимка или зачем нужен воздух
    18. Из чего сделаны ракушки?
    19. Бывают ли растения-хищники?
    20. Откуда у хлеба корка?
    21. Как доктор слышит, что мы дышим?
    22. Как рождается роса?
    23. Как выглядит звук?
    24. Как устроен вентилятор?
    25. Почему не спит вулкан?
    26. Какая вода самая полезная?
    27. Куда летит пчела?
    28. Что на обед у крокодила?
    29. История шахмат.
    30. История олимпийских игр.
    31. Вся правда о Египетских пирамидах.
    32. О чем рассказал кит?
    33. Почему светит лампочка?
    34. Как муравьи строят свои дома?
    35. Почему поет щегол?
    36. Как рождаются стихи?
    37. Для чего человеку нос?
    38. Может ли камень лечить ?
    39. Как пишет ручка?
    40. Загадки соли.
    41. Есть ли у воды память?
    42. Смех. Что это такое?
    43. Почему поет скрипка?
    44. Откуда притяжение у магнита?
    45. Как человек использует море?
    46. Загадки Греции
    47. Зачем человеку скелет?
    48. Почему исчезли динозавры?
    49. Нужна ли нам рекламная пауза?



    Предварительный просмотр:

    СПИСОК КОНКУРСОВ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    1. Всероссийский дистанционный Конкурс Проектов 2018 для учащихся 1-11-х классов. Направление: все направления. Ссылка: https://www.cdti43.ru/olimpiady-i-konkursy-dlya-detej-i-molodezhi/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2

    2. Всероссийский конкурс научно-технических и творческих проектов «Луна: город первых». Направление: творческое. Ссылка: http://luna2018.festivalnauki.ru/

    3. VII Всероссийский конкурс детских анималистических проектов имени В.М. Смирина. Направление: творческое, исследовательское. Ссылка:http://www.biodiversity.ru/programs/wildlife_art/projects/smirin-konkurs.html

    4. Всероссийский конкурс социально-значимых проектов учащихся «Изменим мир к лучшему!». Направление: социальное. Ссылка: http://pedakademy.ru/?page_id=122

    5. Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки». Направление: исследовательское. Ссылка: http://pedakademy.ru/?page_id=119



    Предварительный просмотр:

    СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И МЕТОДИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
    В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    1. Семенова, Н. А. Организация исследовательской деятельности младших школьников: методическое пособие.

    2. Журнал «Начальная школа» №9.

    3. Брыкова, О. В. Проектная деятельность в учебном процессе.

    4. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.

    5. Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПК 04.05. (исследовательская и проектная деятельность в области начального образования)

    Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

    ПК 4.05 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

    ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования...

    ПК 04.05 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

    Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

    ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования

    Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования...

    ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования

    Участие в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

    ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования

    Участие в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....