ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
статья на тему

Гречина Анастасия Алексеевна

Предварительный просмотр:

Алгоритмы исследовательской технологии на уроках в начальной школе.

Современный урок в начальной школе будет радостным и интересным, если он, активизируя творческие и познавательные силы учащихся, расширяя кругозор, ставит их перед принятием самостоятельного решения. Готовность и способность учащихся самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности формируется и на уроках русского языка. Ученические исследования рассматриваются как средство активизации процесса обучения: формируются общие умения и навыки учебной работы (познавательные, практические, организационные). Учащиеся учатся наблюдать, пользоваться различными источниками для нахождения информации, планировать свою деятельность, формулировать вывод, самостоятельно обрабатывать отобранный материал, представлять результаты своей работы в различных видах: рисунок, схема, паспорт, заметка, фоторепортаж, устное сообщение, кластер и т.д. Поэтому в своей работе использую исследовательские методы. На уроках русского языка организовываю такие виды исследований, как  исследование словарного слова, исследование текста.

Алгоритм - это конечный набор правил, который определяет последовательность операций для решения конкретного множества задач и обладает пятью важными чертами: конечность, определённость, ввод, вывод, эффективность.

Использование в учебной деятельности алгоритмов позволяет учащимся начальных классов реализовывать предметные и метапредметные результаты, такие как:

  • учиться рассуждать, переносить общие суждения на частные;
  • развивать математическую речь;
  • последовательно, грамотно излагать применяемые знания;
  • ускорить осознание изучаемого материала;
  • увеличить количество тренировочных упражнений;
  • больше времени уделять самостоятельной работе;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • формирование саморегуляции, как способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствия;
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • структурирование знаний;
  • самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
  • самостоятельный поиск необходимой информации при работе со схемами;
  • овладение основами логического и алгоритмического мышления.

Использование алгоритмов на уроках математики в начальной школе способствует формированию не только вышеперечисленных свойств, но в рамках личностных компетенций способствует формированию следующих качеств личности учащихся:

  • развитие рационально-логического мышления;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • ориентация на результат и эффективность;
  • развитие навыков планирования;
  • умение извлекать из ошибок опыт, вместо того, чтобы винить внешние обстоятельства, впадать в самобичевание или вообще ничего не делать;
  • проявление гибкости перед лицом меняющихся обстоятельств, в ситуации изменений;
  • способность видеть и понимать разные точки зрения;
  • формирование умения к самоконтролю и проверке результата;
  • развитие творческого мышления.

Алгоритм  исследования словарного слова:

1.Знакомство со словом в занимательной форме (ребусы, загадки, лото, рисунки, кроссворды, выделение лишнего, вычленение из пословиц и поговорок, определение слова по его лексическому значению и др.) Проводится звуковой анализ, анализ написания слова.

2. Этимологическая справка. Содержит информацию о происхождении слова.

3. Толкование лексемы. Иллюстрация. Учащиеся дают лексическое значение изучаемому слову, а затем сравнивают с определением мастеров слова (С.И.Ожегова, В.И.Даля, М.Л.Безруковой, С.Г.Трясогузовой и др.)

4. Подбор однокоренных слов и наблюдение над их единообразным написанием.

5. Наблюдение над функционированием слова в русской речи: Дети знакомятся или находят пословицы и  поговорки, загадки с изучаемым словом.

6. Подбор синонимов, антонимов и фразеологизмов к словарному слову. Работа с этим материалом формирует у учащихся лексикологические представления, делает их речь богаче, ярче и интереснее.

7. Составление словосочетаний, предложений или чтение текста с новым словом. Данная работа позволяет вести наблюдение над функционированием слова в устной и письменной речи.

8. Краеведение. Анализируется использование слова в истории родного края, в народном хозяйстве, в искусстве.

9. Представление результатов исследования или этап защиты проекта.

Алгоритм исследования текста:

Исследование текста использую при изучении таких разделов русского языка, как «Текст», «Предложение», «Части речи». Для анализа беру художественные тексты, например, отрывок из рассказа М.Пришвина «Старый гриб», стихотворение И.Бунина «Осень», С.Есенина «С добрым утром», отрывок из рассказа К.Паустовского «Подарок». Проводим лингвистический, грамматический, синтаксический анализы, выявляем значение слов и выражений, подбираем синонимы и выясняем их смысловые различия, анализируем изобразительные средства языка, определяем различные формы слова и др. Приоритетным являются активные игровые методы, творческое самовыражение, выбор наиболее точных и эффективных форм работы.

Исследование отрывка из рассказа М.Пришвина «Старый гриб» проводилось по плану:

1) прочитав текст до слов «Вышел я из ельника и подумал « Может и мне напиться из такой тарелочки?», продолжить слова автора 3 - 4 предложениями;

2) обсудить придуманное и сравнить с мыслями автора;

3) определить вид текста (повествование);

4) придумывание заголовка;

5)зачитывание стилистически - окрашенных предложений и словосочетаний;

6) нахождение сравнений, олицетворений (листья - пятачки; отодвинутая веточка - лесное оконце: сыроежка - тарелка: вода дрогнет: листик загуляет);

7) работа над правописанием слов с парными согласными в корне - берёзки, дубки, погодка, сыроежки, красноголовки, травке, дорожке, головку;

8) обсуждение образования сложных слов - сыроежки, красноголовки;

9) нахождение фразеологизма в тексте по определению «большая усталость» - валился с ног;

10) чтение предложений с однородными подлежащими, определениями, сказуемыми;

11) запись антонимов - прилагательных: холодная - тёплая, узкая - широкая, маленькая - огромная, большая, молодая - старая, мелкая - глубокая;

12)  дополнение словосочетаний: ёлочки (какие?) …, не повезло (с чем?) …, было (как?) …, пищит (где?) …, птичка (какая?) … и т.д.:

13) выписать однокоренные слова и дополнить другими - грибная, грибами; подберёзовики, берёзы, берёзки; дождиком, дождевик; пить, напиться, пьёт.

Алгоритм сложения многозначных чисел.

  1. Способ записи чисел в десятичной системе счисления;
  2. Свойства коммутативности и ассоциативности сложения;
  3. Дистрибутивность умножения относительно сложения;
  4. Таблица сложения однозначных чисел.

В общем виде алгоритм вычитания чисел в десятичной системе счисления формулируют так:

  1. Записывают вычитаемое под уменьшаемым так, чтобы соответствующие разряды находились друг под другом;
  2. Вычитаю единицы, если цифра в разряде единиц вычитаемого не превосходит соответствующей цифры уменьшаемого, вычитают ее, из цифры уменьшаемого, записывают разность в разряд единиц искомого числа, после чего переходят к следующему разряду;
  3. Если же цифра единиц вычитаемого больше единиц уменьшаемого, цифра десятков уменьшаемого отлична от нуля, то уменьшают цифру десятков уменьшаемого на 1, одновременно увеличив цифру единиц уменьшаемого на 10, после чего вычитают далее переходят к следующему разряду;
  4. Вычитаю десятки (делают, как с единицами )записывают разность в разряде единиц искомого числа и переходят к следующему разряду;
  5. В следующем разряде повторяют описанный процесс;
  6. Вычитание заканчивается, когда производится вычитание из старшего разряда уменьшаемого.

Алгоритм умножения многозначных чисел.

  1. Записывают второе число под первым;
  2. Умножают цифры разряда единиц. Если произведение меньше 10, то записывают его в разряд единиц ответа и переходят к следующему разряду (десятков);
  3. Если произведение цифр единиц числа больше или равно 10, то в разряд единиц записываем число ответа и запоминаем десятки и переносим в следующий разряд;
  4. Умножают цифры разряда десятков также, как единиц.
  5. Процесс умножения заканчивается, когда окажется умноженной цифра старшего разряда.

Алгоритм письменного деления многозначных чисел.

  1. Выделяем первое неполное делимое.
  2. Определяем количество цифр в значении частного.
  3. Подбираем первую цифру в значении частного.
  4. Умножаем число, записанное этой цифрой, на делитель.
  5. Вычитаем полученный результат из неполного делимого и находим остаток.
  6. Убеждаемся , что остаток меньше делителя.
  7. Записываем цифру следующего разряда делимого рядом с остатком.
  8. Повторяем пункты 3, 4, 5, 6, 7.

Алгоритм решения задачи.

1. Читаю задачу...

2.Известно...

3.Надо узнать...

4.Объясняю...

5.Решаю...        

6.Ответ...

7.Проверяю...

Такая форма работы создаёт особое позитивное отношение школьника к учебному процессу, повышается эффективность обучения, предполагает творческий подход к решению любого вопроса. Русский язык содержит немало «изюминок», методических находок, помогающих активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать их творческие способности.

Использование развивающих и творческих заданий способствует формированию устойчивого интереса к предмету, успешному интеллектуальному развитию и формированию положительной мотивации к учению. С помощью таких заданий я организую частую смену деятельности, которая поддерживает работоспособность и повышает активность детей на уроке. Систематическая работа по формированию мыслительных действий обучающихся позволяет им справляться не только со стандартными учебными заданиями, но и с заданиями повышенной трудности.  



Предварительный просмотр:

Список конкурсов исследовательских работ младших школьников.

  1. Всероссийский заочный конкурс «юный исследователь»http://www.future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=5027&Itemid=3185
  2. Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки»  http://pedakademy.ru
  3. Всероссийский конкурс реферативных работ учащихся «Новый горизонт»   http://pedakademy.ru/?page_id=2703
  4. Всероссийский конкурс научно-практических и исследовательских работ обучающихся «лестница наук».

https://roskonkurs.com/konkursyi-i-konferenczii/vserossijskij-konkurs-lestnicza-nauk-dlya-shkolnikov-i-studentov.html



Предварительный просмотр:

Темы исследовательских работ для школьников 1 – 4 классов

  1. Кто живет у нас в лесу?
  2. Удивительный мир бабочек.
  3. Отчего крапива жжется?
  4. Почему люди зевают?
  5. Имя в жизни человека.
  6. Мои домашние питомцы.
  7. Лес - наш друг.
  8. Отчего осенью листья меняют цвет?
  9. Роль растения в жизни человека.
  10.  Ягода Арбуз.
  11.  Обитатели приусадебного участка.
  12.  Почему цветы разноцветные
  13.  Задачи в рисунках.
  14.  Люди и кошки.
  15.  Почему вымерли динозавры?
  16.  Умеют ли разговаривать дельфины?
  17.  Как спасти нашу реку?
  18.  Достопримечательности нашего города.
  19.  Мы учили попугая.
  20.  Поведение птиц зимой.
  21.  Аквариум и его обитатели.
  22.  Есть ли в воздухе вода?
  23.  Разноцветные моря.
  24.  Семь чудес света.
  25.  Охранять природу - значит охранять мир.
  26.  Если хочешь быть здоров.
  27.  Полезно ли мороженое?
  28.  Шоколад – вред или польза?
  29.  Математика в жизни кошки.
  30.  Приемы быстрого счета.
  31.  Детские музыкальные инструменты.



Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения проекта в начальной школе

Проект – это «Пять П»: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация.

Этап 1. Представление темы проекта. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких к ним областей.

На этом этапе выявляются знания детей, которые определяют возможность выполнения проекта, идёт ознакомление школьников с необходимыми понятиями и терминами. Осуществляется поиск идей, которые помогут решить проблему, лежащую в основе проекта.

Этап 2. Выбор проблемы. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьника в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся. На этом этапе дети отвечают на вопрос: что мы хотим узнать? Важны ли для нас такие вопросы.

Этап 3Формулировка подтем (мелких проблем). Эта работа идет в группах. Дети определяют все подтемы, которые войдут в план решения проблемы. Проводятся консультации.

Кроме того, важно ставить вместе учебные цели по овладению приемами проектирования как общеучебными умениями.

Этап 4. Планирование работы. В рабочих группах обсуждается план предстоящей работы, определяются пути поиска необходимой информации. Принимается решение: в какой форме будет представлен проект.

Этап 5. Осуществление проекта. Самостоятельная работа участников проекта по группам (сбор информации, исследование проблемы, выбор вариантов решения, оформление работ).

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуются особый такт, деликатность, чтобы не "навязать" ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск. На этом этапе можно задать ученикам такие вопросы: "Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться (Интернет, справочники, художественная литература, учебники)?".

Этап 6. Представление проекта (защита). Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности - презентация (защита) проекта.

Этап 7. Оценка проекта. Весьма важный вопрос - оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер.

Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект "победил" в "какой-либо" номинации.

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

I этап

1.Формулирует проблему (цель). (При постановке цели определяется и продукт проекта).

2.Вводит в игровую(сюжетную) ситуацию.

3.Формулирует задачу.

1. Вхождение в проблему.

2.Вживание в игровую ситуацию.

3.Принятие задачи.

4.Дополнение задач проекта.

II этап

4.Помогает в решении задачи.

5.Помогает спланировать деятельность.

6.Организует деятельность.

5.Объединение детей в рабочие группы.

6.Распределение амплуа.

III этап

7.Практическая помощь (по необходимости).

8.Направляет и контролирует осуществление проекта.

7.Формирование специфических знаний, умений, навыков.

IV этап

9.Подготовка к презентации.

Презентация.

8.Продукт деятельности готовят к презентации.

9.Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

C:\Users\admin\Desktop\Снимок.JPG



Предварительный просмотр:

Конкурсы, фестивали проектов в начальной школе

  1.  Всероссийский заочный конкурс проектных работ «Созидание и Творчество»

Направление: творческое

Номинации:

  • научные проекты;
  • учебные проекты;
  • образовательные проекты;
  • благотворительные проекты;
  • социально-значимые проекты;
  • экологические проекты;
  • культурно-просветительские проекты;
  • интернет-проекты, сайты;
  • здоровый образ жизни;
  • образовательный туризм;
  • проекты о своём крае (мультимедийные экскурсии по своему краю);
  • межнациональное сотрудничество;
  • обряды, костюмы, традиции моего народа;
  • традиции моей семьи;
  • праздники дворов, улиц, сёл;
  • традиционные ремёсла и народные промыслы моего края.

http://www.future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3848&Itemid=992 - Юность. Наука. Культура.

  1. Всероссийский конкурс проектов для школьников и студентов
    «Проекториум»

Направления: для участия в конкурсе проектных работ учащиеся могут представить проект любого типа: исследовательский, информационный, практический, творческий. На конкурс можно представить также социальные проекты (социально-значимые проекты), а также проекты общественно-экологической направленности.

http://obrazshkola.ru/?page_id=840- Образцовая школа.Образовательное издание для педагогов и школьников.

  1. Международный конкурс проектов для учащихся школ

Направления: математика: 1—6 класс, чистописание: 1 класс,
родной язык: 1-4 классы, русский язык: 1—11 классы, чтение: 1—4 классы, иностранный язык: 2—11 классы (английский, французский, немецкий, испанский), труд («Труды»): 1—4 класс (иногда 1-8 класс), общественно-полезный труд, музыка: 1-(5-9)классы., изобразительное искусство (Рисование): 1-7 классы.

http://scipro.ru/contest/interclover/cont-school.html - SCIPRO.

  1. XI Всероссийский заочный конкурс учебных проектов в образовательной области «Технология» имени М. И. Гуревича

Направления: по любому предмету на выбор ученика.

https://drofa-ventana.ru/material/xi-vserossiyskiy-zaochnyy-konkurs-uchebnykh-proektov-v-obrazovatelnoy-/ - Корпорация «Российский учебник» и ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования».

  1. IV Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ обучающихся «Открытие – 2017»

Направления: по любому предмету на выбор ученика.

https://eduopenru.ru/index.php/konkurs/710-iv-vserossijskij-konkurs-proektno-issledovatelskikh-rabot-obuchayushchikhsya-otkrytie-2017 - Открытое образование.



Предварительный просмотр:

Темы проектов в начальной школе

1. Социальные: «Книжкин дом»,  «Дорогою добра», «Сохраним красоту для потомков», «Ветеран живет рядом», «Покормите птиц зимой».

2. Творческие: «Книги: вчера, сегодня, завтра», «Когда мои родители были детьми», «О чем говорит почерк?», «Коллаж из ткани», «Мой город».

3. Информационные: «Самые большие зоопарки мира», создание газеты «Классный вестник», «Чудеса из сахара», «Влияет ли зубная паста на прочность зубов?».

4. Учебные: «Роль ударения в русском языке, «Я и моя семья!», «Новый год шагает по планете», «Моя любимая книга».

5. Исследовательские: «Роль собак в жизни человека», «Профессии наших родителей», «Как животных цвет защищает?»,  «Далеко ли от нас до солнца?», «Мобильный телефон: друг или враг?», «Зачем растениям нужна вода?».



Предварительный просмотр:

Список рекомендуемой литературы для учителя

  1. Братанова Т.А. «Методика организации игр – исследований с младшими школьниками. Начальная школа».
  2. Брдовская З.В. «Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников».
  3. Васильев В. «Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации».
  4. Землянская Е.Н. «Учебные проекты младших школьников. Журнал «Начальная школа».
  5. Полат Е.С., Бухаркина М. Ю. «Современные педагогические и информационные технологии в системе образования».
  6. Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников».
  7. Семёнова Н.А. «Исследовательская деятельность учащихся. Журнал «Начальная школа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Подбор олимпиад для обучающихся начальной школыОлимпиада - форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического мат...

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования...

ПК 4.5.Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....