ПК 04.04.
методическая разработка (4 класс) на тему

Филиппова Валентина Леонидовна

ПК 04.04. Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ заседания методического объединения учителей начальных классов

“Использование современных технологий в образовательном процессе как ведущее направление повышения качества обучения и воспитания младших школьников”.

Руководствуясь нормативными документами, программами и стандартами образования, учитывая специфику учебного заведения, объективный уровень состояния учебного процесса, уровень обученности, воспитанности и развития учащихся, квалификацию педагогического коллектива и круг актуальных нерешённых проблем, методическое объединение ставило перед собой следующие задачи:

  • Развитие у учащихся интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, накапливая опыт коллективных творческих дел;
  • Продолжение работы по реализации принципа индивидуального подхода в обучении и воспитании; формирование у учащихся потребности в самоконтроле и самооценке;
  • Выявление и реализация образовательного потенциала учащихся;
  • Использование наиболее эффективных технологий преподавания предметов, разнообразных вариативных подходов к творческой деятельности учащихся;
  • Продолжение работы над проектно-исследовательской деятельностью младших школьников;
  • Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в профессиональной сфере.

В текущем учебном году было проведено 5 заседаний МО учителей начальных классов.

Поставленные задачи выполнены частично, коллектив учителей продолжит работу над поставленными задачами в следующем учебном году, так как они являются актуальными..

Все заседание носило познавательный характер, подобная практика позволяет расширить свой профессиональный кругозор, перенять опыт состоявшихся педагогов, тем самым способствовать повышению своего профессионализма. Систематическая методическая работа приносит положительные результаты, и я считаю, что в участии в заседаниях методического объединения заинтересованы как молодые поколения педагогов, так и опытные учителя – все смогут найти для себя полезную и интересную информацию.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра психолого – педагогических дисциплин

Филиппова Валентина Леонидовна

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТОГО

В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа защищена

с оценкой____________________

«   » _______________ 2016 года

Специальность: 44.02.02.

Преподавание в начальных классах

Курс: 3, группа: 33

Руководитель: Соколкина О.С.,

преподаватель ПМ 03.

Классное руководство

I квалификационной категории

Челябинск, 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ВОЖАТОГО В  ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ                                                                                       5                                                                                   

1.1. Сущность понятия «вожатый»        5

1.2. Функции вожатого        8

1.3. Роль вожатого в организации деятельности детского оздоровительного лагеря        9

1.4. Особенности взаимодействия вожатого с участниками педагогического процесса   в детском оздоровительном лагере        14

Выводы по I главе        17

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТОГО В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ        18

2.1. Формы работы в детском оздоровительном лагере        18

2.2. Методика создания программы лагерной смены        23

Выводы по II главе        30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        32

ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                                                   33

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования  заключается в том, что в условиях динамики современных экономических и социальных процессов постоянно увеличивается нагрузка на школьников, которым необходим полноценный отдых. Проблему оздоровления и полноценного отдыха детей эффективно решают детские оздоровительные лагеря.

Детские оздоровительные лагеря сегодня являются учреждениями дополнительного образования. В «Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования» изложены основные задачи учреждения по обеспечению необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения:

  • адаптация их к жизни в обществе;
  • фoрмирование общей культуры;
  • организация содержательного досуга.

В настoящее время от педагога требуется все более высокий уровень профессионализма в работе с детьми, умение организовать общение, выстроить отношения с каждым ребенком таким образом, чтобы способствовать его духовному развитию и воспитанию. Педагог, работающий в качестве организатора детского коллектива, находится в постоянном поиске творческого наполнения всей организации его жизни и деятельности.

Для того чтобы досуг был более насыщенным и ярким, педагоги и организаторы в детских оздоровительных лагерях, постоянно работают над созданием новых программ смен и форм организации досуга, т.е. прибегают к использованию инновационной деятельности.

Выбранная нами тема исследования актуальна, т.к. одной из наиболее распространенных форм летнего отдыха детей, подростков и юношества являются детские оздоровительные лагеря.

Проблемой исследования занимаются:  А. С. Макаренко, .И. Боровиков, М.А. Валеева, Л. В. Иванова, В. Г. Кочеткова, Е.В. Лисецкая, О. П. Морозова, А.М. Новиков, С.И. Тимонин, А.И. Щетинская и др.

Цель: изучить теоретические и методические основы организации деятельности вожатого в детском оздоровительном лагере.

Для достижения поставленной цели нами сформулирован ряд основных задач:

  1. отобрать и проанализировать научно – методическую литературу по проблеме исследования; 
  2. на основе анализа современных источников литературы изучить функции и роль вожатого в организации деятельности детского оздоровительного лагеря.
  3. изучить формы работы вожатого в детском оздоровительном лагере;
  4. освоить методику создания программы лагерной смены;
  5. составить программу лагерной смены «Я и Планета»

При выполнении нашей работы были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ литературы, обобщение, систематизация.


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ВОЖАТОГО В  ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

1.1. Сущность понятия «вожатый»

  1. «Вожатый, послушай,

Как бьется о берег волна.

Ребячьи сердца и души-

Вся жизнь ими полна!»
(отрывок из песни «Вожатская вечерняя»)

Вожатый - педагог, воспитатель особого типа, он реализует уникальные возможности воспитательного процесса в условиях детского оздоровительного лагеря. Современному вожатому требуется досконально изучить возрастные и индивидуальные особенности вверенных ему детей.

За сравнительно короткий срок он должен не только сам подружиться с детьми, приобрести у них авторитет, но и сплотить в большинстве случаев незнакомых ранее ребят, создать маленький коллектив, где царили бы взаимопонимание и взаимоподдержка.

В педагогической системе детского оздоровительного лагеря должность вожатого является основным звеном в системе педагогических должностей, обеспечивающих полноценный и качественный отдых детей, приезжающих в ДОЛ. Вожатый является непосредственным организатором и руководителем временного детского коллектива, основным лицом, обеспечивающим охрану жизни и здоровья детей и подростков. Успешная организация летнего отдыха детей во многом зависит от личности вожатого лагерной смены и уровня его мастерства.

Впервые термин «вожатый», применительно к детской Пионерской организации СССР, появился в 1922. Так тогда называли руководителя пионерского отряда — пионер-вожатый, «вожатый пионеров». В Советском Союзе состав вожатых для пионерских лагерей формировался из комсомольцев (членов ВЛКСМ). В 1991 г. после роспуска Пионерской организации, термин «вожатый» не имеет нормативного определения (кроме находящегося в Крыму Международного детского Центра «Артек», а также всероссийских детских центров «Орленок», «Океан», «Созвездие» и «Жемчужина России»).

Вожатый – понятие не только многозначное, но и многоликое. Понятие «вожатый» означает— педагог, работающий с детским объединением.

 Предшественниками вожатых были энтузиасты, работающие с детьми в разных городах и селах страны, создавшие, в первые годы после революции, детские объединения, которые ставили своей целью воспитание детей и подростков в пролетарском духе. В 1922 году была создана пионерская организация. Тогда и появилось это крылатое название будущей сложной и ответственной профессии - вожатый. Оно происходит от понятия «вести», «идти во главе». Деятельность вожатого не сразу стала профессией. Сначала вожатыми были рабочие парни и девчата, для которых работа с пионерами, являлась общественным поручением, выполняемым после рабочего дня. В 50-е годы началась подготовка вожатых в педучилищах. Позднее (с 1961 г.) вожатых было решено готовить в 9-11 классах средних школ с производственным обучением. С 1966 года в ряде пединститутов открылись историко-педагогические факультеты, выпускники которых получали сразу

две специальности: учителя истории и методиста по пионерской работе. С распадом пионерской организации меняется статус вожатого. Сначала пионерских работников стали называть просто вожатый, затем педагог-организатор, позже - организатор детского досуга или организатор детского движения.

Сегодня слово «вожатый» ассоциируется с широко образованным, разносторонне развитым специалистом, физически и нравственно совершенной личностью. Современный вожатый сочетает в себе знания и

умения педагога, психолога, социолога. При подборе педагогических кадров в детский оздоровительный лагерь следует учитывать, что вожатыми не могут работать те, у кого не наблюдается:

- отсутствие творческих способностей, устойчивая склонность к исполнительской деятельности;

- отсутствие способности и готовности работать в условиях повышенной напряженности и ответственности;

- несоответствие по медицинским и психологическим показаниям;

- склонность к девиантным проявлениям (пьянство, наркомания, повышенная агрессивность), нестабильность психоэмоционального состояния.

Вожатый — это педагог, работающий с детским объединением, конкретно в лагере — с отрядом. На вожатого возлагается большая ответственность и определенный перечень обязанностей. Во время смены вожатый: -          организует КТД отряда; -          разрабатывает педагогическую программу деятельности отряда и реализует ее; -          создаёт благоприятные условия, для реализации личностных потребностей детей, для интересного проведения досуга; -          создает благоприятный эмоционально-психологический климат в отряде; -          выявляет и разрешает конфликты между детьми в отряде; -          контролирует соблюдение распорядка дня, действующего в лагере и др. Вожатый должен обладать определенным перечнем личностных качеств, т. к. в ходе смены он собственным примером формирует в сознании детей образ полноценного и активного члена нашего общества. Вожатый находится рядом с детьми круглосуточно и от этого влияние на них только усиливается. В ходе смены при работе с детьми возникают определенные трудности, решение которых в первую очередь возлагается на плечи вожатого. Детям трудно адаптироваться в новом коллективе — вожатому необходимо найти подход к каждому. Дети тоскуют по дому — нужно заменить родителей на время смены. Дети вступают в открытые конфликты — необходимо решить их еще на стадии развития. Современные дети имеют размытое представление о поддержке, товариществе, работе в команде — нужно активно формировать эти качества в ходе смены. У подростков часто возникают проблемы в общении с противоположенным полом — вожатый должен помочь наладить девочкам и мальчикам контакт. Могут возникнуть даже проблемы межэтнического характера, которые также приходится решать тому человеку, который находится с детьми рядом. Помимо представленных проблем существует и множество других, решение которые требует определенного педагогического опыта и вожатской заинтересованности. Вожатый должен любить детей, быть стрессоустойчив, уверен в своих силах и способен направлять свой отряд в верном направлении. Он реализует общелагерные цели и задачи в пределах своего отряда, являясь посредником между администрацией и детьми. Вожатый организует досуг, контролирует соблюдение дисциплинарных моментов, отвечает за жизнь и здоровье каждого ребенка. Вожатый детского лагеря — это не профессия, а скорее состояние души. Профессии можно научиться, а быть другом, опорой, лидером сможет далеко не каждый.

1.2. Функции вожатого

Основными функциями вожатого являются:

  • организация развития и деятельности детских общественных организаций, руководство ими и контроль над их функционированием;
  • методическая помощь в программировании их деятельности.

1. Анализирует проблемы деятельности детских общественных организаций, результаты работы детских общественных организаций; наличие и перспективные возможности деятельности детских организаций; ход и развитие деятельности детских организаций; форму и содержание посещенных мероприятий, проводимых детскими организациями (не менее 90 часов в год).

2. Прогнозирует тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для корректировки деятельности детских общественных организаций; последствия запланированной работы детских организаций.

3. Планирует и организует текущее и перспективное планирование деятельности детских общественных организаций; процесс разработки и реализации программы деятельности детских общественных организаций; осуществление систематического контроля над деятельностью общественных детских организаций; работу по подготовке и проведению мероприятий, подготовленных детскими общественными организациями; совместную работу представителей общественности и детских общественных организаций.

4. Контролирует деятельность детских общественных организаций; безопасность используемых в деятельности детских организаций оборудования, приборов, технических и наглядных средств; соблюдение учениками правил для учащихся; оптимальность распределения во времени мероприятий, проводимых детскими организациями.

5. Оценивает предложения по организации деятельности детских общественных организаций и установлению связей с внешними партнерами.

6. Редактирует подготовленные к изданию материалы детских общественных организаций.

Вожатый работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели. Работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть вожатый планирует под руководством заместителя директора по воспитательной работе. Получает от директора и (или) его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера.

1.3. Роль вожатого в организации деятельности детского оздоровительного лагеря

Главная задача детского оздоровительного лагеря - организация отдыха и досуга детей, формирование культуры организации свободного времени. Особенности лагеря заключаются и в том, что происходит общение детей с природой, происходит оздоровление, формируется опыт здоровья сбережения, приобретаются навыки самостоятельного проживания, дружбы с взрослыми и сверстниками, развитие навыков ответственности за свои поступки, формирование интересов, духовной жизни и ценностей, опыт демократии, происходит индивидуальное взросление и развитие. Задачи педагогов заключаются в реализация ценностей и возможностей детского оздоровительного лагеря.

Решение задач организации жизни детей регламентирует следующие документы: Конвенция о правах ребенка, Всемирная декларация об обеспечении выплачивания, защиты и развития детей 1990 г., Президентская программа «Об организации детского оздоровительного отдыха детей» и др. Организацией педагогической деятельности в детском оздоровительном лагере обеспечивает вожатый - воспитатель. Основными функциями вожатого являются: ответственность за жизнь и безопасность детей, организация досуга.

Вожатый обязан подчиняться внутреннему распорядку и распоряжению администрации лагеря, находиться постоянно с детьми и нести личную ответственности за их безопасность и жизнедеятельность; заниматься самовоспитанием, самообразование, совершенствованием своих умений. Ежедневно присутствуя на педагогических советах и планерках, вожатый анализирует собственную педагогическую деятельность, планирует жизнедеятельность своего отряда на определенный период времени, принимает участие в обсуждении актуальных проблем воспитания детей в условиях ДОЛ. Вожатый должен стремиться проводить интересную, актуальную психологическую и педагогическую работу с детьми.

Вожатый выполняет следующие должностные обязанности:

- создает благоприятные условия, позволяющие детям реализовать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время;

- использует разнообразные приемы, методы и средства обучения и воспитания;

- изучает индивидуальные способности, интересы и склонности воспитанников;

- поддерживает инициативы детей в сфере их свободного времени, досуга и развлечений;

- организует воспитательные дела, игры, праздники, экскурсии и т.п.;

- организует выход детей на зарядку и совместно с инструктором по физической культуре обеспечивает ее проведение;

- помогает руководителю студии (кружка) во время занятий, если число детей из своей семейки превышает 8 человек;

- организует и обеспечивает участие детей в культурно - массовых, спортивно - оздоровительных и трудовых мероприятиях;

- обеспечивает неукоснительное соблюдение детьми дисциплины и порядка в соответствии с установленным режимом;

- организовывает самоуправление в коллективе воспитанников;

- соблюдает права и свободы воспитанников;

- ведет в установленном порядке документацию и отчетность;

- проходит периодические медицинские обследования;

- соблюдает этические нормы поведения в лагере, в быту;

- обеспечивает безопасное проведение воспитательного процесса, строгое соблюдение правил охраны труда, техники безопасности, санитарных и противопожарных правил; немедленно ставит в известность администрацию лагеря об обнаружении у воспитанников оружия, пожаро - и взрывоопасных предметов и устройств, ядов, наркотических и токсичных веществ, иных изъятых из гражданского оборота вещей;

- оперативно извещает администрацию лагеря о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;

- вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения воспитательного процесса, а также доводит до сведения руководства обо всех недостатках в обеспечении воспитательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма воспитанников.

Анализируя ситуацию, сложившуюся в образовательной среде, можно заметить различные формы асоциального поведения детей. Проявления детской агрессии являются следствием нарушений психологической атмосферы общества. Они связаны с комплексом причин: рушатся нравственные устои, ослабляется воспитательная функция школы, свободное каникулярное время школьников не контролируется родителями, досуговая деятельность детей недостаточно организованна, активизируются различного рода девиантные проявления в поведении повышается, в том числе употребления алкоголя несовершеннолетними. В пределах школы невозможно решить все эти проблемы, поэтому возникает необходимость неформального образования, способного организовать свободное время ребенка с возможностями развития способностей и интересов.

Одним из видов неформального образования является оздоровительно-образовательный лагерь. Суммируя все имеющиеся определения, мы можем сказать, что детский оздоровительно-образовательный лагерь — это педагогическая программа для детей и подростков, реализуемая в загородном центре в течение трех летних каникулярных месяцев в сменах по 21 дню, с первичной целью — образовательного, культурного и физического развития подрастающего поколения.

В нашей стране это один из самых распространенных и доступных видов детского отдыха. Воспитательно-образовательная среда лагерь помогает развить интеллектуально-творческий потенциал ребенка, развить спортивные навыки, предоставляет возможность построения дружеских отношений со сверстниками. Летний лагерь выполняет важную функцию — оздоровление и воспитание подрастающего поколения.

Педагогическая система оздоровительно-образовательного лагеря представляет собой комплекс различных видов деятельности, направленных на достижение педагогических, психологических и социальных целей. По мнению представителей отечественной педагогики (В. А. Сластенина, Л. В. Байбородова, М. И. Рожкова, Л. Г. Шешер, Л. В. Алиевой, Л. И. Новиковой и других) основным предназначением оздоровительно-образовательного лагеря является организованный отдых и создание такой среды, в которой для ребенка предоставлена возможность самопознания, саморазвития, осознания себя частью общества и определения для себя роли в нём.

Летний оздоровительный отдых детей — это система мероприятий, направленных на то, чтобы ребенок в летнее время активно отдыхал, был занят и включен в активную социализацию, творческую деятельность.

Детский оздоровительный лагерь имеет свою специфику организации образовательной среды, что влечет за собой использование иных, отличающихся от школьных, методов и средств работы. Среда лагеря для ребенка значительно отличается от домашней. В первую очередь можно обратить внимание на совместное проживание детей в комнатах, которое значительно облегчает процесс социализации ребенка в новом коллективе и в тоже время, позволяет получить ему неоценимый опыт взаимодействия со сверстниками в другой социальной ситуации.

В следующую же очередь можно обратить внимание на то, что именно в лагере дети начинают строить доверительные отношения со взрослыми (разумеется, если не учитывать родителей, находящихся рядом с детьми с самого рождения). Вожатые, воспитатели, физруки, ди-джеи — это не просто наставники, это друзья и помощники.

Помимо этого стоит обратить внимание на близкое знакомство ребенка с природой. Так как детские оздоровительные лагеря находятся по большей части на природе, и, как следствие, знакомство с ней происходит даже без особого акцентирования внимания, «само собой». Полученные знания об окружающем мире дополняются и корректируются воспитателями и вожатыми, в итоге повышается уровень экологической культуры детей.

Следующая особенность — активная пропаганда здорового образа жизни. Вся деятельность лагеря направлена не только на сохранение здоровья, но и на его улучшение. Лагерный день жестко нормированный, в связи с этим нет возможности пропустить спортивно-оздоровительные мероприятия. За время смены ребенок привыкает к физическим нагрузкам и по возвращению обратно в родной город старается восполнить недостающие нагрузки, вступая в различные секции или же просто проводя время на спортивных площадках.

Ну и, конечно же, лагерь не обходится без отдыха, хобби и развлечений. Физические нагрузки предполагают совмещение их с различными видами отдыха — тихими часами, свободным отрядным временем. Вожатыми организуются игры для непринужденного проведения детского досуга. В лагере работают секции и кружки по интересам (рукоделие, танцы, пение, спорт и другие), которые позволяют раскрыть детям свой потенциал, развить себя в какой-либо новой сфере или же закрепить существующие умения и навыки.

В ходе проведения одной лагерной смены с каждым ребенком должна быть проведена следующая работа:

-формирование потребности «быть личностью»;

 -создание условий для вовлечения детей в развивающую деятельность;

 -создание условий, позволяющих детям почувствовать себя в новых социальных ролях;

-создание условий для участия в природоохранных мероприятиях; -          помощь в поиске единомышленников;

 -помощь в воспитании самоорганизации;

 -организация оздоровительного отдыха: утренняя зарядка, купание, спортивные игры;

 -предоставление возможности участвовать в конкурсах, познать радость успеха;

-предоставление возможности участвовать в играх и мероприятиях, доставляющих удовольствие и поднимающих настроение.

При правильной организации педагогической деятельности детский оздоровительный лагерь обеспечивает благоприятную атмосферу для самовоспитания и самопознания. В условиях лагеря раскрываются все ведущие виды деятельности: спортивная, коммуникативная, образовательная, трудовая, эстетическая, познавательная, художественно-творческая и пр.

Рассмотрим воспитательную систему лагеря. А. С. Макаренко утверждал, что воспитательный процесс основан не на средствах, не на методах, не на способах, а именно на определенной воспитательной системе. Под воспитательной системой, как правило, понимают систему воспитательных мероприятий, приводящих к определенной поставленной цели.

1.4. Особенности взаимодействия вожатого с участниками педагогического процесса в детском оздоровительном лагере

  1.          Вожатый - воспитатель руководствуется принципами педагогического взаимодействия.
  1. - принцип приоритета потребностей и интересов ребёнка;
  2. - принцип открытости и доброжелательности по отношению ко всем участникам смены;
  3. - принцип индивидуальной неповторимости и ценности;
  4. - принцип уважения и соблюдения прав всех участников педагогического процесса;
  5. - принцип достоверности, правдивости и своевременной передачи информации;
  6. - принцип компетентности и соответствия;
  7. - принцип взаимопомощи и взаимовыручки;
  8. - принцип значимости и значительности вожатого;
  9. - принцип разумности и обоснованности требований.
  1.          При работе вожатого с детским коллективом существуют несколько уровней педагогического взаимодействия (по Данилкову):
  1. - вожатый - детский коллектив;
  2. - вожатый - вожатый;
  3. - вожатый - ребёнок;
  4. - вожатый - вожатский коллектив;
  5. - вожатый - обслуживающий персонал;
  6. - вожатый - администрация;
  7. - вожатый - родители детей.

Наиболее часто встречающиеся ошибки вожатого с детским коллективом, персоналом и администрацией лагеря (по уровням педагогического взаимодействия).

1.Вожатый и детский коллектив: патологическая боязнь детского коллектива, обвинение всего коллектива за проступки одного его члена, недоверие детям в выполнении целей, заданий, полное доверие и сваливание на детей своих профессиональных обязанностей. Превознесение значимости и исключительности своего коллектива, навязчивое сравнивание с другими детскими коллективами, предъявление завышенных или заниженных требований, незнание стадий и закономерностей развития детского коллектива.

2.Вожатый - вожатый: навязчивая идея о том, что напарник работает меньше тебя, показное панибратство и фамильярность между напарниками, обсуждение разногласий и конфликтов при детях, не соответствие требований напарников, сокрытие профессиональной несостоятельности напарника, недонесение или искажение информации.

3.Вожатый и ребёнок: невнимательность к просьбам, пожеланиям, проблемам ребёнка, оставление решения проблемы ребёнка на потом, выделение любимчиков, не замечаем «сереньких» детей, сотворение кумира, неразумность и необоснованность требований.

4.Вожатый и вожатский коллектив: боязнь просить помощи, организация и участие в группировках, навешивание ярлыков, обсуждение других членов вожатского коллектива в их отсутствие.

5.Вожатый - обслуживающий персонал: снобизм и высокомерие, полное игнорирование требований и просьб обслуживающего персонала, списывание своих просчетов на обслуживающий персонал, перекладывание на обслуживающий персонал своих обязанностей.

6.Вожатый и администрация детского оздоровительного лагеря: боязнь администрации, творческое высокомерие, игнорирование замечаний и требований, заискивание, фамильярность, выполнение безрассудных и необоснованных требований.

7.Вожатый и родители детей: страх общения, избегание общения с родителями, недопущение ребёнка к родителям, нападки на родителей за проступки детей, не привлечение родителей в работе детского коллектива.

Выводы по I главе

В I главе нами были рассмотрены такие вопросы как: понятие «вожатый». Вожатый – это педагог, воспитатель особого типа, он реализует уникальные возможности воспитательного процесса в условиях детского оздоровительного лагеря. Современному вожатому требуется досконально изучить возрастные и индивидуальные особенности вверенных ему детей.

Далее мы рассмотрели функции вожатого и выделили главные:

  •  организация развития и деятельности детских общественных организаций, руководство ими и контроль над их функционированием;
  • методическая помощь в программировании их деятельности.

В курсовой работе мы планируем создать программу летсней смены в детском оздоровительном лагере.


ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТОГО В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

2.1. Формы работы в детском оздоровительном лагере

Формы работы – это целостная педагогическая акция, представляющая собой совокупность организаторских приемов и педагогических средств, обеспечивающих внешнее выражение конкретного педагогического процесса.

Атака – акция, имеющая целью быстрое исправление недостатков, выполнение определенного задания силами всего отряда. Обычно используют трудовые атаки, которые проходят в очень сжатое время (до 1-2 часов).

Вечер – действие комплексного характера, проводимое в вечернее время суток. Обычно вечер включает в себя другие варианты форм работы, например, конкурсы. В практике наиболее часто используются тематические вечера («вечер бардовской песни», «вечер разгаданных и неразгаданных тайн» и пр.).

Викторина – один из вариантов интеллектуального турнира. Суть ее известна: участникам предлагаются вопросы, на которые необходимо найти правильные ответы. Викторина может быть очной, когда все действия от до поиска ответа происходят сразу. Но может быть и заочной. В этом случае вопросы предлагаются, к примеру, утром, а отрветы (обычно в письменном виде) получаются организаторами вечером. Викторина имеет золотое правило: «Каков вопрос – таков ответ!» Поэтому помните о корректности вопроса и его формулировки.

Десант – трудовая акция, проводимая для помощи другим людям в важном деле. В десанте участвуют добровольцы (обычно часть отряда) и проводится он:

  1. - по просьбе тех, кто нуждается в помощи;
  2. - по заданию руководящих органов отряда или лагеря;
  3. - по собственному почину.
  4. Десант обычно проходит с выходом (выездом) на объект работы и длится от нескольких часов до 2-3 дней.

Диспут –форма работы с целью публичного обсуждения актуальных вопросов или важной проблемы. В ходе диспута происходит демонстративное столкновение мнений. Проблема диспута должна быть полемичной. Диспут предполагает предварительное объявление основных вопросов, выносимых на обсуждение. Обычно это вопросы морально-этического и эстетического характера. Чтобы диспут не перешел в обыкновенную перепалку, крайне важно сосредоточить внимание участников на культуре спора.

Защита проекта – акция, во время которой дети делятся на группы и

  1. выполняют задания по подготовке и последующей защите проекта, воплощающего представление группы о чем-либо. Общая структура данной формы такова:
  2. - выбор общей темы;
  3. - формирование проектных групп;
  4. - подготовка к защите (выбор способа представления проекта, изготовление иллюстраций, подготовка выступления);
  5. - защита (сообщение проектных групп, обсуждение);
  6. - оценка проектов, подведение итогов.

Конкурс – это состязание в каком-либо виде деятельности, имеющее целью выделить наилучших участников, лучшие работы и т.п. Обычно конкурсами не называют состязание в спорте и интеллекте.

  1. Организация конкурса (или конкурсной программы – объединение нескольких конкурсов с общей темой) предполагает:
  2. - разработку условий и критериев конкурса;
  3. - формулировку конкурсных заданий;
  4. - яркое интересное название.

Костер – ритуальная форма работы в лагере, которая представляет собой определенную содержательную программу, проводимую у вечернего огня. Костры бывают торжественными (праздничными) и рядовыми. К первым относятся костры, посвященные открытию и закрытию смены, каким-то торжественным событиям в жизни страны, региона, лагеря, отряда.

К другой группе относятся костры-огоньки, костры-представления, гостевые костры. Костер-огонек – форма свободного общения, возможность осмысления каких-либо вопросов, подведение итогов дня, разговор о планах на предстоящее.

Костер-представление имеет разнообразную содержательную программу. Конкурсы, песни, сценки, шутки – здесь все возможно. На таком костре могут быть и гости-зрители.

На гостевой костер приглашаются, как это понятно из названия, гости. Этот костер –форма разговора, беседы. На таком костре возможны творческие подарки для гостей. Надо помнить, что при проведении костра особое внимание обращают на ритуал зажжения и на правила безопасности.

Линейка – одна из организационных форм работы в лагере, предполагающая построение участников смены и сообщение им важной информации. Линейка – это ритуальное представление. Линейки бывают торжественными (открытие и закрытие смены и пр.) и рабочими (утренняя линейка с информацией о плане на день). При проведении линейки может быть использована лагерно-отрядная атрибутика (вынос флага, сдача рапорта, специальный звуковой сигнал и т.д.). Продолжительность

  1. линейки не должна превышать 15 мин.

Музчас (музыкальный час) – форма художественного направления, представляющая собой песенно-игровое занятие. Содержание: разучивание новых и исполнение уже знакомых песен, проведение музыкальных игр и конкурсов. Продолжительность в среднем от 40 мин. До 1, 5 часа (все зависит от индивидуальных особенностей группы).

Огонек – это специфическая форма общения детей и взрослых, представляющая собой коллективное обсуждение отрядом и педагогами прожитого дня, анализ проведенных акций и складывающихся в отряде взаимоотношений. Огонек - это камерное общение, сугубо отрядная форма работы. Выделяют:

  1. - огонек знакомства;
  2. - огонек оргпериода;
  3. - огонек – анализ дня;
  4. - огонек прощания;
  5. - тематический огонек

Поход – комплексная акция, включающая в себя небольшое путешествие, экскурсию, лагерь-бивак. В лагере обычно проводят однодневные походы и двухдневные (с ночевкой). Наиболее часто встречаются пешие походы, но могут быть вело - и водные походы. Перед походом, независимо от его разновидности, необходимо:

  1. - определить цель, наметить маршрут, обдумать возможные сложности, оформить необходимые документы;
  2. - собрать снаряжение;
  3. - провести проверку физической готовности детей, их турнавыков.
  4. В поход с группой более 20 человек идут не менее 2 взрослых, желательно присутствие и медработника.

Разведка – форма получения детьми информации об окружающем мире. Используется обычно как этап планирования жизнедеятельности отряда, как поиск интересных дел.

  1. Виды разведок:
  2. -разведка-наблюдение;
  3. разведка-интервью;
  4. разведка-игра;
  5. разведка-экскурсия;
  6. разведка-изучение документов.

Сбор – общее собрание всех членов отряда, всех ребят лагеря для обсуждения совместно с педагогами важнейших вопросов жизнедеятельности на смене. В некоторых лагерях и отрядах это высший орган самоуправления.

  1. Варианты проведения сбора:
  2. 1. Сбор-рождение отряда. Оформление «лица» отряда: содержание деятельности, название, атрибутика, руководящие органы и т.п.
  3. 2. Сбор-старт. Перспективное планирование на определенный срок или разработка плана предстоящей акции.
  4. 3. Экстренный сбор. Сбор-ЧП, обсуждение события, требующего принятия немедленного решения.
  5. 4. Праздничный (торжественный) сбор. Общее собрание, посвященное какому-то знаменательному событию.

Спортчас (спортивный час) – форма организации физкультурно-оздоровительной работы. Проводить спортчас может и физрук, и сам педагог (все зависит от содержания деятельности). На спортчасе можно разучивать и проводить спортивные командные игры и их вариации (волейбол, пионербол, футбол, снайпер и пр.), а также различные подвижные игры и состязания. Главное, чтобы было безопасно, полезно и весело.

Турнир – состязание в определенном виде деятельности, проводящееся, как правило, по круговой системе, когда все участники имеют между собой личную встречу с целью выявить лучшего, победителя. Данная форма используется и в спорте, и в интеллектуальных соревнованиях, значительно реже – в художественно-прикладном направлении детского творчества (футбольный, шахматный турниры, турнир эрудитов, «Рыцарский турнир»). Присутствие в названии проводимого творческого соперничества термина «турнир» нацеливает организаторов именно на круговую форму состязания. Здесь возможны несколько вариантов:

  1. 1. Соперники разбиваются на пары, и победители выходят в следующий тур, где опять проходят парные встречи до выявления одного победителя.
  2. 2. Соперники встречаются друг с другом по кругу. Победителем окажется тот, кто в личных встречах одержал больше побед.
  3. Турниры, как и конкурсы, могут быть индивидуально-личными и командными. Для турнира, также как и для конкурса, важно яркое, интригующее название.

Тренинг – форма практической психологии, ориентированной на использование активных методов групповой психологической работы. Базовые методы тренинга –групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях. Численность группы обычно от 7 до 15 человек. Наиболее известны тренинг поведенческий, тренинг чувствительности, тренинг ролевой, видеотренинг и прочее.

Фестиваль – массовое празднество, предполагающее смотр лучших работ, достижений в каком-то виде деятельности. Это комплексная акция, состоящая из разнообразных элементов – от выставок и конкурсов до вечеров и парадов (фестиваль друзей, театральный фестиваль, фестиваль

  1. юмора и пр.).

Экскурсия – групповое посещение достопримечательного места с образовательной целью (экскурсия по лагерю «кругосветка», экскурсия в музей, на предприятие и пр.).

Эстафета – форма организации соревнования в различных видах деятельности. Суть эстафеты в поочередном преодолении участниками одной группы определенных этапов, препятствий игрового маршрута («эстафетную палочку»).

Ярмарка – развернутое на определенной площадке совместное развлечение (гуляние) детей и взрослых, предполагающее вовлечение участников в различные аттракционы. Алгоритм проведения:

  1. - общий сбор, начало-зачин (от линейки до карнавала);
  2. - свободное движение участников по ярмарочной площадке;
  3. - свободный выбор аттракционов и участие в них;
  4. - финальный сбор.
  5. Чем разнообразнее формы деятельности ребенка, тем большее количество социальных ролей он получает для социального творчества и тем он разностороннее развивается.

2.2. Методика создания программы лагерной смены

Программа реализации летней тематической смены (лагеря) – нормативный документ, который разрабатывается и принимается к реализации образовательным учреждением в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению программ летних оздоровительных, трудовых, профильных лагерей.

До начала разработки программы лагеря должны быть определены сроки проведения лагеря, возраст детей, необходимые нормативные документы, дающие право на реализацию программы и проведение смены лагеря: приказ Министерства образования РФ (Приказ «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»; Приложение к приказу Минобразования России «Порядок проведения смен профильных лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»).

Необходимо перечислить некоторые критерии, которым должна соответствовать любая программа, в том числе, и программа деятельности летнего лагеря.

Актуальность – свойство программы быть нацеленной, ориентированной на решение наиболее важных проблем в сложившихся для оздоровительного лагеря условиях (учёт требований времени, региона, родителей, детей и. т.д.)

Целостность  требование к программе объединить в единую систему все действия: от выдвижения целей до описания предполагаемого результата деятельности детского оздоровительного лагеря. Целостность программы это, прежде всего, её логичность.

Реалистичность  требование к программе быть выполнимой, оптимальной для потенциала (творческого, материального и конкретного детского оздоровительного лагеря).

Оригинальность – способность программы отражать специфику лагеря, его своеобразие, нетрадиционный подход к решению поставленных проблем.

Контролируемость – свойство программы определять ожидаемые результаты, то есть предлагать параметры и способы проверки конечных и промежуточных результатов.

Структура программы лагеря строится по следующей схеме:

• титульный лист,

• пояснительная записка,

·  модель организации лагеря,

• цели и задачи,

• основное содержание программы и пути ее реализации,

·  план-сетка лагерной смены,

• примерный распорядок дня лагеря,

• механизмы реализации программы.

Титульный лист

Титульный лист содержит название лагерной смены, сроки проведения, возраст детей, автора-составителя программы и отметку об утверждении на заседании педагогического совета за 2 месяца до начала летней оздоровительной кампании.

Пояснительная записка

Пояснительная записка, в первую очередь, отражает проблемы, которые необходимо решить в ходе реализации программы.

В этой части программы обосновываются её актуальность и значимость. Для этого необходимо проанализировать социально-педагогические условия, в которых работает детский оздоровительный лагерь (на момент разработки программы). Здесь же учитывается адресность программы, т. е. для кого она предназначена (для какого возраста, какой социальной группы детей). В пояснительной записке раскрываются основные идеи и принципы программы (могут быть выделены в отдельный блок), объясняется направление программы.

Пояснительная записка включает в себя используемые нормативно-правовые документы, базу формирования лагеря, место проведения, социальных партнеров, формы и методы работы с детьми, основной выход лагеря, т. е. к каким результатам приведет реализация программы лагеря.

Модель организации лагеря

Модель организации лагеря – основная идея (концепция) лагерной смены, использование нетрадиционных подходов и методов воспитания школьников (детское самоуправление, работа в отрядах, в группах, выборы совета лагеря и т. д.). В данном пункте необходимо кратко обрисовать структуру работы лагеря, т. е., что он из себя представляет.

Цели и задачи

В этом разделе указываются цели и задачи предстоящей деятельности. Однако следует различать понятия «цель» и «задача».

Цель – образ предполагаемого результата, который лагерь реально может достичь к определённому моменту времени.

Задача – это частная цель, точнее мини-цель. Блок целей и задач должен быть конкретным, реальным и достижимым. На практике это означает, что каждую из поставленных задач можно сформулировать так, чтобы:

было ясно, что конкретно за данный период следует добиться в деятельности лагеря; для её решения имелись реальные возможности; её действительно можно решить (достигнуть) за тот срок, на который она рассчитана.

Опыт программирования убеждает, что хорошая программа может иметь одну-две цели и несколько конкретизирующих их задач. Задачи, в свою очередь, также можно разделить на: воспитательные (ведущие) и организационно-практические (вспомогательные). Главное, чтобы они согласовывались с целью программы.

Цели и задачи формируются исходя из проблем, потребностей детей, актуальности программы.

Содержание программы

Содержание (блоки программы, основные направления и т. д.)

В этом разделе описываются формы и методы, с помощью которых предполагается реализовать цели и задачи предстоящей деятельности. Обычно, исходя из задач, содержание разбивается на отдельные части – блоки, модули, направления, подпрограммы и. т.д., представляющие собой относительно самостоятельные разделы.

В этой части программы указываются планируемые мероприятия, дела, а также регулярность и последовательность их проведения. Программа не требует лишней детализации. Например, если запланирован какой-либо поход – его маршрут, состав участников в программе не указывается. Подробная информация должна быть отражена в плане работы на смену, которая по сравнению с программой носит более конкретный и детализированный характер.

Содержание программы строится поэтапно, в соответствии с направлениями воспитательной работы сошкольниками (художественно-эстетическое, патриотическое, спортивно-оздоровительное, трудовое, экологическое, познавательное, досуговое и т. д.) по следующей схеме: направление (название, чему способствует), задачи, формы работы, мероприятия.

План – сетка лагерной смены - распределение общелагерных мероприятий по дням в течение смены, представленных в виде таблицы. Необходимо учитывать взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня

Примерный режим дня составляется исходя из формы пребывания детей в лагере (дневная, круглосуточная) в соответствии с необходимыми СаНПиН.

Механизмы реализации

Механизмы реализации (логика развития, режим реализации программы и т. д.)

Один из наиболее сложных разделов. Он представляет собой описание плана действий по воплощению в жизнь замысла, идеи программы (что необходимо сделать, в каком порядке, в какие сроки и т. п.). В зависимости от типа программы механизм реализации может быть внешним и внутренним. Внешний – это когда для реализации программы необходимо участие каких-либо сил со стороны. Внутренний механизм реализации предполагает использование собственных сил и внутренних резервов.

Главное назначение этого раздела – подумать, как всё то, что изложено на бумаге, воплотить в реальную деятельность детей и взрослых в лагере.

Механизм реализации программы включает следующие разделы:

• материально-технические условия,

• кадровые условия,

• педагогические условия (использование форм и методов работы, отбор средств и приемов работы, соблюдение единых требований по работе с детьми),

• методические условия (реализация программы лагеря в 3 этапа – подготовительный, основной, заключительный),

• результаты (главный социальный эффект программы, прогноз результатов программы на разных уровнях:коллектива всего лагеря, коллективов отрядов, звеньев, личности ребенка).

Результаты (итоги).

В этой части программы раскрываются ожидаемые и предполагаемые результаты, итоги её выполнения. Как и задачи, результаты должны быть конкретными и реальными. По сути, главным результатом деятельности любого детского оздоровительного лагеря является развитие ребёнка. Показатели этого развития – укрепление физических и психических сил ребёнка, приобретение им новых знаний и умений, т. е. новый положительный жизненный опыт – и должны стать результатами успешной деятельности лагеря.


Выводы по II главе

Проанализировав во второй главе взаимодействие вожатого, детей, воспитателей и методику создания программы детского оздоровительного лагеря, мы выяснили, что взаимодействие вожатых, воспитателей  и администрации необходимо в создании программы. Чем плотнее оно будет, тем выше станет результат. При правильном взаимодействии подготовка и реализация задуманного пройдет на высоком уровне.

На основе анализа учебно-методических пособий мы написали методику программы лагерной смены детского оздоровительного лагеря.

Таким образом,  мы рассмотрели методику проведения программы летней смены и в дипломной работе планируем апробировать программу летней смены «Я и Планета»  на летней практике в детском оздоровительном лагере.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проанализировав и обобщив теоретические исследования и практический опыт в организации вожатого в детском оздоровительном лагере, мы приходим к выводу, что взаимодействие вожатого, детей, воспитателей и администрации очень важно. Изучив разные понятия сущности «вожатого», мы сделали вывод, что вожатый играет главную роль в организации детей в отряде, так как, вожатый-это идеальный человек для детей, он должен быть лидером и самоорганизованным.

Знание функций, принципов деятельности организации вожатого способствует построение системы его деятельности, его развитию и совершенствованию на четкой методологической основе.

Развитие организации вожатого в детском оздоровительном лагере зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, программно-методического, социально-педагогического и психологического характера.

Таким образом, в курсовой работе, мы рассмотрели методику проведения программы летней смены и в дипломной работе планируем апробировать программу летней смены «Я и Планета»  на летней практике в детском оздоровительном лагере. 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гурбина Е.А. Летний оздоровительный лагерь: нормативно-правовая база планирование, программирование работы, должностные инструкции, обеспечение безопасности в  загородном лагере. Волгоград. Учитель, 2005.
  2. Поляков С.Д., Петренко Е.Л., Мамонова Л.А. Программирование воспитательного процесса.- Ульяновск: УИПКПРО, 2003.
  3. Поляков С.Д., Петренко Е.Л., Мамонова Л.А.Советы бывалых вожатых.- Ульяновск: УИПКПРО, 2003.
  4. Шпоркина Е.М. Тематический день. Серия «Вожатый», выпуск 5.Ульяновск 2006.
  5. Шпоркина Е.М. Игротека вожатого. Серия «Вожатый», выпуск 4.Ульяновск 2006.
  6. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.- 560 с.
  7. Фришман, И. Организация летнего отдыха детей и подростков / И. Фришман // Народное образование.  2003. - № 3. С. 33-41.Целищева М.В. Психологический досуг в детском коллективе / М.В. Целищева. – Мн.: Изд. центр БГУ, 2003. – 64 с.
  8. Вайндорф - Сысоева М.Е. Основы вожатского мастерства. Учебно - методическое пособие – М.,ЦГЛ, 2005. – с. 95 – 100.
  9. Копилка вожатских премудростей. Методическое пособие. – М., ЦГЛ, 2003.– с.92 – 98.
  10. Шаламова Л.Ф., Ховрин А.Ю.Вожатый – старт в профессию. Кипарис – 12.Учебно-методическое пособие. – М., Пед. Общество России, 2005. – с.35 – 61.
  11. Шмаков С.А. Каникулы : прикладная «энциклопедия»: учителю, воспитателю, вожатому. – М., Новая школа,1997. – 160.с.
  12. Губина Е. А. Летний оздоровительный лагерь (нормативно-правовая база).-Волгоград: издательство « Учитель», 2006
  13. Марфина С.В. Летний лагерь от А до Я / С.В.Марфина; худож.Е.А.Афоничева. - Ярославль: Академия развития, 2007
  14. Загородный летний лагерь. 1 - 11 классы / Сост. С. И. Лобачева, В.А.Великородная, К.В.Щиголь. - М.: ВАКО, 2006
  15. Лето. Каникулы. Лагерь / Под ред. С.А. Шмакова. - Липецк, 1995
  16. Пакилева Н.П., Кузнецова Л.В., Коржова Н.Б., Павлова Л.Н. Решаем и планируем вместе: Методическое пособие в помощь организаторам летнего отдыха. - М.: НИИ семья, 1998
  17. О летнем отдыхе, и не только / Под ред. Ю.П.Кудинова. - М.: НИИ семья, 1997
  18. http://journal.sakhgu.ru/work.php?id=38
  19. http://www.in-exp.ru/magazine.html
  20. http://www.vodokanal-travel.ru
  21. http://www.in-exp.ru/inexp-6-2008/38-teor-in-exp-dejat/125-vved-in-probl.html
  22. http://festival.1september.ru/articles/516438/
  23. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/84281
  24. http://www.innovprom.ru/innovacii-v-pedagogike
  25. http://summercamp.ru/index.php5/Категория:Лагерь_от_А_до_Я (21.12.2016)
  26. http://www.vozhatyj.ru 



Предварительный просмотр:

Программа
детского оздоровительного лагеря  
 «Я и Планета»

Челябинск, 2016

Пояснительная записка.  
        Задача экологического воспитания подрастающего поколения выдвигается сегодня в качестве одной из важнейших. Истоки современных проблем в экологии – в бездумном и жестоком отношении человека к природе. Эпоха НТП привела к истощению и загрязнению природной среды, причем с каждым десятилетием противоречия во взаимодействии общества и природы обостряются.
Решить эти проблемы можно только с переходом общества на гуманистически ориентированный тип связи с природой.
А начинать работу по изменению общественного сознания необходимо с детства.
        Один из основных принципов нашего лагеря – уважительное отношение к природе. Сегодня среда обитания живой природы постепенно исчезает. В наше время остро встали вопросы сохранения окружающей среды. И необходимо это не столько для природы, сколько для выживания человека.
        Наша программа поможет ребятам оценить значение природы в жизни каждого и понять, что мы и каждый из нас в состоянии сделать, чтобы защитить  и сохранить окружающий мир.
        Эта программа поможет оживить понимание окружающей природы. Узнать, как загрязнения воздействуют на нашу окружающую среду обитания, и как мы можем помочь остановить его.
        В аспекте экологического воспитания детей чрезвычайно плодотворно обращение к традиционной культуре. Возрождение народных традиций и проведение праздников народного календаря в школе – примета нашего времени (праздник «Березки: девичьи хороводы, ритуальные игры, песни, загадки; праздник «Купалы»: значение воды, огня, земли в это время; детские игры, связанные с этим праздником, например «Гори, гори ясно» и др.)
Обращение к фольклорным песням и играм дает простор для детской фантазии. Лепка птиц и животных из пластилина, создание аппликаций из природного материала, рисование под музыку помогает детям соединить с образами природы собственные эмоции и переживания, одухотворить, оживить их в своем сознании.
        Природа, отраженная в сознании ребенка в живых поэтических образах, - это первый значимый шаг в воспитании гуманного отношения к ней в будущем.
Приобщение детей к вековым традициям своего народа – естественный путь их экологического воспитания.
        Большое внимание в этой программе уделяется здоровью. Среди элементов, важных для здоровья, - правильное питание, физические упражнения и забота о теле.
        Ребята узнают, как правильно питаться, как разработать комплекс собственных гимнастических упражнений, знакомятся с проблемами наркомании и т.д. Постепенно ребята осознают свою обязанность помогать другим людям.

        Составление программы пришкольного летнего лагеря позволяет максимально эффективно использовать ресурсы и возможности пришкольного лагеря, учитывать интересы детей и запросы их родителей. Педагогический коллектив лагеря, составляя планирование работы, продумал все возможности для раскрытия потенциала каждого ребенка.  
        Программа, по которой мы работаем, по своей направленности является комплексной, то есть, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
        

Проведение лагерной смены обусловлено необходимостью:

  • Проблема летней занятости детей;
  • Укрепление здоровья учащимися.

       

При написании программы педагогический коллектив руководствовался принципами, заложенными в воспитательной системе школы:

  • Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру;
  • Принцип творческого отношения к делу;
  • Принцип добровольности участия в делах;
  • Принцип учета возрастных особенностей детей;
  • Принцип доступности выбранных форм работы.

                                 

   Цели программы:

- воспитывать у школьников понимание взаимосвязей между человеком, обществом и природой;
- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду, как источнику радости и творчества людей;
- дать ребятам представление о Земле как об уникальном творении Вселенной, о природе планеты, о влиянии человека на природу, о способах общения человека с природой;
- воспитывать экологическую культуру учащихся: бережное отношение к зеленым насаждениям, птицам, животным, содействовать процветанию флоры и фауны в микросреде;
- укрепление здоровья;
- создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей,

   

   Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи.

                                                   Задачи смены:

-
организация интересного, полноценного отдыха ребёнка.

- создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала каждого.

- организация совместной деятельности детей и взрослых.

- оказание методической и практической помощи в организации и проведении мероприятий.
- формирование самостоятельности и ответственности за свою деятельность.

- совершенствование системы организации  внеурочной деятельности детей.

- создание условий для развития интеллектуальных, коммуникативных, физических способностей участников программы;

   - создание комфортной социально-психологической атмосферы для психологического и физического оздоровления;
   – способствовать укреплению здоровья, закаливанию организма детей;

                                   Механизм реализации программы.

        Работа оздоровительного лагеря направлена на развитие бережного отношения к природе, на привитие любви к своей Родине, на развитие потребности в здоровом образе жизни на основе экологического воспитания, духовной, познавательной, игровой и художественной деятельности.

Предполагаемые результаты программы.        

        При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.
        Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.
        При хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и правильно организованным спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.
        Осуществление экскурсий, походов, поездок помогут детям в обретении новых знаний о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине.  Они должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить.
        Предполагается, что летняя занятость детей  в условиях неполного контроля со стороны родителей способствует профилактики правонарушений несовершеннолетними.
        Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.

Условия реализации программы:

        Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
          1.Чёткое представление целей и постановка задач.
          2.Конкретное планирование деятельности.
          3.Кадровое обеспечение программы.
          4.Методическое обеспечение программы.
          5.Педагогические условия.
          6.Материально-техническое обеспечение.

                                     Методическое обеспечение.

  1. Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.
  2. Должностные инструкции всех участников процесса.
  3. Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.
  4. Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
  5. Проведение ежедневных планёрок.
  6. Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов

         

                                          Сроки реализации.

        По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение лагерной смены .


                                    Содержание деятельности.

        В содержание деятельности входит осмысление ребенком себя как части планеты Земля. Каждый гражданин в ответе не только за себя, свою семью, свою Родину, но и за планету в целом.
        Мир сегодня –это совокупность всех межгосударственных и межчеловеческих отношений. Общечеловеческое единение в решении глобальных проблем должно рассматриваться как выход их кризисной ситуации во всем мире, связанной с экологическими и социальными проблемами.
        В программе «Я и Планета» главное внимание уделено двум направлениям:
- закрепление знаний о природе и формирование навыков бережного отношения к ней;
- развитие навыков исследовательской (познавательной) деятельности в области экологии и охраны природы.
Программой предусмотрено:
-  изучение мира комнатных растений;
- экскурсии в лес, на реку, лук с целью изучения флоры и фауны родного края;
- работа на пришкольном участке.
        Ребята примут активное участие в операциях «Лекарственные растения», « Семена», «Живой родник», «Забота» и т.д.
        В программе уделено большое внимание пропаганде здорового образа жизни, девиз этого направления «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!». Цель занятий: учиться быть здоровым душой и телом, стремиться укрепить свое здоровье, применяя навыки и умения в согласии с законами природы.

Каждый день смены будет иметь свое название, которое отразить направления работ ребят.
        
Каждый отряд создает свою систему жизнедеятельности, утверждает символику, выпускает отрядный журнал, где отражает жизнь берят каждый день. В конце лагерной смены будет проводиться конкурс отрядных журналов.
        
Вся информация об условиях участия в том или ином деле представлена на информационном стенде. Стенд выполнил в виде дерева, так называемого Древа Жизни, где центром является лагерь солнышко. Путешествуя по ветвям Древа Жизни, дети узнают что-то новое, интересное.       Рядом с Древом Жизни планируется расположить информационный стенд, на котором будут представлены Законы и Заповедилагеря, режим работы, план работы и информация, отражающая результаты прошедшего дня.
        Каждый космонавт может ежедневно получать
«листок» за активное участие в жизни экипажа и в целом корабля. Также особо отличившихся ребят награждают медалями. В конце лагерной смены подводятся итоги: подсчитывается количество наград отряда. По итогам победители получают призы и награды.

        Подбор и расстановка кадров осуществляется  администрацией школы. Перед началом работы лагерной смены проводится установочный семинар для всех участников программы (кроме детей). На каждом отряде работает один учитель и два вожатых. Все остальные участники воспитательного процесса проводят работу по плану. Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение учебно-воспитательного плана, проведение отрядных и общелагерных дел. Вожатые занимаются организацией отрядной жизни.

Педагогические условия.

  1. Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
  2. Организация различных видов деятельности.
  3. Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
  4. Создание ситуации успеха.
  5. Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
  6. Организация различных видов стимулирования.

Материально-техническое обеспечение.

  1. Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
  2. Материалы для оформления и творчества детей.
  3. Наличие канцелярских принадлежностей.
  4. Аудиоматериалы и видеотехника.
  5. Призы и награды для стимулирования.

Критерии эффективности программы.

        Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:

  • Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
  • Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
  • Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
  • Творческое сотрудничество взрослых и детей.

Законы отряда:

  • Закон точного времени.
  • Закон доброты.
  • Закон порядочности.
  • Закон дружбы.
  • Закон безопасности.
  • Закон взаимовыручки.

Заповеди отряда:

  • Один за всех и все за одного.
  • Порядок, прежде всего.
  • Каждое дело вместе
  • Все делай творчески, а иначе зачем?
  • Даже если трудно, доведи дело до конца.
  • Чистота – залог здоровья.

Символы и атрибуты:

Отряд «Капитошка»
Девиз: Дождик каплет по дорогам,
но совсем не скучно нам.
Мы играем и поем, очень весело живем.

Отряд «Звездочки»

 Девиз: Светить всегда, светить везде.
И помогать друзьям в беде!

Отряд: «Жуки» 

Девиз: Мы подвижные жуки

Две ноги и две руки

Мы на месте не сидим

Тут и там мы победим.

Кричалка:
Раз,
 два, три, четыре,
Эй, ребята, шире шаг!
Нет, наверно, в целом мире
Веселей, дружней ребят!
Не грустят в семействе нашем,
Мы поем, танцуем, пляшем,
Все занятья хороши,
Веселимся от души!
Эй, дружок, не унывай!
Нашу песню запевай!

   Права юных экологов:

   Права безопасности жизни. Право свободного общения

   Права уважения личности. Право на информацию

   Право творческого созидания. Право на инициативу

   Право познания. Право быть счастливым

   Право свободы выбора деятельности. Право на ошибку.

   

План работы летнего оздоровительно лагеря экологического профиля

Дата

День

Мероприятия

01.06.12

1 день.  «Здравствуй, солнце! Здравствуй, лето»

Встреча детей, создание отрядов, распределение обязанностей. Операция «Уют». «Ярмарка идей»(обсуждение плана работы лагерной смены, предложения и пожелания). Игра «расскажи мне о себе». Минутки здоровья. Знакомство с техникой безопасности (дорога, лес, водоем, территория лагеря ).
Занятия по интересам.

02.06.12

2 день. «Здравствуй, лагерь!»

Праздник «Здравствуй, лето! Здравствуй, лагерь!» Праздничный костер «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!». Концерт «Ромашка». Игры на свежем воздухе. Минутки здоровья «Друзья Мойдодыра и наше здоровье».

04.06.12

3 день. «Зеленая планета»

Беседа « Учиться у природы, беречь природу». Экскурсия в лес.  Праздник «Топ-топ, топает турист». Практическое занятие «Определение сторон света по компасу». Минутки здоровья «Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге».

05.06.12

4 день. «Экологический светофор»

Викторина «Экологический светофор». Беседа «Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы на Земле». Экскурсия с элементами исследовательской работы «Оценка загрязнения почвы». Конкурс рисунков «Природа кричит SOS!». Минутки здоровья «Закаливание».

06.06.12

5 день. «Мой дом-моя крепость».

Викторина «Мой дом – моя крепость». Беседа «Как сделать наш дом безопасным». Экологический десант «А у нас во дворе». Практическое занятие «Устройство и виды временных укрытий». Минутки здоровья «Береги глаза».

07.06.12

6 день. «Голубая планета»

Беседа «Чистая вода – основа жизни на Земле». Викторина «Угадай-ка…». Экологическая операция «Чистый родник». Экскурсия с элементами исследовательской работы «Оценка загрязнения водоема». Познавательно – игровая программа «Знатоки природы». Минутки здоровья «Красивая осанка».

08.06.12

7 день. «Привет, соседи!»

Поход в соседний лагерь. Беседа «Содержимое аптечки. Первая медпомощь при травмах». Практическое занятие «Собираемся в поход». Занятия по интересам.

09.06.12

8 день. «Мы с тобой одной крови…»

Викторина «Правда ли это?». Красная книга Тамбовской области (животные). Экскурсия в лес «Уход за лесом. Значение насекомых для природы и человека». Практическое занятие «Составление карты муравейников и их охрана». «Зоологические забеги».
Занятия по интересам.

11.06.12

9 день. Малые Олимпийские игры.

«Да здравствует страна Спортландия!» . Беседа «Если хочешь быть здоров – закаляйся». Чемпионат лагеря по настольным играм.

13.06.12

10 день. Природа нашего края.

Викторина «Знаю ли я природу?». «Книга рекордов природы». Экскурсия «Разнообразие лекарственных растений родного края». Практическое занятие «Использование лекарственных растений». Конкурс поделок из природного материала «Природа и фантазия».

14.06.12

11 день Растительный мир.

Беседа «Съедобные и ядовитые растения, ягоды и грибы Тамбовской области». Викторина «Самые, самые, самые». Красная книга Тамбовской области (растения). Экскурсия на лесную полянку. Конкурс фантастических проектов «Моя планета через…». Подвижные игры на свежем воздухе.

15.06.12

12 день. День здоровья.

Путешествие на поезде Здоровье. Игра «Здоровье в саду и на грядке». Беседа «Полезные и вредные жвачки, конфеты и шоколадки». Подвижные игры с мячом. Занятия по интересам.

16.06.12

13 день. Страничка народного календаря.

Березкин праздник «Троицыно утро». Конкурс неоконченного рассказа. Игры наших бабушек и дедушек. Занятия по интересам.

18.06.12

14 день. «Лесные Робинзоны».

Однодневный поход в лес( итоговое занятие по технике выживания в автономных условиях). Определение маршрута движения. Ориентирование на местности. Выбор и оборудование места стоянки. Техника подготовки и разведения костра. Виды костров. Сооружение укрытие и установка палатки. Как добыть пригодную для питья воду. Приготовление пищи. Конкурс «Ловись, рыбка». Конкурс «Стрелы Робин Гуда».

19.06.12

15 день. «Город на холме».

Беседа по ПДД и технике безопасности во время поездок. Экскурсия в город Мичуринск.

20.06.12

16 день. День Нептуна.

Праздник Нептуна. Практическое занятие «О первой помощи на водоеме». Не только спортивные игры с водой.

21.06.12

17 день. Страничка народного календаря.

Праздник Купала. Рассказы Водяного. Рыбацкая викторина. Народная игра «Лапта»

22.06.12

18 день. День поминовения.

Возложение цветов к обелиску Славы. Концерт для ветеранов. Просмотр видеофильмов о войне.

23.06.12

19 день. «Кладовая жизни.»

Беседа «Основы лесоводства. Человек и лес». Экскурсия в лес (закладка экологической тропы).  «Клуб интересных встреч»

25.06.12

20 день. Пернатые друзья.

КВН «Наши пернатые друзья». Игра для ума «Загадочный калейдоскоп». Операция «Птичкин дом». Минутка тишины «О чем говорят птицы?».

26.06.12

21 день. «До свидания, лагерь!».

Минутки здоровья. Праздничная линейка закрытия лагерной смены. Прощальный костер «Споемте, друзья!». Письмо в 2018 год (пожелания для детей следующей лагерной смены).