Трудовое воспитание
статья (1 класс) на тему
Одной из задач коррекционной школы VIII вида является трудовое воспитание учащихся, которое на современном этапе должно быть целостной системой формирования личности ребенка с нарушением интеллекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudovoe_vospitanie_1_kl_teor.chast_.docx | 24.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудовое воспитание
Санкт-Петербург
2017 год
Одной из задач коррекционной школы VIII вида является трудовое воспитание учащихся, которое на современном этапе должно быть целостной системой формирования личности ребенка с нарушением интеллекта. В труде формируется мировоззрение ребенка, моральные качества его, мотивы доведения, корригируется познавательная деятельность, воспитывается воля и характер.
Задачи трудового воспитания состоят в том, чтобы сформировать у школьников понимание крайне важности для каждого человека участия в труде, развить на этой базе социальные мотивы трудовой деятельности. В труде крайне важно воспитывать черты высокой морали доброго, порядочного человека. Наряду с этим нужно учить детей (особенно подростков) трудовым умениям и навыкам, прививая им культуру труда, умение планировать и учитывать работу, организовывать свой трудовой процесс, аккуратно и бережно относиться к рабочему месту, орудиям труда, материалу.
Так же участие в физическом труде положительно отражается и на общем физическом развитии детей. А это тоже очень важная коррекционная задача, так как в физическом отношении ребенок с нарушением интеллекта часто отстает от своих нормальных сверстников.
И, наконец, обучающиеся, коррекционной школы требуют очень большого внимания при коррекции недостатков их эмоционально-волевой сферы. Негативизм, неуверенность в своих силах, легкая возбудимость одних и заторможенность других должны учитываться при организации трудовой деятельности детей.
Виды (содержание) труда
1.Самообслуживание – труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей (одевание – раздевание, прием пищи, санитарно гигиенические процедуры) .
Со временем осознается ребенком как обязанность.
Основным методом обучения являются показ и объяснение, а также положительная педагогическая оценка.
Усложнение задач выражается в повышении требований к качеству действий, организованному поведению в процессе ухода за собой. Важно формировать у детей приемы взаимопомощи, учить обращаться с просьбой друг к другу и т.д. используются игровые ситуации и рассматривание картинок – алгоритм (для формирования представлений о последовательности действий) .
2.Хозяйственно – бытовой труд – направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении класса, в рекреации на перемене, в столовой, помощь взрослым при организации режимных процессов.
Хозяйственно – бытовой труд направлен на обслуживание сверстников, поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к товарищам.
Так же формируют элементарные хозяйственно – бытовые навыки:
- Помогать накрыть на стол,
- Приводить в порядок игрушки и пр.
Педагог обязательно должен оценивать нравственную сторону трудового участия ребенка. (Пример: «Катя очень аккуратно убрала игрушки, молодец!»). Такие оценки способствуют формированию у детей представлений о том, как нужно поступать и вызывать желание подражать сверстникам.
Взрослый систематически формирует у ребенка привычку к трудовому усилию, развивает самостоятельность и инициативу в выполнении порученных дел.
Со временем хозяйственно – бытовой труд становится систематическим и переходит в обязанность дежурных.
Особенность хозяйственно – бытового труда состоит в умении детей самостоятельно организовывать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести все в порядок после работы. Именно этому следует учить детей.
3. Ручной и художественный труд – направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона.
Развивает воображение, творческие способности, мелкие мышцы рук, а также выдержку и пр. Дети учатся изготавливать поделки и украшать ими помещение, дарить.
Формы организации труда
ПОРУЧЕНИЯ – наиболее простая форма организации трудовой деятельности. Это обращение к ребенку, просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие (кратковременные-длительные; постоянные-одноразовые; соответствуют видам труда) .
Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело.
Сначала поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия (убери мяч на место и т.д.). По мере накопления опыта детьми, участие в выполнении поручений педагог усложняет их содержание. Он поручает детям самостоятельно вымыть игрушки, помыть кисточку после урока рисования и т.д. Эти задания более сложны, они содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность её и т.п.) . Число поручений со временем возрастает, так как постепенно обогащается опыт участия детей в труде, их умения становятся более прочными.
ДЕЖУРСТВО – более сложная форма организации детского труда, предполагает труд одного или нескольких детей во благо всего коллектива (в столовой, в классе, в уголке природы) . Она требует от ребенка большей самостоятельности.
Может быть введено дежурство в столовой. Перед ребенком-дежурным ставят задачу: унести грязные кружки или ребенок раздает ложки и т.д.
Так же важно дежурство в классе. Перед ребенком-дежурным ставят разные задачи, в зависимости от его возможностей: убрать пособие, следить за расписанием, раздать школьные принадлежности и т.д.
Для того чтобы стимулировать у детей положительное отношение к труду, используется система поощрения˸ словесная, пищевая. Поощрения возможны и в том случае, если не все еще удалось хорошо, но проявлено много стараний и трудолюбия. При оценке результатов важно учитывать формирование новых отношений и мотивов труда.
Основное внимание педагог уделяет обучению их последовательности в работе и умению не отвлекаться от дела, а также стремится к созданию спокойной обстановки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трудовое воспитание Тест для родителей.
Тест для родителей с целью выявления трудовых навыков младших школьников....
Трудовое воспитание. Работа в группах.
Вопросы по трудовому воспитанию младших школьников для обсуждения в группах....
Доклад по теме"Трудовое воспитание ребенка в семье".
Правильное воспитание невозможно представить себе как воспитание нетрудовое. Труд всегда был основанием для человеческой жизни, для создания благополучия человеческой жизни и культуры. В нашей стране...
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, к труду, жизни (трудовое воспитание).
Одно из направлений духовно-нравственного воспитания....
Работа с родителями по вопросам организации трудового воспитания, формированеи в семье трудовых обязанностей детей
доклад и презентация на тему трудового воспитания детей начальной школы...
«Воспитание нравственно-волевых качеств младшего школьника в процессе трудового воспитания в семье»
Как ребенка приобщить к труду?...