Творчество, как способ положительной мотивации учения младших школьников
статья на тему

Ильина Надежда Владимировна

Учиться будем весело, чтоб хорошо учиться! Статья знакомит читателя со способами развития порложительной мотивации школьника к учению, через игровые моменты на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorchestvo.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

Творчество, как способ положительной мотивации учения младших школьников.

Начало обучения в школе - переломный момент в жизни ребенка, характеризующийся сменой основного вида деятельности: на смену игре приходит учение. Это новый и неизвестный детям вид деятельности и, как все новое и неизвестное, он может являться фактором повышенной тревожности ребенка, способствующим формированию заниженной самооценки. Очень скоро у части детей интерес к учению пропадает, и за ними прочно закрепляется репутация «троечника» или «двоечника». Но если понаблюдать за этими детьми, то нередко можно видеть такую картину: изнывающий за партой, невнятно бормочущий у доски и смотрящий пустыми глазами на учителя он буквально преображается, как только прозвенит звонок с урока. Здесь тебе и решительность, и смекалка, и звонкий голос, и такая изобретательность, что просто диву даешься. «Неужели это Коля...?» - восклицаем мы. А разгадка проста: ребенок из объекта деятельности превратился в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальная сфера.

Одним из приемов создания положительной мотивации учения, на мой взгляд, может служить опора на творчество учащихся, в частности на их стихотворство.

К. И. Чуковский говорил: В начале мы все стихотворцы, и лишь потом постепенно начинаем говорить прозой». А ведь действительно! Вспомните себя или своих детей в возрасте от двух до пяти лет. Тут и стихи - перевертыши, и нескладушки, и даже «серьезные» стихи. Но тогда интересно а куда же эти способности деваются после пяти? Уверяю вас: они никуда не делись сами по себе. Они есть, просто мы их не видим или не хотим видеть. А заметь мы это, дай ребенку почувствовать его умелость, значимость, право на порождение, и произойдет чудо: раскроются способности, о наличии которых мы даже и не подозревали, он успешно начнет управляться с тем, что было недоступно ему ранее.

       В настоящей статье мне бы хотелось рассказать о своем опыте работы по формированию положительной мотивации учения у детей начальных классов с помощью стихотворчества.

        Работа начиналась уже с первых дней пребывания в ребенка в школе. Сначала на уроках обучения грамоте, а затем на уроках чтения, развития речи, внеклассного чтения. Начинала я с того, что на уроках обучения грамоте очень много стихотворного материала: сказки, загадки, стихи о буквах и звуках. В этом мне помогала книга В. Волиной «Праздник букваря».

Буква Б проснется рано.

Буква Б - бочонок с краном.

 Умывайся! Будь здоров,

Богатырь Борис Бобров!

На дворе - такая жалость!

- Наша лесенка сломалась.

Наша лесенка сломалась,

Буква Е зато осталась.

Буква И наискосок

Примеряла поясок.

Снизу вверх его тянула

- К правой ножке пристегнула.

- Дрожу от страха до сих пор!

Воскликнуло полено:

- Похожа буква на топор!

Расколет непременно!

         Давала детям задание самим в стихотворной форме описать, на что похожа буква.

Использовала и подборки всевозможных стихотворных диалогов разной степени трудности. Последний вид работ чаще всего организовывала так. Двум ученикам давались 2 одинаковые карточки. После нескольких минут подготовки предлагалось прочесть ( рассказать ) диалог учителю или всему классу.

Примеры карточек:

«Храбрая собака».

Собака, что лаешь?

Волков пугаю.

-Собака, что хвост поджала?

Волков боюсь.

«Разговор лягушек».

Кума ты к нам?

К вам, к вам, к вам,

К воде скачу, ловить хочу!

А кого, кого кума?

Рака, карпа и сома.

Как поймаешь, дашь ли нам?

Как не дать, конечно, дам!

-Иван, скажи моей лошади: «Тпру»!

А сам что ж?

Да губы замерзли.

- Сена дал лошади? -Дал.

Напоил лошадь?

Напоил.

Так иди - запрягай!

А где она?

С целью устранения разного рода неточностей в произношении и выработки четкой дикции, дыхания, ритма чтения, я использовала скороговорки и чистоговорки.

Бабкин боб расцвел в дождь, Будет бабке боб в борщ.

У ежа ежата, у ужа ужата. Не живут ежи, где живут ужи.

Кошка Крошка на окошке Кашку кушала по крошке.

Маленькая болтунья молоко болтала, Да не выболтола.

Часовщик, прищурив глаз, Чинит часики для нас.

      С удовольствием дети выполняют такие задания, где нужно самим закончить фразу.

Аш, аш, аш - ...( у Вовы карандаш )

 Ар, ар, ар -.. .(кипит наш самовар)

 Арь, арь, арь -.. .(на стене висит фонарь)

Ир, Ир, Ир - .. .(мой папа командир)

Op, op, ор - ...(созрел красный помидор) Со, со, со -...( покатилось колесо)

Ро , ро, ро -...( несу в руках ведро)

Ре, ре, ре - .. .(носим воду мы в ведре) и т. п.

        Вот тут дивишься детской фантазии и

Многообразию форм. Как только не заканчивают дети эти фразы. В классе смех и оживление. Нет ничего страшного, если ошибешься, ведь это экспромт.

Большинство детских слов построено по принципу симметричного расположения звуков: бо-бо, бай-бай, ку-ку и т. д., а взрослые позаимствовали эти звукосочетания из детского лепета и, придав им новый смысл, возвратили детям.

         После нескольких заданий в классе я давала задание домой: подобрать рифмы к слогам или словам. Поощряется и рекомендуется пользоваться словарями. Постепенно задания усложнялись: мы переходили к сочинению двустиший и четырехстиший.

С удовольствием дети играют в игру «Буриме».

    Нужно придумать стихи на заданные рифмы.

1.

………… Мила

………… разбила.

………… Иван

………… стакан.

2.

………… дедушка

…………        седой

…………        дедушка

………… с бородой.

3.

        ………… с холма

        ………… зима,

        ………… вдали

        ………… журавли.

        

         В своей статье я не ставила целью рассказать обо всех видах творческих работ, которыми пользовалась в работе с детьми начальных классов, а остановилась на стихотворчестве, поскольку именно с него начала работу над развитием творческих способностей детей, над созданием и удержанием положительного отношения к учению.

       Возможны и другие варианты. Их столько, сколько учителей. Каждый волен выбрать свое, пойти от своих желаний и потребностей.

И еще. Я не ставила своей задачей научить детей писать стихи. Этому научить нельзя. Стихи рождаются. Это одно из самовыражений ребенка. И не надо учителю боятся того, что он не умеет рифмовать. Доверьтесь детской психике. У детей получится! И более того, возможно, они станут вашими учителями, откроют мир, разбудят в вас художника, который доселе дремал в вас. Это будет взаимным обогащением. И тогда учение и обучение будут взаимоприятными.