"Сохранение и укрепление здоровья младших школьников"
материал на тему

Шатько Татьяна Александровна

Показателем  деятельности учителя в данном  направлении является сохранение здоровья физического, здоровья психического,  здоровья социального, здоровья нравственного.

Решением проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся при организации образовательного процесса служат здоровьесберегающие технологии. В данной статье представлен материал из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sohranenie_i_ukreplenie_zdorovya_mladshih_shkolnikov.docx18.09 КБ

Предварительный просмотр:

Сохранение и укрепление здоровья младших школьников

(из опыта работы)

Показателем  деятельности учителя в данном  направлении является сохранение здоровья физического, здоровья психического,  здоровья социального, здоровья нравственного.

Решением проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся при организации образовательного процесса служат здоровьесберегающие технологии.

Цель здоровьесберегающих технологий: оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся на уроках физической культуры и в неурочное время.

На уроках и внеурочной деятельности использую следующие здоровьесберегающие технологии: медико-гигиенические, физкультурно-оздоровительные,  технологии обеспечения жизнедеятельности, здоровьесберегающие образовательные технологии: организационно-педагогические, психолого-педагогические, учебно-воспитательные; социально-адаптирующие, личностно-развивающие.

Используемые формы работы:

 рациональное использование времени во время учебного процесса (учет периодов работоспособности детей на уроках: период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления); проведение физминуток на уроке (оздоровительно-гигиенические, танцевальные, физкультурно – спортивные, подражательные, двигательно-речевые, активные); проветривание помещений; освещенность  учебного класса; эстетическое оформление класса; участие в  мероприятиях, способствующих сохранению и укреплению психического и физического здоровья (праздники здоровья, спартакиады, дни здоровья, походы); работа с обучающимися и их родителями по формированию здорового образа жизни; организация горячего питания; использование оздоровительных методик, регулирующих двигательную активность, и приемов реабилитации умственной и физической работоспособности; наличие эмоциональных разрядок на уроках; разнообразие  видов учебной деятельности:  опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, норма - 4-7 видов за урок; психологический климат на уроке.

Здоровьесберегающие технологии использую на основе личностно-ориентированного подхода, что предполагает активное участие самого обучающегося в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

Мною учитываются  возрастные психологические особенности и функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, что позволяет мне использовать различные виды  учебной деятельности на уроке, чтобы не наступило быстрое утомление.

    В основе урока - технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников. Планирование уроков подчиняется следующим правилам:

правильная организация урока (учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне, формирование интереса и  мотивации к познанию, обучению);

учет зоны работоспособности учащихся (доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели);

распределение интенсивности умственной деятельности;

эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

5-25-я минута — 80%;

25-35-я минута — 60-40%;

35—40-я минута — 10%.

Одним из важнейших аспектов урока является психологический комфорт школьников. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.                                                                                                             Здоровьесберегающие технологии  используются,  как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. Проводятся тематические классные часы валеологической направленности: «В гостях у Мойдодыра», «Если хочешь быть здоров…», «Режим дня и спорт», «Лесная аптека», беседы: «Что значит быть здоровым», «Чистота-залог здоровья», «Как вредит моему здоровью TV, ПК, Интернет»; Дни Здоровья;  ученики участвуют в спортивных мероприятиях: «Веселые старты», игра «Остров сокровищ», игра «Зов джунглей»; в конкурсе фотографий «Здоровье летом укрепляем, зимой болезни мы не знаем», в муниципальной  профилактической акции «Островок здоровья».

Методы, технологии, которые используются, направлены на формирование у учащихся ценностного отношения к здоровью, устранение или смягчение факторов, оказывающих вредное влияние на детей.

             И так путь к здоровью долог. Но приятно осознавать, что анализ работы по сохранению здоровья учащихся моего класса показал, что значительно сократилось количество простудных заболеваний, не прогрессируют хронические заболевания, дети осознали, что правильный образ жизни важен для формирования здоровья, они стали более осознанно относиться к своему здоровью.

         Я полностью согласна со словами В.А Сухомлинского: « Только союз семьи, врача, учителя сможет вырастить и воспитать здорового, сильного, умного человека!»

Сохранение и укрепление здоровья младших школьников

http://www.docme.ru/doc/278620/sohranenie-i-ukreplenie-zdorov._ya-mladshih-shkol._nikov 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение и укрепление здоровья младших школьников через внедрение здоровьесберегающих технологий

Обобщение опыта по теме: Сохранение и укрепление здоровья младших школьников через внедрение здоровьесберегающих технологий...

Сохранение и укрепление здоровья младших школьников

Из опыта работы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников....

Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников"Путь к здоровью".

Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников "Путь к здоровью".Цель программы: создание здоровьесберегающих условий организации   образователь­ного проце...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Формирование системы мер по сохранению и укреплению здоровья младших школьников»

Педагогический проект на тему: "Формирование системы мер по сохранению и укреплению здоровья младших школьников"...

Применение здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного как один из способов сохранения и укрепления здоровья младших школьников

Здоровье, особенно здоровье детей - это ценность, которая должна стоять в обществе на первом месте, если человечество «хочет процветать, а не кое-как выживать». К сожалению, современная организация у...

Программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников "Путь к здоровью"

Программа содержит пояснительную записку, указаны направления работы и ожидаемые результаты, дана оценка эффективности реализации программы «Путь к здоровью»...