«Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики».
материал на тему

Выступление на ШМО нач.кл.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ШМО начальных классов

Выступление по теме:

«Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики».

2015 г.

 

 Успешный человек сегодня — это человек нравственный, образованный, предприимчивый, который способен самостоятельно принимать решения, готовый к сотрудничеству и деловому общению. Успешным в жизни будет тот, кто успешен в школе. Поэтому сегодня уже перед начальной школой стоит цель сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, которые дадут возможность продолжить образование в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить личностное развитие.                 Достижение поставленной цели возможно через использование в практике системно деятельностного подхода, который является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с современными целями образования.

    Системно -деятельностный подход — это тип обучения, обеспечивающий включение детей в активную, в максимальной степени самостоятельную учебно-познавательную деятельность, иными словами, творческое усвоение знаний. Идея такой организации обучения в том, что ребёнок не просто усваивает готовое знание, а открывает новое знание в процессе собственной деятельности. На первый план выходит личность ученика, его готовность к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу информации, его умение принимать решения и доводить их до исполнения. В своём выступление я хочу затронуть тему реализации системно- деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе. Реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников, повысить мотивацию и интерес к предмету помогает использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы. Так на уроках открытия новых знаний очень эффективным является использование приёмов проблемного обучения. На этапе знакомства с новым материалом создается проблема, которая обеспечивает внутреннее принятие цели для получения предполагаемого результата.

Рассмотрим конкретные примеры. При изучении во 2 классе темы «Порядок выполнения действий. Скобки» ученикам предлагается рассмотреть примеры и объяснить, почему в выражениях различные значения: 14–5 + 8 = 17                  14–5 + 8 = 1

Сравнивая примеры и анализируя полученные результаты, учащиеся выясняют, что результат выражений зависит от того, как выполнять действия в нём и определяют, что сегодня на уроке им предстоит исследовать проблему порядка выполнения арифметических действий в числовых выражениях, ведь именно от этого зависит правильность вычислений. Исследуя данные примеры, ребята выясняют, что во втором выражении не хватает скобок. Школьники выводят правила: 1) в выражениях без скобок, содержащих только + и — действия выполняются в том порядке, как они записаны: слева направо; 2) если в выражении есть скобки, первыми выполняются действия в скобках. Проблемную ситуацию при знакомстве в 3 классе с темой «Деление с остатком» можно создать, предоставив возможность детям выполнить практическое задание:

24: 8 =        36: 9 =        18: 3 =               28: 4 =                 9: 2 =

В процессе выполнения данного задания у ребят возникает затруднение с последним примером: число 9 на два не делится. Тогда можно предложить работу в паре и попробовать поделить между собой 9 конфет. Оказалось, что каждому досталось по 4 конфеты и ещё одна. Ученики делают вывод, что можно разделить 9 на 2, только получается остаток. Далее дети формулируют тему и задачи урока.

    Одним из эффективных методов, реализующих системно- деятельностный подход, является метод проектов. Участвуя в проектной деятельности, учащиеся самостоятельно ставят цели, планируют и выполняют задания, оценивают результаты и представляют презентацию проекта. Младшие школьники с удовольствием фантазируют, экспериментируют, делают маленькие открытия, а, следовательно, имеют все предпосылки для развития творческой личности. В начальной школе на уроках математики детям предлагаются небольшие проекты, рассчитанные на 1–2 урока. Рассмотрим примеры введения проектно-исследовательской деятельности в учебную деятельность учащихся начальных классов. Так, например, в первом классе после знакомства с числами первого десятка и числом 0, можно предложить детям поучаствовать в поиске материалов по темам: «Удивительные числа», «Жизнь нуля — цифры и числа», «Великолепные цифры», «Моё любимое число — пятёрка!». В процессе работы над первыми проектами дети узнают, что сбор информации может осуществляться из различных источников: из бумажных, электронных носителей, а также, сведения можно получить от других людей при непосредственном общении. Ребёнок работает над поставленной задачей, собирает и обобщает информацию по теме задания. Затем работа самостоятельно или с помощью взрослых оформляется в виде коллажа, книжки-малышки и т. д., а на самом уроке ребёнок представляет и защищает проект. При знакомстве с текстовыми задачами можно предложить школьникам индивидуально-групповую работу на самом уроке — составить текстовые задачи по картинке к сказкам «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят». Дети записывают свои тексты на листочках и прикрепляют их на ватман с иллюстрацией. Изучая раздел «Табличное умножение и деление» эффективной будет работа над проектом «Нетрадиционные способы запоминания таблицы умножения». В ходе проекта перед учащимися ставятся задачи: найти необычные способы запоминания таблицы умножения, выбрать для себя наиболее интересные, научиться применять их на практике и научить одноклассников применять новые способы запоминания таблицы умножения. Таким образом, метод проектов органично дополняет и расширяет учебную деятельность учащихся на уроке и способствует самосовершенствованию школьников.      Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт также групповая форма работы на уроках. Она решает три основные задачи: познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией; коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения; социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для успешной социализации учащихся. Самый простой вид групповой работы — работа в парах. Совместно работают учащиеся, сидящие за одной партой. В этой паре учащиеся постоянно меняются ролями учителя и ученика. Они могут обучать друг друга — взаимообучение, могут контролировать — взаимоконтроль. При закреплении новой темы, например, можно предложить учащимся придумать задания по закрепляемой теме.

Организовать такую работу можно как на самом уроке, так и предварительно. Дома учащиеся заготавливают карточки для соседа, придумывают или подбирают упражнения и решают их. На уроке дети обмениваются карточками, выступают в роли учителя и ученика, одновременно решая и контролируя друг друга. Ещё один из вариантов групповой работы — работа в микрогруппе, в команде. Например, в начале урока с целью повторения ранее изученного можно организовать математическую эстафету. Класс делится на команды (по рядам и вариантам), игроки поочерёдно выполняют задания. Задания с решением каждый игрок передаёт следующему ученику, который должен не только выполнить своё, но и проверить предыдущие выполненные задания и исправить ошибки, если таковые имеются. Побеждает та команда, которая первая справится с заданиями, решив их правильно. Работа в парах, в группах позволяет ребёнку чувствовать себя защищённым, воспринимать себя членом коллектива, есть возможность исправления ошибки перед проверкой учителя, благодаря взаимопомощи и взаимопроверке. Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать деятельностный подход, а значит способствовать успешному обучению и социализации младших школьников. Ведущими характеристиками выпускника начальной школы становятся его способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Учащиеся осваивают принципиально новые роли — не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет заинтересованность младших школьников процессом познания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение игровых технологий на уроках математики как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе"

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...

Базовая модель обобщенного опыта работы по теме «Реализация технологии системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе»

Идея: обеспечение продуктивной и успешной деятельности младших школьников на уроках математики средствами системно-деятельностного подхода....

Применение игровых технологий на уроках математики как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе

Итоговый практико-значимый проект "Применение игровых технологий на уроках математики как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе"...

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ

В данной работе показан конспект урока алгебры, сотавленный для демонстрации возможности применения системно-деятельностного подхода Л.В. Занкова в среднем звене. Разъясняется необходимость такого под...

Применение игровых технологий на уроках математики как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе

Принципы реализации системно-деятельностного подхода  в начальной школе  ………………Особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе...