Развитие творческих способностей детей в условиях группы продлённого дня.
статья на тему

Мой опыт работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvite_tvorcheskikh_sposobnostei.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей детей в условиях группы   продлённого дня.

«Главная задача современной школы – это развитие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире».

Д. А. Медведев

Я - воспитатель, а воспитанию в современной школе  уделяется особое внимание.

Цель воспитательной работы: «Помочь ученику стать грамотной, мыслящей, творческой личностью».                                                                                                        

        В настоящее время работаю над методической темой: «Развитие творческих способностей детей в условиях группы продлённого дня».

        Что же такое творчество?

        Творчество – это успешный полет мысли за пределы неизвестного. Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее.

        Конечно же, развитие творческих способностей невозможно без наличия природных задатков, но несомненно задатки есть в каждом ребёнке.

        Идеальные условия для развития творческих способностей создаёт группа продлённого дня.

        Для решения этой задачи используются разные виды деятельности:

-игры, конкурсы, викторины

-проектная деятельность

-дискуссии, проблемные диалоги, проблемные ситуации

- клубные часы

-занятия по интересам и т.д.

            Более подробно хотелось бы остановиться на одном из видов деятельности - игре.          Игра – это путь детей к познанию мира, в котором они живут. Ведь только она умеет делать трудное – лёгким, доступным, а скучное интересным и веселым. Уникальность игры в том, что именно игра и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение, без которого невозможно никакое творческое проявление личности. В игре возможны высшие достижения ребёнка, которые завтра станут реальностью.

Занятия по интересам

Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры:

-социокультурное назначение игры

-функция самореализации человека

-коммуникативная функция

-диагностическая функция игры

-функция коррекции в игре

-развлекательная функция

        При работе с детьми младшего школьного возраста одним из основных видов деятельности (после учебной) должна быть игра, поскольку потребность в игре в этом возрасте остаётся по-прежнему очень сильной.

        При организации игр необходимо учитывать возрастные особенности детей, т.к. на разных этапах развития детям свойственны разные игры.

        Работая с детьми, я отметила, что  в 1-2 классе у обучающихся в играх преобладает личная ответственность, коллектив ещё неустойчив. Поэтому игры на этом этапе должны быть направлены на сплочение детского коллектива. Чем старше дети, тем всё большее место занимает в игре соревнование. У обучающихся 3 классов уже заметен рост коллективной игры и стремление к большому игровому коллективу. На этом этапе появляется возможность делить детей на постоянные команды и организовывать соревнования между ними внутри класса. К 4-ому году обучения в большей степени, чем раньше  используются соревнования между классами. Здесь часто свой класс представляет команда.

        Ребёнок не может перейти на следующий этап возрастного развития, пока не пройдёт предыдущий.

        В своей практике я уделяю особое внимание интеллектуальным играм. Это могут быть игры по всем школьным циклам:

  • математические игры
  • игры, прививающие любовь к родному языку
  • литературные игры
  • экологические игры
  • игры по правилам дорожного движения

        Кроме того, что такие игры позволяют повторить в занимательной форме необходимый материал, они содействуют сплочению детского коллектива. Общие переживания в игре объединяют детей. В игре воспитывается чувство товарищества, взаимная поддержка, стремление к активной борьбе за победу. Это игры, в которых ребёнок идёт от развлечения к развитию.

        Огромное значение имеют игры, направленные на  развитие логического мышления.

  • ребусы
  • кроссворды
  • интересные логические задачи
  • головоломки

Такие задания и упражнения не только развивают логическое мышление, но и способствуют развитию творчества у детей.

        Я столкнулась с тем, что в младшем школьном возрасте, особенно в 1-2 классе дети любят настольные игры. Игры такого рода очень полезны для расширения познавательных интересов и для умственного развития. В числе таких игр я использую

  • словесные игры со всякого рода загадками
  • лото
  • игры из цикла «Знай и люби свой город»

Часто в группе проходят шахматно-шашечные турниры.

        Все мы знаем, что в группе продлённого дня значительное время отводится для самоподготовки. Учитывая физиологические особенности младшего школьника, стараюсь через каждые 30 минут  работы дать ребенку отдохнуть физически, проводя игровые, весёлые, подвижные перемены.

        Во время таких коротеньких перемен дети увлечённо играют в игры, не требующие особой подготовки

  •  кошки-мышки
  • платочек
  • морская фигура
  • ручеек и др.

        Играя в эти игры, знакомые всем с детства, дети придумывают новые правила, вносят новые элементы, изменяют ход игры, что в очередной раз способствует развитию их творчества.  

        Огромное значение имеют спортивные игры на свежем воздухе:

  • футбол
  • волейбол
  • баскетбол
  • эстафеты

способствуют не только  творческому развитию детей, но и  играют огромную роль в сплочении детского коллектива.

         Введение игр с разделением на группы, борьба в соответствии с правилами – всё это возможно лишь тогда, когда ребёнок научится вести себя в коллективе, когда он чувствует ответственность перед товарищами, умеет себя сдерживать, подчинять своё поведение правилам.

        В развитии творческих способностей младших школьников необходима именно система, поскольку эпизодический характер творческих упражнений и заданий не способствует активизации творческой деятельности учащихся. Поэтому слова выдающегося педагога наших дней Василия Александровича Сухомлинского о том, что «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости, любознательности и познавательности» стали девизом моей педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей в условиях здоровье сберегающих технологий.

О необходимости применения еа уроке здоровьесберегающих технологий, об организации педагогического процесса с целью развития творческих способностей учащихся....

Развитие творческих способностей детей в условиях группы продлённого дня

Под творческими спосоьностями способностями ребёнка подразумевается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов имеющих общественное значение....

Развитие творческих способностей детей в условиях группы продлённого дня

Под творческими спосоьностями способностями ребёнка подразумевается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов имеющих общественное значение....

"Развитие творческих способностей ребенка в условиях группы продлённого дня" методические рекомендации в помощь воспитателю

 Методические рекомендации включают игры, игровые упражнения, занятия, тренинги  для развития интеллектуально-творческих способностей   детей...

Развитие творческих способностей детей в условиях реализации ФГОС НОО

quot;Развитие творческих  способностей детей в условиях реализации ФГОС НОО"...

«Развитие творческих способностей детей в условиях реализации ФГОС НОО»

Отчет о работе по теме самообразования«Развитие творческих способностей детей в условиях реализации ФГОС НОО»...

Развитие творческих способностей младших школьников в группе продлённого дня

В статье приведены примеры форм работы  с младшими школьниками в группе продлённого дня по развитию творческих способностей (из опыта работы)...