Мониторинг учебных достижений обучающихся начальной школы: типичные ошибки при выполнении диагностических работ и способы их профилактики
презентация к уроку на тему
Презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_uchebnyh_dostizheniy_obuchayushchihsya_nachalnoy_shkoly.pptx | 1.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мониторинг - наиболее точный инструмент для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий, позволяющий оценить результативность и принять своевременные и обоснованные решения, «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата
ЦЕЛИ: – проверить знания учащихся по предметным областям; – ликвидировать “пробелы” в знаниях учащихся (по итогам мониторинга); – реализовать индивидуальный подход в обучении и оценивании учебных достижений учащихся; – систематизировать работу учителя; – стимулировать развитие общих способностей учащихся;
В числе методов оценки предметных результатов используются: наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный и письменный), анализ контрольного задания, собеседование (индивидуальное, групповое), анализ исследовательской работы учащегося и др.
для учителя: перегруженность отчетами; трудности в связывании теории с практикой; обилие и категоричность ценных указаний сверху; вошедшая в привычку авторитарность в преподавании; не достаточное знание требований ФГОС, их разночтение; чувство неудовлетворенности из-за ошибок в работе. для ученика: - неумение работать с литературой; - риск перегрузок; - беспомощность в выборе пути решения вопросов; - привычка быть ведомым; - неумение формулировать цели; Сложности и риски
ряд типичных ошибок и трудностей, которые испытывают дети: - письмо под диктовку; - низкий (недостаточный) уровень владения общим способом определения частей речи; - низкий уровень сформированности необходимых универсальных учебных действий, которые включают анализ морфологических признаков; построение логической цепи рассуждений, приводящей к верному выбору и т.д.
Наибольшие затруднения вызывают выполнение заданий, связанных с работой над текстом: - определить тему и главную мысль текста; - разделить текст на смысловые части; - составить план; - сформулировать вопрос по содержанию приведённого текста. Причины затруднения: - недостаточно глубокое и вдумчивое чтение, часто дети читают поверхностно, обращая внимание на яркие, второстепенные детали, не вникая в смысл текста, - неумение выделять нужную информацию в тексте, распознавать основную мысль текста и письменно её формулировать,
Выделяем следующие цели работы с текстом: 1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его смысла (с помощью учителя). 2 класс - обучение детей работать с текстом: - читать и понимать прочитанное; - пересказывать прочитанное; - делить на части и составлять план прочитанного текста (произведения); выделение опорных слов (словосочетаний); - определять героев и давать характеристику им и их поступкам. 3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному: - выделять основную мысль самостоятельно (в целом текста или его фрагмента); - находить информацию в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме; - выделять главную и второстепенную информацию; выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями); - прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку; - самостоятельное формулирование вопросов по тексту; - сравнение текстов разных жанров, разных стилей с похожим содержанием. Основные виды работы с текстом
При работе с текстами учим детей ставить перед собой вопросы: (вопросы перед чтением): о чём расскажет книга? хочется ли её прочитать? (при чтении): понимаю ли, что я читаю? трудно мне читать или легко? Почему? зачем мне нужно прочитать этот текст? что узнаю из него нового? (после чтения): о чём же всё - таки я прочитал? зачем писатель именно так мне об этом рассказал? хочу ли я ещё что – нибудь узнать и рассказать об этом другим детям или учителю? как мне об этом интереснее и понятнее рассказать другим и добавить другую полезную информацию? для чего и в каких случаях мне поможет (пригодится) прочитанный текст.
1. Представь себе, что у тебя появился друг, который живёт в Америке. В своём последнем письме он написал, что летом хочет приехать к тебе в гости. Но ему нужен твой точный адрес, чтобы он смог тебя найти. Составь своему зарубежному другу письмо, в котором точно опиши, где ты живёшь. 2. Прочитай текст. Подумай, о каком цветке здесь говорится: Солнечный цветок. Сначала из земли вылезли нежно – зелёные разрезные листья и раскрылись тарелочкой. Из середины зелёной этой тарелочки показался тёмный комочек – бутон. Он вырос, вытянулся на тоненьком, просвечивающем на солнце, стебельке, тянулся вверх и вверх – к солнцу. И однажды утром… Яркое, жёлтое, круглое солнышко цветка загорелось в траве…. (Ю. Акрачеев ) Напиши, что ты можешь добавить об этом цветке. Варианты отработки умения обрабатывать текст и получать из него нужную информацию
Немаловажное значение необходимо уделить работе над словом. Используя разнообразные виды работы, можно достичь успешного запоминания слова и правильного его употребления, а параллельно учиться составлять предложения.
Ва - лен - ки Запишите слово, разделите на слоги, поставьте ударение, выделите орфограмму . Транскрипция ′ ′ в н л и к и , а , Работа со словарными словами
Валенки зимняя мягкая обувь из валяной шерсти.
Валенки делают особым способом –валяют. Слово валять произошло от древнего слова, которое имело значение « катать, вертеть »
Валенки тёплые, старые, подшитые Всю зиму бабушка ходила в стареньких, но тёплых валенках.
Диктант является одним из видов метапредметного умения, речевой деятельности. На результат этой формы проверки влияют несколько компонентов: 1. Содержательность. Важно, чтобы ученик понимал, о чем пишет. Нужно развить привычку уточнять непонятные слова в словарях или у старших. Этот навык пригодится не только в диктанте, но и в других заданиях. Расширять словарный запас можно в форме соревнований, например: «Кто больше вспомнит оттенков, синонимов цвета красный». 2. Техника. Школьник, который пишет разборчиво, быстрее и эффективнее проверит свой текст. 3 . Грамотность. Психологи утверждают, что грамотное письмо на 80% зависит от зрительной памяти, поэтому развиваем в учениках такой навык как орфографическая зоркость. Чем больше ученик читает, тем правильнее он пишет. Кроме чтения, помогут несколько видов работ на уроке: - Изучение словарных слов в словарях и учебных материалах. - Списывание текста с запоминанием зрительного образа слов. - Поиск орфограмм в тексте будущего диктанта. - Письмо по памяти с последующей сверкой итогового и первоначального текстов.
Недостаточно сформированы у учащихся следующие умения по окружающему миру: - самостоятельно делать выводы по результатам эксперимента; - описать сам эксперимент; - излагать своё мнение, доказывать и объяснять. - недостаточно сформированы умения выделять из текста-описания информацию, сравнивать описанные в тексте объекты, процессы; делать вывод на основе проведенного опыта; проводить аналогии, строить рассуждения.
Работа учащихся над ошибками должна быть не формальной, а содержательной, направленной на исследование причин ошибки. Результат такой деятельности возможен, если ученик проанализирует, как он действовал, и сопоставит с тем, как надо было действовать (с определенным способом действия). Важно!
Уже давно многие опытные педагоги замечают, что подход «больше читать и писать» успеха не приносит. Не надо разбирать больших текстов и не надо писать больших диктантов. Лучше меньше, но качественнее. Чаще включать работу с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Больше положительной мотивации, как ученику, так и учителю.
Совет ученику
Скоро начнётся новый учебный год и от всей души хочется Пожелать вам на каждый день удачи, Чтобы легко решались все задачи, Нелегкий труд чтоб радость приносил, Терпенья вам, коллеги, много сил! Чтоб дети вас отчаянно любили, А вы их мудрости и разуму учили, Чтобы здоровья было на сто лет, И радости пришли к вам вместо бед! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитической справки по выполнению диагностических работ
Методическая разработка...
Мониторинг учебных достижений
Мониторинги учебных достижений учеников второго класса...
Мониторинги учебных достижений
Мониторинги по русскому языку, по математике обучающихся во втором классе...
Мониторинг учебных достижений
Мониторинг учебных достижений (образец) в виде таблице по классам. оформляется индивидуально для каждого ученика...
Мониторинг учебных достижений по орфографическим темам русского языка в начальной школе
Презентация. Защита курсовой работы...
Мониторинг учебных достижений по орфографическим темам русского языка в начальной школе.
Защита курсовой работы...
ПРОГРАММА практического занятия «Организация деятельности педагогов по освоению мониторинга учебных достижений при разработке листов достижений»
Цель: к концу практического занятия участники освоят способ разработки листов достижений для мониторинга планируемых результатов,представят разработанный лист достижений в соответствии с освоенным спо...