«Критериальное оценивание на уроке окружающего мира по теме : «Растения сада» 2 класс .ПНШ».
статья (2 класс) на тему

  Коровиченко Марина Евгеньевна

Выступление на педагогическом совете (сопровождается показом слайдовой презентации)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Критериальное оценивание21.63 КБ

Предварительный просмотр:

17.01.2018.

«Критериальное оценивание на уроке окружающего мира

 по теме : «Растения сада» 2 класс .ПНШ».(Слайд)

(Слайд)В технологии оценивания учебных успехов выделяют разные способы оценивания:

1.самооценивание по образцу (эталону); цель: найти совпадение и различение своих действий с образцом.

2. пошаговый контроль и оценка в соответствии с эталоном (взаимоконтроль);

3.выработка критериев.

Первые два способа можно применять с 1 – 2 класса (1 этап). Учитель предлагает свои критерии (ведущая роль). 3 способ – выработка критериев – с 3-  го класса. Дети совместно с учителем («общественный договор») на уроке обсуждают, вырабатывают критерии, предлагают баллы . Каждый балл – конкретный уровень достижений.

(Слайд) Одно из главных условий критериального оценивания:

К каждому виду работы должны быть разработаны свои критерии оценивания.

На примере разных видов заданий

я расскажу, как проверялась способность к самооценке во 2 «а» классе

на открытом уроке окружающего мира по теме: «Растения сада». (Слайд)

(Слайд). Цели урока. Дети формулируют совместно с учителем. Если ученик знает о целях своей работы на уроке, то он сможет в итоге оценить свои сильные и слабые стороны. Достиг ли он целей, что ему еще необходимо знать.

(Слайды). На этапе актуализации знаний проверка домашнего задания «Процесс изготовления хлеба» осуществлялась  в парах постоянного состава (сильный + слабый).Задание на разрезных карточках: расположить в правильной последовательности. После выполнения работы дети оценивают свою работу по эталону(образцу). Оценка по результатам выполнения задания. Учитывают ошибки, исправляют.  Использую самооценку достижения цветом (или 3х цветный индикатор обратной связи).Цвет означает, что задание выполнено на разных уровнях: высокий, низкий, средний. (Слайд) Критерии задает учитель.

Зеленый – нет ошибок. Знаю, могу, могу помочь. Умение сформировано на высоком уровне.

Желтый – 1-2 ошибки, сомневаюсь, не все получилось, но я старался. Умение сформировано на среднем уровне.

Красный – более 3х ошибок. Задание не выполнено. Умение сформировано на низком уровне.

Результат (знания конкретно по этому виду задания) дети фиксируют в оценочном листе .Оц. лист – это форма представления результата «что я знаю, что умею». Формируется адекватная самооценка.(Слайд)

(Слайды) В след. задании идет групповой контроль в форме сравнения способа действия и его результата. «Узнай растение по описанию». Решение природной задачи.

Зеленый - Умение сформировано на высоком уровне.

При условии выполнения всех критериев.

  1. Правильно отгадал загадку  совместно с группой
  2. Правильно разместили отгадку  в кластере группой
  3. Активно участвовал в работе группы

Проверяется не только знание программного материала, но и умение сотрудничать, слушать и слышать, высказывать свое мнение – формирование коммуникативных УУД.

Самооценка, оценочный лист.

(Слайды) Индивидуальная работа в ТПО «Поиск садовой  веточки и плода растения» .

. Критерии: 1) умею правильно соединять плод и веточку

2)знаю ,какие растения растут в нашем крае. – зеленый.

Самооценка, оценочный лист (по аналогии)

Следующий вид работы «Уход за садовыми растениями» (Слайды)

. Самостоятельный поиск ответов на вопросы, добывают новые знания по теме, решают проблему. По 2 вопроса каждой группе. Дают свои ответы и сличают свои ответы с образцом (эталоном), который подготовлен учителем  на слайдах  презентации .

Критерии: 1)правильно ответили на вопросы

2) активно работали в группе.

Самооценка, оценочный лист (по аналогии)

На этапе урока самоконтроль и самооценка ( в уроке обобщения и систематизации) – формируется второй способ оценивания -

 пошаговый контроль и оценка в соответствии с эталоном (взаимоконтроль);

(Слайды)Экспресс – опрос можно использовать на любом уроке. Задание типа «Верю – не верю», «да – нет». Читаю утверждения, ученик ставит + и – в первой строке, выставляет предполагаемую отметку. Сосед сверяет с образцом, оценивает работу во второй строке, выставляет отметку. Критерии: нет ошибок -5, 1-2 ош.- 4, более -3х – 3. Учитель проверяет, результаты фиксирует себе в листы наблюдений( их много разных видов).

В результате такой работы обнаруживаются отклонения от образца или результат совпадает с образцом.

(Слайд)С помощью «Рефлекторного экрана вопросов» выявляем осознание содержание материала урока, подводим итог урока.

(Слайд) Определяем цветом яблока уровень усвоения материала, насколько был продуктивен урок.

(Слайды)На любом уроке в разных видах заданий  для формирования умения самооценки использую алгоритм . Задание детям: «Оцени себя по алгоритму».

  1. Сначала проговаривали по вопросам
  2.  Постепенно перешли на опорные слова
  3. Без опорных слов

Если  занижает отметку – «будь к себе добрее», завышает – «будь к себе построже».

Если ученик освоит алгоритм самооценки, то он научится отвечать на вопросы о целях и результатах своей работы. Учитель должен помнить:

  • оцениваться может только работа учащегося, а не его личность;
  • работа учащегося сравнивается не с работами других учеников, а с эталоном, который известен учащимся заранее и описан с помощью критериев.

ВЫВОД: Происходит формирование адекватной самооценки, повышается качество успеваемости, мотивация, формируются УУД. Включение учащихся в самооценку является одним из требований стандарта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Комнатные растения" 2 класс УМК "Школа России"

Методическая разработка урока "Окружающий мир" для 2 класса по теме "Комнатные растения" Оборудование: живые комнатные растения, предметы для ухода за ними, мультимедийное оборудование,компьютерная п...

Урок окружающего мира "Охрана растений" 3 класс

Урок «Охрана растений» направлен на обобщение знаний учащихся о значении растений в жизни животных и человека. Урок интегрированный. Используются элементы уроков русского языка (словообразовател...

Урок окружающего мира "Разнообразие растений" 2 класс

Конспект урока  составлен  по программе УМК  "ПНШ" 2 кл ....

Тест по окружающему миру. Тема: "Растения". 2 класс.

Тест для проверки знаний по темам "Комнатные растения", "Дикорастущие и культурные растения" , "Какие бывают растения"....

Групповая работа на уроках Окружающего мира. Тема "Растения"

Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, так как она позволяет:- дать каждому ребёнку эмоциональную и содержательную поддержку, без кото...

Проект урока окружающего мира. Тема: "Растения встречаются повсюду"

Цель: расширение представлений школьников о разнообразии флоры и пропедевтика усвоения понятия «природная зона»...