рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий
рабочая программа (4 класс) по теме

Павлова Светлана Аркадьевна

В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы внеурочных занятий "Занимательная грамматика", "Риторика", "Светская этика", "Сильные, ловкие, смелые"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программы для 4 класса285.73 КБ

Предварительный просмотр:

Занимательная грамматика.

                                                     Пояснительная записка                       Павлова С.А

Программа внеурочного занятия «Занимательная грамматика» составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования МОУ лицей, разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

Обучающие:

  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного    языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;
  •  формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • развивать  смекалку и сообразительность;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Место учебного курса «Занимательная грамматика» в учебном плане

Рабочая программа составлена из расчета  1 час в неделю, 34 часа в год.

Планируемые результаты     

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметные:

Обучающийся научится:

  • осознавать взаимосвязь между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях;
  • выбирать адекватные средства: слова, интонации, темп речи, тембр и силу голоса, жесты, мимику в соответствии с конкретной ситуацией общения;
  • выражать собственное мнение и обосновывать его;
  • владеть начальными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.);
  • строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе;
  • применять речевой этикет в ежедневных ситуациях учебного и бытового общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, повествование, рассуждение;
  • сочинять письма, записки, рекламу, афишу, объявление и пр.;
  • находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы);
  • составлять содержательное и стилистически точное продолжение к началу текста;
  • выполнять проект «Банк заданий», представляя результат проекта в бумажном или электронном виде (набор заданий и презентация, сопровождающая защиту проекта);
  • пользоваться специальной, и справочной литературой, словарями, газетами, журналами, Интернетом

 Особенности программы  «Занимательная грамматика»

1 кл. «Путешествия по Стране Слов»

2кл. «Секреты орфографии»

3кл. «Занимательное словообразование»

4кл. «Занимательная лингвистика»

Содержание курса

Фонетика и орфоэпия (7 часов)

Тема 1.Что такое орфоэпия?(1ч.) Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.

Тема 2.Что такое фонография или звукозапись? (1ч.) Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.

Тема 3. Звуки не буквы! (1ч.) Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций.

Тема 4. Звучащая строка. (1ч.) Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.

Тема 5. Банты и шарфы. (1ч.) Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы. Разыгрывание ситуаций с этими словами.

Тема 6. «Пигмалион» учит орфоэпии. (1ч.) Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.

Тема 7. Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. (1ч.) Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».

Лексикология (27 часов)

Тема 8. Имена вещей. (1ч.) Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение словарного запаса учащихся.

Тема 9. О словарях энциклопедических и лингвистических. (1ч.) Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.

Тема 10. В царстве смыслов много дорог. (1ч.) Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов».

Тема 11. Как и почему появляются новые слова? (1ч.) Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.

Тема 12. Многозначность слова. (1ч.) Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».

Тема 13. «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. (1ч.) Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова,.

Тема 14. Об одном и том же разными словами. (1ч.) Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами - синонимами и правильным употреблением их в речи.

Тема 15. Как возникают названия. (1ч.) Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.

Тема 16. Слова – антиподы. (1ч.) Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».

Тема 17. Фразеологические обороты. (1ч.) Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».

Тема 18. Словари «чужих» слов. (1ч.) Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.

Тема 19. Капитан и капуста. (1ч.) Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.

Тема20. «Он весь свободы торжество». (1ч.) Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина.

Тема21. Мы говорим его стихами. (1ч.) Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся.

Тема22. Слова, придуманные писателями. (1ч.) Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.

Тема 23. Слова уходящие и слова – новички. (1ч.) Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.

Тема 24.Словарь языка Пушкина. (1ч.) Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем.

Тема 25. Смуглая Чернавка. (1ч.) Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.

Тема 26. Паронимы, или «ошибкоопасные» слова.(1ч.) Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи .

Тема27. Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».(1ч.) Знакомство с явлением межъязыковой паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.

Тема 28. Какой словарь поможет избежать ошибок? (1ч.) Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов», с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.

Тема 29. Словарь – грамотей (1ч.). Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.

Тема 30. Научная этимология.(1ч.) Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка» и «запятая». Работа с этимологическим словарем.

Тема 31. Какие бывают имена?(1ч.) Знакомство с наукой «ономастика», С традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.

Тема 32. Древнерусские имена.(1ч.) Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.

Тема 33. Отчество и фамилия.(1ч.) Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.

Тема 34. Надо ли останавливаться перед зеброй?(1ч.) Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая номинация».

Тематический план

№  

Наименование раздела

Кол-во часов

1

Фонетика и орфоэпия

7

2

Лексикология

27

ИТОГО:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочных занятий "Дружим с математикой" для 2 класса на основе УМК "Начальная школа 21 век" автора Е.Э. Кочуровой

Рабочая программа внеурочных занятий по математике расчитана на 34 часа и составлена на основе авторской программы Е.Э. Кочуровой по УМК "Начальная школа 21 век" с учётом требований ФГОС.  Рабоча...

Рабочая программа внеурочного занятия "Я-исследователь" 2 класс

Разработка рабочей программы "Я-исследователь", 2 класс....

Рабочая программа внеурочных занятий в литературной гостиной в 1 классе

Настоящая программа ориентирована на решение задач социализации детей и подростков через усвоение ими искусства драматургии и развития навыков коллективного творчества....

Рабочая программа внеурочной занятости "Смотрю на мир глазами художника" (1-4 классы) ФГОС

Данная программа составлена на основе Программы Коротеевой....

Рабочая программа внеурочных занятий по национальным видам спорта для 2 класса МБОУ "СОШ №2 г.Алдан"

Рабочая программа внеурочных занятий по национальным видам спорта для 2 классов разработана на основе Региональной комплексной программы физического воспитания  учащихся основного общего образова...

КОУ "В мире чисел" 1 класс Рабочая программа внеурочной занятости

Рабочая программа внеурочной деятельности для  1 класса " В мире чисел"...

Рабочая программа внеурочного занятия "Учусь создавать проект" 2 класс

Данная рабочая программа составлена на основе методических пособий  и рабочих тетрадей по  курсу «Учусь создавать проект». Авторы:  Сизова Р.И., Селимова Р.Ф., лауреаты и победители дву...