«Формирование и развитие социально-адаптивной личности младших школьников с ОВЗ через комплексное профориентационное занятие «МИР ПРОФЕССИЙ»
материал на тему

Ермолаева Анна Николаевна
Основными направлениями профориентации учащихся общеобразовательной школы с ОВЗ являются: • профессиональная информация — ознакомление учащихся с миром профессий и современными видами производства, состоянием рынка труда города Москвы, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, возможностями профессионально-квалификационного роста в процессе профессиональной деятельности. • профессиональная консультация — оказание помощи учащемуся в профессиональном самоопределении; предоставление рекомендаций о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующей его психологическим, психофизиологическим и физическим возможностям и особенностям; определение степени пригодности к конкретной профессии в соответствии с нормативными требованиями и учетом медицинских ограничений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ermolaeva_simakova_rmo.docx29.01 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

_________________________                                       _________________________________ 

141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18                                 8 (496)249-00-55;  8(496)247-68-02        

Выступление на РМО учителей начальных классов по  теме: «Формирование и развитие социально-адаптивной личности младших школьников с ОВЗ через комплексное профориентационное занятие «МИР ПРОФЕССИЙ»

        Подготовили: Ермолаева Анна Николаевна

Симакова Ирина Константиновна

31 октября 2017 год.

Профессиональная ориентация является важнейшим этапом в процессе образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями и их социальной адаптации. Слайд 1.

Круг профессий и видов трудовой деятельности, доступных выпускникам с ограниченными возможностями здоровья, довольно узок, что значительно затрудняет осуществление профориентации. Это требует поиска особых подходов к подаче в доступной форме информации о рабочих профессиях, приоритетность которых не является привлекательной для обучающихся. Слайд 2.

В нашем городе

  • существует 1 учебное заведение, в котором выпускники с ограниченными возможностями здоровья  могут освоить такие профессии, как: столяр, штукатур, маляр, слесарь сантехнических работ.

Очевидно, что требуется комплексная работа специалистов образовательного учреждения по формированию сознательного отношения в выборе профессии учащихся с ОВЗ. Для проведения профориентации учащихся, необходима система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профессиональному самоопределению, способствующая личностному развитию выпускников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии, необходимые для успешной социальной и профессиональной адаптации. 

Основные направления работы

Основными направлениями профориентации учащихся общеобразовательной школы с ОВЗ являются:

  • профессиональная информация — ознакомление учащихся с миром профессий и современными видами производства, состоянием рынка труда города Москвы, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, возможностями профессионально-квалификационного роста в процессе профессиональной деятельности.
  • профессиональная консультация — оказание помощи учащемуся в профессиональном самоопределении; предоставление рекомендаций о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующей его психологическим, психофизиологическим и физическим возможностям и особенностям; определение степени пригодности к конкретной профессии в соответствии с нормативными требованиями и учетом медицинских ограничений.

Таким образом, профориентация учащихся с ОВЗ включает в себя следующие элементы:

  • ознакомление с профессиональными квалификационными характеристиками;
  • познание своих психофизиологических особенностей, возможностей и ограничений;
  • получение рекомендаций специалистов по выбору будущей профессии.

Исходя из этого всю профориентационную работу в школе можно подразделить на несколько этапов.

Первый этап работы — определение готовности школьника с ОВЗ к профессиональному самоопределению. В качестве показателей готовности школьника к самостоятельному выбору будущей профессии выделяются:

  • информированность учащегося. Знание состояния рынка труда, видов профессионального образования, содержания и условий труда по избранной профессии, учебных заведений, где можно получить избранную профессию (специальность);
  • сформированность общественно значимых мотивов выбора профессии (сближение профессиональных намерений с потребностями рынка труда);
  • выраженность профессиональных интересов. Наличие устойчивых профессиональных интересов (проявляющихся в течение ряда лет) к определенной области деятельности или к конкретной профессии;
  • наличие определенных способностей к определенному виду профессиональной деятельности или области знаний (математике, физике, педагогике и т.д.);
  • сформированность профессиональных намерений (намерения устойчивы, основаны на достаточном знании содержания профессиональной деятельности, условий труда, путей получения профессионального образования);
  • адекватный уровень профессиональных притязаний (интересы, способности, самооценка, профессиональные намерения, физические возможности, состояние здоровья согласуются между собой и степень их развития позволяет предполагать успешность будущей профессиональной деятельности).

Второй этап работы — определение содержания работы с учащимися в зависимости от их возраста, степени информированности о мире профессий и готовности к профессиональному самоопределению. Кратко эту работу можно представить в следующем виде.

Учащиеся 2—4 классов

Цель работы — сформировать мечту о той или иной профессии.

Задачи:

  • ознакомление с профессиями, доступными при наличии ОВЗ;
  • формирование первоначального интереса к определенным профессиям;
  • оказание помощи в выборе образца для подражания в труде;
  • формирование трудовых умений в доступных видах труда.

Ведущие формы работы: профориентационные беседы, игры, конкурсы на лучшие рассказы и рисунки о профессиях, сочинения о трудовой деятельности родителей, сочинение «О какой профессии я мечтаю».

Показатель эффективности: выбор учащимися видов деятельности по интересам, сформированность мечты о профессии.

Примеры работы с учащимися 2—4 классов

Профориентационные беседы на темы: «Зачем каждый человек трудится?», «Как появились различные профессии?», «Мир профессий». Тренинговые упражнения и игры, направленные на развитие координации движений, памяти, внимания, уверенности в себе, способности принимать самостоятельные решения.

Профориентационные игры «Когда я вырасту, то стану...», «Профессии, нужные в нашем городе».

Встречи с представителями различных профессий (желательно с наличием ОВЗ).

Конкурсы: «Мы все умеем делать сами».

Сочинения на темы: «О какой профессии я мечтаю?», «Профессии вокруг нас», «Кем быть или каким быть?».

Определение эффективности проводимой с учащимися профориентационной работы.

Критериями эффективности проводимой работы служат показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению. Их определение также зависит от возраста учащихся.

2—4 классы

1. Мечта о той или иной профессии.

2. Знание содержания труда по доступным профессиям.

3. Сформированность трудовых умений в доступных видах трудовой деятельности.

     Профориентация через учебно-воспитательную познавательную деятельность осуществляется в урочное и внеклассное время, начиная с первого года обучения. Основные задачи на этом этапе: знакомство с миром профессий, диагностика возможностей и личных предпочтений в овладении допрофессиональными навыками с целью определения профиля трудового обучения в дальнейшем. Слайд 3.Основными средствами для достижения задач являются воспитательные занятия, работа кружков профессионально-трудового цикла, уроки. Воспитательные занятия по профориентации проводятся во внеурочное время. В урочной деятельности в рамках национально-регионального компонента в занятия включаются задания профориентационной направленности.

Воспитательные мероприятия.

Содержание: на воспитательных занятиях у учащихся формируется позитивное и сознательное отношение к выбору профессии.

1 - 4 классы – знакомство с миром профессий через воспитательные беседы, сюжетно-ролевые и дидактические игры.

Включение в урочную деятельность упражнений и заданий профориентационной направленности. Слайд 4.

Содержание: В поурочное планирование различных учебных предметов включаются задания, содержание которых связано с имеющимися в школе профилями трудового обучения. Такие задания проводятся на этапе закрепления изученной темы. Наиболее целесообразно использовать данные задания на уроках математики, русского языка.

№ п/п

Содержание деятельности

Формы работы

группа

Сроки, периоды

Ответственный

Показатели эффективности

Знакомство с миром профессий.

Воспитательные беседы, сюжетно-ролевые игры, настольные игры, праздники.

Обучающиеся

1 - 4 классов

В течение учебного года 1 раз в месяц по планам воспитательной работы.

Учитель, воспитатель.

100% обучающихся начальных классов получили знания о профессиях.

Коррекционно-развивающие игры по профориентации.

Электронные конкурсные задания по профориентации на сайте

«Профпортал».

Обучающиеся

1 – 4 классов

В течение года выполнение на воспитательных часах, совместная деятельность с родителями.

Учитель, воспитатель, родители.

100% обучающихся включено в деятельность.

Умственная отсталость

Лица с умственной отсталостью имеют стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего интеллектуальное, возникающее на ранних этапах онтогенеза вследствие органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС).

Аутизм

Аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. При аутизме нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для детей-аутистов являются аффективные проблемы и трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которые определяют установки детей на сохранение постоянства в окружающем мире и стереотипность собственного поведения.

Комплексные нарушения

К комплексным нарушениям развития относят сочетания двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.), например: сочетание глухоты и слабовидения, умственной отсталости и слепоты, нарушения опорно-двигательного аппарата и речи. В качестве синонимов в литературе используются и другие термины: «сложный дефект», «сложные аномалии развития», «сочетанные нарушения», «комбинированные нарушения» и все более утверждающиеся в последнее время «сложная структура дефекта», «сложная структура нарушения» или «множественное нарушение».

Таким образом, биологическое неблагополучие, являясь предпосылкой нарушения взаимодействия с окружающим миром, обусловливает возникновение отклонений в психическом развитии.

Уровень психического развития детей и подростков с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и даже степени выраженности первичного (биологического по своей природе) нарушения развития, но и от качества предшествующего обучения и воспитания.

Диапазон различий в развитии детей и подростков с ОВЗ чрезвычайно велик: от детей, практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимыми и тяжелыми поражениями ЦНС; от детей, способных при специальной поддержке обучаться на равных с нормально развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только в группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории.

Заключение

Непрерывная профориентация учащихся общеобразовательных школ должна быть разработана с учетом возрастных особенностей учащихся разных классов.

Все эти особенности осложняют профориентационную работу с данными группами. Сложности возникают как на этапе подбора методического инструментария для диагностики, так и при выборе профиля профессиональной подготовки. Слайд 15.

Главная задача, которую необходимо перед собой ставить, - вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью применять в работе как можно больше форм взаимодействия с ребенком, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт. Для того чтобы понять с чего начинать коррекционную работу, необходимо определить ведущие направления. Слайд 16.

Выбор направления зависит от потребностей конкретного ребенка. В одном случае необходимо обучить его, в первую очередь, навыкам самообслуживания, в другом - провести работу по снятию страхов, налаживанию первичного контакта, созданию положительного эмоционального климата и комфортной психологической атмосферы для занятий.

В сферу нашей деятельности входит и пропаганда дефектологических знаний среди окружающих ребенка людей. Это необходимо, потому что трудности социальной адаптации ребенка зависят не только от своеобразия его психики, особенностей личности, но и от неподготовленности людей к общению с ним, непонимание его нужд.

Работая с обучающимися с ОВЗ, мы понимаем, что коррекционная работа будет продолжительной. И чтобы по-настоящему помочь ребенку, надо верить, что все мы занимаемся далеко не безнадежным делом. Нам не добиться снятия диагноза, но мы можем сделать многое: понять ребенка, принять его таким, какой он есть и, учитывая его особенности, помочь приспособиться и адаптироваться к окружающему миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Совместная проектная деятельность как средство развития коммуникативных основ личности младшего школьника"

В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, т...

Проигрывание фольклорных произведений как средство развития нравственного потенциала личности младшего школьника

Проигрывание произведений фольклора оказывает большое воспитательное воздействие на личность ребенка, являясь одним из средств развития нравственного потенциала младшего школьника,т. к. понимание ситу...

Фольклор как средство развития творческого потенциала личности младшего школьника

В данной статье рассмотрены условия развития творческого потенциала личности младшего школьника. Применяемые в педагогике средства и методы, основывающиеся на фольклоре, в полной мере учитывают присущ...

Статья "Формирование и развитие социально-адаптивной личности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья посредством профориентационных сюжетно-ролевых игр"

В настоящее время наметилась положительная тенденция, что ограниченные возможности здоровья – это не причина для исключения человека из активной жизни. Идет поиск путей интеграции инвалидов в об...