«Формирование и развитие социально-адаптивной личности младших школьников с ОВЗ через комплексное профориентационное занятие «МИР ПРОФЕССИЙ»
материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ermolaeva_simakova_rmo.docx | 29.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
_________________________ _________________________________
141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18 8 (496)249-00-55; 8(496)247-68-02
Выступление на РМО учителей начальных классов по теме: «Формирование и развитие социально-адаптивной личности младших школьников с ОВЗ через комплексное профориентационное занятие «МИР ПРОФЕССИЙ»
Подготовили: Ермолаева Анна Николаевна
Симакова Ирина Константиновна
31 октября 2017 год.
Профессиональная ориентация является важнейшим этапом в процессе образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями и их социальной адаптации. Слайд 1.
Круг профессий и видов трудовой деятельности, доступных выпускникам с ограниченными возможностями здоровья, довольно узок, что значительно затрудняет осуществление профориентации. Это требует поиска особых подходов к подаче в доступной форме информации о рабочих профессиях, приоритетность которых не является привлекательной для обучающихся. Слайд 2.
В нашем городе
- существует 1 учебное заведение, в котором выпускники с ограниченными возможностями здоровья могут освоить такие профессии, как: столяр, штукатур, маляр, слесарь сантехнических работ.
Очевидно, что требуется комплексная работа специалистов образовательного учреждения по формированию сознательного отношения в выборе профессии учащихся с ОВЗ. Для проведения профориентации учащихся, необходима система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профессиональному самоопределению, способствующая личностному развитию выпускников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии, необходимые для успешной социальной и профессиональной адаптации.
Основные направления работы
Основными направлениями профориентации учащихся общеобразовательной школы с ОВЗ являются:
- профессиональная информация — ознакомление учащихся с миром профессий и современными видами производства, состоянием рынка труда города Москвы, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, возможностями профессионально-квалификационного роста в процессе профессиональной деятельности.
- профессиональная консультация — оказание помощи учащемуся в профессиональном самоопределении; предоставление рекомендаций о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующей его психологическим, психофизиологическим и физическим возможностям и особенностям; определение степени пригодности к конкретной профессии в соответствии с нормативными требованиями и учетом медицинских ограничений.
Таким образом, профориентация учащихся с ОВЗ включает в себя следующие элементы:
- ознакомление с профессиональными квалификационными характеристиками;
- познание своих психофизиологических особенностей, возможностей и ограничений;
- получение рекомендаций специалистов по выбору будущей профессии.
Исходя из этого всю профориентационную работу в школе можно подразделить на несколько этапов.
Первый этап работы — определение готовности школьника с ОВЗ к профессиональному самоопределению. В качестве показателей готовности школьника к самостоятельному выбору будущей профессии выделяются:
- информированность учащегося. Знание состояния рынка труда, видов профессионального образования, содержания и условий труда по избранной профессии, учебных заведений, где можно получить избранную профессию (специальность);
- сформированность общественно значимых мотивов выбора профессии (сближение профессиональных намерений с потребностями рынка труда);
- выраженность профессиональных интересов. Наличие устойчивых профессиональных интересов (проявляющихся в течение ряда лет) к определенной области деятельности или к конкретной профессии;
- наличие определенных способностей к определенному виду профессиональной деятельности или области знаний (математике, физике, педагогике и т.д.);
- сформированность профессиональных намерений (намерения устойчивы, основаны на достаточном знании содержания профессиональной деятельности, условий труда, путей получения профессионального образования);
- адекватный уровень профессиональных притязаний (интересы, способности, самооценка, профессиональные намерения, физические возможности, состояние здоровья согласуются между собой и степень их развития позволяет предполагать успешность будущей профессиональной деятельности).
Второй этап работы — определение содержания работы с учащимися в зависимости от их возраста, степени информированности о мире профессий и готовности к профессиональному самоопределению. Кратко эту работу можно представить в следующем виде.
Учащиеся 2—4 классов
Цель работы — сформировать мечту о той или иной профессии.
Задачи:
- ознакомление с профессиями, доступными при наличии ОВЗ;
- формирование первоначального интереса к определенным профессиям;
- оказание помощи в выборе образца для подражания в труде;
- формирование трудовых умений в доступных видах труда.
Ведущие формы работы: профориентационные беседы, игры, конкурсы на лучшие рассказы и рисунки о профессиях, сочинения о трудовой деятельности родителей, сочинение «О какой профессии я мечтаю».
Показатель эффективности: выбор учащимися видов деятельности по интересам, сформированность мечты о профессии.
Примеры работы с учащимися 2—4 классов
Профориентационные беседы на темы: «Зачем каждый человек трудится?», «Как появились различные профессии?», «Мир профессий». Тренинговые упражнения и игры, направленные на развитие координации движений, памяти, внимания, уверенности в себе, способности принимать самостоятельные решения.
Профориентационные игры «Когда я вырасту, то стану...», «Профессии, нужные в нашем городе».
Встречи с представителями различных профессий (желательно с наличием ОВЗ).
Конкурсы: «Мы все умеем делать сами».
Сочинения на темы: «О какой профессии я мечтаю?», «Профессии вокруг нас», «Кем быть или каким быть?».
Определение эффективности проводимой с учащимися профориентационной работы.
Критериями эффективности проводимой работы служат показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению. Их определение также зависит от возраста учащихся.
2—4 классы
1. Мечта о той или иной профессии.
2. Знание содержания труда по доступным профессиям.
3. Сформированность трудовых умений в доступных видах трудовой деятельности.
Профориентация через учебно-воспитательную познавательную деятельность осуществляется в урочное и внеклассное время, начиная с первого года обучения. Основные задачи на этом этапе: знакомство с миром профессий, диагностика возможностей и личных предпочтений в овладении допрофессиональными навыками с целью определения профиля трудового обучения в дальнейшем. Слайд 3.Основными средствами для достижения задач являются воспитательные занятия, работа кружков профессионально-трудового цикла, уроки. Воспитательные занятия по профориентации проводятся во внеурочное время. В урочной деятельности в рамках национально-регионального компонента в занятия включаются задания профориентационной направленности.
Воспитательные мероприятия.
Содержание: на воспитательных занятиях у учащихся формируется позитивное и сознательное отношение к выбору профессии.
1 - 4 классы – знакомство с миром профессий через воспитательные беседы, сюжетно-ролевые и дидактические игры.
Включение в урочную деятельность упражнений и заданий профориентационной направленности. Слайд 4.
Содержание: В поурочное планирование различных учебных предметов включаются задания, содержание которых связано с имеющимися в школе профилями трудового обучения. Такие задания проводятся на этапе закрепления изученной темы. Наиболее целесообразно использовать данные задания на уроках математики, русского языка.
№ п/п | Содержание деятельности | Формы работы | группа | Сроки, периоды | Ответственный | Показатели эффективности |
Знакомство с миром профессий. | Воспитательные беседы, сюжетно-ролевые игры, настольные игры, праздники. | Обучающиеся 1 - 4 классов | В течение учебного года 1 раз в месяц по планам воспитательной работы. | Учитель, воспитатель. | 100% обучающихся начальных классов получили знания о профессиях. | |
Коррекционно-развивающие игры по профориентации. | Электронные конкурсные задания по профориентации на сайте «Профпортал». | Обучающиеся 1 – 4 классов | В течение года выполнение на воспитательных часах, совместная деятельность с родителями. | Учитель, воспитатель, родители. | 100% обучающихся включено в деятельность. |
Умственная отсталость
Лица с умственной отсталостью имеют стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего интеллектуальное, возникающее на ранних этапах онтогенеза вследствие органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС).
Аутизм
Аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. При аутизме нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для детей-аутистов являются аффективные проблемы и трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которые определяют установки детей на сохранение постоянства в окружающем мире и стереотипность собственного поведения.
Комплексные нарушения
К комплексным нарушениям развития относят сочетания двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.), например: сочетание глухоты и слабовидения, умственной отсталости и слепоты, нарушения опорно-двигательного аппарата и речи. В качестве синонимов в литературе используются и другие термины: «сложный дефект», «сложные аномалии развития», «сочетанные нарушения», «комбинированные нарушения» и все более утверждающиеся в последнее время «сложная структура дефекта», «сложная структура нарушения» или «множественное нарушение».
Таким образом, биологическое неблагополучие, являясь предпосылкой нарушения взаимодействия с окружающим миром, обусловливает возникновение отклонений в психическом развитии.
Уровень психического развития детей и подростков с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и даже степени выраженности первичного (биологического по своей природе) нарушения развития, но и от качества предшествующего обучения и воспитания.
Диапазон различий в развитии детей и подростков с ОВЗ чрезвычайно велик: от детей, практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимыми и тяжелыми поражениями ЦНС; от детей, способных при специальной поддержке обучаться на равных с нормально развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только в группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории.
Заключение
Непрерывная профориентация учащихся общеобразовательных школ должна быть разработана с учетом возрастных особенностей учащихся разных классов.
Все эти особенности осложняют профориентационную работу с данными группами. Сложности возникают как на этапе подбора методического инструментария для диагностики, так и при выборе профиля профессиональной подготовки. Слайд 15.
Главная задача, которую необходимо перед собой ставить, - вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью применять в работе как можно больше форм взаимодействия с ребенком, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт. Для того чтобы понять с чего начинать коррекционную работу, необходимо определить ведущие направления. Слайд 16.
Выбор направления зависит от потребностей конкретного ребенка. В одном случае необходимо обучить его, в первую очередь, навыкам самообслуживания, в другом - провести работу по снятию страхов, налаживанию первичного контакта, созданию положительного эмоционального климата и комфортной психологической атмосферы для занятий.
В сферу нашей деятельности входит и пропаганда дефектологических знаний среди окружающих ребенка людей. Это необходимо, потому что трудности социальной адаптации ребенка зависят не только от своеобразия его психики, особенностей личности, но и от неподготовленности людей к общению с ним, непонимание его нужд.
Работая с обучающимися с ОВЗ, мы понимаем, что коррекционная работа будет продолжительной. И чтобы по-настоящему помочь ребенку, надо верить, что все мы занимаемся далеко не безнадежным делом. Нам не добиться снятия диагноза, но мы можем сделать многое: понять ребенка, принять его таким, какой он есть и, учитывая его особенности, помочь приспособиться и адаптироваться к окружающему миру.