Индивидуальная программа по русскому языку со слабоуспевающими учащимися
учебно-методическое пособие на тему

Доржиева Светлана Цыренжаповна

Индивидуальная программа по русскому языку со слабоуспевающими учащимися

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon indiv.programma.attestatsiya.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

         Цель данной индивидуальной программы выработать систему мер по формированию навыков грамотного письма у данных учеников. Эта программа рассчитана на 10 часов, т.к. я думаю, за этот период работы ученики усвоят материал достаточно хорошо.

         Я считаю, что с Артемом Кононовым, Цыбеновым Баином. Цыжиповым Баяном, Дагбаевой Юмжаной необходимо проводить на уроках и во внеурочное время индивидуальную работу. Эти занятия должны продвинуть ученика до желаемого уровня. Для достижения этого результата нужно обобщить, систематизировать изученные программы, научить применять данное правило на практике. Особое внимание уделять развитию памяти, внимания, мышления ученика.

Распределение тем по времени.

  1. Фонетика – 1.
  2. Безударная гласная в корне-2
  3. Парная согласная в корне-2
  4. Непроизносимые согласные в корне слова – 2.
  5. Упражнения на закрепление – 3

Содержание программы.

Проанализировав самостоятельные работы учащихся, мною были выделены 6 учащихся. После серии дополнительных корректирующих занятий по обработке навыков грамотного письма была проведена проверочная работа, где целью была проверка степени эффективности занятий. Особое внимание уделялось орфограмме правописания корня (безударная гласная в корне, парная согласная в корне, непроизносимые согласные в корне слова )

№ п/п

Ф.И.О.

Непроиз.-ые согл.

Парные согл.

Безударные

гласные

Большая буква

Баллы

Оценки

1

Кононов А

-

-/+

+

-

1,5

2

2

Цыжипов Б

+

+

-

+

3

4

3

Цыбенов Б

+

-

+

+

3

4

4

Большакова О

-

+

+

+

3

4

5

Дагбаева Ю

+

-

+

-

2

3

6

Скуратов Е

+

+

-

-

2

3

Выполнили работу – 6.

Справились – 5.

Написали на           «4» - 3;  «3» - 2;    «2» - 1

         Артем К. продолжает показывать низкий уровень. На него написана эта программа. Рекомендованы следующие виды работ.

  1. Тренировка памяти (учить стихи, зрительные и слуховые диктанты).
  2. Развивать логическое мышление (учить устанавливать связи, закономерности, учить видеть главное, использовать игровой метод).
  3. Индивидуальная работа на уроках (карточки, схемы, памятки).
  4. Работать в паре с сильным учеником  (взаимоконтроль).
  5. Рекомендации родителям при выполнении домашнего задания.

В своей работе с Артемом К. выделила 3 этапа:

  1. Научить слышать звуки, определять их количество в слогах, в словах. Различать непроизносимые буквы.
  2. Выработать орфографическую зоркость: выделение, узнавание орфограммы.
  3. Научить самоконтролю.

                                                            План.

Занятие 1

Цель: Воспроизвести знания по теме «Фонетика», формировать умение  

          распознавать, где находится безударная гласная  в слове.

 На доске слова: Приб.жал - бег, зв.зда –зв.здное ,  ст.ловая- ст.л,  т.желый- т.жесть, уч.ник-уч.ба, сн.жинка- сн.г.(задания  похожие)

  • Что можешь сказать об этих словах?
  • Какое задание можно выполнить?
  • Назови в слове «прибежал» все звуки, буквы.
  • Назови корень этого слова.
  • Назови ещё слово, где буква «непонятно» слышится, произносится..
  • Какая буква пропущена в слове «прибежал»? Докажи.
  • Что общего в этих словах?
  • На какое правило?
  • Где находится безударная гласная?

Итог: алгоритм работы со словами.

  1. Нахожу безударное гласное;
  2. Нахожу корень;
  3. Подбираю проверочное слово.

Занятие 2-3

Цель: формировать умение распознавать, где находится безударная гласная  в слове.

 На доске слова:Л.сные цв.точки, посв.тлело в л.су, м.я сл.за, гл.дит с.ва,  в.сит к.вер,  из дв.ра л.сника,  вылез зв.рек,  см.трел в .кно, л.вить в .зере.(задания  похожие, стр. 226 «Словарные диктанты)

  • Что можешь сказать об этих словах?
  • Какое задание можно выполнить?
  • Назови в слове «прибежал» все звуки, буквы.
  • Назови корень этого слова.
  • Назови ещё слово, где буква «непонятно» слышится, произносится..
  • Какая буква пропущена в слове «прибежал»? Докажи.
  • Что общего в этих словах?
  • На какое правило?
  • Где находится безударная гласная?

Итог: алгоритм работы со словами.

  1. Нахожу безударное гласное;
  2. Нахожу корень;
  3. Подбираю проверочное слово.

Занятие 4

Цель: формировать умение  распознавать, где находится непроизносимая согласная в слове.

 На доске слова: Ненас…ная – ненастье, звез…ное – звезда, ус…ная – уста, чес…ный – честь, грус…ный – грусть, сер..це – сердечный, счас…ливый – счастье.

  • Что можешь сказать об этих словах?
  • Какое задание можно выполнить?
  • Назови в слове «ненастье» все звуки, буквы.
  • Назови ещё слово, где бы буква не обозначала звук.
  • Какая буква пропущена в слове «ненастный»? Докажи.
  • Что общего в этих словах?
  • На какое правило?
  • Где находится непроизносимая согласная?

Итог: алгоритм работы со словами.

      1.Нахожу непроизносимое согласное;

2.Нахожу корень;

3.Подбираю проверочное слово.

Домашнее задание: Поработать с алгоритмом.

Занятие 5

  • Цель: Развивать умение проверять написание непроизносимых согласных.

  • К каждому прилагательному подбери прилагательное с противоположным значением

Печальное событие        извес…ное

Плохая погода                гиган…ский

Туманное утро                прекрас…ная

Незнакомое слово          радос…ное

Маленький водопад       яс..ное

  • Раздели слова второго столбика на группы:

1 гр.- согласные не произносятся, но пишутся;

2 гр.- согласные слышатся, но не пишутся (их нужно запомнить).

  • Как же не ошибиться при написании? (подбирать проверочное слово)

Домашнее задание: Написать 4 слова с непроизносимыми согласными с проверочными словами.

Занятие 6

Цель: Развивать навык правильно писать слова с непроизносимыми         согласными, подбирать проверочные слова.

     

Карточка 1. Капуста – капус…ный

                     Зависть – завис…ливый

                     Прелесть – прелес…ный

                     Место – мес…ный

                     Скорость -    ?

  • Запиши, вставляя пропущенные буквы.
  • Какие слова в 1 столбце и во 2 столбце? (проверочные, проверяемые).

                                       

Письмо под диктовку.

У ребят праздничное настроение. Площадка освещена солнечными лучам

Подчеркнуть орфограммы, объяснить.

  • Домашнее задание.

Карточка 2.Образовать с помощью суффикса –ник-  однокоренные слова.

   Весть- ,лед- ,двор- ,трость- ,шутка - , работа- .

Занятие 7

Цель: формировать умение  распознавать, где находится парная согласная в слове.

 На доске слова: Сугро. – сугробы,  ре.кий- резок, жи.кая каша- жидок, сла.кий- сладок,пас.бище- пасти,ле.кий-легок, оши.ка- ошибочка.

  • Что можешь сказать об этих словах?
  • Какое задание можно выполнить?
  • Назови в слове букву которая пишется в конце,  в середине
  • Какая буква пропущена в слове «сугроб, резкий»? Докажи.
  • Что общего в этих словах?
  • На какое правило?
  • Где находится парная согласная согласная?

Итог: алгоритм работы со словами.

1.Нахожу парное согласное

2.Нахожу корень

      3.Подбираю проверочное слово.

Домашнее задание: Поработать с алгоритмом.

Занятие 8

Цель: Развивать навык правильно писать слова с парными    согласными, подбирать проверочные слова.

     

Карточка 1. Це.кие ко.ти-

                  У.кие.сапо.ки-

                  Сла.кий арбу.-

                  Морко.ка на гря.ке-

                   Ска.ка о ры.ке-

                   Ло.кий ле.-

Запиши, вставляя пропущенные буквы.

  • Какие слова в 1 столбце и во 2 столбце? (проверочные, проверяемые).

                                       

Письмо под диктовку.

У ребят трудная задача. На  площадке освещенном светом бегает робкий зверек. На грядке выросла большая репка.

Подчеркнуть орфограммы, объяснить.

                                               Занятие 9

Цель: Совершенствовать навыки правописания корня.

Задание.  - Мороз и солнце день чудесный!

                 Еще ты дремлешь, друг прелестный.

                 -Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

                  Что ты тих, как день ненастный?

.

  • Выпиши слова с непроизносимыми согласными.
  • Подчеркни  непроизносимые согласные.

Карточка 3

Письмо под диктовку.

          Моро., г.ра, горо.ской, л.сник, б.жать, кру.ка, гря.ки, радос.ный, поз.ний.

 

  •  Подчеркни орфограммы, докажи.
  • Раздели слова на группы.(3гр)

Правила написания корня.

         1.Безударные    гласные

         2.Парные согласные

         3.Непроизносимые согласные.

Занятие 10

Цель: развивать умение применять знания, умения в практической деятельности.

1.Письмо под диктовку.

Друзья.

Глеб Сладков надел шапку, варежки и выбежал во двор. В саду застыл большой пруд .Ребята катаются по скользкому льду .У всех праздничное настроение .Вот мальчики бегут наперегонки .Кто же победит?

2.Цель: закрепление  изученного.

-Сегодня повторим все, что изучали (вопрос-ответ).

-Памятка – таблица в конце.(3 правила корня).

Заключение

.

     После серии индивидуальных занятий были сопоставлены результаты контрольной  работы Артема. Было обнаружено.что результативность выросла в отношении таких умений, как умение распознавать орфограммы, определять их место в слове, подбирать проверочное слово и обосновывать способ проверки, указывая совокупность принципов, признаков проверяемого и проверочного слова. У Артема повысился уровень осознанности орфографических действий, появился интерес к предмету, стал проявлять активность на уроках.

      Я думаю, что в конце третьего класса можно демонстрировать устойчивый положительный результат.

                      Список учебно-методической литературы.

1.Журнал. Начальная школа  2005

2.Матвеева А.Н.  Контрольно-проверочные работы по русскому языку .1996.

3.Нефедова Е .Л. Правила и упражнения  по русскому языку.-М.:Аквариум, 1992

4.Ушаков Н, Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальной школе. - М.: 1998.

5.Узорова Н.Т. Контрольные и проверочные работы по русскому  языку -М .: Аквариум. 1993.

6.Харченко О.О. Через постижение « тайн языка»- к текстовой  компетенции  // Начальная школа 2007 №5 с 36.

7.Е.А.Нефедова, О.В. Узорова   Диктанты и изложения по русскому языку. М .: Аквариум. 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки с индивидуальными заданиями по русскому языку для учащихся начальных классов.

Наверное, в каждом классе есть учащиеся, которые часто теряются, выходя отвечать к доске. Независимо от причин такого детского поведения, наша задача помочь ребёнку, создать ему комфортные или приближ...

Индивидуальные карточки по русскому языку для учащихся 3 – 4 классов

Карточки (20 штук) распечатываются и используются для самостоятельной работы на уроке или для домашней работы...

Индивидуальные карточки по русскому языку для учащихся 3 – 4 классов

Карточки для развития орфографической зоркости учащихся...

Индивидуальные карточки по русскому языку для учащихся начальных классов.

Индивидуальные карточки по русскому языку (пропедевтика орфографических и речевых ошибок в диктантах и творческих работах)....

Рабочая программа по русскому языку (письмо) для учащихся 1 класса по УМК Перспектива

Программа содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, материально-техническое обеспечение учебного предмета, календарно-тематическое планирование с учетом всех праздничных и выходных дне...

Индивидуальная программа курса "Русский язык".

Цели и задачи в процессе преподавания русского языка. Предполагаемые результаты обучения....

Индивидуальная программа по русскому языку для 2 класса

Индивидуальная программа по русскому языку для 2 класса...