Главные вкладки

    Статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему:
    Практическая направленность уроков в начальных классах в соответствии с ФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

    Яблокова Светлана Николаевна

    Одним из важных направлений школы VIII вида является подготовка обучающихся с нарушением интеллекта к жизни. Исходя из этого, программой коррекционной школы предусмотрена практическая направленность обучения, которая предполагает тесную связь с жизнью, подготовку обучающихся к профессионально-трудовым навыкам. В статье раскрываются возможности выполнения этой задачи на уроках в начальных классах коррекционной школы учителями, реализующими ФГОС для детей с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya.doc67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Практическая направленность уроков в начальных классах в соответствии с ФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

    Ориентиры в обучении и воспитании обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в начальной школе и сама система работы принципиально изменились с введением ФГОС. В настоящее время коррекционная школа должна обеспечить ребёнка не знаниями, а подготовить его к жизни. Наш идеальный выпускник – это не эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, жить в информационном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные. А для этого нам необходима реализация дифференцированного и деятельностного подходов в обучении.

     ФГОС для детей с умственной отсталостью дает новые возможности педагогу использовать свой научно-педагогический потенциал в работе с детьми, побуждает глубже изучать психологию ребенка, изыскивая новые формы и методы общения на занятиях. А ребенку с УО дает право получить качественное образование, соответствующее его потребностям и возможностям. Введение ФГОС предполагает реорганизацию предметных областей: использование практико-ориентированных ситуативных задач на каждом уроке, каждом занятии, а также использование индивидуально-дифференцированного подхода к каждому обучающемуся.

         В Федеральном законе об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании) одной из актуальных задач определена адаптация этих лиц к обществу, к труду и семейной жизни. Одним из важных направлений школы VIII вида является подготовка обучающихся с нарушением интеллекта к жизни. Исходя из этого, программой коррекционной школы предусмотрена практическая направленность обучения, которая предполагает тесную связь с жизнью, подготовку обучающихся к профессионально-трудовым навыкам.

         Обучая учащихся коррекционных школ, надо учитывать, что усвоение необходимого материала не должно носить характера механического заучивания и тренировок. Знания, получаемые учениками, должны быть осознанными.

    Необходимо подводить учащихся к обобщениям, и на их основе выполнять практические работы, используя полученные знания в реальной жизни.

    Особое значение приобретает учет познавательных интересов при обучении детей с нарушением интеллекта. У таких детей не развита любознательность, нет потребности в приобретении знаний, слабо выражены побуждения к различным видам деятельности. Для повышения интереса таких детей к процессу обучения необходимо, чтобы учебный материал был посильным и личностно значимым.

         Известно, что у любого ребёнка посредством обширных ассоциативных связей, а также связей, функционально объединяющих разные отделы коры головного мозга, обеспечивается функциональное единство всех высших психических процессов. Однако, у школьников с общим интеллектуальным недоразвитием с большим трудом вырабатываются новые условные связи, особенно сложные, но, возникнув, они оказываются непрочными, хрупкими, а главное недифференцированными, что приводит к грубому уподоблению знаний. Алгоритмы решения каких-либо практических или умственных задач формируются очень медленно, причём чаще это не алгоритм, а косный стереотип, который не работает при малейшем изменении условий познавательной задачи.

         Разумеется, с возрастом, в связи с необходимостью посещать магазины, выбирать и оплачивать разнообразные услуги и прочее, у школьников накапливается собственный жизненный опыт, но спонтанно приобретённого опыта недостаточно. После окончания школы подросткам и взрослым, умственно отсталым лицам, предстоит вступать в более сложные экономические отношения, как на производстве, так и в быту. Поэтому практическая направленность преподавания в коррекционной школе VIII вида, связь предметов с другими предметами, трудом и жизнью является одним из средств коррекции недостатков интеллектуального развития,  подготовки обучающихся к овладению профессией и  дальнейшей социализации в обществе. Использование межпредметных связей помогает учителю осуществлять:

    -смену форм обучения и видов деятельности в рамках одного урока;

    -даёт возможность разнообразить наглядность  на уроке;

    -самостоятельную  деятельность организовывать как на уроке, так и за  его рамками.

    Взаимное проникновение знаний и методов обучения  из одних учебных предметов в другие не только имеет прикладную и практическую значимость, но и отражает современные тенденции развития методики обучения. Интеграция знаний расширяет сферы использования информации, получаемой школьниками; происходит сближение содержательной и практической сторон обучения.

    Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) во главу угла ставит развитие личности ребенка. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса. Но теперь изменились требования к проведению урока, предложена другая классификация уроков. Специфика системно-деятельностного подхода предполагает и другую структуру урока, которая отличается от привычной, классической схемы. Современное образование сейчас отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

    Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС.

    Обучающиеся с УО, как правило, не могут самостоятельно добывать знания и активно участвовать в их совершенствовании. При умственном напряжении они просто сразу отказываются работать. Из-за низкого уровня протекания мыслительных процессов и навыков коммуникации не могут найти границы между знанием и незнанием. Не в состоянии поставить цель. На этапе самоконтроля чаще всего паникуют или не в состоянии осуществить данную мыслительную операцию в силу нарушений развития. Также затрудняются подвести итог - забыли, какие задачи ставили в начале урока. Для детей с УО школа должна стать не источником информации, а учить ориентироваться в информационном пространстве и добывать нужную информацию самостоятельно. Учитель играет направляющую роль.

    В соответствии с новыми стандартами обучения детей с УО, существует оптимальная система урока, наиболее коротким путем ведущая обучающихся к цели. Для усиления мотивации детей к познанию окружающего мира необходима демонстрация того, что школьные занятия – это получение не отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

    Структура ФГОС вводит новое понятие — "учебная ситуация". То есть учитель должен теперь не преподносить готовое знание, а строить на уроках такую ситуацию, в ходе которой дети сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственное описание.

    Создание учебной ситуации строится с учетом возрастных и психологических особенностей учеников, степени сформированности их УУД, специфики учебного заведения. В начальной школе учебные ситуации строятся на основе наблюдений, житейского опыта, эмоционального восприятия.

    Таким образом, уроки в свете требований ФГОС предполагают основательную реконструкцию учебного процесса. Изменились требования не только к содержанию учебного процесса, но и к результатам образования. 

    Русский язык, как учебный предмет, является ведущим, т.к. от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Он служит базой общения и изучения других школьных дисциплин Обучение языку детей с УО имеет практическую и коррекционную направленность. Под практической направленностью понимается, прежде всего, отбор такого учебного материала, который необходим для практической жизни, т.е. для социальной адаптации и реабилитации выпускников в обществе. Кроме того, все знания и навыки, учащиеся должны получать в процессе упражнений, что должно обеспечить активизацию их познавательной деятельности.
    Практическая направленность уроков письма и чтения нацелена на формирование у детей речевых навыков.
     Через художественные произведения можно научить ребенка наблюдать, сострадать, любить, ненавидеть. Поэтому произведения в учебниках подобраны в соответствии с конкретной тематикой, освещающей жизнь детей и взрослых, их поступки и дела, сезонные изменения в природе и т.п. Уроки чтения являются действенным средством нравственного, эстетического, экологического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно на этих занятиях дети начинают осознавать красоту родной природы, знакомятся с историей России, с различными поступками взрослых и детей, учатся давать им оценку. Практическая направленность уроков чтения заключается:

    - в развитие речи учащихся,

    -формировании читательской культуры,

    - в воспитании нравственных качеств личности учащихся.

    На уроках чтения значительно повышается и общее развитие учащихся, расширяются их представления о мире. А все это помогает дальнейшей успешной социализации учащихся в социуме.
    Так же по ФГОС в начальной школе введен новый предмет
    «Речевая практика», который тесно связан с формированием социально-значимых умений.

    Основу данного предмета составляют упражнения в развитии коммуникативных умений, формируемых на базе элементарных знаний о закономерностях построения высказывания, о значении речи в жизни человека. Большая часть времени на уроках  отводится активной речевой практике учащихся, протекающей в условиях специально созданных речевых ситуаций на темы, связанные с жизнью и бытом детей. Играя, соревнуясь, выполняя разнообразные практические задания, обучающиеся осмысливают значимость речи для понимания друг друга,  для передачи информации и т.д., преодолевают речевую замкнутость, обогащают речевой опыт, исправляют многообразные и разнохарактерные речевые ошибки, учатся выражать свои мысли в устной форме в той сфере деятельности, в которой речь выступает как средство коммуникации и общения.

    Обучающиеся постепенно овладевают таким качеством устной речи, как выразительность: сила, темп, тон, мелодика. Они учатся понимать и использовать в речевом общении мимику и жесты. Материалом для такой работы служат различные скороговорки, потешки, прибаутки, короткие стихотворения, песенки, считалки, загадки, связанные с темой урока.    Лексические темы: «Школьная жизнь», «Играем в сказку», «Я дома», «Я за порогом дома», «Это я!», «Мои друзья», «Мир природы».

    Речевые ситуации: «Это моя школа», «Вместе после уроков», «Я тебе позвоню», «Обмениваемся бытовыми советами», «В гости на день рождения», «Я пешеход», «Я зритель», «Мой дом и моя семья», «На приеме у врача», «Привычки хорошие и не очень», «Вместе нам не скучно», «В зоопарке у зверей», «Погода и мы».

    Основная цель обучения речевой практике это развитие коммуникативных и речевых умений в различных социальных ситуациях, подготовка детей с умственной отсталостью к жизни в современном обществе.

    Уроки математики также играют большую роль в системе реабилитационных

    мероприятий,  направленных  на  решение  основной  задачи  коррекционной

    школы. В Стандарте записано, что при обучении математике выделяются «основные взаимосвязанные линии обучения, раскрывающие как «академический» компонент, так и формирование жизненной компетенции. Формирование жизненной компетенции составляет основное содержание специального образования.

    В жизни математика является одним из самых применяемых предметов в быту. Опыт работы показал, что школьники с интересом решают и воспринимают задачи практического содержания. Поэтому предпочтение в процессе обучения отдаю решению задач практической направленности. Данный подход к работе позволяет добиться метапредметных, предметных и личностных результатов в обучении младших школьников. Практические работы усиливают связь с жизнью. Такие уроки обладают ярко выраженной прикладной направленностью и вызывают несомненный познавательный интерес учащихся. Недостаток экономического воспитания нередко проявляется и в том, что дети небрежно относятся не только к объектам общего пользования, но и к домашней утвари, личным вещам и т.д. Дети не всегда в состоянии понять, что самая не большая домашняя вещь стоит родителям немалых затрат труда. Для  ликвидации  этого  пробела  в  экономическом  воспитании  можно предлагать задачи, в которых говорится о средствах, затраченных на покупку предметов  повседневного  пользования,  об  экономии  средств  семейного бюджета, бюджета школы и т.д. Используя  реальные  ситуации  школьной  жизни,  доводить  до  сознания школьников  с  УО  включенные  в  них  математические  требования, стимулировать учащихся реально –практически выполнять эти требования, имитировать реальные жизненные ситуации в классе, решать возникающие в этих ситуациях задачи можно привить детям навыки практических действий.

    В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с УО, основными задачами предметной области естествознания (в начальной школе курс «Мир природы и человека») является: формирование элементарных знаний о живой и неживой природе и взаимосвязях, существующих между ними; формирование элементарных научных представлений о компонентах живой природы: строение и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье. Практическое применение полученных знаний в повседневной жизни: уход за растениями, уход за домашними животными, уход за своим организмом; использование полученных знаний для решения бытовых, медицинских и экологических проблем. Основное внимание при изучении учебной программы «Мир природы и человека» уделено формированию  представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.

       Программа по ручному труду направлена на социальную адаптацию, воспитание отношения к труду как к первой жизненной потребности посредством развития интереса, положительной мотивации и, эмоционального настроя к труду; подведение ребёнка к пониманию того, что труд необходим всюду (дома, в школе, на улице);  На уроках ручного труда происходит воспитание положительных личностных качеств ученика (трудолюбие, настойчивость, умение преодолевать трудности и помогать другом, умение работать в коллективе); ознакомление с правилами безопасности и санитарно-гигиеническими требованиями; воспитание уважения к своему труду и труду других людей; воспитание культуры труда; сообщение познавательных сведений о труде и отдельных профессиях;

    формирование знаний о различных видах ручного труда; ознакомление с поделочными материалами, используемыми на уроках ручного труда, их свойствами; обучение работе с инструментами и приспособлениями; обучение доступным приёмам и способам обработки поделочных материалов. Все это способствует развитию навыков практических действий, необходимых в различных жизненных ситуациях.

        Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. Поэтому нам как учителям необходимо не только доступно всё рассказать, но и научить ребёнка мыслить, привить ему навыки практических действий, чтобы подготовить его к самостоятельной жизни.

    Используемая литература:

    1. ФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

    2. Бгажнокова И.М. Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью. Программа. – М., 2001.

    3. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. – М., 1998.

    4. Луксина Л.А. Связь с жизнью – один из методов активации познавательной деятельности учащихся // Начальная школа. – 1982. - № 5.

    5.Аксенова А.К., Ильина С.Ю. Методика преподавания русского языка в школе для детей с нарушением интеллекта. – СПб.: «Просвещение», 2011.

    6.Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. М., 1995

    7.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. «Олигофренопедагогика» /Под ред. Б.П. Пузанова, М., 2008

    8.Пероова М.Н., Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. М.,2001.

    9.Эк В.В., Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы. М,1990

    10.Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики.- М.: Академия, 2007.

    11.Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе.

    12.Горина Е.Н., Павлова Н.В., Селиванова Ю.В., Скворцова В.О., СоловьеваО.В.,ЩетининаЕ.Б.  Методические основы коррекционного обучения детей с нарушениями развития. Учебное пособие. Саратов, изд-во Саратовского государственного университета им.Н.Г.Чернышевского 2002.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированного урока развития речи и природоведения "Мир вокруг нас". 4 класс для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

    Конспект интегрированного урока развития речи и природоведения "Мир вокруг нас". 4 класс для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

    Рабочая программа по чтению. 1 класс коррекционной школы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

    Рабочая программа по чтению. 1 класс коррекционной школы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

    Конспект урока изобразительного искусства по теме "Рисование знакомых предметов из геометрических фигур.Скворечник". 1 класс для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

    Конспект урока изобразительного искусства по теме "Рисование знакомых предметов из геометрических фигур. Скворечник" 1 класс для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...

    Логопедическая работа в рамках введения ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

    Коррекционный курс «Логопедические занятия» входит в состав элемента учебного плана «Коррекционно-развивающая область» и является обязательным компонентом адаптированной основн...

    Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант I.

    Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1....