Доклад: «Нравственное развитие младших школьников во внеурочной деятельности»
методическая разработка на тему

Проблема нравственного воспитания актуальна и своевременна. Она является стержневой в развитии и становлении личности, определяет гуманистическую направленность всего воспитательного процесса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoy_doklad.docx17.14 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с.Любицкое Пугачёвского района Саратовской области»

Доклад: «Нравственное развитие младших школьников во внеурочной деятельности»

Подготовила: учитель

начальных классов

Харасова Л. Ф.

2016

Проблема нравственного воспитания актуальна и своевременна. Она является стержневой в развитии и становлении личности, определяет гуманистическую направленность всего воспитательного процесса.

Если судить о понятии «нравственность» по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. В научных источниках понятия «нравственность» и «мораль» часто раскрываются как тождественные. Однако меняется форма общественного устройства, меняется и мораль, а нравственность остается вечной категорией.

Нравственное воспитание предполагает организованное, целенаправленное воздействие на личность с целью формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и умений нравственного поведения.

Исходя из приведенных положений, можно заключить, что нравственное воспитание - организованная и целенаправленная деятельность преподавателей и родителей, направленная на формирование высших нравственных ценностей, а также качеств патриота и защитника Родины.

В широком плане нравственное воспитание - интегральный, стратегический, интеллектуальный ресурс общества и всего государства.

 Актуальность проблемы нравственного воспитания

       1 Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

       2 Во-вторых, в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности.

       3 В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности.

       4 В-четвертых, нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Вместе с тем базовые ценности нравственного воспитания должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, игр и т.д., — а также в деятельности кружков, секций и других форм дополнительного образования.

Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика — организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в культуре.

Нравственное воспитание в системе внеурочных мероприятий осуществляет классный руководитель, то есть он выступает как основной организатор нравственного воспитания учащихся во внеурочное время. Перед классным руководителем стоит важнейшая задача по воспитанию у своих учеников   нравственных навыков и привычек, формированию у них единства слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого школьника в практическую общественно-политическую, трудовую и культурно-массовую деятельность. Весьма важной задачей классного руководителя является подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников.

Процесс нравственного воспитания в школе характеризуется многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на учащихся. Наиболее распространённой формой этой организации является классный час, на котором проводятся беседы о трудолюбии, бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др. Основное требование к классному часу – это активное участие в нём всех учащихся.

Большую помощь в нравственном воспитании школьников оказывает участие в общешкольных мероприятиях. Их подготовка и проведение требует большого труда и затраты времени. Участие в различных конкурсах, презентациях делает детей более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе дремавшие таланты как артиста, чтеца, рассказчика и другие.

Работа классного руководителя в полной мере связана с направлением воспитательной работы всей школы. Проведение мероприятий различного уровня и направленности помогают воспитывать гармонично развитую личность на всех уровнях нравственного воспитания.

Нравственное развитие гражданина России –это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.

Основные направления и ценностные основы  нравственного развития и воспитания обучающихся:

•         Воспитание гражданственности, патриотизма уважения к правам, свободам и обязанностям человека  

     Ценности: любовь к своему народу, своему краю, России, свобода личная и национальная, доверие к людям.

•         Воспитание нравственных чувств и этического сознания

•         Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

     Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

•         Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

     Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.

  Внеурочная деятельность осуществляется с помощью входящих в нее следующих компонентов: традиционные школьные дела, планирование школьных дел и праздников, фестивали, конкурсы разного уровня. Все мероприятия, включенные в план воспитательной работы школы, построены на массовом участии школьников и направлены на разностороннее развитие личности ребенка. Сценарный план традиционных мероприятий составляется таким образом, чтобы в них могли принять участие как можно больше учащихся, педагогов и родителей.

 Личностные характеристики выпускника :

•         любящий свой народ, свой край и свою Родину;

•         уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

•         любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

•         готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

•         доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение;

•         выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Итак, нравственное воспитание - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное развитие младшего школьника во внеурочной деятельности

В данной презентации содержится информация о видах, формах, направлениях организации духовно-нравственного развития младших школьников во внеурочной деятельности...

Методы духовно-нравственного развития младших школьников во внеурочной проектной деятельности.

Статья о методах духовно-нравственного развития младших школьников во внеурочной проектной  деятельности..В наше время перед учителем встаёт ряд проблем, касающихся процесса воспитания. Прич...

Программа по духовно-нравственному развитию младших школьников во внеурочной деятельности «ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ!»

Организация проектной деятельности в начальной школе может быть реализована только в том случае, если учащиеся подготовлены к ней, то есть у них сформированы необходимые навыки и умения.Для продуктивн...

Духовно-нравственное развитие младших школьников во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

В данной статье особое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию, внеурочной деятельности обучающихся, приобщению детей к  истории русской народной культуры, народному творчеству....