Формирование контрольно-оценочной самостоятельности школьников как составная часть оценки качества образования
опыты и эксперименты (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Зелинская Александра Владимировна

Проблема оценивания и его объективности остро стоит и перед учителями в практике преподавания, и перед учениками для оценивания успешности своего обучения. Для учителя важно, как с помощью оценки не погасить интерес к предмету, а наоборот, стимулировать ученика к продвижениям по отношении к самому себе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriterialnoe_otsenivanie.docx177.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование контрольно-оценочной самостоятельности школьников как составная часть оценки качества образования».

           

             Думаю, я не ошибусь, если скажу, что наиболее обсуждаемый сегодня в образовательном сообществе вопрос – это качество образования: как его понимать, как улучшать и как оценивать.

             Проблема оценивания и его объективности остро стоит и перед учителями в практике преподавания, и перед учениками для оценивания успешности своего обучения. Для учителя важно, как с помощью оценки не погасить интерес к предмету, а наоборот, стимулировать ученика к продвижениям по отношении к самому себе. Оценка должна стать инструментом в руках учителя, который направляет, открывает новые возможности ученику на пути познания. Особенно это важно на современном этапе, когда мы через изменение образовательной парадигмы переходим от модели, где учитель находится в центре учебного процесса к модели, где ученики созидают, а учитель лишь направляет.

Учебное действие оценки – важнейшее учебное действие. Его формирование должно опережать формирование других учебных действий. Оценка – это сигнал о том, как осуществляются другие учебные действия. Действие оценки – это и есть то действие, благодаря которому ученик оценивает свои возможности действовать; определяет, достаточно ли у него знаний для решения новой задачи, каких именно знаний недостает.

  Обратимся к истокам слова «оценка».

Слово происходит от латинского глагола ‘assidere’ – «сидеть с».  При оценивании мы сидим с учеником.  Мы делаем это с ним и для него. А не просто применяем к ученикам процедуру.

А что значит «оценивать»?

Если провести ботанические аналогии и представить, что дети – цветы, то…

Традиционная система оценивания растений – это просто их измерение. Может быть, интересно сравнивать и анализировать результаты измерений, но это никак не влияет на рост растений.

Новая система оценивания  - эквивалент уходу и поливу, соответствующему потребностям растений, что непосредственно влияет на их рост.      

       Основными функциями   оценки представлены на слайде: (не читать)

  • мотивационная – поощряет образовательную деятельность ученика и стимулирует её продолжение;
  • диагностическая – указывает на причины тех или иных образовательных результатов ученика, выявляет индивидуальную динамику учебных достижений обучающихся;
  • воспитательная – формирует самосознание и адекватную самооценку учебной деятельности школьника;
  • информационная – свидетельствует о степени успешности ученика в достижении предметных, метапредметных результатов в соответствии с ФГОС, овладении знаниями, умениями и способами деятельности, развитии способностей.

ФГОС трактует свои требования к оцениванию:

  • Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику.
  • Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
  • Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
  • Система оценивания выстраивается таким образом, что учащиеся включаются в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

       На протяжении многих лет нас так оценивали, и мы так оцениваем используя метод вычитания. Т.е. когда ребенок приносит выполненную работу, мы как бы авансом ему ставим пять, а потом начинаем оттуда вычитать за ошибки. Т.е. мы ребенка наказываем за ошибки путем вычитания из пятибалльной отметки. В новом стандарте образования оговаривается, что оценивание должно осуществляться методом сложения, т.е. к базовому уровню достижения приплюсовываются. И это принципиально новый подход и очень важная вещь.

Центральной идеей, определяющей отношение к системе оценивания, является формирование действий контроля и оценки у учащихся, которые не должны ограничиваться только проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по предмету. Система оценивания должна ставить более важную социальную задачу: развить у школьников умение контролировать, прежде всего, самого себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своего “знания – незнания”.

                Контроль должен быть мотивирующим и диагностирующим, а оценка – рефлексивной и прогностической. Со способности рефлексировать, т.е. различать: “это я уже знаю и умею”, “а это я ещё совсем не знаю, надо узнать”, “я уже немного знаю это, но надо ещё получше разобраться” - начинается учебная самостоятельность школьника, переход от чисто исполнительского поведения к самосовершенствованию человека, умеющего учиться и учащегося всю жизнь. Действия оценки и контроля можно назвать стартовыми действиями в формировании учебной деятельности.

Обязательным компонентом системы оценивания является вырабатывание критериев. Поэтому эту систему можно назвать критериальное оценивание.

          Еще одним крайне желательным обстоятельством является участие школьников в процессе оценивания во всех четырех доступных для этого формах: самооценивания, взаимного оценивания, участия в разработке критериев оценки и рефлексивного разбора результатов выполненных учебных действий.

Формирование  самооценивания и самоконтроля как основы для постановки будущих учебных задач начинается с 1-го класса. Необходимо вооружить детей такими умениями, как:

 выделять критерии оценки,

 фиксировать их определённым образом,

 проводить пооперационный контроль,

 проводить самостоятельно коррекцию выявленных недостатков,

 высказывать свою точку зрения при оценке ответов товарищей и т. д.

           Формирование контрольно – оценочной самостоятельности ребенка ведется с первых дней обучения, ведь основой ее построения является безотметочная система оценивания. Главным требованием его организации на первых порах является опора на успех. Начинаю оценочную деятельность с оценивания готовности детей к уроку, соблюдения ими правил школьной жизни, проявления навыков культурного общения и поведения. Очень важно говорить с детьми именно об их успехах, так как они помогают эмоциональному благополучию детей и позволяют лучше понять требования школьной жизни. 

            Уже на второй – третьей неделе обучения сфера оценочной деятельности расширяется. В нее включаются успехи в учебном труде маленьких учеников. Оцениванию уже подлежат правильность, аккуратность, старательность при выполнении работы, соответствие результатов труда образцу-эталону. Расширяя оценочную деятельность, каждый раз ввожу четкие критерии оценивания: что значит аккуратно, правильно... И только после усвоения критериев правильности и критериев соответствия требований детьми, я ввожу фиксацию трудностей ребенка (а вот над этим заданием еще нужно поработать), т.е в перспективе показываю, что именно и как ребенку надо сделать, тем самым вселяя в ребенка веру в то, что у него все обязательно получится.

          Каждый шаг выполняется с опорой на успех, что реализует здоровьесберегающую, психологическую, динамическую функции контрольно-оценочной деятельности.

             В повседневной педагогической практике объектом контроля является конечный результат. К сожалению, на этот путь педагогов толкают нормативные документы, требующие “освоить, изучить, сформировать…” Но моя задача - отследить и зафиксировать продвижение каждого ребенка.

            Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям, применяю такие приемы: «Смайлики», «Лесенка успеха»,  «Светофор», прием «Эмоциональная оценка» – это «хорошие слова» или комплименты. Комплимент формирует у школьника уверенность в себе. Это важное качество помогает ему успешно учиться.

            При оценке письменной работы отмечаю не только ошибки и погрешности в выполнении работы, но и все удачные места, делаю поощрительные записи.

             Также самооценку дети проводят в виде следующих знаков:

! – Молодец!

+ - Хорошо.

- - Надо еще поработать.;

различные карты самоотчета, например,

«В ходе проекта я…»

                       

                   

 

           

          После самооценки и взаимооценки наступает очередь оценки учителя.

Собрав тетради, ставлю свои знаки в тетради. Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: “Молодец! Ты умеешь себя оценивать”. В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учеником своей работы,  еще раз раскрываю ребенку критерии оценивания и прошу в следующий раз быть к себе добрее или строже.

               Раскрыть динамику личностного развития каждого ученика, отследить результативность его деятельности, как в количественном, так и качественном плане позволяет портфолио достижений. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы: сочинения, изложения, рисунки, поделки, зачетные работы и т.д.

           

            Необходимо приучение ребенка к мысли, что человек может и должен оценивать себя сам, эта оценка самая важная, так как она позволяет двигаться дальше самостоятельно, а не оглядываться на окружающих: а что они скажут, как оценят мои действия.

             В достижении этой цели поможет использование схемы самооценки и самоанализа (рефлексивная деятельность). (Отразить на слайде) 

Оцени свою работу на уроке, отметь одно утверждение:

  • Работал(а) очень хорошо.
  • Работал(а) хорошо, почти все получилось.
  • Старался (старалась), но не все получилось.
  • Не очень доволен (довольна) своей работой.

            Рефлексию применяю на каждом уроке, она проходит в различной форме. Отразить на слайде.

             Со 2 класса в диалогах “учитель – ученик” использую следующие методические приемы формирования оценочной деятельности: в начале урока сообщаю детям, какие важные дела предстоит выполнить; подвожу детей к тому, чтобы они сами сформулировали тему урока, увидели проблему.

             Применяю следующие инструменты оценочной деятельности- это:

шкала самооценки:

«+» -  знаю и умею применять.

«!» - знаю, но не всегда могу применить.

«?» - не уверен в своих знаниях.

«--» -   пока не знаю и не умею.

 «Волшебная линеечка» –  на полях тетрадей ученики чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа (внизу – не справился, посередине – выполнил, но допустил ошибку, вверху – справился без ошибок). При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.

Символы фиксация оценки производится следующим образом:

«+» – ученик хорошо знает материал, умеет использовать знания в нестандартной ситуации.

« – » – ученик не знает материал и не справляется с заданием.

«Волшебная лесенка» – ученики на ступеньках лесенки отмечают, как усвоили материал.

На слайде:

-нижняя ступенька – не понял,

-вторая ступенька – требуется небольшая помощь или коррекция,

-верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.  

 Так выглядит оценочный лист  предметных результатов:

Оценочный лист  предметных результатов:

за ____ четверть по предмету ________________

обучающегося ______ класса __________(ФИ)_____.

Критерии

Образец задания

Самооценка

Оценка задания

Итоговая оценка (зачтено – не зачтено)

1.

2.

3.

4.

5.

Дополнительный

критерий

        Критериальное оценивание включает учащихся в контрольно-оценочную деятельность и через взаимооценку.   

          Вот примеры критериальных таблиц по самооцениванию учащихся и оценке их работы группой.

Оцени работу одноклассников в группе. Напиши имена, чем понравилась их работа.

Критерий оценки от 0 до 5 баллов

Собственная  оценка

Оценка группы

Оценка контролера

Я активно участвовал(а) в работе группы

Я готов(а) брать на себя ответственность за работу команды.

Я отстаиваю свою точку зрения  в корректной форме.

Я готов(а) принимать другие мнения по теме.

Я умею работать в команде.

Утверждение :

да - ( + )          нет – ( - )

Утверждение группы

Наша группа работала дружно.

Мы помогали друг другу.

В нашей группе выслушивают мнение каждого.

Мы обсуждали и принимали решение вместе.

Работа группы заслуживает высокой оценки

Оценочные шкалы (2-4 класс).

Успешность освоения учебных программ обучающихся 2 – 4 классов в соответствии с ФГОС НОО  оценивается по пятибалльной шкале.

Перевод отметки в пятибалльную шкалу осуществляется по следующей схеме:

Качество освоения программы

Уровень достижений

Отметка в балльной шкале

90-100%

66-89%

50-65%

меньше 50%

высокий

повышенный

средний

ниже среднего

«5»

«4»

«3»

«2»

     

               Применение критериального оценивания дает учителям ясность относительно стратегических целей и тактических задач обучения, а детям помогает понять, как учиться, чему учиться, а главное, зачем учиться.

          Критериальный подход к оцениванию работ учащихся помогает осуществлять, прежде всего, обратную связь, позволяющую всем участникам процесса (и учителям, и ученикам, и родителям) понимать уровень освоения изучаемого материала. Чем более содержательной будет обратная связь, тем конструктивнее может быть реакция на нее.

Критериальное оценивание позволяет:

Учителям:

Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов обучения;

Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;

Улучшить качество преподавания;

Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;

Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;

Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.

 Учащимся:

Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;

Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха;

Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;

Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.

Родителям:

Получать доказательства уровня обученности ребенка;

Отслеживать прогресс в обучении ребенка;

Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.

              Дети приходят в школу очень разные, но все они получили установку на то, что в школе их ждут новые знания, открытия. И у каждого ребёнка продвижение по этому пути индивидуальное. Успешность школьников должна определяться не наличием пресловутых «5» и «4», а личной динамикой развития и желанием учиться. Если бы мы, взрослые, не сравнивали своих детей между собой, а сравнивали бы вчерашние результаты с сегодняшними достижениями, то в мире было бы гораздо больше счастливых детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические средства по формированию контрольно-оценочной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

Описаны педагогические средства по формированию контрольно-оценочной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова....

Формирование контрольно-оценочной самостоятельности школьника на разных уровнях школьного образования.

        Современный учитель должен владеть различными методами и приемами, которые будут способствовать формированию орфографической зоркости, постоянно искать новые более э...

Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников в период безотметочного обучения

В период безотметочного обучения, формируется и развивается контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников. Дети должны сами прийти к пониманию смысла тех оснований, по которому учитель выс...

презентация "Формирование контрольно -оценочной самостоятельности младших школьников"

В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса....

Формирование читательской культуры у школьников как составная часть учебно-воспитательного процесса

Составные понятия читательской культуры Читательский интерес ‒ это направленный интерес, проявляемый в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности ...

Формирование контрольно - оценочной деятельности младших школьников

 Этапы построения контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников в оценке своих знаний и умений с первых дней пребывания ребёнка в школе.Некоторые педагогические приемы, которые...

Банк автоматизированных тестовых заданий по географии, как составная часть внутришкольной системы оценки качества образования

Обучение в современное время не столько задает вектор развития, сколько создает для этого всё необходимые условия. Для оценки учащимся собственных возможностей необходим инструмент, не зависящий от су...