Проблема формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников
статья на тему

Черноярова Наталья Сергеевна

Доклад на районном семинаре педагогов начальной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема формирования контрольно-оценочной самостоятельности школьников.

1. Анализ ситуации

Формирование умения учиться -  задача всех ступеней школьного образования.

В умении учиться выделяются две составляющие:

1.        Рефлексивные действия, необходимые для того, чтобы опознать новую задачу, для решения которой человеку не хватает его знаний и умений, и для того, чтобы получить ответ на вопрос чему учиться?

2.        Поисковые действия, которые необходимы для приобретения недостающих знаний, умений для ответа на второй вопрос: как научиться?

   Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

•         целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

•         планирование — определение последовательности  промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

•         прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

•         контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

•         коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

•         оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

•         саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Один из важнейших компонентов учебной деятельности – контроль. Согласно мнению Д.Б. Эльконина, под контролем следует понимать, прежде всего, контроль за правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав действий.   В.В. Репкин различает два вида контрольно-оценочных действий:

1.Контроль-внимание направлен на исполнительскую часть действия и обеспечивает соответствие действия его ориентировочной основе, «плану» предстоящего действия. Этот вид контроля необходим и достаточен для  правильного решения задач, связанных с применением усвоенных знаний

2.Рефлексивный контроль направлен на ориентировочную основу действия, на его «план». Задача этого вида контроля – проверить, соответствует ли этот план предстоящего действия фактическим условиям задачи. Рефлексивный контроль необходим тогда, когда человек сталкивается с новой задачей, требующей перестройки прежнего способа действия. Пробуя применить старый способ действия к новым ситуациям, мы зачастую не достигаем желаемого результата. В поисках причин неудачи мы вынуждены пересматривать сам способ действия. Поиск и опробование нового и/или преобразование прежнего способа действия, построение нового плана, новой ориентировочной основы действия – вот область становления и бытования рефлексивного контроля.

 «От того, какими действиями контроля овладел ученик, зависит не только успешность учебной деятельности, осуществляемой им в данный момент, но и ее направленность в будущем:

• будет ли она направлена на поиск новых, более совершенных способов  действия,

• ограничится ли усвоением новых частных фактов и соответствующих им приемов работы

• или вообще не будет связана с какой-нибудь осознанной целью.

Вот почему формирование действий контроля – одна из главных задач в процессе формирования учебной деятельности».

Поэтому на одно из первых мест выходит проблема формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников как основы учебной самостоятельности школьников (основы умения учиться).

Для того чтобы современная школа смогла достичь поставленной перед нею цели, она должна последовательно решать свои задачи на всех ступенях образования. Каждый этап образования, на наш взгляд, должен решать собственные ключевые задачи, которые будут определять выполнение образовательных целей на последующих этапах.

Ключевые образовательные задачи основных этапов школьного обучения

  • Начальный этап  ( 1-5 классы ): Контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников
  • Подростковый этап  (6-9 классы): Учебная самостоятельность подростков
  • Этап самоопределения (10-11 классы): Способность учиться на основе индивидуальных образовательных программ

Остановимся на ключевой задаче начального этапа школьного образования – формировании контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников.

2.Этапы и фазы становления контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников

Выделяют следующие этапы и фазы становления действий контроля и оценки.

а) Этапы становления контрольно-оценочной деятельности младших школьников:

1 этап – переход от дошкольного к школьному образованию (1-й класс);

2 этап – совершенствование (опробование) форм и способов контроля и оценки в условиях формирования классного сообщества (2-й класс – первое полугодие 4-го класса);

3 этап – рефлексивный – переход от начальной школы к основной (второе полугодие 4-го – 5-й класс).

б) Фазы становления контрольно-оценочной деятельности в течение  учебного года:

1 фаза – совместной (учащимися и учителем) постановки и планирования задач года (сентябрь);

2 фаза – коллективного решения предметных задач года (октябрь – первая половина апреля);

3 фаза – рефлексивная (вторая половина апреля – май).

На разных этапах начального образования и в разных фазах учебного года последовательно решаются задачи контрольно-оценочной деятельности учащихся и учителя. Рассмотрим их подробнее.

ЭТАПЫ.

Основная цель 1-го класса в части формирования контрольно-оценочной деятельности – научить учащихся сопоставлять свои действия с заданным образцом (не обязательно, чтобы образец был правильным: в качестве образца может выступить чужое действие, независимо от его правильности). Дети должны научиться обнаруживать совпадение, сходство, различие. Научиться договариваться о выборе образца для сопоставления. Постепенно переходить от очень детального поэлементного сопоставления к менее детальному.  Центральное место в деятельности учащихся на этом этапе образования отводится пооперационному контролю.

В оценочной деятельности в 1-м классе закладывается два вида оценки:

а) Ретроспективная оценка при которой самооценка ученика предшествует учительской оценке. Несовпадение этих оценок становится предметом обсуждения, что порождает, с одной стороны, работу над критериями оценки, с другой стороны, позволяет оформить действия самоконтроля учащихся как особую (специальную) задачу . На этом этапе обучения появляются различные формы фиксации оценки по заданным критериям (линеечки, оценочные листы и т.п.), проводятся специальные учебные занятия по отработке способов контроля и оценки. Все проверочные работы имеют следующие этапы проведения: выполнение самой работы, выработка критериев, оценка учащимися своей работы по заданным критериям, проверка учителем и его оценка по тем же критериям работ учащихся, соотнесение оценки учителя и оценки учащихся, обнаружение расхождений в оценке.

б) Рефлексивная оценка. Основой рефлексивной самооценки – знания о собственном знании и не знании, о собственных возможностях и ограничениях – являются две способности: способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной; способность анализировать собственные действия (см. работы Г.А. Цукерман). Учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, которое оформляется в классе особым образом. Для этого в первом классе вводится специальное место в пространстве класса: «Место сомнений (тренировки)»; в противовес этому может быть «Место на оценку». Могут вводиться специальные знаки, использование которых высоко оценивается учителем. Создается система заданий, специально направленных на обучение ребенка отделять известное от неизвестного.  Таким образом, в ходе первого года обучения вводится еще один важный принцип оценивания – взрослыми и детьми оцениваются только достижения, предъявленные самим ребенком, действует правило «добавлять, а не вычитать». Ребенку дается право самому выбирать ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить учителю (или сверстникам) для оценки. Он сам может назначать критерий оценивания. Такой подход к оцениванию, по нашему опыту, побуждает школьников к ответственному оценочному действию. Фактически, в первую очередь, оцениваются индивидуальные достижения учащихся, различные у всех.

Итак, к концу обучения в 1-м классе учитель должен быть уверен, что при благоприятных условиях 95% учащихся могут:

– сравнить действие (отдельные операции) и результат с готовым образцом;

– по заданным критериям оценить свои действия и соотнести свою оценку с оценкой учителя;

– предъявить на оценку свои достижения по заданному или назначенному самим ребенком критерию;

– отделить известное от неизвестного в знаниях (способах действия с предметом).

Для получения такого результата соответствующая работа должна вестись на каждом уроке.  На последующих этапах начальной школы эта работа будет продолжаться и совершенствоваться, включаться в состав других действий.

На втором этапе (2 – 4 классы) происходит совершенствование работы учащихся над пооперационным (процессуальным) контролем освоения способов деятельности.

  На данном этапе такой вид контроля уже является для учащихся не целью, а средством решения другой задачи – определения «ошибкоопасных» мест, поиска возможных причин возникновения ошибок и путей их ликвидации.   Учащиеся работают над освоением разных типов заданий, направленных на рефлексию общих способов действия . С помощью подобных заданий во втором классе начинается работа над формированием другого вида контроля – рефлексивного, направленного на анализ основания собственно способа действия. Разворачивается в полном объеме система коррекционных учебных занятий и система индивидуальной самостоятельной работы учащихся с использованием специальных мест: «стола помощников» и « стола заданий» .

Что касается действия оценки, то на этом этапе оно должно полностью дифференцироваться. Учащиеся должны учится видеть свою работу как сумму многих умений, каждое их которых имеет свой критерий оценивания.  Например, из пяти заданий проверочной работы сообща определяется самое легкое и ему приписывается «цена» – 1 балл. О «цене» остальных заданий и отдельных действий по их решению класс договаривается. Вычисляется максимально возможная оценка всей работы, а каждый ученик самостоятельно оценивает свой результат.

На этом этапе начинается работа над прогностической оценкой. Дети уже начинают задавать себе вопросы типа: «Справлюсь ли я с решением?», выбирают задания для самостоятельной работы на «уровень притязания» – из данного пакета заданий с обозначенной сложностью требуется взять какое-то для решения и т.п.

На конец второго этапа формирования действий контроля и оценки у младших школьников они могут:

– определить возможные «ошибкоопасные» места, например, в тексте;

– установить возможные причины возникших ошибок и наметить план их индивидуальной ликвидации и коррекции;

– установить границу применимости того или иного способа действия, выделить из группы заданий то, которое не соответствует данному способу решения;

– классифицировать задания по сложности, выбирать объем и уровень сложности заданий для индивидуальной самостоятельной работы;

– формализовать оценку своих действий с помощью, например, баллов на основе суммы разных умений (по совокупности критериев).

На заключительном третьем этапе (второе полугодие 4 класса – 5 класс) учащиеся вместе с учителем выходят   на полный цикл контроля и оценки .  На данном этапе школьники начинают работу по созданию «карты знаний» и использованию ее для отслеживания траектории движения класса в учебном материале с фиксацией на ней индивидуальных достижений и трудностей по ходу учебного года. На ведущее место в обучении (учении) выходит рефлексивный контроль и рефлексивно-прогностическая оценка в новых, нестандартных ситуациях.

Полный цикл контрольно-оценочной деятельности учащихся по итогам начального этапа образования должен включать:

– определение того, что будет проверяться (работа с критериями);

– составление проверочных заданий (в том числе, с «ловушками») под составленные критерии;

- выделение сложности заданий, приписывание баллов сложности;

- создание (или поиск) образца для проверки задания (работы);

- сопоставление полученных данных с образцом;

- характеристика ошибок и выдвижение гипотез об их причинах;

- составление (или поиск) корректировочных заданий и новой «индивидуальной» проверочной работы с последующим их выполнением;

- сообщение учителю (сверстникам) о готовности предъявить свои достижения (результаты) для публичной оценки.

ФАЗЫ.

Первая фаза учебного года может занимать от двух до четырех недель и составляет основное содержание первого месяца учебного года – сентября.

Основные ее задачи:

- определить уровень тех знаний, способностей и возможностей учащихся, которые будут необходимы им в данном учебном году для дальнейшего движения в учебном процессе;

- провести коррекцию тех знаний и умений, без которых двигаться дальше невозможно, и тем самым восстановить способы и приемы работы, которые могли быть утрачены в ходе летнего перерыва;

-создать ситуацию определенных «дефицитов» в знаниях, способах действия с целью определения дальнейших путей их ликвидации.

На основе полученных данных педагог и учащиеся совместно определяют задачи на текущий учебный год ( составляют «карту» проблем и вопросов на текущий учебный год).

Центральное место в этой фазе занимает «стартовая проверочная работа». С помощью нее школьники сосредотачивают свое внимание на организации собственных действий контроля и оценки результатов своей стартовой работы, в частности, на умении анализировать свои результаты, искать причины возникающих ошибок и трудностей и на их основе выстраивать собственную коррекционную работу вне урока.

Во второй фазе учебного года полностью разворачивается весь арсенал видов действий контроля и оценки :  от рефлексивного контроля и оценки через диагностирующий пооперационный контроль и констатирующую оценку к результативному контролю и прогностической оценке. Основная роль контрольно-оценочной деятельности учителя в данной фазе – работать исключительно «по запросу» учащихся, выполняя внешнюю экспертную функцию относительно отдельных учащихся. Для этой цели вводятся специальная организационная форма – учебное занятие. Его принципиальное отличие от урока заключается в том, что на нем решаются конкретные задачи, поставленные каждым ребенком самостоятельно.

Третья (рефлексивная) фаза учебного года является необходимой составляющей всего образовательного процесса. Она состоит из следующих этапов:

- подготовка, проведение итоговой проверочной работы;

- анализ и обсуждение ее итогов: соотнесение результатов итоговой и стартовой работ; определение выполнения или невыполнения поставленных в начале задач учебного года и установление соответствующих причин (работа с «картой знаний»);

- работа учащихся по подготовке к публичной презентации «портфеля» ученика и его личных достижений по результатам учебного года.

Основной акцент на этой фазе учебного года делается на восстановлении учащимися «пути» движения в учебном материале   и публичной и презентации своих достижений и результатов (использование технологии «учебное портфолио».  

3. Психолого –педагогические требования и условия для формирования КОС школьников.

Выделим основные психолого-педагогические требования к формированию контрольно – оценочной самостоятельности школьников:

1) Контроль и оценка должны соответствовать целям и задачам, этапам обучения, соблюдая преемственность в содержании, методах и формах контроля и оценки между этапами обучения.

2) Контроль и оценка должны быть неотъемлемой частью учебной деятельности школьников.

3) Преимущество должно отдаваться действиям самоконтроля и самооценки учащихся и контролю учителя за формированием этих действий у учащихся.

4) Контроль и оценка должны стать для ребенка осмысленным действием по своему самоизменению и самосовершенствованию.

5) Контроль и оценка должны быть предельно индивидуализированы, направлены на отслеживание динамики роста учащегося относительно его личных достижений.

6) Контроль и оценка должны проводиться исключительно в целях диагностики и выявления уровня развития знаний, способностей, мышления, установления трудностей ребенка, прогноза и коррекционно-педагогических мероприятий.

7) Должен преобладать процессуальный контроль над результативным.

8) Осуществлять контроль и оценку используя содержательные средства фиксации текущих и итоговых результатов.

 

Основными педагогическими условиями разворачивания контрольно-оценочной деятельности младших школьников должны стать:

1)безотметочная система  как основа, с одной стороны, для изменения учебной мотивации школьников в сторону увеличения учебно-познавательной составляющей, с другой стороны, построения контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников;

В последнее время достаточно много говорится о безотметочном обучении (безотметочной системе оценивания, если быть более точным) . Однако в основном акцент делается на отрицательных эффектах отметки: искажении отношений ученика со взрослым, повышении тревожности и невротизации детей; искажении учебной мотивации.  В связи с этим одну из целей реформы  в системе школьного оценивания видят в том, чтобы сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной.  Это, по мнению отечественных психологов, позволит учителю, во-первых, не причинять вреда эмоциональному здоровью ребенка и, во-вторых, более эффективно отслеживать знания и навыки.  

2) деятельностный подход в организации образовательного процесса. Контроль и оценка в начальной школе могут рассматриваться только в контексте учебной (учебно-познавательной) деятельности школьников как особые действия, направленные на эффективное управление ею, как структурные компоненты учебной деятельности, они являются ведущими, определяющими, «запускающими» всю педагогическую технологию организации образовательного процесса и сопровождающими его до получения конечного результата в учебной деятельности;

3) поисково-исследовательский тип предметного содержания, ориентированный на решение системы учебных (проблемных) задач, ориентированных на поиск и конструирование разных способов учебно-познавательной деятельности;

4) ориентация в педагогической деятельности не на методы обучения, а на методы учения школьников, направленные на формирование желания и основы умения учиться;

5) особые «ритмы» в организации образовательного процесса, как в ходе всего начального этапа школьного образования, так и в ходе учебного года. Классно-урочная система должна перестать быть единственной и основной формой организации учебного процесса. Расписание учебных занятий и уроков должно стать мобильным и динамичным, ориентированное на конкретные «запросы» отдельных классов.

4. Педагогические приемы, средства и организационные формы

 формирования контрольно-оценочной деятельности младших школьников

Становление контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников связана прежде всего с формированием индивидуального учебного действия.  

 В связи с этим, одна из задач учителя начальной школы организовать в классе деятельность так, чтобы учащиеся могли работать в разных образовательных пространствах и свободно переходить из одного в другое. Подобный переход должен стать общим способом работы в классе. Педагогическими средствами такой работы могут быть: «место сомнений(тренировки)», «место на оценку» или по-другому «черновик» и «чистовик», место «помощи»» и место «заданий», урок и учебное занятие. 

Приведу только некоторые педагогические приемы, которые помогают учителю формировать учебные действия контроля и оценки у младших школьников в начальной школе:

- прием «волшебные линеечки» (изобретение оценочных шкал школьниками);

- прием «прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения той или иной задачи);

- прием «задания-ловушки» (готовые «ловушки» на рефлексию освоения способа действия);

- прием «составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);

- прием «сопоставление своих действий и результата с образцом» (умение вычленять операциональный состав действия);

- прием «составление задачи, подобной данной» (направлены на вычленение существенного в представленной задачи);

- прием «классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа действия»);

- прием «составление задачи по чертежу» (умение переходить от графического языка к словесному описанию);

- прием «обнаружение причин ошибок и способы их устранения» (умение учащихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации);

- прием «создание «помощника» для проверки работы» (умение найти или изготовить себе «помощника» с помощью которого можно точно проверить выполненное задание. Другими словами, куда нужно посмотреть, чтобы точно сказать, что я выполнил это задание правильно);

- прием «составление проверочных заданий» (работа над выделением критериев и на их основе разработка проверочных заданий);

- прием «обоснованный отказ от выполнения заданий» (умение обнаруживать границу своих знаний, обнаруживать задания с недостающими условиями, например, методика «диктант для робота»);

- прием «многоступенчатый выбор» (умение работать со столом «заданий»);

- прием «орфографические или математические софизмы» (умение обнаружить и опровергнуть псевдологичное рассуждение при решении той или иной задачи);

- прием «разноцветные поправки» (умение работать над совершенствованием своего текста (работы), формирует потребность у учащихся к неоднократному возврату за продолжительный отрезок времени);

- прием «умные вопросы» (умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос учителю: « я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю…»).

К педагогическим средствам, направленных на решение задачи контрольно-оценочной самостоятельности, можно также отнести:

а) работу с «картой знаний» учащихся. «Карта знаний», с одной стороны, является для учащихся средством удержания логики разворачивания предметного содержания в течение учебного года, с другой стороны, становится местом фиксации (в начальной школе коллективного пути, в основной школе – индивидуальные образовательные маршруты (траектории) с указанием «мест открытий», «мест-ловушек (трудностей)», «мест-вопросов», «возвратных ходов» и т.п.  

б) разновозрастное сотрудничество учащихся 1-5-х классов.  В рамках разновозрастного сотрудничества центральными являются уроки, целью которых -организация контроля и оценки младших школьников. Тексты самих работ, критерии оценки, заготовки оценочных листов и т.п. готовят учащиеся другого класса, например пятиклассники готовят урок для второклассников.  

в) место и время для предъявления личных достижений учащихся и класса. Один из принципов безотметочной системы оценивания является принцип «ситуации успеха». На оценку выносится учащимся только то, что он считает для себя готовым для публичной оценки.  

Другой формой накопительной системы оценки может являться подготовка «портфеля» ученика и его презентация.  

г) организация самостоятельной работы учащихся . Подобная работа учащихся в начальной школе ставит своей целью заложить потребность и основу работы младших школьников вне урока по собственной инициативе, решая прежде всего задачи коррекции своих знаний и умений, а также возможности выхода за пределы учебного материала класса.  

д) организация и проведение учебных занятий  . Такой тип работы проводится с малой группой детей и по времени может не быть жестко регламентирована.  

5. Из опыта работы

Я работаю по УМК «Школа России» . Начиная с 1-го класса, учителю и учащимся необходимо сосредоточить свои усилия на формировании самоконтроля и самооценки как основы для постановки будущих учебных задач. Необходимо вооружить детей такими умениями, как:

выделять критерии оценки,

фиксировать их определённым образом,

проводить пооперационный контроль,

проводить самостоятельно коррекцию выявленных недостатков,

высказывать свою точку зрения при оценке ответов товарищей и т. д.

 

 1.      Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия

по отношению к выполняемым на уроке заданиям, применяю так называемый  “Светофор”.   В первом классе предложила детям зажигать цветные огоньки в тетрадях.  Если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей при изучении нового материала, все задания были понятны, то он рисует на полях зеленый кружок: “Можно двигаться дальше”. Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: “Нужна небольшая помощь”. Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то он рисует красный кружок: “Стоп! Мне нужна помощь!”

 

 2.Также самооценку дети проводят в виде следующих знаков:

! –Молодец!

+ -Хорошо.

--Надо еще поработать.

Этот вид оценивания используется как взаимооценка работы своего  товарища.

 

3.“Дерево успехов”

Итоги дня подводим на Дереве успехов.

После уроков дети прикрепляют на дерево (нарисован плакат) плод, цветок или листок:

яблоко –все удалось;

цветок –неплохо поработал, но что-то не совсем получилось;

листок –сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.

4.Карта индивидуального развития (индивидуальных достижений)

Для объективного и систематического оценивания учебных достижений

ученика 1 класса, заводится “Карта индивидуального развития

(индивидуальных достижений)”. В карту заносятся основные программные

требования по учебному предмету, которые должен освоить ребенок в ходе

обучения (достижения).

 

Успехи фиксируются условными обозначениями:

+ -материал усвоен в полном объеме

-материал усвоен частично

? -материал не усвоен

 

5.Портфолио.  

Раскрыть динамику личностного развития каждого ученика, отследить   результативность его деятельности, как в количественном, так и качественном плане позволяет  портфолио достижений.  

Со 2 класса  в диалогах “учитель –ученик” использую следующие методические приемы формирования оценочной деятельности:

–В начале урока сообщаю детям, какие важные дела предстоит выполнить; подвожу детей к тому, чтобы они сами сформулировали тему урока, увидели проблемы.  

При подведении итогов урока задаю следующие вопросы:

-Чему учились на уроке?

-Какие упражнения оказались полезными для вас?

-Кто доволен своей работой?

-Что для вас было самым трудным?

-Оцените свою работу с помощью смайликов:

В конце изучения темы дети должны оценить свою деятельность. С этой целью раздаю им карточки для самоанализа.

6.Самоанализ «Допишите предложения»:

На уроках по теме «Звонкие и глухие звуки и буквы»

я узнал(-а) ...,

понял(-а) ...,

научился(-лась) .....

Наибольшего успеха я достиг(-ла) в ... .

 

7.При устном самооценивании и взаимооценивании, например, для пересказа у доски перед всем классом или в паре выбираются совместно с учащимися следующие критерии:   громкость, последовательность, выразительность, темп.

Для чтения наизусть –  точность, громкость, темп, интонация, обязательное  называние автора и заголовка.

Для самоконтроля и самооценки на уроках чтения использую “Лист – список  стихов, обязательных для заучивания”.  Этот список составляется на полугодие, прикрепляется к внутренней обложке дневника. При получении  отметки за стихотворение ученик закрашивает строчку с названием, часть  ребят использует цвета: зеленый, желтый, красный, часть просто закрашивает одним цветом.  

  При чтении художественного текста к предыдущим критериям добавляется умение читать целыми словами, соблюдение знаков препинания, умение читать без ошибок.

6. Вывод.

 

Контроль и оценка входят в состав учебной деятельности, но разительно отличаются от других учебных действий и по своей природе, и по способу формирования. На любом уроке ребенок учится что-то делать с изучаемым предметом: преобразует его, моделирует его существенные свойства и т.д. Вместе с тем ребенок учится контролировать и оценивать все эти предметные действия. Контроль и оценка – это действия с действиями, а не действия с предметами. От того, как ребенок овладевает действиями и мыслями о действиях и мыслях (а не только о предметах), зависит его рефлексивное развитие. Иными словами, от судьбы контрольно-оценочной части учебной деятельности существенно зависит ее развивающий эффект, ее направленность на рефлексивное развитие ребенка.

Итак, перечисленные выше некоторые педагогические условия, средства, формы организации образовательного процесса, проверенные экспериментальным путем в ряде школ РФ могут достаточно эффективно помочь учителю начальных классов формированию действий контроля и оценки у учащихся как основы для становления умения учиться в основной школе.

6.Ссылки на источники

1.Баранова О.И. Формирование оценочной деятельности младших школьников (технологическая карта): учеб.-метод. пособие. Краснодар, 2010.

2.Баранова О.И., Медведева О.А.Развитие контрольно-оценочной самостоятельностиучащихся начальных классов как условие успешногоформирования универсальных учебных действий младшихшкольников: учеб.-метод. пособие / под общ. ред.О.И. Барановой. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2014.

3.Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. 2-е изд. М., 2010.
           4. Медведева О. А., Баранова О. И. Формирование контрольно-оценочной самостоятельности учащихся начальной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 9. – С. 101–105. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95037.htm.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблема формирования контрольно-оценочной самостоятельности учащихся Подготовила: Черноярова Наталья Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №2

Слайд 2

В умении учиться выделяются две составляющие:

Слайд 3

2 вида контрольно-оценочных действий: 1.Контроль-внимание. Этот вид контроля необходим и достаточен для правильного решения задач, связанных с применением усвоенных знаний 2.Рефлексивный контроль. Задача этого вида контроля – проверить, соответствует ли этот план предстоящего действия фактическим условиям задачи. Рефлексивный контроль необходим тогда, когда человек сталкивается с новой задачей, требующей перестройки прежнего способа действия.

Слайд 4

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности целеполагание планирование прогнозирование контроль коррекция оценка саморегуляция

Слайд 5

Ключевые образовательные задачи основных этапов школьного обучения Этапы и задачи Начальный этап 1-5 классы Подростковый этап 6-9 классы Этап самоопределения 10-11 классы Контрольно-оценочная самостоятельность младших школьников Учебная самостоятельность подростков Способность учиться на основе индивидуальных образовательных программ

Слайд 6

Этапы становления контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников в рамках начального этапа образования

Слайд 7

Первый этап становления контрольно-оценочной самостоятельности. Виды оценок в 1 классе Основная цель 1-го класса – научить учащихся сопоставлять свои действия с заданным образцом Ретроспективная оценка, при которой самооценка ученика предшествует учительской оценке. Рефлексивная оценка. Знания о собственном знании и незнании, о собственных возможностях и ограничениях

Слайд 8

К концу первого этапа формирования действий контроля и оценки Обучающиеся овладевают умениями: – сравнивать действие (отдельные операции) и результат с готовым образцом; – оценивать свои действия по заданным критериям и соотнести свою оценку с оценкой учителя; – предъявлять свои достижения на оценку по заданному или назначенному самим ребенком критерию; – отделять известное от неизвестного в знаниях (способах действия с предметом).

Слайд 9

Второй этап становления контрольно-оценочной самостоятельности ( 2-4 классы) Цель - совершенствование работы учащихся над пооперационным (процессуальным) контролем освоения способов деятельности. Рефлексивная оценка направленная на анализ собственно способа действия. Прогностическая оценка.

Слайд 10

К концу второго этапа формирования действий контроля и оценки Школьники могут: – определить возможные «ошибкоопасные» места; – установить возможные причины возникших ошибок и наметить план их индивидуальной ликвидации и коррекции; – установить границу применимости того или иного способа действия, выделить из группы заданий то, которое не соответствует данному способу решения; – классифицировать задания по сложности, выбирать объем и уровень сложности заданий для индивидуальной самостоятельной работы; – формализовать оценку своих действий с помощью, например баллов на основе суммы разных умений (по совокупности критериев).

Слайд 11

Третий этап формирования действий контроля и оценки (второе полугодие 4 класса – 5 класс) Цель - формирование полного цикла контроля и оценки «Карта знаний» Рефлексивный контроль и рефлексивно-прогностическая оценка в новых, нестандартных ситуациях

Слайд 12

К концу третьего этапа формирования действий контроля и оценки определение того, что будет проверяться (работа с критериями); составление проверочных заданий (в том числе, с «ловушками»); выделение сложности заданий, приписывание баллов сложности; создание (или поиск) образца для проверки задания (работы); сопоставление полученных данных с образцом; характеристика ошибок и выдвижение гипотез об их причинах; составление (или поиск) корректировочных заданий и новой «индивидуальной» проверочной работы с последующим их выполнением; сообщение учителю (сверстникам) о готовности предъявить свои достижения (результаты) для публичной оценки.

Слайд 13

Фазы становления контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников в ходе учебного года

Слайд 14

Первая фаза учебного года Основные ее задачи: - определить уровень тех знаний, способностей и возможностей учащихся, которые будут необходимы им в данном учебном году для дальнейшего движения в учебном процессе; - провести коррекцию тех знаний и умений, без которых двигаться дальше невозможно, и тем самым восстановить способы и приемы работы, которые могли быть утрачены в ходе летнего перерыва; -создать ситуацию определенных «дефицитов» в знаниях, способах действия с целью определения дальнейших путей их ликвидации.

Слайд 15

Вторая фаза учебного года Рефлексивный контроль. Диагностирующий пооперационный контроль. Констатирующая оценка. Результативный контроль. Прогностическая оценка.

Слайд 16

Третья (рефлексивная) фаза учебного года - подготовка, проведение итоговой проверочной работы; - анализ и обсуждение ее итогов: соотнесение результатов итоговой и стартовой работ; определение выполнения или невыполнения поставленных в начале задач учебного года и установление соответствующих причин (работа с «картой знаний»); - работа учащихся по подготовке к публичной презентации «портфеля» ученика и его личных достижений по результатам учебного года.

Слайд 17

Педагогические условия формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников

Слайд 18

Педагогические приёмы формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников «волшебные линеечки»; «прогностическая оценка»; «задания-ловушки»; «составление заданий с ловушками»; «сопоставление своих действий и результата с образцом»; «составление задачи, подобной данной; «классификация задач по способу их решения»; «составление задачи по чертежу» ; «обнаружение причин ошибок и способы их устранения;

Слайд 19

Педагогические приёмы формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников «создание «помощника» для проверки работы»; «составление проверочных заданий»; «обоснованный отказ от выполнения заданий»; «многоступенчатый выбор» ; « орфографические или математические софизмы» ; «разноцветные поправки» ; «умные вопросы».

Слайд 20

Педагогические средства формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников работа с «картой знаний» учащихся; разновозрастное сотрудничество учащихся 1-5 классов; место и время для предъявления личных достижений учащихся и класса; организация самостоятельной работы учащихся; организация и проведение учебных занятий .

Слайд 21

Вывод. Контроль и оценка – это действия с действиями, а не действия с предметами. От того, как ребенок овладевает действиями и мыслями о действиях и мыслях (а не только о предметах), зависит его рефлексивное развитие. Иными словами, от судьбы контрольно-оценочной части учебной деятельности существенно зависит ее развивающий эффект, ее направленность на рефлексивное развитие ребенка.

Слайд 22

Ссылки на источники 1.Баранова О.И. Формирование оценочной деятельности младших школьников (технологическая карта): учеб.-метод. пособие. Краснодар, 2010. 2.Баранова О.И., Медведева О.А.Развитие контрольно-оценочной самостоятельностиучащихся начальных классов как условие успешногоформирования универсальных учебных действий младшихшкольников: учеб.-метод. пособие / под общ. ред.О.И. Барановой. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2014. 3.Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. 2-е изд. М., 2010. 4. Медведева О. А., Баранова О. И. Формирование контрольно-оценочной самостоятельности учащихся начальной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 9. – С. 101–105. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95037.htm .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков учебной самостоятельности младшего школьника.

Проблема формирования учебной самостоятельности учащихся до сих пор является актуальной. Это объясняется тем, что современный учитель ставит перед собой комплекс задач для достижения основной цели обр...

"Формирование основ учебной самостоятельности младших школьников"

В материалах ФГОС второго поколения (начальное образование) одним из ценностных ориентиров указано «развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализа...

К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ

Проблема совершенствования школьного физического воспитания, несмотря на повышенное внимание к ней со стороны ведущих ученых и учителей-новаторов, по-прежнему, остается одной из наиболее актуальных в ...

Доклад с презентацией по теме "Проблема формирования контрольно-оценочной самостоятельности учащихся"

В докладе содержатся ключевые образовательные задачи основных этапов школьного обучения, этапы и фазы становления контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников. Описываются педагогические ...

Теоретические основы проблемы формирования естественнонаучных понятий у младших школьников в процессе изучения окружающего мира

Теоретические основы  проблемы формирования естественнонаучных понятий  у младших школьников в процессе изучения окружающего мира...