Проектная деятельность в начальной школе
опыты и эксперименты на тему

Выступление на МО учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_po_proektnoy_deyatelnosti.docx31.45 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в начальной школе

Проработав 44 года в школе, по разным УМК, выпуская 4 класс в 2017 году,  я стояла перед проблемой: какой УМК мне выбрать для себя и моих будущих первоклассников? Хотелось чего-то нового, необычного, интересного…

Выбор чего-то нового – это всегда проблема, потому что не хочется ошибиться и пожалеть о своём решении. Мне хотелось выбрать такой комплект учебников и тетрадей, чтобы  учебники не только отвечали всем требованиям нового  образовательного стандарта, но и были бы и для меня, и для моих учеников интересны.  

Я поняла, что УМК «Школа России» – это именно тот комплект, который мне нужен, по которому действительно хочется работать.

Первое, на что я сразу обратила внимание ,  что обучаться по этому комплекту могут дети с любой дошкольной подготовкой. Это очень важно особенно для  сельских школ, ведь некоторые дети в сёлах не посещают детские сады, и будущие первоклассники не имеют возможности пройти дошкольную подготовку.

Очень важно, что этот УМК нацеливает педагога на использование в своей практике педагогических технологий, методов, форм, эффективно работающих на достижение учебных и воспитательных целей, предусмотренных новым стандартом:

-проблемное обучение;

-разноуровневое обучение;

-обучение в сотрудничестве;

-игровое обучение;

-здоровьесберегающее.

Основной образовательной технологией  УМК «Школа России» является  проектная  деятельность. Проекты в младших классах – это, конечно, трудно и проблематично, т.к. дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Речь идет не о полноценных проектах, выполненных обучающимися  самостоятельно. Возможно, это будут лишь элементы проектной деятельности. Но для ребёнка – это возможно т. к. будет его проект. Все темы, предлагаемые в качестве «проектных», должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок – тем проще проект. Отсюда вывод: проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой.

Любой обучающийся  имеет возможность выбора темы  проекта   в соответствии  со своими возможностями  и интересами.

Проектная деятельность организована в виде двух взаимосвязанных блоков работы:

1) сбор сведений по теме проектной деятельности;

2) работа над самими проектами.

По выбранной теме собираются все сведения, которые интересны детям. После сбора информации идёт работа над проектами.    

Проекты представлены на специальных разворотах, которые есть в каждом учебнике, после большого раздела. Дети сами определяются с темой, формой выполнения проекта или предлагают свою тему. Источники информации: книги, энциклопедии, фильмы, экскурсии…

Формы продуктов проектной деятельности:

- макет, костюм, модель, сувенир;

- справочник, памятка, журнал, учебное пособие;

- альбом, карта, гербарий;

- сценарий праздника, экскурсия;

- мультимедийный продукт и др.

Формы презентации(защиты) проектов:

-Демонстрация макета, модели, медиа-презентация;

-Демонстрация учебного пособия, памятки и т.п.;

-Праздник или инсценировка;

-Защита реферата;

-Сюжетно-ролевая игра или инсценировка.

При выполнении проекта используется рабочая тетрадь (рубрика «Работа над проектом»), которая помогает организовывать и направлять работу учащихся.

Работа над проектами предполагает активное сотрудничество ребёнка  с учителем и родителями и эту работу надо начинать с консультаций для родителей. Где объяснить структуру работы, степень их помощи и уровень самостоятельного исследования. Первые работы, конечно, будут очень далеки от проекта. Поправлять, давать рекомендации.

Проектная деятельность  обеспечивает развитие следующих познавательных
навыков и умений:

-самостоятельно конструировать свои знания;

-ориентироваться в информационном пространстве;

-планировать свою деятельность;

-приобретать новые знания для решения новых познавательных и практических задач;

-способствует практической реализации деятельности ребёнка;

-развивает его индивидуальные интересы.

Дети выбирают конкретную тему, в зависимости от неё подбирают материал. Слабым  обучающимся   даю задание: подобрать загадки, найти что-то в энциклопедии и т.п. Дети находят очень много интересного и познавательного материала, который в дальнейшем помогает при составлении и защите проекта. Оформлять помогают родители, а если творческое задание, то сами дети. Потом в классе каждый ребёнок защищает свою работу, обычно одного урока не хватает, растягивается на 2.  Проект и работа над ним - прекрасная возможность для развития ребенка, его самоутверждения.  Делаем по желанию! Привлекаем, поощряем,  направляем!  И.даем возможность высказать свое мнение!

Но постепенно дети приучаются работать самостоятельно: выбирают темы, ставят цели, совместно с учителем проводят эксперименты и наблюдения. Роль учителя - направлять. Единственно, я считаю, не реально детям этого возраста самостоятельно выдержать все требования к оформлению.

Обучающимся моего класса проектная  деятельность  нравится. Работы получаются яркие  интересные. Они активно сотрудничают с учителем и родителями.

Проектная деятельность помогает учащимся самостоятельно добывать знания по определённой проблеме. Не это ли главная цель в образовании сегодня? Уже доказано, что человек запоминает до 90% того, что он сделал сам.

Стремление узнать что-то новое заставляет нас двигаться вперед...

Получив свою первую учебную книгу, дети уже в 1 классе на страницах «Букваря» знакомятся с учебными проектами. По завершению темы «Наша школа» ребятам предлагаются несложные, но очень интересные творческие задания:

-Сделай буквы из различных материалов;

-Напиши другу рисуночное письмо;

-Придумай свой проект

По проекту «Рисуем азбуку» были также интересные работы: рисунки букв, загадки, пословицы на каждую букву, на каждую букву название животного . Защита проходила перед праздником "Прощание с Азбукой"

Интересно прошла презентация своих первых «Книжек – малышек    с загадками» (были загадки только о животных, только о явлениях природы, смешанные)

Обучающиеся участвуют в проектной работе не только в урочное время, но и во внеурочное время.

Детям нравится  работать группами. Групповая работа:

-даёт возможность учащимся объединиться по интересам;

- обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности;

- воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;

-является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности;

-позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества.

Особенно моим ученикам нравится проектная работа по окружающему миру.

В первом классе все проекты носят творческий характер и дают каждому ребёнку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника. После изучения темы «Школа» первоклассники выполнили творческий проект. Представление результатов этой работы были на выставке рисунков и макетов.

Тема «Растения». Один из проектов в 1 классе предполагает исследовательскую работу. В домашних условиях ребята ставят опыты и наблюдают, как развиваются растения. Результаты своих наблюдений они оформляют в виде схематических рисунков и таблиц.

В 3 классе два учебных проекта по разным учебным предметам объединены одной целью «Сохраним мир живой природы». По русскому языку ребята выполнили плакаты: «Покормите птиц зимой», сделали кормушки.

Творческий проект «Моя семья».

Цели проекта:

-осознать роль семьи в жизни человека;

- изучить историю своей семьи, род занятий членов семьи, их хобби, родственные связи и отношения;

- понять свою роль в этой семье;

-подобрать фотографии, отражающие родословную и важные моменты в жизни семьи, а также впечатления о семейных путешествиях, труде, отдыхе, создать небольшой семейный альбом

Результат проекта – это понимание ребенком роли семьи в жизни человека. Практическим воплощением становится фотоальбом и рассказ о своей семье.

Проект «Мир лекарственных растений».

Цели проекта:

-научить самостоятельно, находить нужную информацию о лекарственных растениях и систематизировать ее;

-познакомить с миром лекарственных растений родного края;

-внести свой вклад в составление справочника лекарственных растений.

           Результатом проекта является умение собирать лекарственные растения, находить нужную информацию в книге, справочнике, энциклопедии.

Дети не только изучили лекарственные растения, но и узнали, в каких случаях их применяют, как и когда заготавливают сырьё, как хранят. Думаю, что польза от этого есть, теперь эти дети не будут уничтожать лекарственные растения сами, да и другим не позволят.

Практическим результатом является справочник лекарственных растений, проиллюстрированный засушенными образцами, собранными и оформленными в виде гербария.

Так же  провожу учебные проекты в рамках темы урока, но работаю по её углубленному изучению. Проект начинается на уроке, а заканчивается во внеурочной деятельности. Например:  на уроке окружающего мира тема "Грибы". Столкнулись с тем, что не все знают грибы, растущие в нашей местности. Задание на дом: узнать у взрослых, какие грибы растут в нашей местности, где, в каких местах их можно найти. На следующий урок приносят найденную информацию  рисунки, стихи, рецепты блюд. На технологии делаем книжку "Грибы нашего леса", со вступительной статьёй, иллюстрациями, указанием авторов.

Чтобы выяснить отношение родителей к  учебно-методическому комплекту и к проектной деятельности,  был проведён опрос. Один из вопросов был такой:
«Нравится ли Вам вместе с Вашим ребёнком работать над проектами?»

«Очень нравится, потому что проектная работа развивает логическое мышление,   фантазию».

«Нравится, потому что и мне, и моему ребёнку интересно».

«Да, нравится.  Это интересно. И дополнительное общение с ребёнком всегда радует!»

Как видим, и обучающиеся, и их родители с удовольствием работают над проектами. Им это нравится, у них появляется возможность больше общаться друг с другом. Проектная деятельность развивает у обучающихся фантазию, коммуникабельность, речь, память, интерес к предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»

Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....

Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".

Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность»....

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....