Главные вкладки

    Доклад «Создание благоприятного климата в классном коллективе»
    методическая разработка на тему

    Воробьева Лидия Михайловна

    Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала младшим школьником и полноценному развитию его личности, следовательно, создание благоприятного психологического климата в классе является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_klimat.docx22.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Доклад «Создание благоприятного климата в классном коллективе»

    Обучение в школе занимает много времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности.  

    Школа – это место, где ребенок находит новых друзей, занимается интересным делом с учетом своих потребностей и возможностей, учится общаться, выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми. Именно в детских коллективах приобретается тот жизненный опыт, который формирует личность и в дальнейшем определяет сложную систему ее отношений к жизни и людям.

    Поэтому педагогам необходимо осознавать, что, создание благоприятного психологического климата в коллективе помогает ребенку чувствовать себя спокойно, уверенно и комфортно на занятиях; помогает раскрыть свои личностные качества; адаптироваться в сложных жизненных ситуациях.

    Класс, конечно же, становится коллективом не сразу. Он превращается в него, по мере того, как накапливается опыт совместной деятельности, создаётся и растет актив, складываются положительные традиции, растут и крепнут товарищеские связи, устанавливаются правильные взаимоотношения с общешкольным коллективом. КОЛЛЕКТИВ - это когда придумали - ВМЕСТЕ, сделали - ВМЕСТЕ, испытывали волнения и восторги, переживания и слезы - ВМЕСТЕ, пошли дальше - ВМЕСТЕ.

    Важным условием благополучного развития личности школьников является наличие в школе и классе благоприятного социально-психологического климата (СПК).

     Психологический климат - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Он отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений.

    В понятии социально-психологического климата выделяются три "климатические зоны":

    • Первая климатическая зона - социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.
    • Вторая климатическая зона - моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.
    • Третья климатическая зона - психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат - это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального.

    Формирование и совершенствование социально-психологического климата - это постоянная практическая задача классных руководителей, педагогов-предметников, школьного психолога и администрации. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов детского коллектива. Формирование хорошего социально-психологического климата требует понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.

    Одним из социально- психологических аспектов работы классного руководителя является создание благоприятного психологического климата в классном коллективе. Что подразумевается под термином «благоприятный?»

    Благоприятный климат - это такой, который положительно влияет на самочувствие коллектива и определяет общий эмоциональный настрой на деятельность.

    Психологический климат  формируется в ходе воспитания.

    При этом благоприятный климат создают:
    - доброжелательность в отношениях друг к другу;
    - активность (активная позиция в общешкольных делах);
    - взаимопомощь друг другу;
    -инициатива;
    -оптимизм;
    - организованность членов коллектива.

    Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для учителя начальных классов. Именно ему в силу возрастных особенностей детей и специфики педагогической работы  наиболее подвластны механизмы управления данным явлениям, а, следовательно, именно на него ложится весь груз ответственности за качество психологического климата.

    Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала младшим школьником и полноценному развитию его личности, следовательно, создание благоприятного психологического климата в классе является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества.

    Характеристики благоприятного социально-психологического климата:

    1. В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения стоятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.
    2. В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.
    3. В классе высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.
    4. Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности.
    5. Успехи или неудачи отдельных обучающихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.
    6. В отношениях между группировками внутри класса существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

    Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата:

    1. В классе преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу, присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, ребята позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных.
    2. В классе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, он заметно разделяется на "привилегированных" и "пренебрегаемых", здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.
    3. Такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.
    4. Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, класс невозможно поднять на общее дело.
    5. Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.
    6. В классе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности.
    7. В трудных случаях класс не способен объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения; коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами.

            Как создать благоприятный психологический климат на уроке

    1.Заходи в школу только с радостным настроением, оставляя за порогом весь негатив. Пусть дети не будут заложниками твоих семейных неурядиц, проблем со здоровьем, вечного недосыпания…

    2.Помни: ты нуждаешься в учениках так же , как они нуждаются в тебе- каждый день, каждый урок!

    3. « Смертельный грех учителя – быть скучным». Так сказал И.Ф.Гербарт. Постарайтесь сделать свой урок незабываемым для учеников.

    4.Когда в ученике гаснет искра успеха. Он перестает интересоваться предметом. Старайтесь поддерживать огонь в душе ученика!

    5. Ученик перестает делать ошибки тогда, когда научиться их исправлять. Не отказывай ученику в возможности исправить свои ошибки.

    6. Слово – это мощное оружие в руках учителя. Неосторожное слово может навсегда посеять в ребенке чувство неуверенности в себе. Избегай необдуманных слов!

    7.Не проходи мимо детских слез! То, что сейчас кажется нам наивным и глупым, для наших детей составляет целый мир.

    8.Ученик – это «пришелец» из семьи. Постарайся расположить к себе родителей своих учеников, ведь у тебя с ними одна задача- учить и воспитывать. Пусть на смену выражению « ваш ребенок» придет выражение « наш ребенок». Родители это обязательно оценят.

    9.Ничто так не сближает учителей и учеников, как совместное творчество. Пусть в школьной жизни будет больше праздников!

    10. Улыбка открывает все двери! Улыбайся,  открывая дверь в детские сердца! Улыбайся чаще.

    В сплочённых классах наблюдается единство переживаний, связанных с какими- то либо событиями, учащиеся испытывают доброжелательные отношения друг к другу, в классе бодрое настроение, нет уныния и пессимизма.

    Мне нравится применение в работе мини – игр.

    Игры помогают:
    - сблизить участников игры;
    - установить дружеские отношения;
    - формировать чувство принадлежности к группе;
    - установить комфортную атмосферу, создать эмоциональный заряд;
    - развивать навыки сотрудничества, взаимопонимания, умения понять чувства другого человека;
    - развивать навыки слушания;
    - установить контакт с партнерами, сплотить группы;
    - обеспечить положительный эмоциональный настрой в начале дня;
    - предоставить детям возможность почувствовать доброжелательный настрой к каждому из них.
    Помогают сплотить коллектив классные часы.

    Задачей классных часов является  усилить групповую сплоченность в классе, умение действовать сообща, помогать друг другу, научиться видеть уникальность и важность каждого одноклассника.

    В классных часах используется сказкотерапия, как эффективный метод психологической коррекции детей младшего школьного возраста. Через сказку можно говорить с ребятами о любой проблеме.

    Перечисленные формы работы соединяют обучение и физические разминки, применяемые на разных уровнях урочной деятельности.

    Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала школьником и полноценному развитию его личности, следовательно, создание благоприятного психологического климата является важной задачей педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества.

    Таким образом, психологический климат - важнейшее условие психического здоровья и успешности жизнедеятельности и детей, и взрослых.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад "Как создать благоприятный климат в классе".

    Каждый из нас, учителей, наверное, хотел бы, чтобы в его классе была благополучная психологическая атмосфера. Для этого необходимо, чтобы выполнялись следующие условия....

    Роль учителя в создании психологического климата в коллективе в начальной школе

    Роль учителя в создании психологического климата в коллективе в начальной школе....

    Формирование благоприятного психологического климата в классном коллективе.

    В данной статье рассмотрены: характеристики благоприятного и неблагоприятного социально- психологического климата в классном коллективе; факторы, влияющие на его состояние и способы формирования...

    Создание благоприятного климата в коллективе

    1.     Создание благоприятного психологического климата в коллективе.     1.1 Климатические зоны.1.2 Характеристики  социально-психологического климата.2.Р...

    "Формирование благоприятного социально-психологического кламота в классном коллективе".

    Нельзя рассчитывать на то, что необходимые отношения в коллективе (детском или взрослом) возникнут сами собой, их надо сознательно формировать....

    оценка психологического климата в классном коллективе (тест)

    Оценка психологического климата в классном коллективе...

    формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе

    в статье рассказывается о важности благоприятного климата в школьном коллективе. приводятся примеры игр по сплочению коллектива...