Преодолеваем дислексию вместе
презентация к уроку (2 класс) на тему

Балошкина Елена Валентиновна

Этот  материал  любезно  предоставил  нам  логопед  нашей  творческой  группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezuslovno.docx34.59 КБ
Office presentation icon preodolevaem_disleksiyu_vmeste_dlya_tg.ppt2.89 МБ

Предварительный просмотр:

Безусловно, скорость чтения зависит от того способа, которым читает ребёнок. Однако часто родители и учителя бывают в недоумении: ребёнок владеет синтаксическим способом чтения, т.е читает целым словом, но все равно читает медленно. Почему это происходит?

Существует много причин, тормозящих скорость чтения, среди которых можно выделить семь основных.Слайд №24

1.Природный темп деятельности;

2.Регрессии;

3.Отсутствие антиципации;

4.Артикуляция;

5.Малое поле зрения;

6.Уровень организации внимания;

7.Уровень развития памяти

1.Природный темп деятельности.

Обычно родители сами замечают, что их ребёнок медлителен, немножко «копуша», а если темп занятий высок, то не успевает и легко устает. Все эти наблюдения говорят о том, что природный темп деятельности ребёнка имеет невысокую скорость. И вины ребёнка в этом нет. Это свойство, как и другие свойства темперамента, являются врожденными, устойчивыми и сохраняются в течение длительного времени без изменений. Темп деятельности – это скорость, с которой работают психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Темп является врожденным, определяет, насколько быстро человек  работает. Запоминает, рассматривает, представляет, думает над решением задачи и, конечно, читает. Чтение на скорость у медлительного ребёнка напоминает бег с препятствиями. Ребёнок набирает воздух и на одном дыхании старается назвать как можно больше букв. Весь смысл прочитанного почти не постигается. Темп чтения неровный , в словах часты пропуски и перестановки. Поэтому,   если ребёнок не прочитывает необходимый объём в заданный промежуток времени, необходимо определить его природный темп. Определить темп деятельности можно с помощью теппинг-теста.

Слайд № 25

1.Очень важно:

В точности повторить размер квадратов (два ряда по три квадрата, каждый из них 4 на 4 см, а месте они составляют 8 на 12 см).

2.Объясните ребёнку, в каком порядке их заполнять. Если он не знает цифр, покажите ему направление стрелкой.

3.При выполнении теста ребёнок не должен облокачиваться на стол, рука олжна быть на весу.

Положите перед ребёнком этот лист с пронумерованными квадратами. Возьмите секундомер и попросите ребёнка постучать карандашом по квадратам в указанном порядке. На каждый квадрат отводится 5 секунд.

Тест. Результаты теста. Слайд № 26

16 точек и меньше – ребёнок склонен выполнять любые задания в медленном темпе.

16-20 точек – нормальный средний темп работы.

20 точек  и больше – ваш ребёнок умеет и может работать в очень быстром темпе.

Если полученный показатель 16 точек и выше, то это говорит о том, что медленная скорость обусловлена не врожденным темпом деятельности, а какими-либо иными причинами, при устранении которых ребёнок будет читать быстрее. Какие это могут быть причины, мы рассмотрим дальше.

Этот тест дает нам информацию о работоспособности ребёнка или по-другому это можно назвать выносливостью.

 Посмотрите, какой узор получился в квадратах. Если в первом по счёту точки стоят густо, а в других редеют и разница  в количестве точек между первым и последним квадратом составляет 10 и более, то ребёнок склонен к быстрому утомлению. Значит занимаясь чтением или любой другой деятельностью, необходимо делать частые          (каждые 15 мин.) небольшие (до 5 мин.) перерывы. Помните, что хотя и темп деятельности является врожденным устойчивым свойством нервной системы, он в течении жизни, включаясь в самые разнообразные виды деятельности, может постепенно изменяться. Это значит, что используя определенные упражнения, вы можете увеличивать темп деятельности.

Используйте следующие упражнения: « Многократное прочтение», «Молния»,

«Многократное прочтение»

Вы читаете текст вслух. Затем ребёнок читает этот же рассказ в течение одной минуты. Ребёнок отмечает место в тексте, до которого он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же текста, и снова по истечении минуты ребёнок отмечает количество прочитанных слов. Пусть ребёнок повторит чтение несколько раз до тех пор, пока количество прочитанных слов не перестанет увеличиваться.

«Молния»

Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе. Переход на чтение в ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния»

2. Регрессии. Регрессии – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Слайд № 27.

Этот недостаток - самый распространенный. Некоторые читатели незаметно про себя читают дважды любой текст – как легкий, так и трудный. При чтении текста с регрессиями глаза совершают движения назад, хотя никакой необходимости в этом нет. Если это происходит на каждой сторочке текста, то, очевидно , что такой читатель дважды прочитывает текст.

Определить, присутствуют ли регрессии у вашего ребёнка, можно с помощью наблюдения. Попросите ребёнка прочитать незнакомый ему текст. При этом внимательно следите, как читает текст ребёнок: за движением его глаз и речью. Если при чтении взгляд ребёнка постоянно возвращается назад для перечитывания (ребёнок сначала прочитывает слово про себя, а затем вслух) или он постоянно прочитывает несколько слов на строчке 2-3 раза для понимания, в чтении отсутствует плавность, то это значит, что в этом способе чтения, который использует ребёнок, присутствуют регрессии.

Причины регрессий в следующем:

1.Сила привычки.

Это самая распространенная причина. Её корни кроются в том, как обучали ребёнка чтению. Очень часто мы, сами не замечая, формируем у ребёнка эту привычку. На первых этапах, когда ребёнок ещё только осваивает послоговой способ чтения и ему ещё трудно с первого прочтения уловить смысл прочитанного слова, мы просим его прочитать слово снова и снова, пока смысл прочитанного не станет понятным. Однако некоторые дети не прочитавают слово вновь и вновь, а лишь проговаривают прочитанное. Привыкая к такому способу осмысления. Или другой вариант, когда родители слишком торопятся и хотят, чтобы ребёнок как можно быстрей начал читать целыми словами, в то время как ребёнок ещё не готов к новому способу чтения и привыкает сначала читать про себя по слогам (трудно с первого раза прочитать по-другому), а затем вслух прочитывает (проговаривает) целым словом. И то и другое формирует привычку к регрессии.

2.Кажущиеся трудности текста.

Если причина регрессий в том, что текст труден для понимания ребёнка, в этом случае предложите ему прочитать текст без регрессий, даже если отдельные места текста непонятны. Часто дальнейшее чтение снимает возможные вопросы и делает возвраты ненужными.

3.Отсутствие внимания.

Если причина регрессий в слабой концентрации внимания, то необходимр прервать чтение. Возможно, ребёнок устал (спросите его об этом) или его что-то беспокоит, и это мешает ему сконцентрироваться. Дайте ребёнку время на отдых. Или используйте цпражнения для тренировки внимания.

Последние две причины – явления временные и достаточно легко снимаются. Их влияние на скорость чтения не особенно значительно.

        В то время как первая причина – сила привычки (как и все привычки человека) – явление достаточно устойчивое, и для ее преодоления будут необходимы регулярные занятия с использование специального упражнения. Это упражнение «Чтение с окошечком».

        Листок накладывается на строку и передвигается сначала взрослым, а потом самим ребёнком вдоль строки.При движении листка по строке взгляд ребёнка будет плавно передвигаться вместе с листком, а повторное прочитывание будет исключено из-за того, что прочитанное закрывается. постепенно ребёнок привыкнет при чтении скользить взглядом по строке, не возвращаясь для перечитывания.

3.Антиципация.

Возможно, вы замечали за собой при чтении, что многие слова, которые вы читаете, вы не дочитываете до конца, догадываясь, что же это за слово по содержанию. Такой прием, используемый для дальнейшего осмысления текста, называется антиципацией, или предвосхищением, по-другому – смысловой догадкой. 

 

Это психологический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логики развития событий и значительно убыстряет чтение.

 В то же время, если у ребёнка не развито умение догадываться по смыслу, ему будет необходимо каждый раз дочитывать каждое слово до конца, чтобы осмыслить фразу, осознать содержание прочитанного.

Для того чтобы определить, владеет ли ребёнок приёмом антиципации и использует ли при чтении, предложите ему следующий текст. Слайд № 28.

Зафиксируйте время, которое потратит ребёнок на чтение текста. Отметьте это для себя. Понаблюдайте, как долго думает ребёнок над окончанием слова.

Затем предложите снова прочитать этот текст, но уже без пропусков. При этом опять заметьте время.

Сравните время , которое понадобилось ребёнку на чтение 1 и 2 вариантов текста. Если разрыв не превышает 15-20 сек., значит, при чтении ребёнок пользуется приёмом антиципации. Он может догадываться о содержании фразы по смыслу, и ему не требуется слишком много времени на обдумывание неноконченных слов.

Проанализируйте, над какими словами дольше думал ребёнок, и много ли было таких слов. Если слов, над которыми долго думал оребёнок было много, то необходимо поработать над развитие антиципации.

Для этого вы можете использовать следующие упражнения. Это тексты с пропущенными буквами в окончаниях, или других частях слова.

Слайды №№ 29, 30

В тексте «Кораблик» (слайд № 29) пропуски отмечены черточками. При этом пропуски встречаются двух видов:

  1. такие, которые могут быть заполнены буквой или буквами на основе имеющихся целостных представлений об этом слове (например, ручей, кораблик). Восполнение пропусков этого вида развивает способность охватывать быстро, единым взором все слово целиком, одновременно учитывая и соотнося его первые и последние буквы в едином зрительном образе;
  2. такие, которые могут быть заполнены на основе учета последующих или предыдущих слов, т. е. С привлечением контекста (например, речную может быть правильно прочитано лишь с учетом предыдушего предлога в и последующего слова даль). Восполнение пропусков этого вида формирует умение учитывать значение каждого слова при его прочтении, т.е читая данное слово, обращать внимание и на соседние слова, в том числе осуществлять операцию забегания глазами вперёд, которая типична для хорошо сформированного навыка чтения.

Ёще один пример. Упражнение, в котором пропущенное слово подсказывается несколькими буквами. Упражнение «Разноцветные кораблики»

Упражнениями подобного типа являются короткие тексты, в которых пропущены не буквы в окончаниях или других словах, а целые слова.

Например: «Над городом низко повисли грозовые»

Такие рассказы с пропущенными буквами в окончаниях и других частях слова или пропущенными целыми словами вы можете изготовить сами. Постоянное использование этих заданий способствует эффективному пазвитию антиципации. Кроме того , их польза состоит в развитии словесно-логической памяти, создается дополнительная нагрузка на память.

        Однако, если такие тексты вызывают у ребёнка большие трудности и ему требуется длительная регулярная работа над формированием антиципации, советуем воспользоваться следующим приемом.

Слайд № 30. Из листа белой бумаги вырезается решётка с вертикальными столбцами шириной 0,5 и отверстиями шириной 1-2 см. Общий размер решётки должен быть с печатный лист (Тогда ребёнку не придётся её двигать). Решётка накладывается на печатный текст, скрывая части слов. Используйте чтение текстов и расссказов с решеткой по 15-20 мин ежедневно.

Очень важно! При работе с решеткой ни в коем случае нельзя подгонять ребёнка, настаивать на увеличеннии скорости чтения.  

 Ещё одним упражнением для развития смысловой догадки могут быть тексты с ошибками в содержании или несуразицами.

4. Артикуляция.

Следующей причиной, тормозящей скорсть чтения, может быть недостаточная артикуляторная подвижность речевого аппарата. За счет чего происходит снижение скорости чтения. Артикуляциоонный аппарат не дает возможности в нужном темпе произносить вслух прочитанные слова. Особенно трудно детям, у которых наблюдается смазанное произношение. Именно у этих детей разрыв между скоростью чтения себя и вслух особенно велик.

Чтобы сделать вывод о влиянии артикуляции на скорость чтения, предложите ребёнку прочитать два текста приблизительно одинакового уровня сложности. Пусть один текст он прочитает про себя, а второй вслух. В обоих случаях дайте ему 30 сек. времени и подсчитайте прочитанное количество слов.

Четкая артикуляция будет способствовать увеличению темпа чтения и формированию правильного представления о звуковом составе слова, облегчит понимание прочитанного.

Упражнения для развития артикуляции.

1.Артикуляция гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных. Слайд №31.

2.Чтение чистоговорок. Слайд №32.

3.Чтение скороговорок.

4.Чтение скороговорок в темпе.

5. Малое поле зрения.

Разница между человеком, читающим быстро, и человеком, читающим медленно, заключается не в скорости движения их глаз, а в количестве материала, который воспринимается им в момент фиксации. Большинство людей заблуждается, считая, что в процессе чтения их взгляд равномерно скользит вдоль строк. На самом деле это не так. При чтении глаза совершают скачкообразные движения, останавливаясь только в двух-трех местах  на строке. Поэтому для повышения скорости чтения необходимо уменьшить число остановок глаз на строке и их длительность. При этом важно увеличить число букв слов воспринимаемых за одну фиксацию, и не допускать регрессий (возвратных движений глаз для перечитывания). 

Упражнения «Числовая пирамида». Посмотри внимательно в центр первой строки , а теперь не отводя взгляда от центра, скажи какие цифры находятся справа и слева от центра. Слайд № 33.

«Числовые и буквенные пирамиды» Слайд № 34. «Цифровые таблицы» Слайд № 35. «Таблица с буквами» Слайд № 36.

6. «Уровень организации внимания»

Умение сосредоточиться, сконцентрироваться в значительной степени определяет эффективность, результативность выполняемой работы. Если ваш ребёнок недостаточно внимателен, то в таком трудоёмком процессе, как чтение ему необходима ваша помощь.

Определить объём и концентрацию внимания вам поможет следующий тест: «Догони и поймай букву» .Слайд № 37. Можно использовать газетную или журнальную страницу с крупным шрифтом. Попросите ребёнка вычеркивать или обводить в кружок две буквы, просматривая каждую строку слева направо.

На выполнение задания даётся 5 минут. Если ребёнок просмотрел 400 и более знаков, допустив 5 ошибок и менее, то объём его внимания и концентрации в пределах нормы.

Упражнение №1 «Внимание» Слайд № 38.

Напишите на карточках бессмысленные слова, содержашие от 3 до 9 согласных букв. Покажите рёбёнку материал, но не больше, чем на 2 сек. Ребёнок должен постараться прочесть предъявляемый материал и записать его.

Это могут быть также знакомые слова родного языка, содержащие от 4 до 16 букв.

Это могут быть предложения, содержащие от 5 до 16 букв.

Упражнение №2 «Слушай внимательно»

Усиление концентрации слухового внимания. Для этого очень удобно проводить арифметические диктанты, однако смысл заключается в том, чтобы каждое задание состояло из нескольких действий. Сейчас я буду тебе читать арифметические задачи. Ты должен решать их в уме. Получаемые числа также надо держать в уме.

Например: даны два: числа 6 и 3… Сложи первое число и второе… и от полученного числа отними 2… Затем отними ещё 4… и т.д.

Упражнение №3

Попросите ребёнка переписать следующие строчки.  

Аммадама реберге ассамаса

Гесклалла ессанессас

Еналсстаде енадслат етальтаррс

Усогката лиммодорра клатимор

Упражнение.№4 «Найди спрятанное слово»

 Упражнение №5. Предложите ребёнку рассмотреть предметы. В течение 1-2 мин. Показывайте несколько из них (карандаши, запонки, камешки, бусы, ручки и др.) Затем закройте их и предложите ребёнку подробно описать каждый предмет, его величину, цвет.

Ещё один вариант – предложите рассмотреть несколько предметов, затем, после того как ребёнок закроет глаза, уберите несколько из них, поменяйте местами или наоборот, добавьте.

Таким образом, подобное упражнение открывает широкие возможности для вашего творческого воображения.

Так что если хотите сделать ребёнка внимательным всегда и во всем, вам придётся его потренировать.

7. Память.

Различают обычно 4 типа памяти: зрительный, слуховой, моторный и смешанный. Если ребёнок замечает, что лучше всего запоминает прочитанное, когда читает про себя. Значит у него лучше развита зрительная память. У таких детей, как правило, высокая скорость чтения и высокий уровень грамотности, хотя они порой не могут вспомнить грамматическое правило.

Если ваш ребёнок легче запоминает, когда читает вслух или слушает ваше чтение, значит у него развита слуховая память.

Если же он лучше запоминает прочитанное, когда совершает те или иные действия, записывает, зарисовывает, - то у него моторный тип памяти. Этот тип довольно распространен.

Упражнение № 1«Вспомни картинку» Слайд № 39.

Предложите ребёнку рассмотреть рисунки первой строки, а остальные закройте листом бумаги, чтобы они не отвлекали внимание. Спустя 30 секунд попросите ребёнка закрыть целиком всю страницу и нарисовать по памяти предметы первой строки. Затеи сравнить, насколько его рисунки соответствуют рисункам образца. Далее перейдите к следующей строке.

Упражнение №2 «Нарисуй загогулину»

Предложите ребёнку для начала четыре абстрактные фигуры. Каждую из них он должен рассматривать в течение минуты, закрывая при этом остальные, чтобы не отвлекать внимание. Затем начертить каждую на бумаге.

Упражнение №3 «Послушай и опиши» Слайд № 40

Это упражнение используется для тренировки как зрительной памяти, так и слуховой. Его цель – заставить детей поразмышлять о словах. Вы говорите: « Сейчас я буду читать (показывать в зависимости от тренируемого типа памяти) слова, а ты, услышав (увидев) каждое слово, представляй себе, как выглядит то, что я называю, его вкус, запах, звуки, которые оно может издавать, и т.п.)

Сначала можно предложить ребёнку описыать вслух называемые при помощи чувств образы и лишь после этого переходить к работе «только в уме».

 

Упражнение №4. «Что ты видишь?»

Попросите ребёнка называть те зрительные образы, которые ему представляются на каждое из произносимых вами слов. Например, любовь/сердце и т.д.

В результате таких упражнений у ребёнка вырабатывается умение устанавливать логичные ассоциации, а значит, разовьётся логический вид запминания.

Упражнение № 5«Зрительный диктант» Слайд № 41

Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти.

Что это значит?

Часто можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего – четвертого слова – забыл первое слово. Поэтому он не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.

Делается это с помощью зрительных диктантов.

В каждом из 18 диктантов имеются шесть предложений. Особенность их такова: если первое предложение содержит всего два слова – “Тает снег” и 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложения происходит постепенно, по одной - две буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно 2 месяца.

Как лучше проводить зрительные диктанты?

Выписываются шесть предложений одного из наборов и закрываются листом бумаги. После того, как одно из предложений высвечено, т.е. лист бумаги подвинут вниз, ребёнок в течение определенного времени (время указано для каждого предложения) читает молча это предложение и старается запомнить. По истечении времени предложение стирается и предлагается записать его в тетради.

Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. После того, как оно стерто, снова следует записать его в ученических тетрадях.

На шесть предложений обычно уходит от 5 до 8 минут времени.

Итак, в среднем на один набор уходит по три дня. Восемнадцать наборов – 54 дня, около двух месяцев. За два месяца можно развить оперативную память, но при условии, что зрительные диктанты должны писаться ежедневно, если писать с перерывами – это уже ничего не дает.

Примеры наборов предложений (диктанты Федоренко)

1. На полях выращивают картофель, свеклу, морковь, лук.

2. Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры

3. Занятия спортом помогают людям сохранить здоровье.

4. По лесной заросшей тропе идет группа туристов.

5. Мальчик подошел к окну и увидел за рощей строящийся дом.

6. Россия живет в мире и дружбе с другими народами.

Развитие оперативной памяти

Разновидностью зрительных диктантов является следующее упражнение:

Предложение на доске: Наташа отдала Свете одну вафлю.

– Прочитайте и запомните предложение.

– Первые буквы всех слов вставьте по порядку в таблицу.

– Назовите автора, чьё произведение мы будем изучать на уроке.

Использование в практике этой системы упражнений способствует совершенствованию техники чтения:

– увеличивается объём зрительных и слуховых восприятий, а также угла зрения;

–вырабатывается навык антиципаций;

– формируется устойчивость внимания;

– не имеют место регрессии;

– увеличивается словарный запас;

– развивается артикуляционный аппарат.

Сформированность техники чтения влияет на:

– общее развитие речи - учащиеся в своей речи используют чаще распространённые предложения, эпитеты, сравнения;

– повышение качества успеваемости;

– сохранение качественной успеваемости при переходе на вторую ступень.

 

Представленные упражнения помогут устранить причины трудностей и совершенствовать техническую составляющую процесса чтения, а следовательно помогут вашему ребёнку-школьнику в обучении в целом. Знакомьтесь с разделами постепенно, занимайтесь регулярно и с интересом, а читайте увлечённо, всей семьёй.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Преодолеваем дислексию вместе

Слайд 2

Чтение – сложный психофизиологический процесс В его акте принимают участие: Речеслуховой анализатор Речедвигательный анализатор Зрительный анализатор

Слайд 3

Чтение начинается с зрительного восприятия , различения и узнавания букв. На этой основе происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его прочитывание . И наконец, вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого.

Слайд 4

Чтение взрослого человека – это сформировавшееся действие, навык. Как всякий навык, чтение в процессе своего формирования проходит ряд этапов . Каждый из этих этапов тесно связан с предыдущим и последующим, постепенно переходит из одного качества в другое.

Слайд 5

Т. Г. Егоров «В следующей ступени накапливаются те элементы, которые обусловливают собой переход к последующей, более высокой стадии развития». Формирование навыка чтения осуществляется в процессе длительного и целенаправленного обучения.

Слайд 6

Ступени формирования навыка чтения (по Т.Г. Егорову) овладение звуко-буквенными обозначениями послоговое чтение становление синтетических приемов чтения синтетическое чтение

Слайд 7

ДИСЛЕКСИЯ

Слайд 8

Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Слайд 9

Дислексия Термин применяется по отношению к детям, неспособным приобрести нормальные навыки чтения , а также в части случаев испытывающих значительные трудности в овладении письмом . Нарушение, выражающееся в трудностях при обучении чтению, даже несмотря на правильное объяснение, адекватный интеллектуальный уровень и отсутствие социально-культурных, средовых препятствий, оно зависит от базовых когнитивных нарушений , имеющих зачастую генетические причины. Генетические факторы – нарушения чтения у нескольких членов семьи; отсутствие культуры чтения в семье; большой состав семьи (отсутствие многообразия форм общения); Низкая способность к концентрации внимания , они более беспокойны, отвлекаемы, импульсивны В отечественной литературе количество школьников, страдающих дислексией, оценивается в пределах 3-4,8%, в зарубежных источниках – от 1 до 10%. Встречается среди мальчиков в 3-4 раза чаще , чем среди девочек. Британская ассоциация дислексии представляет данные по всей популяции: у 4% населения - дислексия в тяжелой форме, у 10% - определенные трудности в чтении.

Слайд 10

Сопутствующие расстройства Выделяют общую отсталость в чтении по неврологическим основаниям и специфическую задержку чтения (дислексию) Общая отсталость в чтении часто связана с явными неврологическими расстройствами и сопровождается многими другими отклонениями развития, такими как нарушение координации движений, восприятия, продуктивных способностей, речи. Специфическая задержка чтения (дислексия) сочетается с узким кругом сопутствующих расстройств – это в основном нарушение речи, произношения, правописания, при этом знания по другим предметам могут соответствовать школьным требованиям Дети со специфической задержкой чтения (дислексией) умственно более развиты , чем дети с общей отсталостью в чтении, прогноз развития чтения у них значительно хуже .

Слайд 11

Признаки дислексии и дисграфии отмечаются у 66% детей с СДВГ ( в детской популяции – 11,9%) Нарушения чтения могут выглядеть по-разному в каждом индивидуальном случае. Некоторые гипердинамические дети читают очень медленно, запинаясь на каждом слове, но сами слова прочитывают правильно. Другие читают быстро , но изменяют окончания и « проглатывают» слова и целые предложения. В третьем случае ребенок читает нормально по темпу и качеству произношения, но совершенно не понимает прочитанного и не может ничего запомнить или пересказать. Дислексия при СДВГ

Слайд 12

Дискретное (аналитико-синтетическое) чтение Л. П . Инициатор речи Анализатор Определитель Понимание Зрительный центр Двигательный центр 1. Восприятие букв. 2. Анализ графем, соотнесение с фонемой. 3. Объединение букв в слияния и слоги. 4. Проговаривание слова. 5. Распознавание знакомого слова. 6. Понимание текста – соотнесение с образом. ИТОГО: 6 шагов чтения .

Слайд 13

1. Восприятие букв. 2. Анализ графем, соотнесение с фонемами. Проблемы чтения Этапы чтения, на которых возникают трудности : Пути коррекции 3. Объединение звуков в слияния и слоги. 4. Проговаривание слова. 5. Распознавание знакомого слова. 6. Понимание текста– соотнесение с образом. 1. Увеличение шрифта, использо- вание очков, формирование пространственных представлений. 2. Создание ассоциативных связей (обходного пути) для буквенно-звуковых соответствий. 3. Создание зрительной опоры для объединения букв в слоги. 4. Исправление нарушенного звукопро- изношения, контроль правильности речи. 5. Расширение словарного запаса (формы слова, родственные слова и т.д.) 6. Создание представлений (образов) для каждого значения слова, создание образов по прочитанному тексту. 1. Восприятие букв. 2. Соотнесение графемы с фонемой.

Слайд 14

Условия успешного овладения навыком чтения 1.Сформированность устной речи. 2.Фонематический слух. 3.Лексико-грамматическая сторона речи. 4.Пространственные представления. 5.Зрительный анализ, синтез, мнезис. 6.Достаточное развитие психических функций.

Слайд 15

Формы дислексии Фонематическая дислексия - недоразвитие фонематического восприятия недоразвитие фонематического анализа Типы ошибок - Побуквенное чтение - Искажение звуко-слоговой структуры слова - Вставки - Пропуски букв - Перестановки слогов

Слайд 16

Семантическая дислексия - нарушение звуко-слогового анализа и синтеза - побуквенное чтение - механическое чтение без понимания прочитанного Типы ошибок - Нарушение понимания прочитанного (слов, предложений, текста) при технически правильном чтении.

Слайд 17

Аграмматическая дислексия - недоразвитие грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений - ограничение словарного запаса Типы ошибок - замена падежных окончаний - нарушение согласования существительных и прилагательных, окончаний глаголов и др.

Слайд 18

Мнестическая дислексия - нарушение процессов установления связей между звуком и буквой - нарушение речевой памяти Типы ошибок - нарушение последовательности букв слов - пропуски - трудности усвоения букв - замены

Слайд 19

Оптическая дислексия - нарушение зрительного восприятия форм, - оптико-пространственной ориентации, - зрительного гнозиса, анализа и синтеза, - памяти, внимания. Типы ошибок - смешения и замены графически сходных букв

Слайд 20

Литеральная оптическая дислексия - недоразвитие зрительной памяти Типы ошибок - нарушение узнавания изолированных букв, их дифференциация

Слайд 21

Вербальная дислексия - органическое поражение головного мозга Типы ошибок трудности прочтения слов зеркальное чтение

Слайд 22

Тактильная дислексия - несформированность временной и пространственной ориентации Типы ошибок - смешения тактильно сходных букв - искажения - пропуски букв

Слайд 23

Моторная дислексия - затруднение движения глаз при чтении Типы ошибок - моторная дислексия речедвигательного воспроизведения

Слайд 24

Природный темп деятельности Регрессии Отсутствие антиципации Артикуляция Малое поле зрения Уровень организации внимания Уровень развития памяти Причины, тормозящие скорость чтения

Слайд 25

Природный темп деятельности 1 2 3 6 5 4

Слайд 26

Результаты теппинг - теста 16 точек и меньше – ребёнок склонен выполнять любые задания в медленном темпе; 16 – 20 точек- нормальный средний темп работы; 20 точек и больше – ребёнок умеет и может работать в очень быстром темпе.

Слайд 27

Регрессии

Слайд 28

Родился зай... в лесу и все боял... Треснет где-ни... сучок, вспорх... пти..., упадет с дере... ком снега — у зайчи... душа в пят... Боял... зай... день, боял... два, боялся неде..., боял... год; а потом вырос он боль... и вдруг надое... ему боя... — Нико... я не бою...! — крик... он на весь лес. — Вот не бою... нисколь..., и все тут! Антиципация

Слайд 29

Антиципация КОРАБЛИК По_хватил р_чей мой корабл_ _ и поне_ его. К_угом во_ны кип_т, по_брасыва_ _ его, из сто_оны в с_орон_ кида_ _ . А кора_лик плыв_ _ дал_ше и да_ _ше. Я ря_ом с ни_ бег_. Друг_ _ ребя_ _ за м_ой спеш_ _. Но вот и ре_а. По_лыл мо_ кораб_ _ в речн_ _ даль. Вот уже крохо_ной точк_ _ мель_нул и скры_ся. Ре_ята во_руг шум_ _, крич_ _: — Ю_кин ко_аблик не по_онул, в ре_у упл_ _! Может, до са_ _ го мор_ теперь добер_ _ся.

Слайд 30

Антиципация

Слайд 31

Артикуляция

Слайд 32

Артикуляция

Слайд 33

Малое поле зрения

Слайд 34

Малое поле зрения

Слайд 35

Малое поле зрения

Слайд 36

Малое поле зрения

Слайд 37

Уровень организации внимания

Слайд 38

Уровень организации внимания

Слайд 39

Уровень развития памяти

Слайд 40

Уровень развития памяти

Слайд 41

Уровень развития памяти Тает снег. (3 слога) Лес пожелтел. (4 слога) Небо хмурое. (5 слогов) Поле опустело. (6 слогов) Почитайте мне сказку. (7 слогов) В лесу весной поют птицы. (8 слогов) Зимой на улице холодно. (9 слогов) Посмотрите в окошко на детей. (10 слогов) Летом солнышко греет очень сильно. (11 слогов) Курочка повела своих деток погулять. (12 слогов) Сердитый мороз нарумянил детям щёки. (13 слогов) Вечером няня рассказывает детям сказки. (14 слогов) Пчела летит на душистый цветок за сладким мёдом. (15 слогов) Первый чистенький снежок падает на мёрзлую землю. (16 слогов) Мама ходила сегодня в сад и принесла нам много груш. (17 слогов) Бабушка и Маша ходили после обеда погулять в лес. (18 слогов) Во время дождя все птицы в лесу перестают петь свои песни. (19 слогов) Мама подарила Кате книгу с очень красивыми рисунками. (20 слогов) Мальчики ходили в лес и поймали там маленького мальчика. (21 слог) Маленькие котята целыми днями бегают и играют друг с другом. (22 слога.)

Слайд 42

Спасибо за внимание!