Оценочная деятельность в учебно-воспитательном процессе в начальной школе
консультация (1 класс) на тему

Котова Наталья Константиновна

Оценочная деятельность в учебно-воспитательном процессе в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenochnaya_deyatelnost.docx355.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Цель обучения ребенка состоит в том,

чтобы сделать его способным развиваться

дальше без помощи учителя»

Э.Хаббарт.

Мы стремимся помочь ребенку вырасти человеком думающим и действующим. Умеющим самостоятельно добывать нужные ему знания. Способным свободно использовать их для решения  жизненно важных задач, т.е. готовым справляться с проблемами в любых ситуациях: и учебных, и профессиональных, и  житейских.

Реализация компетентного подхода в образовании направлена на изменение целей, содержания обучения, а также технологий организации подходов к оценке образовательных результатов обучающихся в процессе промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

В контексте идей личностно-ориентированного образования проблема оценивания в учебно-воспитательном процессе приобретает новые формы и содержание. Широкое распространение феномена оценки в учебно-воспитательном процессе школы послужило причиной того, что оценивание учителем результатов учебной деятельности обучающихся и их самооценивание выделилось в последние годы в самостоятельное направление. Проблема самооценивания и оценивания в разных аспектах получила отражение в трудах отечественных и зарубежных психологов, педагогов и методистов (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, П.П. Блонский, Дж. Брунер, Л.И. Божович, Л.С. Выгодский, Э.А. Голубева, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, А.Р. Лурия, М.Н. Скаткин, Д.Б. Эльконин, А.И. Липкина).

Согласно теории учебной деятельности, оценочная деятельность порождает потребность ученика или учителя получить информацию о том, соответствует или нет качество знаний и умений учащихся по предмету требованиям программы. Как отмечает А.И. Липкина у обучающегося в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей – одного из основных компонентов самооценки.

Предметом оценочной деятельности, совпадающим с предметом учебно-познавательной деятельности, является система знаний и умений учащегося. Итогом акта оценивания учителем результатов учебной деятельности школьника является оценка, которая в зависимости от уровня и способа отражений отношений может выражаться знаком и интенсивностью эмоционального переживания, его версия, оценочным суждением, отметкой. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Особенностями системы оценки являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
  • использование персонифицированных процедур  итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами  таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
  • использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

Актуальность темы моей работы  связана с тем, что на фоне большого числа исследований оценочной деятельности учителей вопрос о роли отметок как разновидности фиксируемых оценок учебной деятельности обучающихся мало привлекал внимание исследователей, особенно с психологических позиций, не смотря на то, что в числе острых проблем, встающих перед школой и которые должны быть решены для дальнейшего продвижения вперед, возникают и такие, которые носят психологический характер. Прежде всего, это психологические трудности испытываемые школьником в процессе учебы. С одной стороны трудность учебной работы учащегося зависит от особенностей учебного материала, с другой – от возможности, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.

Актуальна данная тема еще и тем, что борьба за повышение качества обучения и усвоения знаний продолжает оставаться актуальной задачей и на сегодняшний день. Для установления причин неуспеваемости, обусловленных особенностями личности ученика, необходимо выявить, от какого комплекса свойств личности зависит главным образом неуспех обучения. Несмотря на многообразие этих свойств, все же удается выделить некоторые типические их сочетания, которые в наибольшей степени влияют на успешность обучения в младшем школьном возрасте.

Сам термин «самооценка» непосредственно указывает на своё понятийное содержание, предполагающий оценочный компонент. Те или иные качества личности определяются как хорошие, так и плохие; младшие школьники оценивают себя по этим качествам, сравнивая их с другими. Важно и то, что одни и те же качества могут интерпретироваться одним школьником в позитивном плане (и тогда они повышают его самооценку), а другие – в негативном (и тогда они понижают самооценку).

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, она – важнейший регулятор поведения. От неё зависит взаимоотношение человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшего развития личности.

Самооценка – аффективная оценка представления о самом, которое может обладать различной интенсивностью, поскольку наличие конкретных черт образа «Я» может вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением  

Самооценка – это наиболее осуществимая и наиболее изученная в психологии сторона самопознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Самооценка может быть устойчивой, то есть сохраняться в разных ситуациях и на достаточно длительное время, и неустойчивой.

В зависимости от характера самооценка складывается правильным или неправильным отношением к себе, вследствие чего самооценка может стать либо стимулом, либо тормозом развития. Именно в самооценке и оценке проявляются индивидуально – психологические, личностные и социальные качества человека, которые позволяют соотнести свои силы, способности с требованиями окружающей среды и самостоятельно ставить перед собой цели и задачи, определять жизненные перспективы.

Возникает представление о том, что каждый школьник имеет своего рода «внутренний манометр», показания которого свидетельствуют о том, как он себя оценивает, какого его самочувствие, доволен ли он собой или нет. Значение этой суммарной оценки удовлетворения своими качествами очень велико.

Существует 2 вида самооценки: адекватная и неадекватная. Неадекватная делится на завышенную и заниженную. Рассмотрим несколько подробно эти виды.

Самооценка является адекватной, если она соответствует реальной успешности человека в какой – либо деятельности. Адекватные признаки самооценки, при которых представление личностью о своих качествах и возможностях максимально приближенно к реальному уровню их развития. Она предполагает признание человеком, как своих достоинств, так и недостатков. С одной стороны, вера в свои силы, возможности, способности формирует развитие чувств достоинства, то есть убеждение в личной ценности, чувство гордости, которое предохраняет от поступков, умаляющих достоинство, самолюбие как уважение к себе. Будучи достаточно развитыми, эти чувства дают основание молодому человеку исходить из оптимистической гипотезы о себе, не только строить планы совершенствования, но и верить в их осуществление. С другой стороны, критическое осознание своих недостатков, слабостей препятствует зарождению в недрах личностно – ценностного сознания установки на собственную исключительность, превосходство.

Неадекватная самооценка – это завышенное или заниженное мнение о себе. Самооценка бывает неадекватной в тех случаях, когда она не соответствует успешности человека. Одной из разновидностей самооценки является завышенная самооценка, это когда человек существенно завышает свои актуальные возможности. Она формирует эгоцентризм, высокомерное отношение к сверстникам, неадекватное стремление к лидерству, завышенный уровень притязаний, несоответственный иногда реальным возможностям.

Итак, самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей (Зинченко В. П). Как мы рассмотрели выше, существует два вида самооценки: адекватная и неадекватная. И уже у младших школьников можно выделить эти отличия.

Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются. Особенно важно учитывать самооценку ребенка. Как и все в нем, она еще только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению.

Усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьник начинает под воздействием оценочных суждений других (учителей, сверстников) относиться определенным образом, как к реальным результатам своей учебной деятельности, так и к самому себе как личности. С возрастом он все с большей определенностью различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определенными личностными качествами. Так у ученика в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей - один из основных компонентов самооценки.

В самооценке отражаются представления ребенка как об уже достигнутом, так и о том, к чему он стремится, проект его будущего - пусть еще несовершенный, но играющий огромную роль в саморегуляции его поведения в целом и учебной деятельности в частности.

В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.

Самооценка ребенка обнаруживается не только в том, как он оценивает себя, но и в том, как он относится к достижениям других. Из наблюдений известно, что дети с повышенной самооценкой не обязательно расхваливают себя, но зато они охотно бракуют все, что делают другие. Ученики с пониженной самооценкой, напротив, склонны переоценивать достижения товарищей.

Самооценка обучающегося является одной из составляющей внутренней оценки качества образования.  Чтобы учесть разнообразные реальные образовательные достижения ученика, полученные им за пределами образовательного процесса, выявить объективные основания его выбора профиля обучения, предусматривается учёт дополнительных индивидуальных показателей достижений выпускника основной школы, позволяющих оценить более полно уровень его готовности к продолжению образования по тому или иному профилю обучения на старшей ступени.
С этой целью в нашей школе введена индивидуальная накопительная оценка, индивидуальный портфель учебных достижений - «портфолио»
«Портфолио» - совокупность сертифицированных индивидуальных учебных достижений выпускника. Эти достижения должны быть подтверждены сертификатами, имеющими достаточную степень объективности. Основной смысл портфолио – создать педагогическую ситуацию, в которой школьник может показать всё, на что он способен. Введение портфолио может повысить образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что делает выбор дальнейшего направления и формы обучения со стороны старшеклассников более достоверным и ответственным.

Термин «портфолио» пришёл в педагогику из политики и бизнеса, каждому знакомы понятия « министерский портфель», « портфель инвестиций». Существует огромное разнообразие определений портфолио. «Портфолио – это коллекция определённой области». Некоторые исследователи рассматривают портфолио как «рабочую файловую папку, содержащую многообразную информацию, которая документирует приобретённый опыт и достижения учащихся».

Ещё одно определение предложено Д. Майером: «Портфолио – это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях. Коллекция должна вовлекать учащегося в отбор его содержания, определения критериев его отбора; должна содержать критерии для оценивания портфолио и свидетельства о рефлексии учащегося» .

Итак, разобрав понятие самооценки и портфолио, мы можем сделать вывод, что портфолио и самооценка тесно связаны друг с другом, так как «портфолио – это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях…». То есть портфолио является одним из средств самооценки достижений самого обучающегося.

В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов.

«Портфолио документов» – портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений (похвальные грамоты за учебу, достижения в спорте, музыке, шахматах и т.д.; благодарственные письма, табели успеваемости, значки, медали и т.п.).

«Портфолио работ» – представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ студента, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы студента: сочинения, изложения, эссе, рисунки, поделки, зачетные работы, видеокассеты, результаты медицинских и психологических обследований и т.д. – в общем, все, что делалось в течение определенного срока (например, года).

Портфолио индивидуальных образовательных достижений младших школьников разработан в соответствии с нормативными и правовыми документами (закон об образовании, ГОС стандарт).

Цель портфолио - обучение младших школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельность.

Задачи портфолио:

- Обеспечение высокой учебной мотивации участников образовательного процесса, в том числе мотивации достижения успеха;

-Развитие рефлексивной культуры младших школьников, их оценочной (самооценочной) деятельности;

- Развитие умении обучающихся систематизировать, анализировать собранный материал, презентовать субъективный опыт;

- Совершенствование системы оценивания образовательных достижений младших школьников в условиях реализации компетентного подхода.

Функции портфолио:

- Информационная - сообщение о состоянии образовательных достижений конкретного ученика за определенный период обучения;

- Обобщающее – аналитическая - анализ уровня учебно-познавательной деятельности младшего школьника на уроках, его способности прогнозировать и проектировать собственную деятельность;

- Развивающая - развитие рефлексивной культуры младшего школьника, совершенствование системы оценивания в условиях обучения;

- Активизирующая - активизация усилий всех субъектов образовательного процесса на его совершенствование в рамках формирования ключевых компетенции обучающегося;

- Воспитательная - формирование индивидуальности каждого обучающегося, его сознательной дисциплины, развитие его культуры.

Портфолио ученика:

является современным педагогическим инструментом сопровождения развития  и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;

  • реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;
  • позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
  • предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Портфолио  представляет собой комплект печатных материалов  формата А4, в который входят: листы-разделители с названиями разделов (Портрет, Рабочие материалы, Достижения); тексты заданий и инструкций; шаблоны для выполнения заданий; основные типы задач для оценки сформированности универсальных учебных действий.

В таблице предлагается подробный анализ содержания Портфолио ученика начальной школы с точки зрения формирования и развития универсальных учебных действий у обучающихся.

Левая колонка таблицы – раздел Портфолио, правая колонка таблицы показывает какие именно универсальные учебные действия формируются и развиваются у обучающегося при работе с этим разделом портфолио.

 Приложение 1.

Разделы портфолио

Универсальные учебные действия

 

 

Раздел 1.

Знакомьтесь это я. Мои первые документы

 

Личностные универсальные учебные действия

Самоопределение

1.    Формирование основ идентичности личности

2.    Ознакомление с миром профессий

3.    Осознание этнической принадлежности и культурной идентичности

4.    Формирование чувства сопричастности своей Родине, народу, истории

5.    Развитие Я-концепции и самооценки личности

Нравственно-этическая ориентация

1.    Развитие толерантности

2.    Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков так и поступков окружающих людей

3.    Знание основных моральных норм

4.    Формирование моральной самооценки

5.    Развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству и дружбе

Коммуникативные универсальные учебные действия

1.     Потребность ребенка в общении со взрослыми

2.     Коммуникация как взаимодействие и коммуникация как сотрудничество

Раздел 2.

Моя школа

Личностные универсальные учебные действия

Нравственно-этическая ориентация

1.    Развитие доброжелательности, позитивного отношения к жизни

2.    Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни

3.    Знание основных моральных норм

4.    Формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, личной безопасности

Раздел 3.

Мой класс

Личностные универсальные учебные действия

Нравственно-этическая ориентация

1.    Развитие доброжелательности, доверия и внимательности

2.    Развитие эмпатии и эмоционально-нравственной отзывчивости

3.    Формирование единого и целостного образа мира, развитие толерантности

4.    Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков так и поступков окружающих людей

5.    Знание основных моральных норм

6.    Формирование моральной самооценки

7.    Выделение нравственного содержания поступков на основе различения персональных и моральных норм

Коммуникативные универсальные учебные действия

1.     Потребность ребенка в общении с сверстниками

2.     Владение определенными средствами общения

3.     Коммуникация как взаимодействие и коммуникация как сотрудничество

Раздел 4.

Мои учебные достижения

Личностные универсальные учебные действия

Смыслообразование

1. Формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности

Регулятивные универсальные учебные действия

Умение учиться и способность к организации своей деятельности

1.    Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности

2.    Умение адекватно оценивать свою деятельность

3.    Умение адекватно воспринимать оценку со стороны

4.    Умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности

5.    Умение планировать свою деятельность

Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей

1.    Готовность к преодолению трудностей

2.    Формирование основ оптимистического восприятия мира

Познавательные универсальные учебные действия

Общеучебные универсальные действия

Универсальные логические действия

Коммуникативные универсальные учебные действия

1.     Коммуникация как взаимодействие и коммуникация как сотрудничество

Раздел 5.

Мои достижения

Личностные универсальные учебные действия

Самоопределение

  1. Развитие Я-концепции и самооценки личности

Нравственно-этическая ориентация

1. Формирование моральной самооценки

Регулятивные универсальные учебные действия

Умение учиться и способность к организации своей деятельности

1.     Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности

2.     Умение адекватно оценивать свою деятельность

3.    Умение адекватно воспринимать оценку со стороны

Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей

1. Формирование основ оптимистического восприятия мира

Преимущества  Портфолио как метода оценивания достижений учащихся:

  • сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);
  • содержание заданий Портфолио выстроено на основе УМК, реализующего новые образовательные стандарты начальной школы;
  • разделы Портфолио (Портрет, Рабочие материалы,  Достижения) являются общепринятой моделью в мировой педагогической практике;
  • учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем  использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;
  • позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение  информации и размышлять о том, что они узнали.

Опираясь на положение о оценивании результатов и внеурочной деятельности, мы на методическом объединении составили некоторые разделы для портфолио обучающегося:

- Знакомьтесь, это – я.

- Вот так я учусь.

- Моё творчество.

- Мои достижения.

Очень важно грамотно  было организовать запуск портфолио обучающихся, нужно было сделать так, чтобы ученики были вовлечены не только в процесс отбора материалов, но и в совместную работу с учителем по разработке структуры портфолио (определение количества рубрик в разделах, необходимых материалов, комментариев к ним и т.п.). Это позволило организовать сотрудничество и проектировать обратную связь учителя с учениками, у которых появилось чувство вовлеченности в процесс организации собственного обучения.

 Наш процесс  создания проходит в три этапа: сначала собираются все работы учащегося; потом отбираются лучшие работы; далее отбираются работы для демонстрации наилучших результатов.

Один из возможных алгоритмов запуска портфолио может быть представлен следующим образом:

  •  мотивация: каждому обучающемуся должно быть понятно, зачем ему нужно работать с портфолио;
  • определение вида портфолио: вид портфолио может быть задан педагогом или выбран обучающимся;
  • определение сроков сдачи и времени работы над портфолио: на уроках в классе, во время проектной, исследовательской или творческой работы;
  • определение общей структуры портфолио;
  • определение критериев оценивания: обсуждаются и определяются совместно с обучающимися (при этом возможно выделение обязательных критериев);
  • определение способов оценивания: целесообразно еще до начала работы над портфолио обсудить с учащимися, каким образом будет оцениваться портфолио, все ли материалы, рубрики, разделы будут оцениваться, что именно будет являться объектом оценки.

Следует помнить, что информацией, которая содержится в портфолио, могут воспользоваться учащиеся, учителя, родители, консультант, но делать это можно только с ведома и согласия ученика, которому принадлежит портфолио.

Работа учеников с портфолио сопровождается помощью взрослых: педагогов, родителей, классных руководителей, в ходе совместной  работы  которых устанавливаются  отношения,   партнерства,  сотрудничества.  Это  позволяет ученикам  постепенно  развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность. Ответственность за  оформление  портфолио ложится  на  обучающихся,  родителей, классных руководителей.

Работа с портфолио:

Ученик:

  • самостоятельно формирует портфолио, выбирает те или иные материалы;
  • самостоятельно оценивает свои результаты;
  • самостоятельно вступает в контакт с экспертами консультантами;
  • сам представляет себя во всей уникальности своих возможностей, достижений, образовательных и карьерных планов.

  Учитель:

  • является консультантом и помощником, в основе деятельности которого - сотрудничество, направление поиска, просветительская деятельность, обучение основам ведения портфолио;
  • является организатором деятельности в данном направлении: организует выставки, презентации портфолио, информирует учащихся о конкурсах и форумах различного рода и уровня;
  • способствует вовлечению учащихся в различные виды деятельности;
  •  отслеживает индивидуальное развитие ученика;
  • является ответственным за внедрение в образовательный процесс в рамках своих полномочий и классного коллектива современного метода оценивания портфолио;
  • ведет дневник наблюдений, фиксирует наблюдения по внедрению в образовательный процесс метода портфолио;
  • готовит аналитические справки с рекомендациями по совершенствованию системы портфолио.  

   Родители:

  • помогают в заполнении портфолио;
  • осуществляют контроль за исполнением портфолио.

Было проведено много классных часов о работе с портфолио. Кроме этого были встречи с родителями, на которых были даны некоторые рекомендации по заполнению портфолио.

Рекомендации родителям.

1.      Ни в коем случае не подменяйте ребёнка в процессе формирования Портфолио как копилки его успехов.

2.      Не стремитесь к количеству достижений, лучше обратите внимание на их качественную сторону.

3.      Привлекайте самого ребёнка к планированию конкретных учебных задач и анализу успехов в целях формирования сознательного отношения к учебе и её конечным результатам, это поможет сформировать ответственность у школьника за результаты учебного труда или внеурочной деятельности.

4.      Помогайте ребёнку вести его Портфолио с учётом индивидуальных способностей, возможностей и особенностей – каждый ребёнок уникален, его нельзя ни с кем сравнивать.

5.      Не отказывайте в помощи при сборе материалов: можно напоминать ученику о пересмотре его достижений, помогать в систематизации материалов, обсуждать достижения ребёнка, своевременно пополнять копилку его успехов.

6.      Предоставляйте ребёнку возможность периодически пересматривать свои работы и по желанию их заменять.

         Я делаю первые шаги в работе над портфолио обучающихся моего класса, однако уже можно отметить интерес к этой работе со стороны учеников и их родителей, т.к. портфолио является важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии «Учитель – ученик - родители».

В нашей школе я провела небольшое анкетирование учителей, которые работают с портфолио обучающихся. В него вошли такие вопросы:

  1. Повышает ли портфолио степень самостоятельности школьника?
  2. Расширяет учебную активность?
  3. Обучающиеся дают более  адекватную оценку своих достижений?
  4. Расширяет активность внеурочной деятельности?
  5. Способствует ли портфолио развитию проектной деятельности школьников?

Данное анкетирование позволяет оценить то, в какой степени педагоги понимают задачи и возможности портфолио и поддерживают его введение. По результатам опроса педагогических работников введение портфолио положительно влияет на организацию учебного процесса, так как:

Из результатов опроса можно сделать вывод, что понятия самооценки и портфолио тесно связаны друг с другом, так как «портфолио – это целенаправленная коллекция работ обучающегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях…». То есть портфолио является одним из средств самооценки достижений самого учащегося.

И благодаря портфолио, макет которого мы разработали на методическом объединении нашей школы , учащиеся не только смогут адекватно оценить себя, но и показать свои знания, умения и навыки, приобретенные им в начальном звене.

  В дальнейшем я планирую передать портфолио   классному руководителю в среднем звене. Это  поможет продолжить мониторинг успешности школьника, учитывать его индивидуальные особенности, дальше планировать предполагаемые учебные и всесторонние задачи развития личности.  Ведь Портфолио следует вести вместе с учеником и при участии родителей систематически. Очень важна заинтересованность окружающих школьника взрослых – это повышает социальный статус ребёнка, его уверенность в себе и признание актуальности полученных знаний в дальнейшей жизни.

Все это помогает составить более полную картину увлечений, стремлений и способностей учащегося при поступлении в профильные классы, а в дальнейшем помогает определиться в выборе ВУЗа и просто быть самоуверенном в жизненном пути.

Список литературы

  1. Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования. Вопросы психологии. – 1991. - №6. – С.45 - 49.
  2. Загвоздкин В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений – нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки // Школьные технологии. – 2004. - № 3. - С.32 – 36.
  3. Ксензова Л.Ю. Оценочная деятельность учителя. – М.: 2000. – С.67.
  4. Липкина А.И. Самооценка школьника. - М., 1976. – С.87.
  5. Матюхина М.В. Психология младшего школьника. - М.: Просвещение, 1970. – С.127.
  6. Портфолио достижений ученика – шаг в сторону реформирования оценочной системы в школе // Профильная школа. - 2004. - № 5. – С.65 - 67.

Приложение

C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\Изображение 095.jpg

C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\Изображение 096.jpg

        


C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\Изображение 097.jpg

C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\Изображение 098.jpg

        C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\Изображение 099.jpg

        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Атамановская средняя общеобразовательная школа»

654216, Кемеровская область, Новокузнецкий район,

село Атаманово, улица Центральная, 99 «Б»

Тел. /факс(384-3) 553023, 553072, 553116

E-mail: atamanovo2007@rambler.ru

Сайт: http://atamanovo.ucoz.ru/

Директор: Колокольцова Татьяна Николаевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа«Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе»

 МОУ Байловская СОШ       Самостоятельная работа на тему:   «Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе»   ...

«Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе»

МОУ Байловская СОШ       Самостоятельная работа на тему:   «Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе»   ...

Проектная деятельность в учебно–воспитательном процессе в начальной школе.

Данный материал представляет собой симбиоз теории и практики...

Проектная деятельность в учебно–воспитательном процессе в начальной школе.

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и ме...

Выступление на заседании ШМО Внеурочная деятельность как составная часть учебно-воспитательного процесса в начальной школе в соответствии с ФГОС обучающихся с умственной отсталостью .

Внеурочная деятельность как составная часть учебно-воспитательного процесса в начальной школе в соответствии с ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)Внеурочная деяте...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Ситуация успеха в учебно-воспитательном процессе в начальной школе"

Создание ситуаций успеха является созидающим приёмом педагогического воздействия, т.к. практическая организация этих ситуаций оказывает положительное влияние на развитие ребёнка. Практические приёмы....