Компетентностный и системно-деятельностный подходы как методологическая основа ФГОС
презентация к уроку на тему
Школа не знаниями должна обеспечить ребёнка – она должна подготовить его к жизни. Идеальный выпускник – это не эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, жить в информационном и поликультурном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные, быть хозяином своей жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetentnostnyy_podhod_kak_osnova_fgos.ppt | 2.6 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Требует ли ЖИЗНЬ изменения системы образования? В 2013 г. новой информации было создано больше, чем за предыдущие 5 000 лет Объем новой технической информации удваивается каждые 2 года За 4 года обучения бакалавров их знания устареют дважды 10 наиболее востребованных в 2013 г. профессий не существовали в 2004 году Требуется умение отбирать главное в море информации Набор товаров в магазине Поиск в сети «Интернет» вакансий, досуга, сведений и т.д. Инструкция к новой технике
Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения. Чарльз Дарвин
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы. А учит ли этому школа? Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д/з учеников 2. Учитель объявляет новую тему 3. Учитель объясняет новую тему 4. Учитель организует закрепление знаний учениками Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод о том, добились ли мы своего или нет.
Исследования PISA Оценивается функциональная грамотность – способность применять полученные знания в различных (в том числе внеучебных) ситуациях = системно-деятельностный (компетентностный подход ) По читательской, математической , естественнонаучной грамотности Россия – на 40-ых местах из 65 стран-участниц исследования
Читательская грамотность ( 65 стран ) Лидирующие страны и территории: Шанхай (Китай), Гонконг (Китай), Сингапур, Япония, Республика Корея 35 стран, средний балл которых статистически значимо выше среднего балла России (38-42 место) 23 страны, средний балл которых статистически значимо ниже среднего балла России 6 стран, средний балл которых не отличается от балла России (Израиль, Швеция, Словения, Литва, Греция, Турция)
Читательская грамотность. PISA Способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни Пути совершенствования читательской грамотности российских школьников: 1. А нализ материалов для чтения (в особенности для 5-7 классов) 2. О беспечение педагогических условий (на переходе из начальной в основную школу) для превращения готовности учащихся к чтению для обучения в читательское умение , обеспечивающее самообучение за порогом школы 3. Ф ормирование стратегий работы с текстами : - стратегии, направленные на понимание и запоминание информации - стратегии краткого изложения основного содержания текста - стратегии самоконтроля
Математическая грамотность (65 стран) Лидирующие страны и территории: Шанхай (Китай), Сингапур, Гонконг (Китай), Тайвань, Республика Корея 29 стран, средний балл которых статистически значимо выше среднего балла России (31-39 место) 26 стран, средний балл которых статистически значимо ниже среднего балла России 9 стран, средний балл которых не отличается от балла России (Норвегия, Португалия, Италия, Испания, Словацкая Республика, США, Литва, Швеция, Венгрия)
Математическая грамотность. PISA З нания и умения , необходимые для математически грамотного человека Пространственное воображение использование масштаба; нахождение периметра и площадей нестандартных фигур умение читать и интерпретировать количественную информацию, представленную в различной форме умения работать с формулами, знаковыми и числовыми последовательностями умения выполнять действия с различными единицами измерения Р азвивать важнейшие общеучебные умения, в том числе умения внимательно читать связный текст выделять только те данные, которые необходимы для ответа на конкретный вопрос
Естественнонаучная грамотность ( 65 стран ) Лидирующие страны и территории: Шанхай (Китай), Финляндия, Гонконг (Китай), Сингапур, Япония 31 страна, средний балл которой статистически значимо выше среднего балла России (34-38 место) 27 стран, средний балл которых статистически значимо ниже среднего балла России 6 стран, средний балл которых не отличается от балла России (Норвегия, Венгрия, Хорватия, Люксембург, Португалия, Швеция)
Естественнонаучная грамотность. PISA У российских школьников наблюдается дефицит сформированности ряда важных умений : осуществлять поиск информации по ключевым словам анализировать процессы проведения исследований составлять прогнозы на основе имеющихся данных интерпретировать научные данные и данные исследований , лежащих в основе доказательств и выводов интерпретировать графическую информацию проводить оценочные расчеты и прикидки
Проблемы российского образования Российские школьники уступают своим сверстникам во многих странах мира В умении работать с информацией В умении решать практические, социально значимые и личностно значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения В умении « увязывать » с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт
Содержание образования
Чему учить? обновление содержания Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить? ценности образования Какие вопросы требуют переосмысления?
ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Стандарт разработан как целостная система требований ко всей системе образования К структуре основных образовательных программ К условиям реализации основных образовательных программ К результатам освоения основных образовательных программ Идеологическая основа ФГОС – Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Научная основа ФГОС – Фундаментальное ядро содержания образования и системно-деятельностный подход. Основой эффективного введения стандарта должна стать новая организационно-экономическая модель образования.
Основы школьного стандарта Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования общественный договор – социальный запрос семьи, общества и государства Научная основа Идеологическая и методологическая основа Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России Фундаментальное ядро содержания образования; компетентностный и системно-деятельностный подходы Стратегия 2020
Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России Реализация развивающего потенциала образования, в том числе обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования Достижение новых результатов образования (предметных, метапредметных, личностных) Приоритетные направления реализации ФГОС
Предметные опыт получения, преобразования и применения предметных знаний система знаний – основа научной картины мира Метапредметные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) - основа умения учиться межпредметные понятия Личностные ценностно-смысловые установки личностной позиции, соц. компетентности, основы российской гражданской идентичности, саморазвитие, мотивация ФГОС: новый образовательный результат Миссия школы – воспитание высоконравственного, творческого, компетентного, успешного, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, отвечающего требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества гражданина России РЕЗУЛЬТАТЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ СТАНДАРТ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ? СТАНДАРТ НЕ «СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ», а ЦЕЛЕВОЙ , ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ , РАЗВИВАЮЩИЙ СТАНДАРТ РЕЗУЛЬТАТОВ
ГОС.СТАНДАРТ 2004 г.: «…ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на РАЗВИТИЕ его личности » Как меняются требования к результату? Для справки психологи: Развитие – формирование в процессе взаимодействия с миром способностей и функций, воспроизводящих человеческие качества. Развитие – интеллектуальное Развитие – личностное Развитие - социальное КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? Традиционный взгляд Основная задача школы - дать прочные ЗНАНИЯ Хорошее прошлое положительно опасно, если делает нас удовлетворенными настоящим и, следовательно, не готовыми к будущему Чарльз В. Элиот ФГОС Смена образовательной парадигмы (подхода). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения школьником способов деятельности
КАК НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ? Научные концепции освоения социального опыта Ассоциативно-рефлекторная концепция Теория формирования понятий Теория содержательного обобщения В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина Теория поэтапного формирования умственных действий Бихевиористские теории научения Гештальттеория усвоения Суггестопедагогическая концепция обучения Теория нейролингвистического программирования
Подход – совокупность приёмов, способов действий (в воздействии на кого-нибудь, в изучении чего-либо) (Ожегов С.И. Толковый словарь). Дидактический подход – аспект, позиция, русло рассмотрения и конструирования дидактических объектов (Е.О.Иванова, И.М.Осмоловская). Дидактические объекты - Процесс обучения - Элементы процесса обучения (цель, содержание образования, методы, формы, показатели результативности) Формирование новой дидактической модели, основанной на компетентностной парадигме
Дидактические подходы к организации процесса обучения Традиционный Культурологический Личностно ориентированный Компетентностный Деятельностный
Компетентностный подход Это принципиально новый подход , который требует пересмотра отношения к позиции учителя, к обучению учащихся; этот подход должен привести к глобальным изменениям от изменения сознания до изменения методической базы. Ефим Яковлевич Коган Компетентностный подход - современный коррелят множества традиционных подходов (культурологического, научно-образовательного, дидактоцентрического, функционально-коммуникативного и др.). Он не образует собственную концепцию и логику, но предполагает опору или заимствование понятийного и методологического аппарата из уже сложившихся научных дисциплин. Александр Григорьевич Бермус
Компетентностный подход Компетентностный подход – это попытка привести в соответствие массовую школу и потребности рынка труда; подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях. Дмитрий Аркадьевич Иванов Компетентностный подход - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. Олег Ермолаевич Лебедев
Принципы компетентностного («ЗАДАЧНОГО») подхода Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся. Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных проблем. Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем , составляющих содержание образования. Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения. Вывод: компетентностный подход предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения профессиональных и ключевых функций, социальных ролей, компетенций.
Базовые понятия компетентностного подхода КОМПЕТЕНТНОСТЬ КОМПЕТЕНЦИЯ
К – О – М – П – Е – Т – Е – Н – Т – Н – О – С – Т – Ь Ассоциативные ряды Прием «акростих» К - культура, … О – М - П – Е – Т – Е – Н – Т – Н – О – С – Т – Ь –
К – О – М – П – Е – Т – Е – Н – Т – Н – О – С – Т – Ь К- коммуникабельность, культура, критичность … о - образованность, опыт… м - мобильность, мышление, многогранность, милосердие… п - позитив, предприимчивость, перспектива… е - естественность… т - творчество, тактика… е - ежедневно… н - навык, нравственность… т - трудолюбие, требовательность… н - новаторство, настойчивость… о - оптимизм, ответственность, организованность… с - саморазвитие, самостоятельность, самоанализ, сдержанность, стратегия… т - толерантность, терпение… ь -
Компетентность – системное единство, интегрирующее личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты. Александр Григорьевич Бермус Компетентность – это не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях. Мурат Аширович Чошанов Компетентность – готовность человека включиться в определенную деятельность. Александр Моисеевич Аронов Компетентность – способность действовать в ситуации неопределенности. Олег Ермолаевич Лебедев Компетентность – основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека Ирина Алексеевна Зимняя Компетентность – атрибут подготовки к будущей профессиональной деятельности . Георгий Петрович Щедровицкий Понятия «компетенция» и «компетентность» в современной педагогике
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Андрей Викторович Хуторской Понятия «компетенция» и «компетентность» в современной педагогике
Компетентность включает в себя как содержательный (знание), так и процессуальный (умение) компоненты Компетентность в широком смысле может быть определена как углубленное знание предмета или освоенное умение Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую Компетентность предполагает постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного решения профессиональных задач в данное время и в данных условиях В основу понятия компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе») Сущностные характеристики компетентности
Ключевые образовательные компетенции (по А.В.Хуторскому) Ценностно-смысловые компетенции Общекультурные компетенции Учебно-познавательные компетенции Информационные компетенции Коммуникативные компетенции Социально-трудовые компетенции Компетенции личностного самосовершенствования Ключевые образовательные компетенции (по И.А.Зимней) Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы Компетенции, относящиеся к деятельности человека
Цель образования в условиях реализации компетентностного подхода - формирование компетентной личности Содержание образования отбирается на основе выделения компетенций, которые необходимы каждому человеку. Соответственно выделяются проблемы, которые ученик должен научиться решать.
Введение понятия позволило снять оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.). Понятие системно-деятельностного подхода 1985 г. Суть подхода 1. Психологические функции и способности есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. 2. При этом содержание образования проектирует определенный тип мышления ребенка – эмпирический или теоретический в зависимости от содержания обучения. 3. В основе усвоения системы научных понятий лежит организация системы учебных действий. 4. Первичная форма существования теоретического знания – это способ действия. «Формула» системно-деятельностного подхода К о мпетенция — деятельность — компетентность. Компетенция как объективная характеристика реальности должна пройти через деятельность, чтобы стать компетентностью.
Основа концепции системно-деятельностного подхода 1. Окружающий мир – объект познания учащихся, имеет системную организацию. Любые объекты его могут быть представлены как системы. 2. Если рассматривать объекты познания как системы, то соответствующим подходом (принципом) их изучения должен выступать системный. 3. Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной учебной деятельности. 4. Реализация собственной учебной деятельности выдвигает школьника на позицию субъекта ее.
Основа концепции системно-деятельностного подхода 5. Изучение систем требует системной организации учебной деятельности школьников, включающей: - потребности; - учебно-познавательные мотивы, т. е. осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект»; - действие целеполагания («зачем и что я должен сделать…»); - планирование решения («как и в какой последовательности я должен решить задачу»; выбор средств и методов); - решение задач; рефлексивно-оценочные действия («все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели»).
Основа концепции системно-деятельностного подхода 6. Системно-деятельностный подход и теоретическое решение задач материализуются в моделях, выполняемых в знаковой и буквенной формах. Модели выступают и как метод познания – учебное моделирование, как продукт познавательной деятельности учащихся. 7. Собственная учебная деятельность школьников реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность – личность», т.е. «какова деятельность, такова и личность» и «вне деятельности нет личности». Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий Формирование универсальных способов действий
Что меняется в процессе обучения при переходе от «знаниевого» подхода к компетентностному и системнодеятельностному подходам 1. Цели образования 2. Процесс обучения. Если рассматривать компетенцию как способность решать проблемы, целесообразно смоделировать в процессе обучения все этапы решения проблемы (деятельность как система): - Осознание проблемы, формулирование её - Анализ существующей ситуации - Постановка цели - Поиск недостающих средств - Выбор способов деятельности - Соотнесение результатов с целью - Коррекция деятельности
Классификации уроков, предложенные Борисом Петровичем Есиповым, Александром Константиновичем Дусавицким, дидактической системой «Школа 2000» Комбинированный урок Урок по ознакомлению учащихся с новым материалом Урок закрепления и повторения знаний Урок общения и систематизации изученного Урок выработки и закрепления умений и навыков Уроки проверки знаний и разбора проверочных работ Урок постановки учебной задачи Урок решения учебной задачи Урок моделирования и преобразования модели Урок решения частных задач с применением открытого способа; Урок контроля и оценки Уроки «открытия» нового знания Уроки рефлексии Уроки общеметодологической направленности Уроки развивающего контроля
Цели современного урока Обучающие – чему? - умению ставить учебные цели, выбирать эффективные способы и средства для их достижения, планировать собственную учебную деятельность, прогнозировать результат, определять границы собственного знания и незнания, осуществлять контроль и коррекцию; умению работать с информацией - умению эффективно действовать в нестандартной ситуации Воспитывающие – что? - инициативность и самостоятельность - волевую саморегуляцию как способность к мобилизации сил, волевому усилию, преодолению препятствий -навыки сотрудничества, толерантность - формировать систему морально-нравственных ценностей - гражданскую идентичность, осознание этнической национальной принадлежности Развивающие – что? деятельность, мышление, рефлексию
№ п/п Основные этапы организации учебной деятельности Цель этапа Содержание педагогического взаимодействия Деятельность учителя Деятельность учащихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная 1 Постановка учебных задач Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания Принимают и сохраняют учебную цель и задачу 2 Совместное исследование проблемы Поиск решения учебной задачи Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения 3 Моделирование Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения Воспринимают ответы учащихся Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. 4 Конструирование нового способа действия Построение ориентированной основы нового способа действия Организует учебное исследование для выделения понятия. Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия Участвуют в обсуждении содержания материала Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль 5 Переход к этапу решения частных задач Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. Учатся формулировать собственное мнение и позицию Осуществляют самоконтроль 6 Применение общего способа действия для решения частных задач Коррекция отработки способа Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату 7 Контроль на этапе окончания учебной темы Контроль Диагностическая работа (на выходе): - организация дифференцированной коррекционной работы, - контрольно-оценивающая деятельность Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. Рефлексия своих действий Осуществляют пошаговый контроль по результату
С истемно-деятельностный подход обеспечит Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования Обеспечит преемственность дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования Построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся Формирование готовности ученика к саморазвитию и непрерывному образованию Активную учебно-познавательную деятельность обучающихся ФГОС: I . Общие положения. п. 5
Представить цели образования в виде системы ключевых задач , отражающих направления формирования качеств личности На основании таким образом построенных целей обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи Выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся Системно-деятельностный подход позволит на каждой ступени общего образования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС
Системно-деятельностный подход....
Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС
Системно-деятельностный подход....
Системно-деятельностный подход как технологическая основа ФГОС
Тема: Системно-деятельностный подход как технологическая основа ФГОС...
Системно-деятельностный подход как технологическая основа ФГОС
Презентация "Системно-деятельностный подход как технологическая основа ФГОС"...
Системно-деятельностный подход как методологическая основа реализации ФГОС
В В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. С позиций ...
ДОКЛАД "Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго поколения" . ДОКЛАД НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА МКОУ «АРТЕЗИАНСКАЯ СОШ №2»
ДОКЛАД НА ТЕМУ : « Системно–деятельност...
Системно-деятельностный подход в обучении - методологическая основа ФГОС
Системно-деятельностный подход в обучении - методологическая основа ФГОС...