Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления "Юный шахматист"
рабочая программа

Клюжева Валентина Павловна

Программа для младших школьников «Юный шахматист» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе Программы «Шахматы – школе», автор И.Г. Сухин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_yunyy_shahmatist.doc438.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации Города Томска

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШКОЛА «ПЕРСПЕКТИВА» Г.ТОМСКА

                                                                             

                                                                              СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по содержанию                    

                          образования

                                                                                                         ______________________Р.В. Лыскова

                                                                                                            Дата согласования: ______________

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

спортивно-оздоровительного направления

«Юный шахматист»

Возраст обучающихся: 7-11 лет

Срок реализации: 4 года

                                                   Составитель:

Клюжева Валентина Павловна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

 Томск -2018

                       

            .

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа для младших школьников «Юный шахматист» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе Программы «Шахматы – школе», автор И.Г. Сухин.

Нормативно-правовой  базой для составления программы послужили следующие документы:

  • Федеральный  закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.12.2009 № 373;
  • Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643 «О внесении изменений в федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373»;
  • Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года № 189;
  • Учебный план МАОУ Школа «Перспектива».

Цели программы:

  1. Обучение правилам игры в шахматы.
  2. Формирование умений играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.
  3. Воспитывать уважительное отношение в игре к противнику.

Задачи:

• обучающие - развивать познавательный интерес, развивать мотивацию к определенному виду деятельности;

• воспитательные - формировать общественную активность личности, гражданскую позицию, культуру общения и поведения в социуме, навыки здорового образа жизни;

• развивающие - развивать личностные свойства: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность; формировать потребность в самопознании, саморазвитии.

  1. Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.
  2. Научить ориентироваться на шахматной доске.
  3. Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
  4. Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
  5. Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.
  6. Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.
  7. Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур.
  8. Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.
  9. Сформировать умение записывать шахматную партию.
  10. Сформировать умение проводить элементарные комбинации.
  11. Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление,  начальные формы волевого управления поведением.

Объем программы: программа рассчитана на четыре года обучения. На реализацию курса отводится 1 час в неделю  (1 класс – 33 часа в год, 2 класс – 34 часа в год, 3 класс – 34 часа в год, 4 класс – 34 часа в год).

Режим занятий обусловлен общеобразовательной нормативно-правовой базой, ориентированной на обучение детей младшего школьного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30-40 минут. Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).

Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок и игровых ситуаций.

Для закрепления знаний учащихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики.

 

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности:

Личностные результаты освоения программы курса.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты освоения программы курса.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты освоения программы курса.

Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие.

Уметь  ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

Знать правила хода и взятия каждой из  фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте.

Знать основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания игры.

      К концу первого года обучения дети должны знать:

  • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры.

    К концу первого года обучения дети должны уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске;
  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;
  • правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • рокировать;
  • объявлять шах;
  • ставить мат;
  • решать элементарные задачи на мат в один ход.

К концу второго года обучения дети должны знать:

  • обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
  • ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.

              К концу второго года обучения дети должны уметь:

  • записывать шахматную партию;
  • матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей; проводить элементарные комбинации.

              К концу третьего года обучения дети должны знать:

  • принципы игры в дебюте;
  • основные тактические приемы;
  •  что означают термины: дебют, темп, оппозиция, ключевые поля.

К концу третьего года обучения дети должны уметь:

  • грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
  • находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
  • точно разыгрывать простейшие окончания.

              К концу четвёртого года обучения дети должны знать:

  • принципы игры в дебюте;
  • основные тактические приемы;        
  • что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

              К концу четвёртого года обучения дети должны уметь:

  • грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
  • находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
  • точно разыгрывать простейшие окончания.

Результаты освоения программы по каждому тематическому разделу:

№ п/п

Раздел учебного курса

Результаты освоения  курса

1 класс

1.

ШАХМАТНАЯ ДОСКА

Личностные: уметь активно включаться в коллективную деятельность со сверстниками в достижении общей цели.

Метапредметные: знать расположение фигур на шахматной доске; находить ошибки при выполнении заданий, отбирать способы их исправления, играть честно, дружно, соблюдая установленные правила.

Коммуникативные: знакомство с учителем и одноклассниками, умение вступать в диалог.

2.

ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ.

Личностная компетенция: проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях.

Метапредметная компетенция: уметь делать ходы шахматными фигурами,  находить ошибки при выполнении заданий, отбирать способы их исправления, играть честно, дружно, соблюдая установленные правила.

Коммуникативная компетенция: управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность, играть смело, с инициативой, согласуя действия с товарищами, проявлять больше выдумки и смекалки.

3.

 НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР.

Личностная компетенция: четко выполнять игровые правила, приемы, команды. Оказывать помощь сверстникам в освоении новых упражнений, уметь анализировать их технику, выявлять ошибки и активно помогать в их исправлении.

Метапредметная компетенция: уметь расставлять фигуры на шахматной доске, организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий.

Коммуникативная компетенция: управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность, играть смело, с инициативой, согласуя действия с товарищами.

4.

ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР.

Личностная компетенция: четко выполнять игровые правила, приемы, команды, оказывать помощь сверстникам в освоении новых упражнений, уметь анализировать их технику, выявлять ошибки и активно помогать в их исправлении.

Метапредметная компетенция: знать ходы и уметь играть фигурами, организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий.

Коммуникативная компетенция: освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования); управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность, играть смело, с инициативой, согласуя действия с товарищами.

5.

ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ.

Личностная компетенция: уметь активно включаться в коллективную деятельность со сверстниками в достижении общей цели.

Метапредметная компетенция: знать правила шахматной игры, уметь достигать цели в шахматной партии, находить ошибки при выполнении заданий, отбирать способы их исправления, играть честно, дружно, соблюдая установленные правила.

Коммуникативная компетенция: знакомство с учителем и одноклассниками, умение вступать в диалог.

6.

ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ.

Личностная компетенция: проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях.

Метапредметная компетенция: находить ошибки при выполнении заданий, отбирать способы их исправления, играть честно, дружно, соблюдая установленные правила.

Коммуникативная компетенция: управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность, играть смело, с инициативой, согласуя действия с товарищами.

2 класс

1.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ.

Личностная компетенция: определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Метапредметная компетенция: знать происхождение шахмат, легенды о шахматах; определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно, учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.

Коммуникативная компетенция: слушать и понимать речь других, приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.

Личностная компетенция: определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

2.

ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ.

Личностная компетенция: определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметная компетенция: знать шахматную нотацию, определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно, учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

 Коммуникативная компетенция: умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.

3.

 ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР.

Личностная компетенция: проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях.

Метапредметная компетенция: знать ценность шахматных фигур и уметь применять их в игре; находить ошибки при выполнении заданий, отбирать способы их исправления, играть честно, дружно, соблюдая установленные правила.

Коммуникативная компетенция: управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность, играть смело, с инициативой, согласуя действия с товарищами, проявлять больше выдумки и смекалки.

4.

ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ.

Личностная компетенция: определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметная компетенция: знать технику матования одинокого короля; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учиться работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность, средством формирования этих действий.

Коммуникативная компетенция: умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль, освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

5.

ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА.

Личностная компетенция: определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

Метапредметная компетенция: уметь заканчивать игру без жертвы материала, определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

 Коммуникативная компетенция:  рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности, приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.

6.

ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ.

Личностная компетенция: уметь активно включаться в коллективную деятельность со сверстниками в достижении общей цели.

Метапредметная компетенция: знать и применять на практике различные шахматные комбинации, определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно, проговаривать последовательность действий, учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.

Коммуникативная компетенция: умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.

3 класс

1.

ОСНОВЫ ДЕБЮТА.

Личностная компетенция: определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Метапредметная компетенция: знать основы дебюта, определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно, учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Коммуникативная компетенция: рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности, приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.

 

4 класс

1.

ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ.

Личностная компетенция: проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях.

Метапредметная компетенция: знать основы миттельшпиля, определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

 Коммуникативная компетенция: умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль, слушать и понимать речь других, освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

2.

ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ.

Личностная компетенция: в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметная компетенция: знать основы эндшпиля, определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно, проговаривать последовательность действий, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

 Коммуникативная компетенция: совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им,

приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре, освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА

«ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ»

Первый год обучения 

 Программой предусматривается 33 шахматных занятия (одно занятие в неделю). Учебный курс включает в себя шесть тем. Ha каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать  выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.

           Программа разработана для детей первых классов, но она может быть использована на начальном этапе обучения во вторых классах. Это обеспечивается применением на занятиях доступных заданий по каждой теме для каждой возрастной группы детей. К примеру, при изучении игровых возможностей ладьи шестилетним детям предлагаются более легкие дидактические задания, чем детям восьми лет, при этом последовательность изложения материала остается прежней.

                                           

1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА

 Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Дидактические игры и задания

«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Дидактические игры и задания

«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.        

«Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.        

«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается) заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».

«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать,    какая фигура загадана.        

«Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР

 Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Дидактические игры и задания

«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

«Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР

 (основная тема учебного курса).

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение»,белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Дидактические игры и задания

«Игра на уничтожение» — важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.

«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее — побить незащищенную фигуру.

«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

«Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

«Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

 Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как «Лабиринт», «Перехитри часовых» и т. п., где присутствуют «заколдованные» фигуры и «заминированные» поля) моделируют в доступном для детей 6—7 лет виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления. 

5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические игры и задания

«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.

«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.

Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

«Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

«Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Дидактические игры и задания

«Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.

Второй год обучения

Программа второго года обучения предназначена для вторых классов начальной школы. Однако она может быть реализована в третьих классах, если программа первого года обучения была пройдена во II классе.

Программа предусматривает 34 учебных занятия, по одному занятию в неделю. Если на первом году обучения большая часть времени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь много занятий посвящено простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества. Важным достижением в овладении шахматными основами явится умение малышей ставить мат.

Учебный курс включает в себя шесть тем: «Краткая история шахмат», «Шахматная нотация», «Ценность шахматных фигур», «Техника матования одинокого короля», «Достижение мата без жертвы материала», «Шахматная комбинация».

                         1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ

 Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.

                         2. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ

 Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.

Дидактические игры и задания

«Назови вертикаль». Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее (например: «Вертикаль «е»). Так школьники называют все вертикали.

Затем педагог спрашивает: «На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?» И т. п.

«Назови горизонталь». Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например: «Вторая горизонталь»).

«Назови диагональ». А здесь определяется диагональ (например: «Диагональ el — а5»).

«Какого цвета поле?» Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.

«Кто быстрее». К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.

«Вижу цель». Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Учитель уточняет ответы учащихся

3. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР

 Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.

Дидактические игры и задания

«Кто сильнее». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?»

«Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

«Выигрыш материала». Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.

«Защита». В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.

4. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ

 Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

Дидактические игры и задания

«Шах или мат». Шах или мат черному королю?

«Мат или пат». Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.

«Мат в один ход». Требуется объявить мат в один ход черному королю.

«На крайнюю линию». Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.

«В угол». Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле.

«Ограниченный король». Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.

5. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА

 Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.

Дидактические игры и задания

«Объяви мат в два хода». В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.

«Защитись от мата». Требуется найти ход, позволяющий избежать мага в один ход.

6. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ

Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).

Дидактические игры и задания

«Объяви мат в два хода». Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.

«Сделай ничью». Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей.

«Выигрыш материала». Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса.

Третий год обучения

Программа “Шахматы, третий год” предназначена для III класса начальной школы. Однако она может быть реализована и во II классе, если программа первого и второго года обучения была пройдена в I классе.

Материал третьего года обучения сложнее материала первых лет обучения. На основе ранее приобретенных знаний и умений ребята углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного материала заботливо отбирается не только доступный, но и максимально ориентированный на развитие материал.

ТЕМАТИКА КУРСА

1. ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.

Дидактические задания

“Мат в 1 ход”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”, “Поставь детский мат” Белые или черные начинают и объявляют противнику мат в 1 ход.

“Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. Здесь надо найти ход, после которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру.

Защита от мата” Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в 1 ход (как правило, в данном разделе в отличие от второго года обучения таких ходов несколько).

“Выведи фигуру” Здесь определяется, какую фигуру на какое поле лучше развить.

“Поставить мат в 1 ход “повторюшке”. Требуется объявить мат противнику, который слепо копирует ваши ходы.

“Мат в 2 хода”. В учебных положениях белые начинают и дают черным мат в 2 хода.

“Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”. Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество.

“Можно ли побить пешку?”. Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату.

“Захвати центр”. Надо найти ход, ведущий к захвату центра.

“Можно ли сделать рокировку?”. Тут надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют.

“В какую сторону можно рокировать?”. В этом задании определяется сторона, рокируя в которую белые не нарушают правил игры.

“Чем бить черную фигуру?”. Здесь надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек.

“Сдвой противнику пешки”. Тут требуется так побить неприятельскую фигуру, чтобы у противника образовались сдвоенные пешки.

           

Четвертый год обучения

Программа “Шахматы, третий год” предназначена для 4 класса начальной школы.

Материал четвертого года обучения сложнее материала предыдущих лет обучения. На основе ранее приобретенных знаний и умений ребята углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного материала заботливо отбирается не только доступный, но и максимально ориентированный на развитие материал.

ТЕМАТИКА КУРСА

1. ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей.

Дидактические задания

“Выигрыш материала”. Надо провести типичный тактический прием, либо комбинацию, и остаться с лишним материалом.

“Мат в 3 хода”. Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в 3 хода.

“Сделай ничью” Нужно пожертвовать материал и добиться ничьей.

2. ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ. Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

Дидактические задания

“Мат в 2 хода”. Белые начинают и дают черным мат в 2 хода. “Мат в 3 хода”. Белые начинают и дают черным мат в 3 хода. “Выигрыш фигуры”. Белые проводят тактический удар и выигрывают фигуру.

Квадрат”. Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи.

“Проведи пешку в ферзи”. Тут требуется провести пешку в ферзи.

“Выигрыш или ничья?”. Здесь нужно определить, выиграно ли данное положение.

“Куда отступить королем?”. Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей.

“Путь к ничьей”. Точной игрой надо добиться ничьей.

1 год обучения

Название раздела, тема занятия

Содержание

Основные виды деятельности

1. Шахматная доска (2 ч.)

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Чтение и инсценирование дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски». Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Расположение доски между партнерами.

1.

Знакомство с шахматной доской

2.

Шахматная доска

Чтение и инсценировка дидактической сказки «Котята – хвастунишки». Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Дидактические задания и игры «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ».

2. Шахматные фигуры (2ч.).

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Чтение и инсценировка дидактической сказки И.Г. Сухина «Приключения в шахматной стране». Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая или маленькая».

3.

4.

Знакомство с шахматными фигурами

3. Начальная расстановка фигур. (1ч.)

Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет», связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч».

5.

Начальное положение

4. Ходы и взятие фигур. (16 ч.)

(Основная тема учебного курса.)

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

6.

Знакомство с шахматной фигурой. Ладья.

7.

Ладья в игре.

Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), «Ограничение подвижности».

8.

Знакомство с шахматной фигурой. Слон.

Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольнын слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

9.

Слон в игре.

Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), «Ограничение подвижности».

10.

Ладья против слона.

Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Термин «стоять под боем». Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), «Ограничение подвижности».

11.

Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь.

Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

12.

Ферзь в игре.

Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности».

13.

Ферзь против ладьи и слона.

Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), «Ограничение подвижности».

14.

Знакомство с шахматной фигурой. Конь.

Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

15.

Конь в игре.

Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), «Ограничение подвижности».

16.

Конь против ферзя, ладьи слона.

Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), «Ограничение подвижности».

17.

Знакомство с пешкой.

Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Один в поле воин».

18.

Пешка в игре.

Дидактические задания и игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, многопешечные положения), «Ограничение подвижности».

19.

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

Дидактические задания и игры» Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Игра на уничтожение» (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), «Ограничение подвижности».

20.

Знакомство с шахматной фигурой. Король.

Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Игра на уничтожение» (король против короля).

21.

Король против других фигур.

Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки), «Ограничение подвижности».

5. Цель шахматной партии. (9ч.)

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

22.

23.

Шах.

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха». Дидактическая игра «Первый шах».

24.

25.

Мат.

Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, пешкой (простые приемы). Дидактические задания «Мат или не мат», «Мат в один ход».

26.

27.

Ставим мат.

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход».

28.

Ничья, пат.

Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или на пат».

29.

30.

Рокировка.

Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».

6. Игра всеми фигурами из начального положения. (3ч.)

Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

31.

Шахматная партия.

Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода».

32.

Шахматная партия.

Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Демонстрация коротких партий.

33.

Повторение программного материала.

Повторение программного материала – викторина «В стране шахмат». Игра всеми фигурами из начального положения.

2 год обучения

Тема занятия

Содержание

Основные виды деятельности

Повторение изученного материала. (2ч.)

Повторение программного материала, изученного за год обучения

Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мире шахмат». Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур.  Шах, мат, пат. Начальное положение.  Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения).

1.

Повторение изученного материала.

2.

Повторение изученного материала.

Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий. Дидактические игры и задания «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат». Игровая практика.

1. Краткая история шахмат. (1ч.)

Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.

Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Шахматы проникают в Европу. Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат». Чемпионы мира  по шахматам. Игровая практика.

3.

Краткая история шахмат.

2. Шахматная нотация. (2ч.)

Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.

Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Дидактические игры и задания «Назови вертикаль», «Назови горизонталь», «Назови диагональ», «Какого цвета поле», «Кто быстрее», «Вижу цель». Игровая практика. На этом занятии дети, делая ход, проговаривают, какая фигура с какого поля на какое идет. Например: «Король с е1 – на е2».

4.

Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.

5.

Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов.

Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая  и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии).

3. Ценность шахматных фигур. (4ч.)

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические игры и задания» Кто сильнее», «Обе армии равны». Достижение материального перевеса. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала» (выигрыш ферзя). Игровая практика.

6.

Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур.

7.

Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.

Достижение материального перевеса. Дидактические игры и задания» Выигрыш материала» (выигрыш ладьи, слона, коня). Игровая практика.

8.

Ценность шахматных фигур. Способы защиты.

Достижение материального перевеса. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала» (выигрыш пешки). Способы защиты. Дидактические игры и задания «Защита» (уничтожение атакующей фигуры, уход из-под боя).  Игровая практика.

9.

Ценность шахматных фигур. Защита.

Защита. Дидактические игры и задания «Защита» (защита атакованной фигуры другой своей фигурой, перекрытие, контратака). Игровая практика.

4. Техника матования одинокого короля. (4ч.)

Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

Две ладьи против короля. Дидактические игры и задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.

10.

Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля.

11.

Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля.

Ферзь и ладья против короля. Дидактические игры и задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.

12.

Техника матования одинокого короля. Ферзь и король против короля.

Ферзь и король против короля. Дидактические игры и задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.

13.

Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля.

Ладья и король против короля. Дидактические игры и задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.

5. Достижение мата без жертвы материала (3ч.)

Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.

Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактические игры и задания «Защитись от мата». Игровая практика.

14.

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле.

15.

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.  

Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.  Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактические игры и задания «Защитись от мата». Игровая практика.

16.

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте.

Учебные положения на мат в два хода в дебюте. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактические игры и задания «Защитись от мата». Игровая практика.

6. Шахматная комбинация. (15ч.)

Достижение мата путем жертвы  шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).

Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

17.

Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения.

18.

Матовые комбинации. Тема завлечения.

Матовые комбинации. Тема завлечения. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

19.

Матовые комбинации. Тема блокировки.  

Матовые комбинации. Тема блокировки.  Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

20.

Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия.

Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

21.

Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена».

Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена». Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

22.

Матовые комбинации. Другие шахматные комбинации и сочетание приемов.

Матовые комбинации. Другие шахматные комбинации и сочетание приемов.  Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

23.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала». Игровая практика.

24.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки.  

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки.  Дидактические игры и задания «Выигрыш материала». Игровая практика.

25.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия.  Дидактические игры и задания «Выигрыш материала». Игровая практика.

26.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки.  

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки.  Дидактические игры и задания «Проведи пешку в ферзи». Игровая практика.

27.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов.  

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов.  Дидактические игры и задания «Выигрыш материала». Игровая практика.

28.

Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации.

Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации.  Дидактические игры и задания «Сделай ничью». Игровая практика.

29.

Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах.

Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах.  Дидактические игры и задания «Сделай ничью». Игровая практика.

30.

Типичные комбинации в дебюте.

Типичные комбинации в дебюте. Дидактические игры и задания «Проведи комбинацию». Игровая практика.

31.

Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры).

Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). Дидактические игры и задания «Проведи комбинацию». Игровая практика.

Повторение программного материала (3ч.)

Повторение программного материала, изученного за первый и второй год обучения

Дидактические игры и задания. Игровая практика.

32.

Повторение программного материала

Дидактические игры и задания. Игровая практика.

33.

Повторение программного материала

Дидактические игры и задания. Игровая практика.

34.

Повторение программного материала

Дидактические игры и задания. Игровая практика.

3 год обучения

Тема занятия

Содержание

Основные виды деятельности

1

Повторение изученного материала. (4ч.)

Повторение программного материала, изученного за год обучения

Просмотр диафильмов “Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат” и “Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат”. Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы фигур, взятие. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Шах, мат, пат. Начальное положение.

2

Игровая практика

3

Повторение изученного материала.

Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Ценность шахматных фигур. Пример матования одинокого короля. Решение учебных положений на мат в два хода без жертвы материала и с жертвой материала (из учебника второго года обучения).

4

Практика матования одинокого короля (дети играют попарно).

Игровая практика с записью шахматной партии

Дидактические игры и задания. Игровая практика.

5

ОСНОВЫ ДЕБЮТА.  (26ч.)

(Двух- и трехходовые партии.)

Игровая практика

Выявление причин поражения в них одной из сторон. Дидактическое задание “Мат в 1 ход” (на втором либо третьем ходу партии).

6

Решение задания “Мат в 1 ход”

7

Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.

Дидактические задания “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”.

8

Решение заданий “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”.

Игровая практика

Дидактические задания “Поставь детский мат”, “Защитись от мата

9

Игра “на мат” с первых ходов партии. Детский мат. Защита.

10

Решение заданий.

11

Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника.

Игровая практика

Дидактические задания “Поставь детский мат”, “Мат в 1 ход”, “Защитись от мата”.

12

Решение заданий

13

“Повторюшка-хрюшка” (черные копируют ходы белых). Наказание “повторюшек”.

Дидактические задания “Поставь мат в 1 ход “повторюшке”, “Выиграй фигуру у “повторюшки”.

14

Решение заданий

15

Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты.

Игровая практика

Дидактическое задание “Выведи фигуру”.

16

Решение задания “Выведи фигуру”..

17

 Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. “Пешкоедство”. Неразумность игры в дебюте одними пешками (с исключениями из правила).

Дидактические задания “Мат в два хода”, “Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”, “Можно ли побить пешку?”.

18

Решение заданий.

Дидактические игры и задания. Игровая практика.

19

Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит.

Игровая практика

Дидактические задания “Захвати центр”, “Выиграй фигуру”.

20

Решение заданий.

21

Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка.

Дидактические задания “Можно ли сделать рокировку?”, “В какую сторону можно рокировать?”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”, “Поставь мат в 2 хода нерокированному королю”, “Не получат ли белые мат в 1 ход, если рокируют?”.

22

Решение заданий.

Дидактические игры и задания. Игровая практика.

23

Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки.

Дидактические задания “Чем бить черную фигуру?”, “Сдвой противнику пешки”.

24

Решение заданий.

Дидактические игры и задания. Игровая практика.

25

Связка в дебюте. Полная и неполная связка.

Дидактические задания “Выиграй фигуру”, “Сдвой противнику пешки”, “Успешное развязывание”.

26

Решение заданий.

Дидактические игры и задания. Игровая практика.

27

Очень коротко о дебютах. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты.

Дидактические игры и задания. Игровая практика.

28

Решение заданий.

Дидактические игры и задания. Игровая практика.

29

Типичные комбинации в дебюте.

Повторение программного материала, изученного за второй и третий год обучения

Дидактические игры и задания. Игровая практика.

30

Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры).

31

Повторение программного материала (4ч.)

32

Повторение программного материала

33

Повторение программного материала

34

Повторение программного материала

4 год обучения

Тема занятия

Содержание

Основные виды деятельности

1

Повторение изученного материала. (3ч.)

Повторение программного материала, изученного за год обучения

Просмотр диафильмов “Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат” и “Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат”. Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы фигур, взятие. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Шах, мат, пат. Начальное положение.

2

Игровая практика

3

Повторение изученного материала.

Игровая практика

4

ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. (17ч.) Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле.

Игровая практика

Дидактическое задание “Выигрыш материала”.

5

Игровая практика

Дидактическое задание “Выигрыш материала”.

6

Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар”

7

Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах.

Дидактическое задание “Выигрыш материала”.

8

Решение задания “Выигрыш материала”.

Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”.

9

Матовые комбинации (на мат в 3 хода) и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы завлечения, отвлечения, блокировки.

10

Решение заданий.

11

Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты.

Игровая практика

Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”.

12

Решение заданий.

Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”.

13

Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы связки, “рентгена”, перекрытия.

14

Решение заданий.

Игровая практика

Дидактическое задание “Выигрыш материала”.

15

.Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов.

Игровая практика

Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”.

16

Решение заданий.

17

Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Комбинации на вечный шах.

Дидактическое задание “Сделай ничью”.

18

Решение заданий. “Сделай ничью”.

Дидактическое задание “Выигрыш материала”.

19

Классическое наследие. “Бессмертная” партия. “Вечнозеленая” партия.

Дидактическое задание “Выигрыш материала”.

20

Решение заданий

Дидактическое задание “Выигрыш материала”.

21

ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ. (12ч.) Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи).

Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”, “Выигрыш фигуры”.

22

Решение заданий

Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”.

23

Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи).

Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”, “Выигрыш фигуры”.

24

Решение заданий

Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”.

25

Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи).

Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”.

26

Решение заданий

Игровая практика

Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”, “Проведи пешку в ферзи”, “Выигрыш или ничья?”, “Куда отступить королем?”.

27

Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”.

Дидактическое задание “Квадрат”.

28

Решение заданий

Игровая практика

Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”, “Проведи пешку в ферзи”, “Выигрыш или ничья?”, “Куда отступить королем?”.

28

Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонталях. Король помогает своей пешке. Оппозиция.

Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”, “Проведи пешку в ферзи”, “Выигрыш или ничья?”, “Куда отступить королем?”.

30

Решение заданий

Игровая практика

Дидактические задания “Куда отступить королем?”, “Путь к ничьей”.

31

Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой.

Дидактические задания “Мат в 3 хода”, “Проведи пешку в ферзи”, “Выигрыш или ничья?”, “Куда отступить королем?”.

32

Решение заданий

Игровая практика

Дидактические задания “Куда отступить королем?”, “Путь к ничьей”.

33

 Удивительные ничейные положения. Два коня против короля. Слон и пешка против короля. Конь и пешка против короля.

Дидактические задания “Куда отступить королем?”, “Путь к ничьей”.

34

Повторение программного материала. (1ч.) Решение заданий

Игровая практика

Дидактические задания “Куда отступить королем?”, “Путь к ничьей”.

Формы организации учащихся, направленные на достижение результата

         Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

  • Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с цельюϖ
  • развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
  • Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, аϖ
  • не пассивное созерцание со стороны;
  • Принцип доступности, последовательности и системности изложенияϖ
  • программного материала.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

  • принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
  • принцип mini-max – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
  • принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
  • принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
  • принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

          Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

Основные методы обучения:

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяются:

1. При знакомстве с шахматными фигурами.

2. При изучении шахматной доски.

3. При обучении правилам игры;

4. При реализации материального перевеса.

          Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции – мотив – идея – расчёт – ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.

При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.

          На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

          Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

Основные формы и средства обучения:

1. Практическая игра.

2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.

5. Участие в турнирах и соревнованиях.

Результаты образовательной деятельности:

  • Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
  • Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
  • Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

п/п

Тема занятия

Количество часов

Вид контроля

Раздел: Шахматная доска. (2 ч.)

1.

Знакомство с шахматной доской.

1ч.

2.

Шахматная доска.

1ч.

Раздел: Шахматные фигуры (2ч.).

1ч.

1.

Знакомство с шахматными фигурами.

1ч.

2.

Знакомство с шахматными фигурами.

1ч.

Раздел: Начальная расстановка фигур. (1ч.)

1.

Начальное положение.

1ч.

Раздел: Ходы и взятие фигур. (16 ч.)

1.

Знакомство с шахматной фигурой. Ладья.

1ч.

2.

Ладья в игре.

1ч.

3.

Знакомство с шахматной фигурой. Слон.

1ч.

4.

Слон в игре.

1ч.

5.

Ладья против слона.

1ч.

6.

Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь.

1ч.

7.

Ферзь в игре.

1ч.

8.

Ферзь против ладьи и слона.

1ч.

9.

Знакомство с шахматной фигурой. Конь.

1ч.

10.

Конь в игре.

1ч.

11.

Конь против ферзя, ладьи слона.

1ч.

12.

Знакомство с пешкой.

1ч.

13.

Пешка в игре.

1ч.

14.

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

1ч.

15.

Знакомство с шахматной фигурой. Король.

1ч.

16.

Король против других фигур.

1ч.

Раздел: Цель шахматной партии. (9ч.)

1.

Шах.

1ч.

2.

Шах.

1ч.

3.

Мат.

1ч.

4.

Мат.

1ч.

5.

Ставим мат.

1ч.

6.

Ставим мат.

1ч.

7.

Ничья, пат.

1ч.

8.

Рокировка.

1ч.

9.

Рокировка.

1ч.

Раздел: Игра всеми фигурами из начального положения. (3ч.)

1.

Шахматная партия.

1ч.

2.

Шахматная партия.

1ч.

3.

Повторение программного материала.

1ч.

Итого: 33 часа.

                                                                                                                                                     

       ПРИЛОЖЕНИЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

№ п/п

Наименование учебного оборудования

1

Учебно-методическое обеспечение:

  • Программа
  • Книги о шахматах

- Сухин И.Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет: Книга – сказка для совместного чтения родителей и детей. – М.: Новая школа, 1994.

- Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы (издание второе): Для старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – Издательство «Детская литература», 1985.

- Горенштейн Р.Я. Книга юного шахматиста: Учебное пособие для шахматистов второго – третьего разрядов. – 2-е изд., испр., доп.- М.: АОЗТ «Фердинанд», 1993.

- Бобби Фишер учит играть в шахматы: издание для досуга – Киев: «Здоровье», 1991.

- Гайшут А.Г. Увлекательная математика,/ Путешествие по шахматной доске: Учебное пособие. – М.: «Дом педагогики», 1995.

- Сухин И. Приключения в шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

- Книжка – раскраска «Шахматные герои».

- Журнал «Шахматное обозрение», 7-8/94

  • Энциклопедии
  • Методическое пособие для учителя

2

Наглядные пособия

Коробки с деревянными шахматами

Коробки с магнитными шахматами

Плакаты:  Различные позиции  в шахматах

3

Игры и игрушки

Игры настольно-печатные

«Чудесный мешочек»

4

Учебное оборудование

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.

5

Технические средства

Компьютер

Магнитофон

Мультимедийный проектор

Интерактивная доска

Список литературы

Для учителя:

  1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение,2011.
  3. Сборник дидактического материала к поурочному планированию занятий по обучению игре в шахматы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы-составители: педагоги д/о Зайкин В.В., Зайкина В.Л. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" района Талнах, 2010. - 57сАвербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. М., ФиС, 1972 г.

Для учащихся:

  1. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
  2. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
  3. Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
  4. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
  5. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
  6. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
  7. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
  8. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
  9. Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. М., Сов. Россия, 1970 г.
  10. Бондаревский И. Учитесь играть в шахматы. М., ФиС, 1999 г.
  11. Бронштейн Д., Самоучитель шахматной игры. ФиС, 1982.
  12. Журавлев Н. Шаг за шагом. М., ФиС, 1986 .
  13. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. М., ФиС, 1983.
  14. Костьев А. Уроки шахмат. М., ФиС, 1984.
  15. Костьев А., Учителю о шахматах. М., Просвещение. 1999 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская методическая разработка программы внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления в соответствии с требованиями ФГОС

Авторская методическая разработка программы внеурочной деятельности спортивно - оздоровительного направления в соответствии с требованиями ФГОС...

Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления "Школьник вышел на улицу"

Программа внеурочной деятельности «Школьник вышел на улицу» предназначена для формирования представлений о правилах дорожного движения  у детей младшего школьного возраста. Программа включа...

Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления "Выстрее, выше и сильнее"

Аннотация по внеурочной деятельности, спортивно-оздоровительного направления     Данная программа составлена на основе программы по внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному...

Образовательная программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности "Разговор о правильном питании" для учащихся 1-4 классов

Авторская образовательная программа "Разговор о правильном питании" позволяет координировать усилия семьи, школы, медицинских учреждений и общественных организаций по формированию у детей здорового об...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Спортивно-оздоровительное направление) «ОФП» с уклоном на русские спортивные игры для учащихся 1-классов 2018-2019 года.

Пояснительная записка. Программа секции «ОФП» (с уклоном на русские спортивные игры) способствует укреплению здоровья, формированию двигательного опыта воспитания здорового образа жиз...

Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления Неболейка ( составлена на основе программы «Разговор о правильном питании» Авторы: Безруких М.М., Филиппова Т.А.)

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью.  Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохран...

Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления Неболейка ( составлена на основе программы «Разговор о правильном питании» Авторы: Безруких М.М., Филиппова Т.А.)

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью.  Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохран...