Программа "Школа наставничества"
методическая разработка

Григорова Татьяна Владимировна

Программа помощи молодым специалистам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nastavnichestvo.doc221.5 КБ

Предварительный просмотр:

Люди учатся, когда они учат.

Сенека

Программа

«Школа наставничества»

Пояснительная записка

Поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики.

Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.

Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Проблема становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста.  Новые требования к учителю предъявляет и Профессиональный стандарт педагога, вступающий в силу с 01 января 2017 года.

Начинающему учителю необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, воспитателя, классного руководителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике  роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.

Настоящая примерная программа призвана помочь организации деятельности наставников с молодыми педагогами на уровне образовательной организации.

Срок реализации программы: 3 года

Цель: обеспечить качественный уровень развития системы наставничества на институциональном уровне, сформировать эффективные механизмы взаимодействия наставника и начинающего педагога.

Задачи:

  1. Обеспечить  наиболее лёгкую адаптацию молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддерживать педагога эмоционально, укреплять веру педагога в себя.
  2. Использовать  эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками.
  3. Дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей начинающего учителя.
  4. Повышать профессиональный уровень педагогов с учетом их потребностей, затруднений, достижений.
  5. Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности каждого педагога.
  6. Повышать продуктивность работы педагога и результативность образовательной деятельности.
  7. Способствовать планированию  карьеры  молодых специалистов, мотивации к повышению квалификационного уровня.
  8. Приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре образовательной организации, способствовать объединению  на основе школьных традиций.

Ожидаемые результаты

для молодого специалиста:

  • активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
  • повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах педагогики и психологии;
  • появление собственных продуктов педагогической деятельности (ЦОР/ЭОР, публикаций, методических разработок, дидактических материалов);
  • участие молодых учителей в профессиональных конкурсах, фестивалях;
  • наличие портфолио у каждого молодого педагога;
  • успешное прохождение процедуры аттестации.

для наставника:

  • эффективный способ самореализации;
  •  повышение квалификации;
  •  достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.

для образовательной организации:

  • успешная адаптация молодых специалистов;
  • повышение уровня закрепляемости молодых специалистов в образовательных организациях района.

Принципы наставничества

  • добровольность;
  • гуманность;
  • соблюдение прав молодого специалиста;
  • соблюдение прав наставника;
  • конфиденциальность;
  • ответственность;
  • искреннее желание помочь в преодолении трудностей;
  • взаимопонимание;
  • способность видеть личность.

Формы и методы
работы педагога-наставника с молодым специалистом:

  • консультирование (индивидуальное, групповое);
  • активные методы (семинары, практические занятия, взаимопосещение уроков, тренинги, собеседование, творческие мастерские, мастер-классы наставников, стажировки и др).

Деятельность наставника

1-й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

2-й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

3-й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Примерная программа

работы наставника с молодым педагогом

Мероприятие

Деятельность наставника

Результат работы

1 год

1.

Выявление профессиональных проблем и образовательных запросов молодого специалиста

Подбор/разработка диагностических материалов, методик.

Осуществление диагностических процедур  (анкетирование, собеседование)

Индивидуальный образовательный маршрут молодого специалиста

(далее – МС)

2.

Изучение нормативно-правовой базы.

Ведение  школьной документации

Деятельность по изучению «Закона об образовании в РФ», локальных актов ОО.

Составление рабочей программы.

Обучение правилам заполнения журнала,

заполнение электронного журнала

Компетентность МС в заполнении школьной документации

3.

Ознакомление с Профстандартом педагога

Разработка программы индивидуального профессионального саморазвития педагога

Наличие программы индивидуального профессионального развития

4.

Обеспечение каналов многосторонней связи с МС

Создание на личном сайте/блоге наставника страницы для МС; организация общения посредством электронной почты.

Возможность  постоянного взаимодействия и общения

5.

Проектирование и анализ образовательной деятельности  в контексте требований ФГОС

Открытые  занятия наставника,  педагогов школы, их анализ.

Практикумы по планированию каждого этапа учебного занятия.

Разработка инструментария  для самостоятельного проектирования урока МС.

Компетентность молодого педагога в проектировании и анализе урока системно-деятельностного типа

6.

Освоение современных

образовательных

технологий

Планирование и организация мастер-классов наставника и педагогов школы.

Организация работы педмастерской по проектированию урока  с  использованием конкретных технологий обучения

Обогащение опыта, умение молодого педагога использовать широкий арсенал современных методов и технологий обучения, динамика в освоении образовательных технологий.

7.

Формирование позитивного имиджа педагога

Подборка материалов по вопросам педагогической этики, риторики, культуры.

Сборник методических рекомендаций.

Практикумы по решению педагогических ситуаций

Культура общения с педагогами, родителями обучающихся, обучающимися, освоенные эффективные приемы.

8.

Мониторинг профессионального роста  МС

Выбор диагностических методик. Осуществление мониторинга

Коррекция индивидуального образовательного маршрута  МС

9.

Определение технического задания

Разработка технического задания МС (с учетом результатов мониторинга ИЛИ на основе перспектив работы на следующий год)

Коррекция индивидуального образовательного маршрута  МС

10.

Итоги реализации программы

Подготовка отчета наставника и МС

2 год

1.

Моделирование воспитательной работы класса

Организация деятельности по изучению вопросов моделирования воспитательной работы в классе (проектирование целей, методы сплочения классного коллектива, особенности проектирования рабочей программы, оценка ее эффективности и др.)

Консультации по созданию  рабочей программы по воспитательной работе.

Подборка методических рекомендаций  для работы с родителями (тематика родительских собраний, тесты, памятки, сценарии тематических бесед и др.)

Самостоятельное оформление МС школьной документации.

Наличие рабочей  программы по предмету, по воспитательной работе.

2.

Описание методической темы МС

Оказание методической помощи наставником

Выбор методической темы МС, освоение технологии работы над выбранной темой

3.

Создание портфолио МС

Организация деятельности по изучению вопроса.

Презентация портфолио наставником.

Наличие портфолио МС

4.

Введение в процесс аттестации. Требования к квалификации.

Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников

Подготовка  МС к прохождению аттестации.

5.

Организация продуктивной деятельности

Разработка КИМов, ЦОР, УПЗ и др.

Методические продукты

6.

Проектирование  уроков в контексте  требований ФГОС

Организация самостоятельного проектирования урока МС.

Видеосъемка уроков МС. Анализ и самоанализ уроков.

Компетентность молодого педагога в проектировании и анализе урока системно-деятельностного типа

7.

Мониторинг профессионального роста  МС

Выбор диагностических методик. Осуществление мониторинга

Коррекция индивидуального образовательного маршрута  МС

8.

Определение технического задания

Разработка технического задания МС (с учетом результатов мониторинга ИЛИ на основе перспектив работы на следующий год)

Коррекция индивидуального образовательного маршрута  МС

9.

Итоги реализации программы

Подготовка отчета наставника и МС

3 год

1.

Разработка рабочей программы  учителя, программы воспитательной работы с классом.

Ведение школьной документации.

Индивидуальное консультирование по возникающим вопросам

Самостоятельно разработанные рабочие программы по предмету, программы воспитательной работы с классом.

Компетентность в оформлении школьной документации.

2.

Организация внеурочной деятельности

Организация и проведение практикум по разработке программы внеурочной деятельности.

Наличие программы внеурочной деятельности МС

3.

Аттестация

Консультирование по оформлению документов

Аттестация МС на первую квалификационную категорию

4.

Продуктивная деятельность

Организация деятельности педагогической мастерской по разработке и реализации телекоммуникационной инициативы

Совместный проект

5.

Методическая выставка достижений МС

Оказание методической помощи

Уровень профессионализма молодого педагога - систематизация наработок профессиональной деятельности.

6.

Муниципальный конкурс «Молодой специалист + наставник = команда»

Показать опыт работы по применению педагогической технологии

Опыт работы МС по применению педагогической технологии.

7.

Мониторинг профессионального роста  МС

Выбор диагностических методик. Осуществление мониторинга

8.

Итоги реализации программы

Подготовка отчета наставника и МС

Папка наставника

Григоровой Татьяны Владимировны

Фамилия, имя, отчество

                          Молодой специалист: Султанова Ирина Сергеевна

План работы

 с молодым специалистом

МБОУ СШ № 21

г. Нижневартовска

Григоровой Татьяны Владимировны

Цель: Сформировать профессиональные умения и навыки для успешного применения на практике.

Задачи: - Определить содержание обучения, количество часов на обучение молодого специалиста;

- Познакомить с методами обучения;

- Провести диагностику успешности работы молодого учителя, используя анкеты.

п/п

месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1

сентябрь

Собеседование с молодым специалистом «Правила внутреннего распорядка и режим работы».

Посещение уроков молодого специалиста с целью оказания  методической помощи.

Инструктаж о ведении школьной документации.

Нормы оценивания знаний обучающихся.

Посещение молодым специалистом  родительских собраний у наставника, их анализ. Посещение уроков молодого специалиста с целью оказания  методической помощи.

Практическое занятие для молодого специалиста «Планирование учебного материала: тематическое и поурочное планирование».

Формы и методы работы на уроке. Система опроса обучающихся.

Микроисследование «Диагностика профессионального уровня  педагогического коллектива».

(анкетирование молодого учителя).

Выбор темы по самообразованию.

2

октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Практическое занятие «Современный урок и его анализ».

Работа со школьной документацией.

Практическое занятие:

«Работа с тетрадями, личными делами обучающихся».

Организация уроков молодого специалиста учителем – наставником с целью оказания ему методической помощи.

Собеседование с молодым специалистом  по оформлению отчетной документации по итогам I четверти.

3

ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Составление отчета о происхождении учебной программы.

Собеседование с молодым специалистом по оформлению отчетной документации.

Посещение уроков молодого специалиста с целью оказания  методической  помощи.

Консультация: анализ и самоанализ урока.

Практическое занятие для молодого специалиста «Планирование учебного материала: тематическое и поурочное планирование».

Посещение уроков молодого специалиста с целью оказания  методической помощи.

4

декабрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Составление характеристики ученика.

Степень комфортности молодого учителя в пед. коллективе.

Консультации по подготовке самоанализа открытых уроков.

Посещение молодым специалистом уроков педагога – наставника.

Аспекты профессиональной учебной деятельности учителя и классного руководителя.

Организация и проведение уроков с использованием здоровье сберегающих технологий.

Посещение уроков молодого специалиста.

5

январь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Провести диагностику успешности работы молодого специалиста. Практическое занятие «Психолого -  педагогический подход к обучающимся, предупреждение педагогической запущенности».

Применение в работе информационных технологий.

Посещение молодым специалистом уроков педагога – наставника.

Отчет молодого специалиста о работе по теме самообразования.

Посещение уроков молодого специалиста с целью оказания  методической помощи.

6

февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Практическая помощь в подготовке открытого урока в рамках школы.

Практическое занятие

«Методы активизации познавательной деятельности обучающихся».

Посещение уроков молодого специалиста с целью оказания  методической помощи, их анализ.

Практическое занятие «Изучение уровня воспитанности обучающихся».

Посещение молодого специалиста уроков педагога – наставника.

7

март

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Практическая помощь в подготовке открытого урока в рамках школы.

Открытые уроки молодого специалиста.

Посещение классных часов у молодого специалиста, их анализ.

Посещение уроков молодого специалиста с целью оказания  методической помощи, их анализ.

Степень комфортности молодого учителя в пед. коллективе.

Практическое занятие «Инновационные процессы в обучении. Новые образовательные технологии». 

8

апрель

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Консультация «Правила работы с личными делами учащихся».

Практическое занятие «Планирование урока. Самоанализ урока. Работа по организации повторения».

Посещение уроков молодого специалиста с целью оказания  методической помощи, их анализ.

Отчет учителя – наставника о работе с молодым специалистом.

Степень выраженности личностных качеств. 

9

май

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Практическая помощь  при составлении планирования на новый учебный год.

Уровень сформированности  организационных и коммуникативных умений.

Практическое занятие «Методика организации итогового повторения. Формы и методы определения уровня ЗУН учащихся и сравнительного анализа».

Собеседование по итогам работы года (успеваемость, качество). 

Выполнение учебных программ и их анализ. 

Практическая помощь в ведении электронного журнала, выставлении итоговых оценок

П Л А Н   Р А Б О Т Ы

Наставник: Григорова Татьяна Владимировна

с молодым специалистом

Султанова Ирина Сергеевна

на 2018-2019 учебный год

 

№ п/п

Планируемые мероприятия

Срок исполнения

Форма отчетности

Отметка наставника о выполнении

1.

 

- Оказание помощи в составлении календарно-тематического планирования по предмету и составление плана в закрепленных классах;

- Проведение инструктажа по заполнению электронного журнала, журнала внеурочной деятельности.

 

сентябрь

Календарно-тематическое планирование.

 

Памятка по заполнению электронного журнала.

 сентябрь

 

2.

- Выбор темы по самообразованию;

- Участие в разработке (доработке) учебно-дидактических материалов;

- Участие в оформлении учебного кабинета;

- Практическое занятие: «Как работать с тетрадями обучающихся. Выполнение единых требований к ведению тетрадей»

октябрь

 Список учебно-дидактического материала.

Паспорт кабинета.

Памятка по ведению и оформлению тетрадей.

 октябрь

 

3.

 

- Участие в заседании методического объединения;

- Знакомство с методикой подготовки обучающихся к конкурсам, олимпиадам по предмету.

- Подбор литературы по теме самообразования, с использованием образовательных ресурсов Интернета.

- Знакомство с условиями аттестации на 1 квалификационную категорию.

ноябрь

Протокол ШМО.

Выработка рекомендаций.

 

Список литературы.

 

 

 ноябрь

4.

 

- Общие вопросы методики проведения внеурочных мероприятий по предмету с обучающимися.

- Изучение основ исследовательской деятельности с обучающимися по предмету.

- Анализ работы за первое полугодие.

декабрь

Выработка рекомендаций.

 

Участие обучающихся в школьном этапе НОУ.

Промежуточный отчет.

 декабрь

5.

 

- Участие в заседании методического объединения.

- Занятие «Современные образовательные технологии в учебном процессе».

январь

Протокол ШМО.

Видеозапись занятия с использованием современных образователь

ных технологий.

 январь

6.

 

- Общие положения портфолио ученика.

- Структура содержания и порядок ведения портфолио.

- Оценивание материалов портфолио.

февраль

Портфолио.

 февраль

7.

 

- Участие в заседании ШМО (выступление по теме самообразования).

- Проведение внеклассного мероприятия по предмету с обучающимися.

март

Протокол ШМО.

Презентация.

Сценарий мероприятия.

 

 март

8.

- Практикум «Анализ урока. Виды анализа урока».

- Практикум «Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический).

апрель

Памятка.

 

Подбор примеров ситуаций (информацион

ный лист).

 апрель

9.

- Отчет молодого специалиста о проделанной работе.

- Оказание помощи в составлении личной карты самообразования молодого учителя на следующий учебный год.

май

Отчет и заключение наставника с оценкой о проделанной работе.

 май

10.

Совместная разработка системы уроков по теме или отдельного урока, консультации по волнующим вопроса с психологом, наставником, администрацией, участие в Педагогических советах, методических совещаниях, посещение уроков опытных учителей, регулярное ознакомление с педагогической и методической литературой, участие в работе временных творческих групп.

в течение года

 

в течение года

Дневник наставника

п/п

Дата

Тема обсуждения

Подпись

Наставник

Молодой специалист

1

- Оказание помощи в составлении календарно-тематического планирования по предмету и составление плана в закрепленных классах;

- Проведение инструктажа по заполнению электронного журнала, журнала внеурочной деятельности.

2

- Выбор темы по самообразованию;

- Участие в разработке (доработке) учебно-дидактических материалов;

- Участие в оформлении учебного кабинета;

- Практическое занятие: «Как работать с тетрадями обучающихся. Выполнение единых требований к ведению тетрадей».

3

- Участие в заседании методического объединения;

- Знакомство с методикой подготовки учащихся к конкурсам, олимпиадам по предмету.

- Подбор литературы по теме самообразования, с использованием образовательных ресурсов Интернета

- Знакомство с условиями аттестации на 1 квалификационную категорию

4

- Общие вопросы методики проведения внеурочных мероприятий по предмету с учащимися

- Изучение основ исследовательской деятельности с учащимися по предмету

- Анализ работы за первое полугодие

5

- Участие в заседании методического объединения

- Занятие «Современные образовательные технологии в учебном процессе»

6

- Общие положения портфолио ученика

- Структура содержания и порядок ведения портфолио

- Оценивание материалов портфолио

7

- Участие в заседании ШМО (выступление по теме самообразования)

- Проведение внеклассного мероприятия по предмету с учащимися

8

- Практикум «Анализ урока. Виды анализа урока»

- Практикум «Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический)

9

- Отчет молодого специалиста о проделанной работе

- Оказание помощи в составлении личной карты самообразования молодого учителя на следующий учебный год

10

Совместная разработка системы уроков по теме или отдельного урока, консультации по волнующим вопроса с психологом, наставником, администрацией, участие в Педагогических советах, методических совещаниях, посещение уроков опытных учителей, регулярное ознакомление с педагогической и методической литературой, участие в работе временных творческих групп

Отчет наставника Григоровой Татьяны Владимировны

                           

о работе с молодым специалистом Султановой Ириной Сергеевной

                   

за 2018 – 2019 учебный год

  1. Посещено уроков молодого специалиста

№ п/п

Дата посещения урока

Тема урока

Положительные аспекты, выявленные в ходе посещения и анализа урока

Проблемы, выявленные в ходе анализа урока

  1. Посещено воспитательных и внеклассных мероприятий

№ п/п

Дата посещения

Тема занятия

Оценка мероприятия

  1. Проведено консультаций по работе со школьной документацией и по организации образовательного процесса ______________________

Дата проведения

Тематика консультаций и бесед

Дата проведения

Тематика консультаций и бесед

  1. Краткий обзор профессиональных успехов и затруднений молодого специалиста:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наставник _______________________________/ ____________________________

Молодой специалист_______________________/ ___________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по наставничеству

План работы с молодыми специалистами в МКОУ СОШ №24...

Программа по наставничеству.

НаименованиеОсновные цели программыСроки реализации программыСтруктура программыУчастники программы...

Перспективный план наставничества на 2015-2016 учебный год.

ГБОУ СОШ № 191 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга. Перспективный план наставничества на 2015-2016 учебный год. Наставник: воспитатель ГПД Фадеева Валентина Федоровна Молодой ...

Приказ о наставничестве

Приказ о наставничестве...

Современные формы и технологии педагогического наставничества

Рассмотрены как традиционные, так и инновационные технологии работы наставника с начинающими педагогами. Описаны формы работы с молодыми и малоопытными учителями. Определены условия становления профес...

Наставничество

В помощь учителям -наставникам ....

Приказ о наставничестве. План работы учителя - наставника с молодым специалистом школы (2018 - 2021 гг), приказ о наставничестве 2020 - 2021 уч год

В данной  папке размещены:1) Приказ о наставничестве 2020 - 2021 учебный год2) План работы учителя - наставника с молодым специалистом школы - Гороховой В.Н. 2018 - 2021 гг...