Методика критериального самооценивания учащихся начальной школы
учебно-методический материал

Зауэр Ида Яковлевна

Основной смысл критериального самооценивания, как и многих других техник формирующего оценивания, заключается в том, что в процессе познавательной деятельности учащихся оно позволяет оценивать не только результат этой деятельности, но и процесс работы, приводящей к этому результату.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriterialnoe_samootsenivanie.docx15.23 КБ

Предварительный просмотр:

Критериальное самооценивание

          Основной смысл критериального самооценивания, как и многих других техник формирующего оценивания, заключается в том, что в процессе познавательной деятельности учащихся оно позволяет оценивать не только результат этой деятельности, но и процесс работы, приводящей к этому результату.

          Критериальное самооценивание позволяет мотивировать учеников, даже тех, кто не слишком интересуется предметом и плохо усваивает материал. Данное оценивание восстанавливает связь между оценкой и индивидуальным прогрессом ученика.

           Критерии, по которым будет оцениваться работа, известны учащимся, изложены они письменно и доступны для всех. Именно внятное самооценивание на критериальной основе дает возможность каждому ученику ответить на вопросы: где я сейчас нахожусь? Что я знаю и чего не знаю? Что можно сделать, чтобы лучше освоить предмет? Эта техника позволяет учителю отследить продвижение учащегося даже самое незначительное.

          Таким образом, критериальное оценивание решает следующие задачи:

1. делает оценку более объективной и прозрачной как для ученика, так и для учителя;

2. позволяет ученику точно оценить границы своего знания;

3. обеспечивает как ученику, так и учителю объективную и поддерживающую обратную связь.

          Критерии для оценивания вводятся на первом этапе урока. Ведется общее обсуждение, в котором все учащиеся и учитель приходят к единому пониманию того, что будет оцениваться и зачем. Критерии должны быть заданы очень конкретно, а показатели их достижений были очевидны.

          В своей практике  я использую методику цветовых дорожек или светофор. Цветовые дорожки позволяют моим ученикам, пользуясь цветными карандашами, самостоятельно оценить, насколько они поняли материал, могут ли выполнить задание, уверенно ли чувствуют себя при ответе на вопрос. Выбрав один из трех цветов, ученики делают пометки в своих тетрадях рядом с домашней или классной работой. Красный цвет – это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно, желтый – неуверенности: я не совсем в этом разобрался, зеленый благополучия: мне все ясно, я с этим справлюсь. Взяв тетради учеников, я вижу, кто из них в каком вопросе нуждается в помощи.

          Светофор, другой вариант методики, дает возможность ученикам посылать мне сигналы в реальном времени, по ходу урока. Для этого я даю каждому ученику три карточки трех цветов (желтый, красный, зеленый). Отвечая на мой вопрос, получив задание, дети оценивают свои возможности и поднимают красную, желтую или зеленую карточку, сообщая о том, насколько им по силам предложенная задача. Зажигая вместе с детьми светофор в наиболее важных моментах урока, позволяет мне быстро сориентироваться и увидеть, готов ли класс продолжить движение, достигнуты ли желаемые результаты, реализованы ли цели урока.

           Пример, даю ученикам задание списать однокоренные слова, выделить в них корень. Первый из оценочных инструментов, с которым начинают работать ученики, - светофор. У детей на столах лежат три карточки:

Красная карточка – я не знаю;

Желтая карточка – я сомневаюсь;

Зеленая карточка – я знаю и могу выполнить задание.

           На выполнение задания дается несколько минут. Перед тем как начать работать, я предлагаю детям оценить свои знания: «Ребята, прежде чем мы приступим к выполнению задания, покажите, пожалуйста, с помощью светофора, насколько сложно вам будет с ним справиться. У вас, как обычно, есть три карточки: - я умею находить однокоренные слова и выделять в них корень – зеленый цвет; - не умею и не знаю – красный цвет; - сомневаюсь – желтый цвет. Поднимите, ту, которая вам сейчас подходит.»

         Цель данной работы до самостоятельного выполнения задания выяснить самооценку детей по данной теме. Таким образом, я вижу, кто из детей не справляется с данной темой. Ученики также сами понимают, что они не усвоили и чего не знают. После выполнения задания прошу учеников зажечь светофор еще раз.

          При проверке работы я спрашиваю только тех учеников, которые подняли зеленые карточки. Во время ответов ученики объясняют, почему они приняли именно такое решение. Все остальные выражают свое согласие или несогласие с ответами ребят. Для этого у них есть еще две дополнительные сигнальные карточки: со знаком «+» и «-«. Если ребята согласны с ответами одноклассников, то они поднимают карточку со знаком плюс, если нет – со знаком минус. Кто не согласен с ответом объясняют, в чем они не согласны и какой ответ надо дать.

          Эта работа помогает ученикам, которые не совсем хорошо усвоили тему, лучше в ней разобраться. После проверки самостоятельной работы я еще раз предлагаю ученикам с помощью карточек светофора оценить, как они теперь понимают материал. Таким образом я получаю информацию о том, в какой точке теперь находятся ученики, кто из них продвинулся, а кому по-прежнему нужна помощь.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Технология самооценивания в начальной школе »

Выступление на заседание ШМО - Орловой Т.Е.  учителя начальных  классов...

Технология самооценивания в начальной школе

Технология самооценивания в начальной школе...

фрагмент методики "снятие недифференцированности" учащихся начальной школы

стенд-тренажер.Цветное табло.4 зоны.Перекрестные упражнения.Включение ВАК-модальностей....

Оценка школьной мотивации учащихся начальной школы (методика Н. Лускановой)

У детей серьезные затруднения в учебе, они не справляются с учебной деятельностью, проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебна...