Познавательные УУД. на уроках русского языка в начальной школе.
методическая разработка

ХАРЬКОВА ОЛЬГА ИВАНОВНА

  Познавательные УУД. на уроках русского языка в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательные УУД

 на уроках русского языка в начальной школе

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых    информационных технологий,  преобразующих жизнь людей. Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию через сознательное и активное присвоение социального опыта.    Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.   

   Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока:

  1. личностные;  2) регулятивные;  3) коммуникативные;  4) познавательные.

Познавательные  универсальные учебные действия включают: общеучебные  действия,  действия постановки и решения проблем,  и логические действия.      

Все они  обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять  направленный поиск, обработку и использование информации.

Для успешного обучения немалое значение имеет  формирование познавательных универсальных учебных действий, которые должны быть сформированы уже в начальной школе.  

С первых дней обучения грамоте дети учатся:

- пользоваться учебными пособиями: находить страницу, тему, задание,  учатся читать и понимать схемы, таблицы и другие символы, представленные в учебной литературе;

- использовать знаково-символичные средства для решения различных  учебных задач;                 - отрабатываются  умения: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе.

 В 3 – 4 классах ученики обучаются поиску нужной информации в дополнительных изданиях: энциклопедиях, справочниках, словарях, в электронных и цифровых ресурсах.

В классе существует библиотека справочной литературы, которой дети пользуются на уроках и во внеурочное время. Почти у всех учащихся дома есть компьютер с выходом в Интернет, поэтому уже в начальной школе они владеют способами поиска необходимой информации в электронном виде.

        На всех этапах урока происходит анализ языковых явлений, классификация и обобщение, синтез как составление частей целого. Операция сравнения, установление причинно-следственных связей, установление аналогий – все эти виды мыслительной деятельности приводят к формированию познавательных УУД.

Для формирования познавательных УУД – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, в справочной литературе  есть подсказки, позволяющие выполнить задание.

        Обучение русскому языку стараюсь построить так: не излагаю готовые формулировки и сведения, а побуждаю учеников самим сделать самостоятельные выводы и обобщения. Одним из приемов, которым  пользуюсь, является «гипотеза».

Ученикам задается проблемный вопрос. Они выдвигают гипотезу и стараются обосновать свою точку зрения.     Гипотеза может быть либо ошибочной, либо истинной.

  • Почему – ча/ща пишутся с а?
  • Как образовалось это слово?
  • Узнать, какие знаки препинания когда появились?
  • Всегда ли в русском языке существовало два числа: единственное и множественное?
  • Одинаково ли количество падежей в разных языках?
  • Все имена собственные пишутся с большой буквы?
  • Как можно разбить данные слова на группы и почему?
  • В конце побудительного предложения всегда ставится восклицательный знак?

Наиболее эффективна в развитии познавательных УУД учащихся такая форма проведения урока, как составление плана урока или даже целой темы совместно с учителем. Цель такого урока – наметить ход, способы, этапы познания, поставить учебные задачи, которые предстоит решить как на данном уроке, так и на последующих. Так, например, при решении проблемы «Как и почему меняется словарный состав языка?» дети путем планирования материала ставят для себя учебные задачи. Учитель предлагает учащимся конкретные вопросы, а они, пытаясь на них ответить, выясняют, что еще не знают, и записывают общие формулировки, которые становятся пунктами плана урока.

Вопросы учителя

Запись учащихся

1. Можно ли утверждать, что слова «врач», «дорога» «абажур», «штык» русского происхождения?

1. Из каких языков пришли слова в русский язык?

2. Что означает слово «карета» и почему оно не используется сейчас?

2. По каким причинам слова уходят из языка и как они называются?

3. Как, когда и в связи с чем появилось слово «луноход»?

3. В связи с чем в языке появляются слова? Как они называются?

4. Почему люди на севере называют белку векшей, а крольчиху на Дону – трусихой?

4. Почему жители разных областей называют одно и то же по-разному?

5. Кто в своей речи использует слова «пинцет», «скальпель»?

5. Какие слова используют представители разных профессий?

Затем учитель предлагает перечитать запись и подумать, что же они узнают, когда ответят на эти вопросы. В ходе коллективного обсуждения дети делают вывод и записывают его перед вопросами: Происхождение и употребление слов в русском языке.

В ходе урока используется дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного задания. Это способствует созданию атмосферы заинтересованности каждого ученика на уроке. Например, при изучении темы «Корень слова» на одинаковом для всех учащихся дидактическом материале предлагается выбрать задание и выполнить его.

  1. Горе, нагорный, горевать.
  2. Вода, водяной, водить.
  3. Переносить, переносица, носовой.
  4. Речонка, речь, заречье.
  5. Морской, морить, моряк.

Варианты заданий:

1) Списать цепочки слов, найти «третье лишнее», обозначить корень.

2) Списать цепочки слов, найти «третье лишнее», продолжить ряд однокоренных слов.

3) Подобрать к «третьим лишним» однокоренные слова, обозначить в них все морфемы.

4) Сформулировать задание к данному дидактическому материалу. Подготовить карточку для самопроверки.

Можно предложить задание:  Подготовьте развернутый ответ – исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и следующие источники (в каждом конкретном случае рекомендуются учителем). Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами.

 - Являются ли однокоренными словами: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный?                                                                                                                                                     -  Являются ли однокоренными слова: оса, ось, осина, осел, основа, остов, остров, острый?                            -  Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть разными частями речи: зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей, три?

Познавательные УУД включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирования изучаемого содержания. 

Сочинения на такие темы как «Всё, что я знаю о …» способствует достижению высокого уровня сформированности познавательных УУД. Слово «всё» в теме этого сочинения подразумевает, что ученик должен найти всю информацию, систематизировать её, а затем изложить её в той форме, которую считает наиболее приемлемой.

         сочинения:

  • Всё, что я знаю о … (кошках, собаках, чае, своём городе, Новом годе  и т.д.). Тему ученик выбирает сам.
  • Расскажу вам о себе.
  • Мое любимое занятие.
  • Самая интересная книга.
  • Любимый литературный герой.
  • Советы нашим учителям.
  • Советы будущим первоклассникам.

Коллективное сочинение. «Наш город». Класс делится на 6 групп. Каждая группа получает задание. Темы сочинений для групп:

  • История города.
  • Достопримечательности нашего города.
  • Знаменитые земляки.
  • Нижнекамские традиции.
  • Пожелания родному городу.

Результатом данной коллективной работы может стать книга, фотоальбом, компьютерная презентация.

В целях творческого самовыражения и самореализации учащихся нами используются разнообразные творческие домашние задания, носящий вариативный характер: написание лингвистической сказки, стихотворения с целью лучшего запоминания правила, составление кроссворда, подбор дидактического материала, упражнений для одноклассников и др.

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность его «проживания» в детском обществе. Именно на уроках русского языка есть возможность наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий.

Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать её, осмысливать тексты; выбирать более эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; ставить и формулировать проблемы.

Универсальные учебные действия – это  фундамент для формирования основных компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И в то же время им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. Работать в этом направлении нужно с первого школьного дня ребёнка и до выпуска его из школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по теме самообразования Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе»

Если учитель постоянно будет создавать условия для формирования познавательного интереса и целенаправленно его развивать - это будет способствовать достижению более высокого уровня познавательного инт...

Активизация познавательного интереса на уроках русского языка в начальной школе

Одна из актуальных проблем современной педагогики - активизация познавательного интереса у обучающихся. В работе перечислены и описаны некоторые приёмы и методы, развивающие познавательный интерес у м...

"Личностно - ориентированное обучение, как средство формирования учебно - познавательной компетенции на уроках русского языка в начальной школе"

В настоящее время в России идет становление новой системы образования В центре внимания - целостная личность, которая стремится к максимальной реализаци своих возможностей, открыта для восприятия ново...

Тема по самообразованию: «Развитие познавательных процессов на уроках русского языка в начальной школе.ФГОС"

Познавательный интерес – один из главных мотивов учения .Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более  продуктивно. Позна...

Развитие познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе.

Позновательная деятельность развивает такие процессы как: мышление,внимание,память,речь,воображение,поддерживает интерес к обучению....

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка в начальной школе.

Проблема познавательной активности, способы и методы активизации учебной деятельности обучающихся – одна из вечных  проблем  педагогики.Активизируя познавательную деятельность, ч...

Использование технологии проблемного обучения в формировании познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе

Технология проблемного обучения эффективно развивает творческие умения обучающихся, обеспечивает более качественное усвоение знаний, воспитывает инициативную личность, т.е. реализует социальный заказ....