ФОРМИРОВАНИЕ УУД
статья (2, 3, 4 класс)

Самовалова Елена Юрьевна

    Учитель нач. классов- Самовалова Е. Ю.          

 Формирование УУД через внеурочную деятельность.

  Особенностью содержания современного образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В то время как задача основного общего образования развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе.

    Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жесткой градации по формированию определенного вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других. Но в целом, в современной деятельности идет формирование всех четырех видов   универсальных действий.

   Особую роль в формировании например, личностных УУД играют внеклассные мероприятия.

Например, к личностным УУД относятся:

положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры, интерес и уважение к другим народам;

стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья. На занятиях кружка «Изо деятельность » также  формируется УУД.

   Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость  в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способность решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций.

  Основная цель программы: приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач: воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, воспитание духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта  и самосозидания; художественно-творческой развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства( рисунка, живописи и композиции). В целом занятия в кружке способствует разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач, нравственного и эстетического воспитания.

Планируемые результаты. Личностные: учебно-познавательный интерес к новому материалу; ориентация на понимание причин успеха в творческой деятельности: самоанализ и самоконтроль результата; способность к самооценке на основе критереев успешности деятельности. Предметные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Метапредметные: договориться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; контролировать действия партнера; использовать речь для регуляции своего действия.

Одно  из занятий можно  посвятить  самой сказочной птице – это Жар-птице.

На одном занятии ребята раскрывали образ Жар-птицы в сказках. Изображали по воображению птицу. Создавали декоративную композицию по представлению, но вначале учились рисовать ее поэтапно.

Планируемые результаты обучения УУД:

1.Познавательные: общеучебные – изображение по воображению птицу; логические осуществление анализа образа Жар-птицы.

2. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

3. Коммуникативные: уметь строить взаимоотношения в ученическом коллективе на общечеловеческих принципах гуманизма; уметь полно и точно выражать свои мысли.

4. Личностные: стремиться к самоконтролю процесса выполнения творческого задания по созданию сказочной композиции; выражать эмоционально-ценностное отношение к произведениям художественного искусства и народного творчества.

 

       Упражнение “Снежинка” (почему у всех получается по – разному)

А сейчас мы выполним с вами интересное упражнение. Главное условие, не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед Вами лежит лист бумаги. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее: - сложите лист пополам

- оторвите правый верхний уголок

- опять сложите пополам

- снова оторвите правый верхний уголок

- сложите лист пополам

- оторвите правой  верхний уголок

  Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою снежинку. Покажите их друг другу. Посмотрите, сколько замечательных, но абсолютно разных и непохожих друг на друга снежинок у вас получилось?

  А почему? Как вы думаете? (все  люди разные) Поэтому можно сделать вывод, что изучив нормативные документы, примерные программы внеурочной деятельности, мы все работаем вроде бы одинаково, но в то же время, по- своему.