Формирование познавательных УУД (сравнение, обобщение)
учебно-методический материал

Устьянцева Ирина Николаевна

Формирование познавательных УУД (сравнение, обобщение)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование

познавательных  

          УУД

(сравнение,обобщение)

                                                                                                       Составитель:

                                                                                                       Устьянцева И.Н.

                                                                                                       МБОУ «СОШ №90»

                                                                                                       г. Кемерово

                                                       УУД «Сравнение»

Мы постоянно сравниваем, все и всегда, на уроке и в жизни. Очевидно, что сравнение является неотъемлемой чертой человеческой натуры. Психологи характеризуют этот процесс как наиболее привычный для познания, фактически любое изучение предмета начинается со сравнения.  Школьники начинают освоение операций сравнения с первых дней обучения на всех уроках. На окружающем мире они сравнивают растения по форме, цвету, величине листьев (цветков), явления природы, представителей животного мира. На грамоте сравнивают звуки, слова (например, по первому звуку). На математике: числа, отрезки. Но сравнение сравнению рознь: есть сравнение как  логическая операция и универсальное учебное действие.

Сравнение (как логическая операция) – это выявление сходства и различий двух или более объектов.

Универсальное учебное действие «сравнение» – это сопоставление объектов в контексте цели.

УУД «сравнение» – сложное универсальное учебное действие,  состоящее из  двух методических блоков.

В 1 блоке - задания, в которых дети будут отрабатывать важные элементы этого способа (грамотно строить высказывания,  выбирать объекты для сравнения, аспекты сравнения, осваивать графические способы оформления сравнения).

Рассмотрим 1 блок - примеры простых сравнений.

 1.  Задание на конструирование высказываний, в которых сравниваются два объекта.

                            Рассмотри схему. Составь предложения.

C:\Users\Ира\Desktop\Безымянный.jpg

         2.  Задание на выбор объектов сравнения, выбор аспекта сравнения.

                Найди ошибки, допущенные при сравнении объектов.

Отметь ошибочные высказывания значком «–» . Объясни свой ответ.

1) 5 килограммов больше 3 литров. (–)

2) В треугольнике 3 вершины, а в пятиугольнике – 5.

3) Растения роза и ель отличаются тем, что у них разное количество слогов. (–)

4) В Москве сегодня температура +8 градусов, а в Сочи цветут крокусы. (–)

После выполнения аналогичных заданий нужно помочь детям сделать вывод о том, что можно сравнивать друг с другом, а что – нет. Образовательным результатом является понимание детьми того, что сравнивать можно:

- объекты, величины, условия, явления, тела, факты и процессы одного типа, природы или характера;

-одни и те же объекты или свойства в разных условиях;

-различные объекты или явления в одинаковых внешних условиях.

       3.  Задание на умение читать таблицы сравнения.

      Учись читать таблицу. Что обозначают сокращенные слова?

Что обозначает знак «+»? Сравни слова Поля и поле.

                                    

C:\Users\Ира\Desktop\Безымянный55.jpg

             

              4. Задание на умение графически оформлять результаты сравнения.

          Заполни схему. Сравни ДУБ и ОГУРЕЦ. Найди 2 сходства и 2 различия.

C:\Users\Ира\Desktop\4484684.jpg

 Рассмотрим 2 блок - работу по алгоритму.

Туда  входят задания задания, которые помогут детям усвоить алгоритм  УУД «Сравнение»

Алгоритм УУД «сравнение»

C:\Users\Ира\Desktop\12345.jpg

                                   

                      Рассмотрим алгоритм на примере урока математики.

                                                  Математика

C:\Users\Ира\Desktop\66666.jpg

C:\Users\Ира\Desktop\66666.jpgC:\Users\Ира\Desktop\4444.jpg

C:\Users\Ира\Desktop\111.jpg

Такой подробный разбор помогает детям не интуитивно, а осознанно выбрать схему к задаче, называть то или иное явление, объяснить характер ошибок, контролировать свою работу при самостоятельном выполнении аналогичных заданий.

                                                УУД «Обобщение»

Каждый раз, когда ученик делает вывод, он демонстрирует владение действием обобщения. Обобщение является необходимым условием формирования научных понятий, поскольку школьник отвлекается от несущественных, выделяет и работает лишь с существенными признаками (свойствами) данной группы объектов (явлений).

Но ребенку младшего школьного возраста свойственно обращать внимание на внешние яркие характеристики или свойства объектов, которые могут оказаться неустойчивыми или несущественными.

 Например, первокласснику предлагается задание: «Отбери в одну группу все четырехугольники». Среди предложенных фигур три красных и один зеленый четырехугольник, а также один красный пятиугольник.

 Распространенной ошибкой является обобщение по  цвету, то  есть в  группу объединяются все красные фигуры (четырехугольники и пятиугольник), или в группу попадают только три красных четырехугольника. Таким образом, дети ориентируются не на признак математического объекта, а на внешнее его качество — цвет.

Поэтому необходимо провести предварительную работу, уточняющую цель деятельности. Надо обратить  внимание детей на следующее:

 — рассматриваются геометрические фигуры, то есть осуществляется операция оценивания всех наблюдаемых признаков объектов;

 — уточняется, какие фигуры нужно объединять;

— обсуждается, что отличает одну геометрическую фигуру (четырехугольник) от  других (пятиугольник), то  есть обеспечивается отвлечение от случайных не существенных признаков (в данном случае цвет);

— подсчитывается число углов у  всех фигур, то  есть выделяются существенные свойства геометрических объектов;

— результаты обобщения представляются в  речевом суждении («В  отдельную группу отбираю 4 четырехугольника»).

Операции  мыслительного действия «обобщение» идут пошагово

C:\Users\Ира\Desktop\33333.jpg

Обобщение дает возможность установить существенный признак рассматриваемых объектов, что является основой для их классификации. В результате обобщения получается более широкое понятие, построенное на основе абстрагирования.

Универсальность  действия обобщения осуществляется   на  уроках русского языка. Младшие школьники проводят эту умственную операцию  по признаку общности, начиная с первого класса.

1.Посмотрите  на  два столбика слов и скажите, что объединяет слова в столбике.

тетрадь                                                кот

дерево                                                 девочка

варежка                                              лошадь

гриб                                                     соловей

ЧТО?                                                   КТО?

ОДУШЕВЛЕННЫЕ                          НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ

Основанием для обобщения «слова одушевленные и неодушевленные» является выбор слов, отвечающих на вопрос «что?» и «кто?»

2. На уроке окружающего мира предлагается логическая задача

 «Какое животное неверно отнесено в группу рыб?»

C:\Users\Ира\Desktop\111.jpg

Ученик анализирует представленное решение, мысленно проводит обобщение – объединяет животных в группу «рыбы» – и делает вывод: к группе «рыбы» не относится лягушка, она – земноводное.

Для  формирования действия обобщения  важно научить школьников выделять главный, существенный признак (свойство) как необходимое основание правильного обобщения.

Вывод: Мы рассмотрели 4 приоритетных познавательных УУД (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Чтобы проектировать задание, педагогу важно понимать суть каждого умения, знать алгоритм размышления.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование познавательных УУД (сравнение, обобщение)

Слайд 2

Сравнение Сравнение (как логическая операция) – это выявление сходства и различий двух или более объектов. Универсальное учебное действие «сравнение» – это сопоставление объектов в контексте цели.

Слайд 3

УУД «Сравнение» 1 блок 2 блок простое по алгоритму

Слайд 4

1 БЛОК

Слайд 5

Рассмотри схему. Составь предложения.

Слайд 6

Найди ошибки, допущенные при сравнении объектов. Отметь ошибочные высказывания значком «–» . Объясни свой ответ. 1)5 килограммов больше 3 литров. 2)В треугольнике 3 вершины, а в пятиугольнике – 5. 3)Растения роза и ель отличаются тем, что у них разное количество слогов. 4)В Москве сегодня температура +8 градусов, а в Сочи цветут крокусы.

Слайд 7

Учись читать таблицу. Что обозначают сокращенные слова? Что обозначает знак «+»? Сравни слова Поля и поле. Слово Род Число м. ж. ср. ед. мн. Поля + + + + + поле + + + + + Обознач . предмет Нариц . Собств. Одуш . Неодуш .

Слайд 8

Заполни схему. Сравни растения ДУБ и ОГУРЕЦ. Найди 2 сходства и 2 различия. Дуб И дуб, и огурец Огурец Дерево Травянистое растение Растения Плоды Многолетнее Однолетнее

Слайд 9

2 БЛОК

Слайд 10

УУД «Сравнение» Алгоритм Примерные подводящие вопросы детям 1) Определение цели сравнения Что нужно сделать? Какую проблему мы решаем? 2) Определение объектов для сравнения Какие объекты для этого необходимо сравнить? 3) Определение аспектов сравнения и выделение признаков сравнения На что нужно обратить внимание при сравнении? Какие признаки объектов нам важно сравнивать для решения этой задачи? 4) Сопоставление объектов и обнаружение сходств и различий по выделенным признакам Чем сходны и чем различны эти объекты по выделенным признакам? 5) Вывод К какому выводу в результате сравнения мы пришли? Достигли ли мы цели?

Слайд 11

Математика а) Прочитай условие задачи. Рыбак поймал 8 карасей, окуней на 6 больше, чем карасей. Щук на 5 меньше, чем окуней. б) Выбери схему, которая соответствует условию.

Слайд 12

УУД «Обобщение»

Слайд 13

Отбери в одну группу все четырехугольники.

Слайд 14

Операции мыслительного действия «обобщение» Шаг Операция 1 Выделение известных видовых признаков каждого наблюдаемого (исследуемого) объекта (явления) данной однородной группы объектов 2 Отвлечение от несущественных для решения задачи признаков 3 Называние существенных (для данной учебной задачи) признаков данных объектов (явлений, понятий, отношений) 4 Формулирование суждения на основе мысленного объединения выделенных существенных признаков

Слайд 15

Посмотрите на два столбика слов и скажите, что объединяет слова в столбике. тетрадь кот дерево девочка варежка лошадь гриб соловей одуш . сущ. неодуш . сущ. Что? Кто?

Слайд 16

Какое животное неверно отнесено в группу рыб? Сом Окунь Рыбы Карась Лягушка Карп Щука

Слайд 17

Вывод Мы рассмотрели 4 приоритетных познавательных УУД (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Чтобы проектировать задание, педагогу важно понимать суть каждого умения, знать алгоритм размышления.

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Формирование познавательной компетентности младшего школьника"

Системы образования, педагогическая наука во всём мире переживают период осмысления философских оснований образования, общих целевых установок, а также методов и средств их достижения. Необходимость т...

Обобщение пед опыта. Тема:«Использование проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как средство формирования познавательной активности учащихся»

Данный материал содержит: актуальность проблемы, ее новизну. Ставятся задачи и раскрываются условия для решения проблемы....

Обобщение опыта по теме "Формирование познавательного интереса у школьников на уроках русского языка с опорой на педагогические условия организации и проведения дидактических игр как средства обучения"

На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Столкнулась с такой проблемой как однотипность и шаблонност...

Обобщение опыта по теме "Проблемное обучение как средство формирования познавательных универсальных действий младших школьников"

Важнейшей целью современного образования является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Сегодня мы являемся свидетелями процесса перехода от «школы объяснения» к «школе разви...

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников»

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников»...

Обобщение опыта Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Предствлены материалы по обобщению собственного педагогического опыта по проблеме "Формирование познавательных УУД средствами УМК "Перспрективная начальная школа"...

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе. (Логическое действие сравнение)

Особенностью содержания современного начального образования является не только то, что ученик должен знать, запомнить и воспроизвести, но и формирование универсальных учебных действий. Именно они созд...