Эссе "Я учитель"
статья

эссе для учителя начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_ya_uchitel_tsydypova_d.ts_.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое эссе «Я учитель»

Я требую от учителя только добрых нравов, так же

 как я потребовал бы их от каждого гражданина.

Дени Дидро

Я учитель… Я не просто учитель, я учитель начальных классов. В восприятии людей это сразу вызывает уважение, искреннее, неподдельное. Ведь учителя начальных классов называют часто   «первой учительницей», «второй мамой». Многие ли помнят свою первую учительницу? Думаю, многие. Помнят потому, что в   них, в этих словах,  заключено нечто главное, что помогает идти по жизни. У каждого из нас была своя первая учительница, которая нас не только научила считать, писать и читать. Она нас научила гораздо более важному, ценному, жизненному – добру, пониманию, терпению, упорству. Может, в основе всех наших жизненных успехов, больших и малых, и лежит заслуга первого учителя.

Сейчас, когда я выпустила уже несколько выпусков, совершенно разных, но каждый раз в чем-то похожих, я понимаю, что не случайно было дано мне стать учителем начальных классов. Я не раз, как каждый человек, в своей жизни задумывалась о  том, почему я выбрала именно эту профессию. Думаю, не только человек выбирает, кем ему стать. Но и профессия выбирает его. Сколько было возможностей заняться чем-то другим в жизни, но я не представляю себя в другой профессии. Быть учителем – это моя жизнь, порой нелёгкая, беспокойная, но удивительно интересная и по-настоящему добрая. Каждый день я вижу своих учеников, ещё несмышленых, по-детски открытых, непринужденных, готовых  познавать этот мир. В их глазах я вижу веру, веру  в меня, свою учительницу. Много раз я слышала рассказы и родителей моих учеников, и знакомых о том, как их  дети, несмотря на все советы своих родителей, которые точно  знают, как лучше сделать ту или иную работу, и желают, чтобы они всё правильно сделали,  с завидным упорством делали так, как учил их учитель. Это ведь не что иное, как вера, доверие к своему учителю, безграничное, радостное, не допускающее и капли сомнения. Разве можно такую веру не оправдать?!

 Быть первым учителем – очень ответственно, ведь от нас во многом зависит будущее каждого ребёнка: заметим искорку в его глазах, поможем, подтолкнём – и он в будущем найдёт свой путь в жизни, не потеряется, не упадет. Как же страшно, если не увидеть беду маленького человека, пройти  мимо – и он незаметно, окольными путями будет брести по дороге жизни, не узнает радости, окрыленности от успехов. Говорят, что  наши ошибки самые серьёзные, самые жизненные, так как они ранят душу ребёнка, заставляя его страдать, и их уже нельзя исправить. И поэтому для меня важно, чтобы мои ученики, самое главное, научились быть добрыми, неравнодушными.  Если ребенок видит несправедливость со стороны учителя, человека, в которого безгранично верит? Это его очень ранит, и на долгие  годы в нем остается болезненное воспоминание. Нельзя учителю быть равнодушным. Неслучайно справедливость как качество души человека дети ставят порой выше доброты. Для меня учитель – это воплощение добра, справедливости, неравнодушия. Я и стараюсь такой быть в глазах моих детей. Мне отрадно думать, что именно я, мои слова, моё отношение к людям и к жизни находят отражение в душах моих учеников, таких маленьких, искренних, многого не знающих. Я часто задумываюсь, как сложится их судьба, переживаю за них, чувствую за них ответственность. «Настоящий учитель не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой». Эти замечательные слова принадлежат поэту Михаилу Светлову. Помочь детям стать самим собой – вот мой главный принцип как учителя.

Я думаю, это немаловажно и во многом отвечает требованиям современного образования. Системно-деятельностный подход в обучении, на  который ориентировано современное российское образование, заключается  в стремлении научить ребенка учиться, в формировании личности с определённой гражданской и нравственной позицией, определёнными ценностными установками. Это понимание необходимости во многом определяет принципы работы учителя начальных классов, подходы  к преподаванию всех учебных предметов.

Понимать ребенка крайне важно в нашей работе. Это нам, взрослым, все понятно и просто, а они многие вещи открывают только сейчас, учатся видеть мир во всем разнообразии и многообразии. Настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение, сделать его открытие поистине радостным, чтоб не потерять желание ребенка узнавать что-то новое. Это стало первым принципом, которым я сегодня руководствуюсь в своей педагогической деятельности.

 Искренность и честность в отношениях с детьми -  вот мой ещё один принцип. Дети очень хорошо чувствуют, тянутся к хорошему. Ведь только через призму своих мироощущений, своей системы ценностей, отношения ко всему, что происходит вокруг, сухой программный материал становится волшебным кристаллом, сверкающим всеми цветами радуги и зовущим к открытиям.

Мы, учителя, понимаем, что каждый ребенок талантлив, талантлив по-своему. Всегда вспоминаю строки Евгения Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет» и каждый раз убеждаюсь в справедливости этих слов. Поэтому часто похвала хоть за малейшее достижение становится огромным стимулом к дальнейшей работе.  «Из малого рождается большое, скакун вырастает из жеребенка», - так говорят в народе. Искренняя похвала за труд помогает ребенку поверить в себя, в свои возможности.

Ещё К. Д. Ушинский писал: “...ученье, лишённое всякого интереса, убивает в ученике охоту к ученью...” Интерес – это ключ к знаниям, и его необходимо постоянно поддерживать в детях. Сейчас в современном образовании существует огромное разнообразие методов и форм работы с детьми, которые не дадут угаснуть интересу. ИКТ-технологии, проектно-исследовательская деятельность, проектные задачи заставляют ребенка думать, применять какие-то  новые приемы, искать нестандартные пути решения. Умение увлечь учеников, заинтересовать их, чтобы на следующий урок приходили с радостью и желанием работать  и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся. Когда говорим о детях – учениках начальной школы, я считаю непременным,  наиважнейшим требованием в нашей работе - их здоровье, не только физическое, но и психическое, эмоциональное,  и нравственное. Здоровьесберегающие технологии помогают воспитать в малышах ответственность за свое здоровье. Мини-диктанты, например, о гигиене, яркие презентации, проекты о правильном питании создают необходимые предпосылки для того, чтобы ребенок понимал, что его здоровье зависит от него самого.

 На уроках необходимо, без сомнения,  формировать компетентности учащихся, но важно и воспитывать Человека,  научить его быть стойким и мужественным, умеющим преодолевать трудности взрослой жизни.

 «Учитель  в тебе, во мне, в нас»,- так звучат слова известного философа Н. Ильина. Как они справедливы и мудры! У каждого из нас есть учителя, люди, помогающие обрести нам дорогу в этой жизни. Они остаются в нашей жизни, их словами и делами мы определяем свои поступки и решения, они ведут нас подобно путеводной звезде по бурному житейскому морю, не давая нам затеряться, сбиться с пути.

.