Коррекционно-развивающая программа для детей с ЗПР
рабочая программа (3 класс)

Тулинова Анастасия Валерьевна

Основной целью программы является создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения ООП НОО обучающимися с ЗПР, позволяющей учитывать их особые образовательные потребности  на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Белгородский педагогический колледж»

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Разработала:

Студентка 311 НК группы

Макеева А.

Белгород 2019

Пояснительная записка

Коррекционно-развивающая работа подразумевает занятия педагога с детьми. Показания к коррекции связаны с личностными особенностями ребёнка и с запросами взрослых: родителей или учителя. От кого бы ни поступил запрос, в начале коррекции проводится диагностика ребёнка. После чего намечаются пути коррекции. Дети с задержкой психофизического развития (ЗПР) являются наиболее сложными  в диагностическом отношении. В настоящее время  эта категория детей всесторонне изучена, как с клинической стороны,  так  и  с психолого-педагогической.

В зависимости от происхождения (церебрального, конституционального, соматогенного, психогенного), времени воздействия на организм ребенка вредоносных  факторов  задержка психического развития  дает разные варианты  отклонений  в  эмоционально-волевой  сфере  и  в  познавательной деятельности.

В  исследованиях дефектологов указывается,  что при ЗПР имеет место  неравномерность  формирования  психических функций,  причем  возможно  как повреждение, так и недоразвитие отдельных психических  процессов.    В результате  изучения  психических процессов  и  возможностей  в обучении детей с ЗПР выявлен  ряд  специфических особенностей  в  их познавательной,  эмоционально-волевой  деятельности,  поведении всей личности. 

Выявлены следующие черты:   повышенная  истощаемость  и  в результате  нее низкая работоспособность; незрелость эмоций, воли, поведения; ограниченный запас общих сведений и представлений; бедный словарь; несформированность  навыков интеллектуальной деятельности; игровая деятельность сформирована не полностью. Восприятие характеризуется замедленностью, дети многое не замечают в окружающем мире. Замедлен прием и переработка поступающей через органы чувств информации. У этих детей страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Необходим более длительный период для приема и переработки сенсорной информации. Наглядный материал такие дети запоминают лучше, чем словесный. У детей снижен уровень познавательной активности, они недостаточно любознательны, активны по сравнению с нормально развивающимися детьми.

 У детей с ЗПР не сформированы основные мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение, они не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою деятельность, мало задают вопросов, среди них редки «почемучки». Речь у детей с ЗПР внешне удовлетворяет требованиям бытового общения. Но по сравнению с нормально развивающимися сверстниками     наблюдается бедность словаря,  низкая осведомленность,  преемственность грамматики.

Данная программа коррекционно-развивающей работы по развитию познавательных процессов младших школьников с задержкой психического развития состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Основной целью программы является создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения ООП НОО обучающимися с ЗПР, позволяющей учитывать их особые образовательные потребности  на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.

Задачи программы: 

  • Определение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР.
  • Своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в образовательно-воспитательном процессе.
  • Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики.
  • Обучение навыкам произвольного поведения.
  • Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с педагогом.

Содержание программы:

          Программа условно делится на 3 блока.

Блок 1. Развитие зрительно-моторного гнозиса, развитие целостности восприятия, тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики.

Блок 2. Развитие устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания, развитие пространственных ориентировок и временных представлений, развитие памяти.

Блок 3. Развитие наглядно-образного мышления, формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, исключения, обобщения.

Принципы и приёмы коррекции:

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ЗПР, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка, участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.  

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ЗПР выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ЗПР в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

При реализации программы коррекционной работы следует опираться указанные ранее принципы и определить основные направления работы. 

Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие её основное содержание:

  • диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ЗПР, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
  • коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ЗПР в условиях общеобразовательного учреждения;
  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ЗПР и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
  • информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Характеристика содержания направлений коррекционной работы:

Направления коррекционной работы – диагностическая, коррекционно-развивающая, консультативная, информационно-просветительская – раскрываются содержательно в разных организационных формах деятельности школы (учебной урочной и внеурочной, внеучебной).  

Диагностическая работа включает в себя следующее:

  • выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР при освоении основной образовательной программы начального общего образования;
  • проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом и (или) физическом развитии обучающихся с ЗПР;
  • определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ЗПР, выявление его резервных возможностей;
  • изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей обучающихся;
  • изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка;
  • изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ЗПР;
  •  мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ начального общего образования.

Коррекционно-развивающая работа включает в себя следующее:

  • разработку и реализацию индивидуально ориентированных коррекционных программ; выбор и использование специальных методик, методов и приемов обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ЗПР;
  • организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
  • коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и коммуникативно-речевой сфер;
  • развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
  • формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
  • развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции;
  • развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения;
  • совершенствование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях;
  • социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа может включать в себя следующее:

  • выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ЗПР, единых для всех участников образовательного процесса;
  • консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимися с ЗПР, отбора и адаптации содержания предметных программ;
  • консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ЗПР.

Информационно-просветительская работа включает в себя следующее:

  • информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников;
  • различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ЗПР;
  • проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей детей с ЗПР.

          Структура коррекционно-развивающего занятия: 

         1. Ритуал приветствия. Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой. Разминка - воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. (Психогимнастика, музыкотерапия, пальчиковые игры). Разминка выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение; или, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения.

          2. Основное содержание занятия - совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия. Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения располагаются в порядке от сложного к простому (с учетом утомления детей).

         3. Рефлексия занятия - оценка занятия. Арт-терапия, беседы. Две оценки: эмоциональное отреагирование (понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему) и осмысление (почему это важно, зачем мы это делали).

         Диагностические процедуры в программе:

          Важным аспектом реализации программы является проведение психодиагностических исследований с целью получения информации о динамике психического развития детей и планирования дальнейшей сопровождающей работы, выработки рекомендаций по оптимизации учебно-воспитательного процесса, оценки эффективности коррекционно-развивающей работы. Комплексное психодиагностическое обследование необходимо проводить два раза в год с использованием диагностического минимума.

Методологической основой программы являются следующие положения:

1. Образовательный уровень - начальный.

2. Ориентация содержания - практическая.

3. Характер освоения - развивающий.

4. Возраст обучающихся – 9 лет (3 класс).

5. Форма организации учебно-воспитательного процесса - урок.

6. Периодичность - 1 урок в неделю (34 часа в год).

7. Условия вхождения в программу - учебный план.

8. Продолжительность одного урока – 35-40 минут.

Планируемые результаты коррекционной работы:

Программа коррекционной работы предусматривает выполнение требований к результатам, определенным ФГОС НОО.

Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и определяются индивидуальными программами развития детей с ЗПР. Достижения обучающихся с ЗПР рассматриваются с учетом их предыдущих индивидуальных достижений. Для этого используются накопительная оценка (на основе текущих оценок) собственных достижений ребенка, а также оценка на основе его портфеля достижений.

Планируемые результаты:

  • развитие познавательной активности детей;
  • развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
  • нормализация учебной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;
  • развитие словарного запаса, устной монологической речи детей в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности;
  • психо-коррекция поведения ребенка;
  • социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.

Календарно-тематическое планирование

коррекционно-развивающих занятий

с обучающимися  3 класса с ЗПР

Тема занятия

Количество часов

Календарные сроки

1.

Вводное занятие

1

Блок 1. Диагностический

2.

Диагностика эмоционально-волевой сферы

1

3.

Диагностика уровня развития познавательных процессов

1

Блок 2. Развитие эмоционально-волевой сферы, внимания и памяти

4.

Тренировка умения владеть своими эмоциями

3

5.

Коррекция и развитие процессов внимания

2

6.

Дифференциация собственных чувств и эмоций

3

7.

Развитие переключения внимания

2

8.

Развитие направленности внимания

2

9.

Развитие умения работать с текстом

2

10.

Коррекция и развитие зрительной и двигательной памяти

2

11.

Коррекция и развитие слуховой и образной памяти

3

Блок 3. Развитие мышления

12.

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза

3

13.

Развитие мыслительных операций: обобщение, классификация, установление аналогий

3

14.

Развитие творческого мышления

3

Блок 4. Диагностический

15.

Вторичная диагностика эмоционально-волевой сферы

1

16.

Вторичная диагностика уровня развития познавательных процессов

1

17

Итоговое занятие

1

Итого: 34 ч.

Программа составлена на основе рекомендаций и разработок:

  1. Е.К. Лютова, Г.Б. Монина «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми»;
  2. Самоукин Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). — М., 1992.
  3. А.А. Осипова, Л.И. Малашинская «Диагностика и коррекция внимания. Стимульный материал».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.

С каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. В нашей школе обучается 42 ребенка с ОВЗ, это дети с различными интелл...

Коррекционно - развивающее занятие для гиперактивных детей младшего школьного возраста "Шаги к успеху"

Актуальность работы заключается в том, что на данном этапе у младших школьников бывает недостаточно развиты навыки самоконтроля и саморегуляции своего поведения, эмоционального состония, что в свою оч...

Коррекционно-развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Основной контингент стойко неуспевающих учеников общеобразовательных школ, составляют дети с ограниченными возможностями здоровья....

Конспект открытого коррекционно-развивающего интегрированного занятия для детей с задержкой психического развития

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернатгородского округа  Павловский Посад  Московской области      Конспект открытого коррекционно...

Рабочая программа коррекционно-развивающих групповых занятий для детей группы риска «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»

Направленность программы: социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, так как в рамках предложенных в программе упражнений обучающийся учится моделировать систему социальных отношений, ра...

Статья "Роль коррекционно-развивающих игр в воспитании детей с ограниченными возможностями".

laquo;Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок»....