Аналитический отчёт
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Трутнева Ольга Андреевна

Аналитический отчёт

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                  Аналитическая справка МО начальных классов

по итогам внедрения ФГОС

в МБОУ  « Боцинская СОШ»

2014 – 2015 учебный год.

Школа с 2012 года участвует в работе по внедрению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Готовность введения ФГОС второго поколения была рассмотрена на заседаниях школьного методического объединения учителей начальных классов, методическом и педагогических советах. Проведен анализ ресурсов учебной и методической литературы, программного обеспечения используемого для организации системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения задают новые ориентиры развития системы образования.

С помощью метода анализа в школе была проведена оценка условий обучения учащихся в школе, включающая характеристику: участка и здания школы, оборудования, воздушно-теплового режима, естественного и искусственного освещения, организации учебного процесса, школьного питания учащихся. На сегодняшний день школа не оснащена  техническими средствами обучения: телевизоры, DVD плееры, компьютеры,  доступ в Интернет,  мультимедиапроекторы.

В школе была систематизирована вся нормативно-правовая база Федерального, регионального и муниципального уровней, регламентирующая деятельность по апробации условий внедрения ФГОС. Для 1 класса разработана основная образовательная программа, включающая пояснительную записку, учебный план, программы формирования УУД, отдельных предметов, формирования ЗОЖ и духовно-нравственного развития младших школьников.

Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Их можно достигнуть, благодаря современным УМК, включающим учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям стандарта: оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности, в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

Система заданий разного уровня трудностей, сочетание индивидуальной деятельности ребенка с его работой в парах и малых группах позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития.

На основе программы планируемых результатов педагоги нашей школы отслеживали и внедряли в своей деятельности некоторые элементы достижений планируемых результатов освоения программ начального образования.

К квалификации этих педагогов были выдвинуты следующие требования:

​ не менее 5 лет педагогического стажа;

​ не менее одного выпуска;

​ имеют опыт организации учебного процесса на деятельностной основе;

​ имеют опыт экспериментальной деятельности;

​ владеют ИКТ-технологиями и используют их в обучении.

Условием изучения результатов усвоения обязательного программного материала является поэтапность:

I этап - изучение исходного уровня готовности учащихся к обучению в данном классе;

II этап - анализ динамики эффективности образовательного процесса в сравнении с результатами входной диагностики;

III этап - итоговая диагностика, ставящая целью определение уровня готовности учащихся к обучению на следующей ступени.

Диагностический анализ даёт возможность получить объективную и очень конкретную информацию об уровне усвоения каждым школьником программного материала:

• выявить и измерить уровень успешности обучения по предметам каждого ученика, класса;

• определить уровень усвоения отдельных тем из изученного курса;

• выявить затруднения учащихся и пробелы в их подготовке;

• дифференцировать учащихся по успешности обучения.

В начале сентября в 1 классах проводится стартовый  мониторинг готовности первоклассников к обучению. Его целью являлась оценка адаптационного потенциала первоклассников в начальный период обучения. Оценка процесса адаптации проводилась через:

-анализ собственной продуктивной деятельности ребенка и результатов его диагностической работы в рамках УМК;

-восприятие учителя (который взаимодействует с ребенком в школе);

-восприятие родителя (который видит проявление реакций адаптации ребенка в домашней обстановке).

Входные диагностики были направлены для выявления состояния зрительного восприятия, мелкой моторики руки, пространственного восприятия, умения ориентироваться на плоскости, фонематического слуха и фонематического восприятия. Результаты входной диагностики показали, что 25% учащихся имеют высокий уровень, 45%- средний уровень и 30 % -низкий уровень. Полученные данные использованы для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к ребёнку при обучении в 1 классе.

Текущие показатели, фиксирующие продвижение младших школьников в освоении приобретённых умений и навыков по основным предметам, записывались учителями в «Портфолио». Благодаря умелой организации учебного процесса, учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки самоконтроля и умения сравнивать свои достижения с эталоном.

Навыкам самостоятельно принятого решения в организации дифференцированного контроля результатов обучения, способствовали и тематические проверочные работы разноуровнего характера. Эти текстовые и тестовые работы позволили оперативно отслеживать и регулировать качество усвоения обучающимися учебного материала, совершенствовать контрольно-аналитические умения школьников, обеспечивать условия для их дальнейшего развития.

В конце учебного года учащиеся 1 класса участвовали в проведении итоговых контрольных работ. Комплексную работу, включающую в себя учебные предметы: математику, русский язык, чтение и окружающий мир, выполняли все учащиеся.Ими была выполнена как основная, так и дополнительная части.

По результатам проверочной работы по математике учащиеся были распределены на 3 группы:

Группа детей, достигших  высокого уровня, выше базового – 28 %

Группа детей, достигших базового уровня – 58 %

Группа риска – 14%

По русскому языку  результат следующий: выполнили задания базового и повышенного уровней – 72 %, группа риска – 28 %.

По литературному чтению  результат следующий: выполнили задания базового и повышенного уровней – 86 %, группа риска – 14 %.

Материалы, процедура, итоги контрольных итоговых работ были проанализированы на МО учителей начальных классов.

Итоговое оценивание школьника за год непосредственно зависит от интегральной критериальной оценки сформированности универсальных учебных действий, отражающейся в их «Портфолио - портфеле достижений». Учителями заведены «Портфолио». Его составляющими компонентами являются:

-лучшие творческие работы ученика,

-листы индивидуальных достижений,

- лесенки достижений,

-стартовая диагностика,

-итоговые контрольные,

-грамоты, благодарственные письма, дипломы,

-фотографии и др.

К концу года был собран соответствующий накопительный материал. Это послужило поводом для состоявшегося в мае аналитического круглого стола, участниками которого стали учителя начальных классов, учителя – предметники школы, родители учащихся 1 класса. Такой вид совместной работы помог выявить проблемные вопросы такого вида деятельности и спланировать дальнейшую работу с «Портфолио» в начальной школе.

Учебный процесс в школе ведётся с учётом здоровьесберегающих технологий. В течение года проведены исследования общего физического развития обучающихся.

Выводом из всего сказанного выше является то, что в целом подходы стандарта предопределяют аналогичный тип отношений между учителем и учащимся – на основе принятия взаимных обязательств (договоренностей) в отношении изучаемого содержания образования и уровня его освоения, составляющих основной предмет их взаимодействия. Тем самым закладываются основы для реализации педагогики сотрудничества. Практическая значимость диагностических исследований заключается в том, что систематизированные качественные характеристики и показатели образовательного мониторинга позволяют определить фактический уровень успешности обучения и развития учащихся.

На занятиях ведется работа по профилактике переутомления учащихся. Организовано горячее питание: дети своевременно завтракают и обедают. В учебных кабинетах, силами родителей организованы игровые уголки, созданы условия для снятия усталости и развития детей: уютный интерьер, игры. Каждая минута, проведенная в школе, дает ребенку положительный опыт общения, позволяет проявить себя как активную, творческую личность, расширяет его представления об окружающем мире. В классах сложились доброжелательные взаимоотношения, что тоже является одним из условий формирования здоровьесберегающей образовательной среды. Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Созданные условия для  обеспечения учащихся горячим питанием (100% охвата), дают возможность избежать и снизить заболевания желудочно-кишечного тракта.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения, проводятся физминутки после каждой фазы умственного утомления, наступающей через каждые 10-15 минут у значительной части учащихся класса.

Кроме того, определяется и фиксируется психологический климат на уроке, проводится эмоциональная разгрузка, ведется строгий контроль за соблюдением учащимися правильной осанки и чередованием работы в течение урока.

Физкультминутки проводятся, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

Огромная роль в воспитании и развитии детей отводится родителям, поэтому необходимы данные о семьях, в которых воспитываются дети.

С родителями будущих первоклассников проводится информационная работа по вопросам обучения детей в режиме класса, реализующего ФГОС. Активно привлекаются к организации внеучебной деятельности родители обучающихся. Так  совместно с ними  проведятся такие мероприятия как: «Посвящение в первоклассники», «День именинника», «Спортивный праздник на горке и на льду»«Веселый Новый год» и др. Школа полностью укомплектована педагогическими кадрами.

В течение учебного года педагоги школы работали над реализацией ФГОС НОО «Формирование УУД на уроках математики, русского языка в начальной школе в рамках введения ФГОС»

В соответствии со школьной программой формирования УУД  в 1 классах удалось выявить, что включение в контрольно-оценочную систему школы УУД позволяет:

​ поднять интерес учащихся к обучению, а также развивать их творческую самостоятельность;

​ создать благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов;

​ оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных областей знаний.

 В конце учебного года учащиеся 1,2,3 классов участвовали в проведении итоговых контрольных работ,  Работу по математике выполняло 7 учащихся 1 класса,7учащихся 2 класса, 5 учащихся 3 класса;  по русскому языку – 19 человек, по чтению – 19 человек. Ими была выполнена как основная, так и  дополнительной части.

По результатам проверочной работы по математике учащиеся были распределены на 3 группы:

Группа детей, достигших как базового, так и более высоких уровней – 68 %

Группа детей, достигших базового уровня – 21 %

Группа риска – 11%

По русскому языку (по нашей интерпретации, исходя из сопроводительных материалов краевых) результат следующий: выполнили задания базового и повышенного уровней – 82 %, группа риска – 18 %.

По литературному чтению (по нашей интерпретации, исходя из сопроводительных материалов краевых) результат следующий: выполнили задания базового и повышенного уровней – 76 %, группа риска – 24 %.

Материалы, процедура, итоги контрольных итоговых  работ  были проанализированы на ШМО учителей начальных классов, заседании рабочей группы в конце учебного года, представлены на педсовете.

                                  Материально–техническое обеспечение перехода на ФГОС

           Необходимо   улучшить материально – техническое обеспечение для полноценной работы по введению ФГОС :        цифровые видео-фото-камеры , интерактивные доски  , оборудование СПЕКТРА, ЛЕГО, компьютеры

мультимедийные проекторы , оборудование для изучения математики, русского языка.    

У каждого учителя должно быть организовано автоматизированное рабочее место (компьютер, монитор, сканер, принтер) 

Необходимо: расширить библиотечный фонд (художественная (по 10 комплектов), справочная литература,

При организации обучения используется учебно-методический комплекс «Школа России». Все учащиеся обеспечены учебниками из фонда библиотеки .

В школе необходимо организовать доступ к Интернету, а также в  локальную сеть подключить  кабинеты начальной школы.

                                                          Чем отличается новый стандарт ?
       По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни. На уроках сейчас основное внимание уделяется развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности.
        Новые федеральные образовательные стандарты также предполагают, что ученик начальных классов должен черпать знания не только из общеобразовательных предметов, но и из произведений искусства, духовной культуры и фольклора России, истории и традиций страны, а также... периодической литературы, публикаций, радио и телепередач. При этом дети с 7 лет должны понимать, что эти источники информации могут нанести вред его морально-психологическому состоянию.
В стандарты включены такие требования, как умение организовывать свою учебную деятельность, работать с информацией и самостоятельно выполнять задание. Кроме того, будут учитываться личностные результаты. К ним, прежде всего, относится формирование ценностей, которые всегда были приняты в обществе — добро, мир, справедливость, терпение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчёт учителя начальных классов

«Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требований времени. Человек, посвятивший ей жизнь, должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет взрастить в своих воспитанниках. Но...

Аналитический отчёт учителя.

Мной представлен анализ работы за прошедший учебный год...

Аналитический отчёт

Аналитический отчёт...

Аналитический отчёт "Развитие интеллектуальных и творческих способностей у младших школьников"

В аналитическом отчёте даны теоретические основания аналитической деятельности, описан  опыт работы по формированию интеллектуальных и творческих способностей,условия формирования интеллект...

Аналитический отчёт

В материале представлен аналитический отчёт учителя...

Аналитический отчёт педагогической деятельности

Подробный анализ работы учителя для аттестации...

аналитический отчёт

Аналитический отчёт "Использование информационных технологий в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья"...